Компания Victoria была одним из пионеров германской мотоциклетной промышленности. Для этой модели 1901 г. характерны были вертикально установленный цилиндр, одна скорость и ременной главный привод.
В 1923 г., когда Мюнхенская компания BMW решила сама производить мотоциклы, Victoria срочно пригласила на работу бывшего конструктора BMW Мартина Штолле (Martin Stolle). Он разработал серию новых верхнеклапанных двигателей с очень схожей конфигурацией. Они производились для мотоциклов марки Victoria на Мюнхенском заводе Sedlbauer. В конце 1920-х гг. компания Victoria купила этот завод и продолжила производство мотоциклов с горизонтальным двухцилиндровым двигателем объемом 498 см3.
В первых машинах с двигателями внутреннего сгорания марки Victoria использовались одноцилиндровые силовые агрегаты Fafnir или Zedel. Эти машины находились в продаже до 1918 г.
Штолле проработал в компании всего два года, и его сменил Густав Штайнлен (Gustav Steinlen). В 1925 г. Штайнлен сконструировал первую германскую гоночную машину с наддувом, используя горизонтальный двухцилиндровый двигатель объемом 498 см3. Цилиндры вновь располагались продольно. В 1926 г. на одном из этих мотоциклов был установлен новый германский рекорд скорости — 167 км/ч.
В 1928 г. были выпущены новые одноцилиндровые модели с двигателями Sturmey-Archer размерами от 198 до 498 см3 с вертикально расположенными цилиндрами. Кроме того, компания Victoria выпускала модель с верхнеклапанной версией двигателя Sturmey-Archer объемом 348 см3., производившейся по лицензии компанией Horex/Columbus.
Кроме Штолле, компания Victoria пользовалась также услугами конструкторов Альберта Родера (Albert Roder) и Рихарда Кюхена (Richard Kuchen). В числе серийных моделей, выпущенных в период между двумя мировыми войнами, были несколько машин с двухтактными двигателями размерами от 98 до 198 см3, модель с одноцилиндровым двигателем объемом 497 см3 со смешанным расположением клапанов (впускной — в головке, выпускной — в блоке) и несколько верхнеклапанных двухцилиндровых машин, сконструированных Штолле. Они отличались треугольными рамами из прессованной стали и полностью закрытыми двигателями блочной конструкции.
Некоторые модели марки Victoria, включая представленную здесь машину KR9 1937 г. выпуска, были оснащены треугольными рамами из прессованной стали и полностью закрытыми двигателями блочной конструкции.
Во время 2-й мировой войны производство компании Victoria, в основном, было ориентировано на четырехтактную одноцилиндровую модель KR35WH, которая выпускалась, практически, на протяжении всей войны и пользовалась успехом у Вермахта. После 1945 г. компания сосредоточила усилия на производстве машин с малообъемными двухтактными двигателями, начиная с двигателя объемом 38 см3, который использовался в качестве подвесного велосипедного мотора, и кончая моделью KR25 Аего с двигателем объемом 247 см3. Как и другие производители того времени, компания Victoria вскоре обнаружила, что спрос превышает предложение, и к концу 1940-х гг. компания упрочила свое положение и наладила производство мотоциклов в полном объеме.
Модель Aero класса 250 см3 1938 г. выпуска. После войны компания Victoria производила, в основном, малообъемные машины, и модель Aero была самым крупным ее мотоциклом.
В 1951 г. появилась усовершенствованная модель класса 250 см3, но настоящим сюрпризом была совершенно новая машина KR125 Bi-fix. Ее одноцилиндровый двигатель объемом 123 см3 (51 х 60 мм) обладал мощностью четыре с половиной лошадиные силы при 3000 об./мин и мог развивать скорость 80 км/ч. Следующей была первая послевоенная четырехтактная модель марки Victoria — V35 Bergmeister. Эта впервые показанная в 1951 г. машина была оснащена V-образным двухцилиндровым двигателем с необычно острым углом развала цилиндров.
Модель Bergmeister поступила в продажу только 1953 г. одновременно с моделью KR26 Аего. Эта машина с одноцилиндровым двухтактным двигателем с двумя выпускными отверстиями продавалась в туристской и спортивной версиях. В этом же году на Франкфуртской международной выставке компания Victoria представила мотороллер под названием Peggy. Он был не только дорогим, но и практичным, с отличной защитой от непогоды и мощным (снова двухтактным) горизонтальным двигателем объемом 198 см3. Из других особенностей этой машины можно отметить 406-миллиметровые колеса, передние вилки с ведомыми шарнирными сочленениями и заднюю подвеску с качающимся рычагом.
В 1954 г. состоялся дебют новой легкой машины Vicky III. Хотя она была классифицирована как мопед, по конструкции она больше напоминала мотороллер, и в том же году модель Vicky была первой на финише мотороллерного ралли в Мерано (Италия). На проложенной в Тирольских Альпах трассе собрались гонщики со всей Европы. Победитель — Вильгельм Штайнер (Wilhgelm Steiner) преодолел расстояние в 605 км, израсходовав всего 8,6 л топлива! Модель Vicky была оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 48 см3 (38х42 мм) с ручным стартером и двухступенчатой коробкой передач.
К концу 1950-х гг. компания Victoria ограничивалась производством легких мотоциклов и мопедов. Типичным представителем этой марки была представленная здесь модель Avanti класса 50 см3 1959 г.
На состоявшейся в январе 1955 г. Брюссельской выставке на стенде компании Sparta, которая была крупнейшим в Нидерландах производителем мотоциклов, была представлена интересная модель класса 250 см3 с двигателем KR26 Аего марки Victoria вместо использовавшегося ранее двигателя Ио. Тогда же появилось сообщение о предстоящем выпуске потрясающей модели марки Victoria — KR21 Swing класса 200 см3.
К 1956 г. из-за повышения жизненного уровня населения и появления малогабаритных автомобилей в мотоциклетной промышленности Западной Германии отсутствовала финансовая стабильность. В надежде преодолеть этот кризис компания Victoria заключила соглашение с концерном Parilla. Завод Victoria начал выпускать мотоциклы, оснащенные итальянскими двигателями, которые стали называться Victoria-Parilla. После вызванного неуверенностью тайм-аута компания Victoria решила возобновить производство мотороллера Peggy, но с двигателем от нового мотоцикла Swing. В усовершенствованном мотороллере Peggy была вращающаяся задняя ось и кнопочное переключение передач. В том же 1956 г. были выпущены новые мопеды Avanti и Tonyl, а также микро-автомобиль Spatz. К сожалению, выпуск всех этих новых моделей оказался недостаточным для удержания компании Victoria на плаву. В 1958 г. произошло ее объединение с компаниями DKW и Express, в результате чего образовался концерн Zweirad Union. Тем не менее, производство моделей Avanti, Peggy и Vicky продолжалось вплоть до 1966 г., и их можно было приобрести как на отечественном рынке, так и за рубежом.
Victoria V35 Bergmeister (1951)
Модель V35 Bergmeister была оснащена V-образным двухцилиндровым двигателем с необычно острым углом развала цилиндров (28°), четырехступенчатой коробкой передач с цепным приводом на коленчатый вал и валом в качестве конечного привода. По данным компании мотоцикл мог развивать скорость 130 км/ч, но особо впечатляла ширина диапазона мощности его двигателя объемом 347 см3. По документам его мощность составляла всего 21 л.с. при 6300 об/мин, однако этот двухцилиндровый мотоцикл мог без особого напряжения тягать спортивную коляску. Близко расположенные друг к другу цилиндры и массив и ровные линии картера полностью скрывали 26-миллиметровый карбюратор Bingo и воздушный фильтр. Под другой крышкой находились генератор постоянного тока Noris, батарея и элементы системы катушечного зажигания. Из других особенностей следует отметить расположенный между цилиндрами распредвал с шестеренчатым приводом и отлитые в цилиндрах и головке туннели для толкателей.
Bergmeister был хорошим мотоциклом, но его подвели слишком долгий процесс доработки, высокая цена и малый объем двигателя (350 см3).
Двигатель: 347 см3, верхнеклапанный, V-образный двухцилиндровый, 64х54 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 21 л.с. при 6300 об/мин
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: вал
Вес: 176,5 кг
Максимальная скорость: 130 км/ч
Очень современная рама была оснащена телескопическими вилками и задней подвеской с качающимся рычагом. Колеса диаметром 483 мм были оснащены мощными и очень эффективными 180-миллиметровыми тормозными барабанами. Была только одна загвоздка: мотоцикл нельзя было приобрести в течение двух лет после публичного дебюта. В конечном счете, модель Bergmeister едва не привела компанию к банкротству, поскольку в течение целых четырех лет велись работы по устранению серьезной вибрации двигателя.
Первые модели Bergmeister поступили в продажу в 1953 г. и были хорошо восприняты любителями мотоциклов. Общее хорошее впечатление от эксплуатационных качеств мотоцикла портило только медленное срабатывание дросселя. Не было признаков нежелательной динамометрической реакции, присущей тогда почти всем поперечным двигателям. Даже на стенде при закрытии газа заметная реакция не возникала.
Bergmeister был хорошим мотоциклом, но его популярности мешало сочетание таких факторов, как высокая цена, долгий процесс доработки, а также то, что объем его двигателя был всего 350 см3.
Victoria Swing (1955)
Victoria Swing был одним из самых необычных западногерманских мотоциклов, запущенных в производство в послевоенный период. Сначала мотоцикл был продемонстрирован на различных европейских выставках 1955 г. Двигатель блочной конструкции монтировался весьма необычным образом (почти горизонтально в дуплексной консольной раме), взятым из существовавшей мотороллерной, а не мотоциклетной, практики. Силовой агрегат объемом 197 см3 жестко крепился к несущей заднее колесо (рифленой внутри) чугунной стойке. Это колесо с помощью закрытой кожухом конечной цепной передачи, натяжение которой обеспечивало эксцентричное зубчатое колесо, было соединено с осью четырехступенчатой коробкой передач.
В 1956 г. модель Swing была по-настоящему революционной. Этот мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем объемом 197 см3 имел кнопочный переключатель скоростей и уникальной формы подвеску заднего колеса.
Двигатель: 197 см3, двухтактный, горизонтальный одноцилиндровый, 650х60 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 11,3 л.с. при 5300 об/мин
Коробка передач: четырехступенчатая, с кнопочным переключением передач
Главный привод: цепь (закрытая кожухом)
Вес: 131 кг
Максимальная скорость: 97 км/ч
Для обеспечения работы задней подвески картер двигателя покоился на выступающем из рамы шарнире. Верхняя задняя часть рамы и заднее крыло представляли собой сваренные воедино штампованные узлы, усиленные под монтаж верхних креплений двух регулируемых задних амортизаторов. Ввиду того, что такая конструкция препятствовала использованию традиционного ножного рычага переключения передач, переключение скоростей осуществлялось с помощью кнопок на левой рукоятке руля.
Задняя часть двигателя была скрыта установленными на раме несъемными панелями. Передняя подвеска была снабжена ведомыми шарнирными сочленениями, соединенными с помощью прикрытых штанг с опирающейся навитую пружину перемычкой с установленным перед рулевой колонкой соосным амортизатором. В верхней части вилок имелся небольшой обтекатель с фарой и спидометром. Обода колес имели диаметр 406 мм и были снабжены покрышками с профилем толщиной 3,25.
Из других особенностей можно выделить двойное сидение (из двух отдельных частей) и огромный, но при этом очень эффективный глушитель. С 1956 г. машины стали оснащать электрическим топливным расходомером и тормозными сигналами.
Тем не менее, настоящей новацией в модели Swing был новый метод переключения передач. Используя размещенную на левой рукоятке руля маленькую панель, водитель переключал передачи простым нажатием кнопки. Система переключения была на удивление простой и состояла из мощного электромагнита, приводящего в действие толкатель переключения передач. Имелась даже запасная цепь на случай выхода из строя аккумуляторной батареи.
Остается лишь сожалеть, что такая новаторская машина появилась в то время, когда мотопромышленность претерпевала спад, вызванный низким уровнем продаж. Она заслуживала большего успеха, нежели закончить существование в 1962 г. вместе с компанией. Модель Swing могла повлиять на другие, последующие модели, и от этого могла выиграть не только компания Victoria, но и мотопромышленность в целом.