Название этого любопытного вида мотоспорта произошло от английского слова «трайал», что означает «испытание», «попытка». И это действительно нелегкое испытание.
Только упорные тренировки могут привести к победе
Триал впервые появился в Англии. Сейчас он особенно развит в странах Европы и США. Самые знаменитые соревнования по триалу проходят в Шотландии. Они проводятся с 1910 года. Другие под названием «Скотт» проходят в Англии, на Йоркширских болотах. А самым известным триалистом признан Сэмми Миллер, ирландец, который за свою жизнь выиграл более 1000 соревнований!
Если в шоссейных гонках дистанцию надо пройти как можно быстрее, то в триале время не играет большой роли, поскольку результат определяется не по затраченному времени, а в зависимости от количества полученных штрафных очков.
Борьба ведется либо под открытым небом — на местности, на стадионе, либо — в больших залах. Природные трассы могут быть очень длинными, протяженностью до 50 километров.
На трассе должны быть различные препятствия: естественные — скалы, овраги, большие валуны, крутые склоны или искусственные — завалы из бетонных плит, бревен, нагромождения железных бочек, насыпи из песка, высоко расположенные площадки, на которые надо запрыгнуть вместе с мотоциклом.
Триальные мотоциклы под стать их водителям — они такие же легкие, небольшие, подвижные. Тут важна не мощность машины, а точность движения, резкие, мгновенные броски и задержки в нужный момент.
Небольшой вес мотоциклов и специальные, зацепистые шины дают возможность забираться на такие немыслимые препятствия, проходить такие кошмарные трассы, что только диву даешься.
А на трассе не только запрещено слезать с мотоцикла, но и в самые трудные моменты — касаться земли или препятствия ногой, не говоря уже, двумя ногами. За касание судьи насчитывают штрафные очки. Они даются также за падения, за выход в сторону от трассы шириной всего около метра.
Для принятия решения перед препятствием триалист располагает считанными секундами. Избежать ошибок и «огрехов» ему помогают лишь мастерство и опыт. А это добывается упорными тренировками.
Надо обладать чувством равновесия, уменьем балансировать, стоя на подножках неподвижного мотоцикла, чтобы в следующий момент оторвать оба колеса от земли и бросить машину вперед и вверх.
Можно сказать, что для триала нужны не только хороший мотоцикл, не только выносливость и сила, но и светлая голова.