Прокол колеса
Ничто не случается так внезапно и так не пугает, как прокол колеса на дороге. Если такое произошло, крепче держите руль и ведите мотоцикл как можно более аккуратно, потихоньку закрывая «газ». Не переходите на нижнюю передачу и не тормозите — резкие перемещения массы могут нарушить и без того хрупкое равновесие шасси. При условии, что движение на трассе позволяет, постепенно замедлитесь и сойдите с дороги. Если тормозить все же приходится, делайте это неповрежденным колесом. Попытка затормозить колесом с поврежденной шиной может привести к тому, что она съедет с обода, и вы потеряете управление.
К счастью, проколы случаются нечасто, и их достаточно легко предотвратить, особенно если у вас современные бескамерные шины. Тщательно осматривайте их на предмет износа перед каждой поездкой. Самая частая причина прокола - это недостаточное давление в шине, так что всегда проверяйте давление и держите его на уровне, указанном производителем в инструкции по эксплуатации вашего мотоцикла.
Повреждение троса сцепления
От повреждений в пути троса сцепления могут уберечь регулярные проверки его состояния и смазка. Но если это все же происходит на дороге, передачу можно переключить и без него: сбросьте «газ» и сильно сожмите рычаг. Возможно, мотоцикл будет дергаться и шуметь, но на другую передачу вы все же перейдете.
А вот плавно затормозить с поврежденным тросом сцепления уже сложнее. Если возможно, отправляйтесь туда, где вам помогут или где вы сможете спокойно оставить мотоцикл, пока сами ходите за помощью. Постепенно сбросьте скорость, переключаясь не больше чем на одну передачу за раз, пока не дойдете до первой. По возможности, переключитесь на нейтральную до того, как остановитесь совсем (хотя на некоторых мотоциклах это сделать сложно). Если это не получается, подождите, пока не появится возможность остановиться, потом отключите двигатель аварийным выключателем. Имейте в виду — при работающих двигателе и трансмиссии плавной такая остановка не будет.
Если трос сцепления повреждается в то время, когда вы останавливаете мотоцикл, быстро задействуйте тормоза, чтобы заглушить двигатель. У некоторых мотоциклов сцепление гидравлическое: вместо кабеля для включения и выключения сцепления там используется давление жидкости. Резкая потеря этой жидкости вызовет эффект, идентичный разрыву троса, - механизм сцепления выйдет из строя. Экстренные меры здесь те же, что и при повреждении троса.
Животные
В зависимости от ситуации представлять угрозу для мотоциклиста может практически любое животное, даже, например, птица, случайно налетевшая на вас, или белка, неожиданно выскочившая на дорогу. Столкновение с оленем может иметь такую же силу и нести те же повреждения, что и столкновение с автомобилем. Ваша реакция на возникшее у вас на пути животное будет зависеть от его размеров и степени риска, которую оно для вас представляет.
Собаки любят гоняться за мотоциклами. Приближаясь к собаке, замедлите ход, перейдите на низшую передачу, а когда она подбежит совсем близко, резко ускорьтесь. На пытайтесь отпихнуть ее ногой.
Первая линия защиты от животных на дороге - это ваше следование правилу «Увидеть, оценить, сделать» и ограничение скорости в районах, где вероятность появления на дороге животного особенно высока. Наработанная техника уклонения и торможения тоже значительно поможет вам избежать наездов на братьев наших меньших. Нехорошо, конечно, сбивать маленьких зверьков, но порой это бывает единственным, что поможет избежать серьезной аварии, т.к. мотоцикл способен переехать небольшое животное и при этом не упасть. Иногда такой исход ситуации лучше, чем неудачная попытка объехать животное, которая может привести к столкновению со встречной машиной или придорожным дубом.
За мотоциклами очень любят гоняться собаки. Если такая псина погналась за вами, не пытайтесь отогнать ее ногой - так вы можете потерять равновесие. Если впереди вы видите собаку (и особенно, если она не прочь побегать за вами), действуйте так: сбросьте скорость, переключитесь на нижнюю передачу, подайте сигнал, а в предполагаемой точке нападения резко ускорьтесь. Так вы собьете собаку с толку.
Разумеется, у вас нет совершенно никакого желания наехать на этого лося. Знак предупреждает о них.
Чем больше зверь - тем большую проблему он собой представляет. Все животные непредсказуемы, поэтому в районах, где вероятность встретиться, например, с лосями или оленями особенно велика, будьте особенно осторожны. Отслеживайте ситуацию как никогда внимательно, особенно на окраине лесной зоны и в темное время суток. Оставьте для себя дополнительное время и расстояние на реакцию. Если животное все же возникает у вас на пути, единственный надежный способ избежать столкновения - это остановиться, не доезжая до него. Затем подождите, пока животное уйдет, или очень медленно объедьте его.
Ветер
Легкий, спокойный ветерок вряд ли доставит вам неудобства. При необходимости слегка наклонитесь в его направлении и спокойно поезжайте дальше. Сильный порывистый ветер - проблема куда более серьезная и зачастую требующая незамедлительного принятия мер. Всегда помните об этом в ситуациях, когда есть реальный шанс столкнуться с такой проблемой (например, при пересечении открытых мостов или эстакад, обгоне больших грузовиков, выезде за угол большого здания), и заранее принимайте все меры предосторожности.
Виляние заднего колеса и болтанка руля (вобблинг)
Эти проблемы связаны главным образом с управляемостью мотоцикла. Хотя непосвященному человеку и может показаться, что даа этих явления выглядят одинаково, это не совсем так: заднее колесо виляет относительно медленно, а болтанка руля (а заодно и переднего колеса) - явление гораздо более энергичное и интенсивное.
Причин у этих явлений может быть множество, но чаще всего это происходит из-за неудачного размещения веса на мотоцикле или неправильного управления мотоциклом, все это мешает нормальной работе шасси - например, при ускорении на вираже, когда мотоцикл еще не выпрямился после наклона. Другая причина - механические неполадки в системе: например, сильнейший износ подшипников рулевой колонки или подшипников маятника, недокачанные или сильно изношенные шины.
Различия между этими двумя явлениями не столь существенны, так как устраняются они одним и тем же способом. Как только передняя или задняя часть мотоцикла начинает вилять, покрепче схватитесь за руль -только не надо с ним слишком сильно «воевать», руки могут двигаться достаточно свободно. Затем аккуратно прикройте «газ», чтобы постепенно замедлиться. Не применяйте тормозов и не пытайтесь ускориться. Иногда, особенно если виляет заднее колесо, помогает перемещение массы тела немного вперед (наклонитесь над баком).
Мотоциклетное мастерство - это:
- когда вы готовы ко всем неожиданным ситуациям, что могут возникнуть у вас на пути;
- когда вы регулярно тренируете на безопасной территории навыки уклонения и торможения;
- когда вы постоянно следите за состоянием дороги и условиями, которые могут повлиять на принимаемые вами за рулем решения;
- когда вы не берете «на борт» пассажира, если не уверены в достаточности своих водительских навыков;
- когда вы тренируетесь ездить с пассажиром на безопасной территории, прежде чем выехать с ним на обычную дорогу;
- когда вы постоянно напоминаете себе о том, что нужно делать в той или иной экстренной ситуации, всегда располагаете внушительным арсеналом готовых и почти автоматических реакций;
- когда вы тщательно заботитесь о своей заметности в темное время суток;
- когда вы точно знаете, каким образом возраст и водительский стаж сказываются на ваших водительских навыках.