Какого бы размера ни был ваш мотоцикл, поднимая его, используйте принцип рычага и не напрягайте спину. Роняя мотоцикл, мы иногда страшно смущаемся, поэтому сразу начинаем хватать его и поднимать изо всех сил. Но, поднимая мотоцикл даже средней тяжести, можно получить серьезную травму, если делать это неправильно. И обязательно наденьте для этого перчатки. чтобы защитить руки от острых и горячих частей мотоцикла.
Если у упавшей машины имеются дуги защиты двигателя, возьмитесь за руль двумя руками, качните мотоцикл на себя на этой дуге и на инерции поднимите его. При этом сгибайте ноги (не спину!) и поднимайте мотоцикл силой ног. Если он упал на склоне, разверните его так, чтобы он смотрел наверх, в горку, и переключите трансмиссию на первую передачу, прежде чем начнете его поднимать.
Чтобы поднять относительно легкий мотоцикл, как, например, этот тренировочный, просто присядьте (а не нагнитесь), возьмитесь за нижнюю часть руля и поднимите его. После этого выдвиньте боковую подставку и поставьте на нее мотоцикл.
Если дуг защиты двигателя у вашей машины нет, придется либо звать кого-то на помощь, либо поднимать ее по принципу рычага. Если на помощь рассчитывать не приходится, возьмитесь за нижнюю часть руля, разверните переднее колесо на себя, потом возьмитесь за раму, подставьте колени под седло -когда вы станете их выпрямлять, они будут действовать как рычаг. Если машина упала на правый бок, прежде чем ее поднимать, выдвиньте боковую подножку - на случай, если потеряете равновесие и не удержите мотоцикл, когда он начнет падать на другую сторону.
Тяжелые мотоциклы поднимают немного по-другому, но главный принцип здесь тот же: используйте только силу ног, не напрягая спину. Встаньте к мотоциклу спиной, присядьте, правой рукой возьмитесь за руль, левой - за раму, потом просто встаньте вместа с мотоциклом.
Одна предприимчивая женщина по имени Кэрол Юрски (она же Скет) прославилась тем, что постоянно ездит на разные мотоциклетные мероприятия и устраивает там шоу с поднятием разных мотоциклов, в том числе больших туреров, используя только принцип рычага и правильную технику. И это притом, что сама она весит никак не больше 55 кг, даже в самом «мокром виде»!
Поднимая упавшую машину, не забывайте о том, что из бензобака или карбюратора мог вытечь бензин. Это грозит не только пожаром, на нем еще элементарно можно поскользнуться. Никогда не курите рядом с упавшим байком и смотрите, куда ступаете, когда собираетесь его поднять. Есть и другие жидкости, утечка которых может привести к большим неприятностям. Так, когда машина лежит на боку, из вентиляционных отверстий или через крышку аккумулятора может вытекать кислота. А она может вызвать ожоги кожи, продырявить экипировку и разъесть раму. Если такая утечка происходит, залейте батарею и все, что рядом с ней, большим количеством воды. Тормозная жидкость ожогов не вызывает, но сильно портит краску и пластик. Заметив утечку, немедленно вытрите детали, на которые она попала, насухо и при первой же возможности промойте их водой с мылом.
Разумеется, обнаружив утечку, вы, в первую очередь, начнете переживать из-за внешнего вида мотоцикла: не испортились ли из-за этого краска, хромированные и пластиковые детали. Имейте в виду еще и то, что повреждения от падения мотоцикла не всегда можно увидеть сразу, а они могут привести к самым серьезным проблемам уже в пути. При падении могут погнуться рычаги переднего тормоза, сцепления и переключения передач - а обнаружите вы эти неполадки уже в самый неподходящий момент. Иногда их можно выпрямить без особых последствий, но все же любой гнутый рычаг лучше заменить при первой же возможности. После падения неплохо бы проверить и всю ходовую часть, чтобы убедиться, что крыло не задевает колесо, а тормозной трос/шланг не поврежден. Если утечка тормозной жидкости все же произошла, заполните резервуар, чтобы в тормозную систему не закачивался воздух. Проверьте и уровень электролита в аккумуляторе.
Падение мотоцикла можно предотвратить, если постоянно применять некоторые простые приемы. Во-первых, садясь на мотоцикл или слезая с него, всегда сжимайте передний тормоз, чтобы машина не укатывалась вперед. Во-вторых, останавливаясь, держите руль прямо, тормозите аккуратно и до конца, применяя передний тормоз. Если, прежде чем вы полностью остановитесь, вам приходится делать еще несколько шагов по земле, у вас очень много шансов уронить мотоцикл.
И, наконец, умейте грамотно парковать мотоцикл. Нос машины всегда должен смотреть вверх, даже если для этого вам придется въезжать на стоянку задом. Если упереть заднее колесо в бордюр нет возможности, оставьте трансмиссию на первой передаче. На боковой подставке мотоцикл должен стоять, слегка наклонившись на бок, - так он не упадет на другую сторону, если его кто-то заденет. В жаркую погоду, когда есть вероятность, что асфальт может размягчиться, подставляйте под боковую подставку что-нибудь твердое и плоское, например, сплющенную алюминиевую банку. Это правило действует и для парковки на траве или грунте.
Удерживать равновесие на низких скоростях бывает не так-то просто, так что падения здесь нередки. Чтобы их избежать, учитесь маневрировать на тихом ходу. Этому учат на водительских курсах для опытных пилотов - обязательно запишитесь.