Самое главное соображение здесь - видимость на дороге. Если дорогу вы не видите вообще, лучше на ней и не появляться. Не заметив препятствие, вы не сможете его объехать. Глаза человека плохо приспособлены к тому, чтобы видеть ночью.
Глазам нужно несколько минут на то, чтобы просто физиологически отвыкнуть от яркого освещения и приспособиться к темноте. Вспомните фотоаппарат со вспышкой. Вспышка вас мгновенно ослепляет, и глазам нужно время, чтобы «прийти а себя». То же самое происходит, и когда вы выходите, например, из ярко освещенного кафе на темную парковку, или после того, как вас ослепляет фарами встречная машина. Существует несколько способов улучшить ночное зрение:
Визор шлема или защитные очки должны быть полностью прозрачными (не тонированными), чистыми и без царапин.
Прежде чем выехать на дорогу после того, как вы вышли из ярко освещенного помещения, выждите несколько минут. Дайте глазам привыкнуть к темноте.
Отправляясь в путь ночью, имейте в виду, что вашим глазам понадобится несколько минут, чтобы отвыкнуть от яркого света и приспособиться к темноте.
В пути старайтесь не смотреть на источники яркого света: уличные фонари, подсветку дорожных знаков, свет фар встречных машин. Например, при приближении другой машины смотрите не на ее фары, а на белую линию границы вашей полосы.
Частой проблемой при езде ночью становятся усталость и сильнейшая сонливость. Пилотирование мотоцикла - утомительное занятие, так что чаще делайте перерывы на отдых. Езда в состоянии крайней усталости запросто может закончиться аварией. Поэтому отдыхайте как можно чаще. Слезьте с мотоцикла, сделайте несколько упражнений, чтобы разогнать застоявшуюся кровь, или хотя бы походите энергичным шагом туда-сюда по парковке. Такие остановки полезны не только для восстановления сил - это еще и способ встряхнуться, разбавить однообразие езды.
Если глаза у вас все равно слипаются и никакие остановки и зарядки уже не помогают, найдите место, где вы сможете немного вздремнуть. Или вообще остановитесь на ночь в гостинице - это в любом случае обойдется дешевле, чем авария. (И постарайтесь взять номер на первом этаже, чтобы держать мотоцикл в пределах слышимости).
Ночью на дорогах чаще попадаются дикие животные, особенно весной и осенью. Некоторых из них, например, оленя, увидеть бывает очень сложно, а наезд на него дорого обойдется вам обоим.
Когда едете ночью, старайтесь не опережать свет своих фар: то есть ваша общая тормозная дистанция (которая зависит от вашей скорости, времени реакции и состояния дороги) не должне превышать дистанцию, освещаемую дальним светом фар. Решение здесь простое - сбросьте скорость.
Лучший способ избежать столкновения с оленем - это сразу же начинать тормозить, едва заметив его. Оленьи глаза очень хорошо отражают свет, совсем как зеркальный рефлектор. Так что если «рефлектор» у дороги вдруг начинает вам подмигивать - скорее всего, это олень или еще какое-то живое существо. И имейте в виду, что олени ходят семьями, так что, где есть один, будут и другие.
Разумеется, яркая и хорошо настроенная фара очень помогает заметить животное вовремя. Дальний свет должен освещать как можно большую часть дороги, но в то же время ближний свет должен быть установлен ниже уровня глаз, чтобы не слепить водителей встречных машин. Если вам часто приходится ездить по ночам, подумайте об установлении дополнительных фар, работающих от цепи фары дальнего света. Но не забудьте проверить, не будет ли это противоречить вашим местным законам.
Стоит также прикрепить светоотражатели по бокам и к задней части заднего кофра, к седельным сумкам или установить дополнительные задние огни. Человеческий глаз плохо способен оценивать расстояние в темное время суток, а это делает ночную езду особенно рискованной. Светоотражающие нашивки на одежде и дополнительное освещение помогут другим водителям увидеть вас на дороге.
В потоке машин старайтесь оставить как можно больше пространства вокруг себя, особенно следите за машинами, что приближаются сзади. Скорректируйте свою водительскую тактику сообразно обстановке. Если впереди на светофоре зажигается «красный», замедлитесь, чтобы в ожидании «зеленого» не пришлось долго стоять. Делайте левый поворот сразу с правой полосы, а не с левой, где вас легко может сбить сонный водитель. Мигайте стоп-сигналом, когда стоите. Мигающий свет привлекает больше внимания, чем горящий постоянно.
Иногда ночью стоит пристроиться за другой машиной - так и света будет больше, и столкновения с животными можно избежать. А когда свет фар этой машины качается вверх-вниз это знак того, что на дороге яма или еще какая-то неровность. Но, следуя за другой машиной, всегда сохраняйте интервал-дистанцию. (Рекомендуемый минимум - две секунды, не забыли?) Точно высчитайте свою дистанцию, не прикидывайте на глазок. Когда едущая перед вами машина минует фиксированный объект (фонарь, например), начинайте отсчет, «одна-тысяча-один, одна-тысяча-два» и т.д. Если до этой точки вы успеваете сосчитать хотя бы до двух, минимальную интервал-дистанцию вы выдерживаете.
Остерегайтесь ночных преследователей. Некоторые делают это просто из любопытства, но попадаются и любители странных развлечений - постарайтесь не стать их жертвой. Измените скорость, перейдите в другой ряд - в общем, отделите себя от потенциальных проблем. Заезжая на парковку перед любого рода заведением, внимательно изучите обстановку, прежде чем выключить двигатель. Если место кажется подозрительным, двигайте дальше, есть и другие места.
Принимайте во внимание возрастные изменения зрения. С возрастом глаза начинают хуже воспринимать свет, и человек видит предметы уже не так четко, как в молодости. Кроме того, со временем глаза становятся более чувствительными и труднее восстанавливаются после ослепления ярким светом.
Одни мотоциклисты очень любят ездить ночью, другие делают это только в случае необходимости, третьи не делают этого вовсе. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, или вы просто физически не в состоянии держать глаза открытыми в темное время суток, не выезжайте ночью на дорогу.