Практически для любого мотоциклиста подавление панических реакций - проблема не менее актуальная, чем для учеников школы Шванца. Сохранить хладнокровие, когда на дороге вдруг возникает что-то совершенно неожиданное (например, на вираже вдруг попадается гравий, на дорогу выскакивает животное или прямо перед вами с боковой улицы высовывается другая машина), удается далеко не каждому. Сохранить контроль над ситуацией трудно - гораздо проще удариться в панику, впасть в ступор и довести дело до настоящей опасности.
По наблюдениям Кевина Шванца, профессионального мотогонщика, сохранять контроль над своими реакциями при неожиданном развитии событий удается далеко не всем. Как научиться справляться с паникой? Заниматься самодисциплиной и воспитывать в себе уверенность, знать собственные возможности и возможности своего мотоцикла.
Но, к счастью, при наличии достаточной водительской подготовки и практики, можно научиться подавлять в себе приступы паники и сохранять спокойствие даже в самой сложной и опасной ситуации. Вот какие советы о том, как избежать паники, дает Кевин Шванц своим ученикам.
По словам Шванца, самое главное для сохранения самообладания - это не опускать взгляд и продолжать смотреть на поворот или туда, куда едете. Первая реакция на опасность - это желание уставиться на нее и не сводить глаз. Проблема здесь в том, что мотоцикл едет туда, куда вы смотрите, поэтому, если вы фокусируете взгляд на валяющейся на дороге консервной банке, то именно на нее, скорее всего, и наедете. Чтобы успешно миновать препятствие, смотрите вперед, на объездной путь, а не на само это препятствие и не на обочину дороги
Если не глядеть на опасный предмет, можно даже уменьшить степень самой опасности. «Паниковать вас заставляет именно сама опасность, так что лучше не зацикливаться на ней, - говорит Кевин Шванц. - Переместите фокус зрения на что-нибудь, что вы можете контролировать, - на свою траекторию или установленную вами вершину виража, в общем, на то, что останется неизменным».
Многие приходят в школу для опытных пилотов именно для того, чтобы получше узнать пределы своих возможностей и мотоцикла На контролируемой территории закрытого трека это делать безопаснее, чем на общей дороге.
Если не глядеть на опасный предмет, можно даже уменьшить степень самой опасности. «Паниковать вас заставляет именно сама опасность, так что лучше не зацикливаться на ней, - говорит Кевин Шванц. - Переместите фокус зрения на что-нибудь, что вы можете контролировать, - на свою траекторию или установленную вами вершину виража, в общем, на то, что останется неизменным».
Еще один важный аспект борьбы с паникой - знание пределов возможностей как своих собственных, так и мотоцикла. Если вы точно знаете, с какой силой можете тормозить, не теряя при этом сцепления, или как сильно можете наклонить мотоцикл, не касаясь полотна, в критической ситуации сможете действовать на пределе этих возможностей, не поддаваясь панике. Здесь вам очень могут помочь различные тренировочные базы и мотошколы: на специальном треке можно безопасно и точно определить, где находятся эти ваши пределы, после чего ко всяким неожиданностям на городских улицах вы будете подготовлены уже гораздо лучше.
Другая распространенная причина паники, которую Кевин Шванц часто наблюдает у своих учеников, -это неверное восприятие скорости и действия мотоциклиста, когда ему кажется, что она слишком высока. «Я постоянно слышу одну и ту же фразу, - рассказывает Кевин. - "Я сумел остановить мотоцикл до того, как вылетел с трека". Лично мне это говорит о том, что причиной проблемы была паника пилота, а вовсе не скорость мотоцикла».
Здесь основная трудность заключается в том, что многие просто не знают, на что способна их машина. «Всегда непросто объяснить человеку, например, с какой силой он на самом деле может тормозить, - говорит Кевин. - Он думает, что при сильном торможении переднее колесо тут же пойдет юзом -на самом деле, совсем не обязательно». Сильное сжатие переднего тормоза необязательно приведет к заносу переднего колеса. А даже если юз все же начинается, это достаточно легко исправить: нужно сразу же отпустить рычаг и сжать его снова, только с меньшей силой
Существует много способов доказать пилоту, что на самом деле он ехал не так уж и быстро и что, если бы он не запаниковал, то справился бы с ситуацией без особых проблем Главное здесь, по словам Кевина Шванце, это уверенность в своих силах. Зная свой мотоцикл, собственные возможности (и их пределы) именно на этом мотоцикле, вы всегда сумеете сохранить хладнокровие даже в очень напряженной ситуации. Умение и опыт всегда побеждают панику.