Данная инструкция предназначена для ремонта и техобслуживания небольших американских мотоциклов «Harley-Davidson Sportster» различных модификаций, которые выпускались с 2012 года по 2023 год.
Harley-Davidson Sportster — это линейка мотоциклов, которая выпускается без перерыва с 1957 года компанией Harley-Davidson. Модели Sportster обозначаются кодом продукта Harley-Davidson, начинающимся с "XL". В 1952 году на рынок вышли предшественники Sportster — модели K Sport и Sport Solo. Эти модели K, KK, KH и KHK с 1952 по 1956 год имели двигатель с боковыми клапанами ("flathead"), в то время как более поздние модели XL Sportster используют двигатель с верхними клапанами. Первый Sportster 1957 года имел много деталей от KH, включая раму, крылья, большой бензобак и переднюю подвеску.
Sportster XL883N, 2020 год, вид справа
Sportster оснащены двигателем V-twin с углом развала 45 градусов и четырехтактным циклом, в котором два шатунных пальца, выполненные в виде "вилки и лезвия" или "ножа и вилки", делят общий кривошип. Оригинальный двигатель Sportster был двигателем Ironhead, который был заменен на двигатель Evolution в 1986 году.
Различные двигатели Sportster включают двигатели с боковыми клапанами (модели 1929 года R, D, G и W объемом 737 см³) и двигатели "Big Twin" с боковыми клапанами, которые являются flathead V моделями объемом 1213 см³, моделями VL (1930–1936), моделями U и UL (1937–1948) и моделями VH и VLH объемом 1311 см³ с 1936 года. Модели UH и ULH (1937–1941) имеют четыре различных кулачка, по одному на каждый кулачок.
Harley VL, 1930 год, вид слева
Упоры кулачков, используемые в двигателях Sportster, моделях K, боковых клапанных Big Twins и серии боковых клапанных моделей W, были немного укороченной версией упоров, использованных в более крупных двигателях, но с тем же диаметром корпуса 19 мм и тем же диаметром роликового упора 22 мм с 1929 года. Компания использовала подобные упоры кулачков на протяжении десятилетий, с незначительными модификациями, с 1929 по 1980-е годы.
Harley UL, 1937 год, вид справа
Двигатели Sportster сохранили конструкцию корпуса двигателя моделей K и KH, в которой трансмиссия содержится в той же форме, что и двигатель, и приводится в движение двигателем с первичным приводом на 35 рядов цепи и многодисковым кабельным сцеплением. С 1991 года модели имеют пятиступенчатую коробку передач; модели 1990 года и ранее имели четыре передачи.
Harley ULH, 1938 год, вид справа
Двигатель крепился непосредственно к раме с 1957 по 2003 год. Хотя эта система позволяет мотоциклу быть немного легче с более точным управлением, она также передает вибрации двигателя непосредственно на райдера. В 2003 году Harley-Davidson выпустил ограниченное количество спортивных моделей. Они идентифицируются по кодам окраски и памятным табличкам столетия, отмечающим пластины, корпус спидометра и двигатель. Sportster, которые выходили на рынок с 2004 года и позже, используют резиновые изоляционные крепления и соединения, чтобы ограничить движение двигателя в одной плоскости, значительно снижая вибрации, ощущаемые райдером. Мотоциклы Buell, построенные с вариантами двигателя Sportster, используют резиновую систему крепления с 1987 года.
Model K, из которой развился Sportster, была первым гражданским мотоциклом, произведенным компанией Harley-Davidson, с гидравлическими амортизаторами на обоих колесах.
Серия K
Эта серия была разработана на основе предыдущей модели 45 W, но с переработанным двигателем с боковыми клапанами и новым 4-ступенчатым трансмиссией, заключенной в те же корпуса, которые будут использованы на Sportster. Sportster унаследует шатунные палки и многие другие компоненты аналогичного дизайна и размеров.
Модели K и KK 1952-1953: Двигатели с боковыми клапанами объемом 750 см³, использующие диаметр цилиндра модели 45 и ход поршня 70×97 мм.
Model K, 1952 год, вид справа
Модель KR (только для соревнований) 1953-1969: Двигатели с боковыми клапанами объемом 750 см³.
Model KR, 1953 год, вид справа
Модели KH и KHK 1954-1956: Двигатели с боковыми клапанами объемом 888 см³, использующие диаметр цилиндра модели 45, но с увеличенным ходом поршня 156 мм. Это единственный малый V-twin с ходом больше 97 мм. Более короткий ход, однако, является универсальным для всей линейки 45/K/Sportster с 1929 года и по настоящее время, за исключением XR750 и XB9 Buell.
Model KHK, 1956 год, вид слева
Серия XL Sportster
XL Ironhead, 1957-1985: Двигатели с верхними клапанами Ironhead объемом 883 см³ и 1000 см³ с чугунными головками, использующие шасси серии K.
Sportster XL 883 Ironhead, 1957 год, вид слева
XLCH Ironhead (неофициальное название "Competition Hot"), 1958-1971: 883 см³ и 1000 см³, начиная с 1972 года.
Sportster XLCH 883 Ironhead, 1958 год, вид справа
XR-750 (1970-1971): Модель для соревнований, за исключением трюкового мотоцикла Эвела Книвелла, спонсируемого Harley-Davidson с 1970 по 1977 год, с двигателем объемом 750 см³ с верхними клапанами и стальными головками.
Sportster XR-750, 1970 год, вид справа
XR-750 (1972-1985): Исключительно для соревнований, с вышеупомянутым исключением. Двигатель объемом 750 см³ с верхними клапанами и головками из сплавов.
XLCR (1977-1979): Café Racer с двигателем объемом 1000 см³ с верхними клапанами и стальными головками. 2000 единиц в 1977 году, 1200 в 1978 году и 9 в 1979 году.
Sportster XLCR, 1977 год, вид справа
XR-1000 (1983-1984): Городская модель с двигателем объемом 1000 см³, использующая гоночную головку XR и другие детали двигателя XR.
XLR: 883 см³ с верхними клапанами и стальными головками.
XL Evolution (с 1986 года): Также известен как "Evo". Двигатели Evolution с верхними клапанами объемом 883 см³, 1100 см³ и 1200 см³ с головками из сплавов.
Sportster XL 883 Evolution, 1986 год, вид слева
Значительные изменения по годам
1957: Введение двигателя Ironhead с верхними клапанами.
1958: Введение модели XLH с высоким сжатием и более спортивной модели XLCH "Competition Hot".
1967: Введение электрического старта на XLH.
1972: Двигатель Ironhead с верхними клапанами заменяет двигатель объемом 900 см³. Заявленная мощность составила 61 л.с. (45 кВт) при 6200 об/мин с максимальной скоростью 187 км/ч.
1975: Переход на переключение передач с левой стороны (требование DOT).
1976: Ограниченная серия Liberty Edition в честь двухсотлетия Соединенных Штатов.
1977 по 1979: Двойные выхлопные трубы Siamese были введены на кафе-рейсере XLCR Уилли Г. Дэвидсона в 1977 году, вместе с рамой и задним гидравлическим дисковым тормозом, также представленными на XLCR. Ограниченная серия Confederate Edition Sportster произведена на один год.
1979: Последний год для кик-старта, только для XLCH (141 единица).
1985: Последний год для двигателя Ironhead с верхними клапанами.
1986: Запуск двигателя Evolution объемом 883 см³ и 1100 см³.
1988: Двигатель объемом 1200 см³ заменяет двигатель объемом 1100 см³.
1988: Карбюратор с постоянной подачей заменяет дроссельный карбюратор.
1991: Ременной привод заменяет цепной привод на моделях Deluxe 883 и 1200.
1993: Ременной привод становится стандартом на всех моделях Sportster.
1994: Улучшенный масляный бак, поддон для аккумулятора и стандартное сцепление.
1994: Новая электрическая система с водонепроницаемыми разъемами.
1995: Спидометр теперь электронный, а не механический.
1996: Модель Custom XL1200C.
Sportster XL1200C, 1998 год, вид справа
1998: Два свечи зажигания на цилиндр и высокопроизводительные кулачки на XL1200S.
2000: Введение герметичных подшипников колес и тормозных суппортов с четырьмя поршнями.
2003: Последний год для жестко установленного двигателя Evolution на раме 1957 года.
2004: Совершенно новая рама с двигателем, установленным на резиновых демпферах для снижения вибраций. Удаление крышки трансмиссии, новая форма Hamcan, выхлопная балансировочная труба перемещена под воздушный фильтр, скрыта за глушителями для лучшей видимости двигателя, новая более гладкая панель масляного бака с правой стороны с заливной горловиной и датчиком. Ранее открытый аккумулятор теперь закрыт за панелью, соответствующей левой стороне.
2005: Задний маятник расширен до 25 мм для увеличения стабильности.
2006: Новый XR1200 представлен на Intermot в Кельне, Германия. XR1200 — первый Harley-Davidson, использующий топливную инжекцию Down Draft DDFI II. Запланирован к выпуску как модель в конце 2006 года. Введение спиральных шестерен в трансмиссии (2-я-5-я передачи).
2007: Топливная инжекция заменяет карбюраторы на всех моделях.
Sportster XL1200, 2007 год, вид справа
2008: Диаметр передней вилки увеличивается с 19 до 25 мм, а диаметр заднего рычага уменьшается с 25,4 до 25 мм.
2009: Индивидуальный подход к передним крыльям, замененным на кастомизированную форму крыла, соответствующую диаметру колес каждой модели.
2010: ЭБУ перемещен для обеспечения большей вариативности выбора сидений на вторичном рынке. Опция бокового крепления номерного знака доступна на некоторых моделях.
2014: Новый мультиплексированный электрический жгут, большие тормоза, опция ABS для тормозов, удаленная блокировка, новый спидометр с индикатором скорости/тахометра, увеличенное сжатие двигателя, каталитический нейтрализатор.
2021: Прекращение импорта моделей Sportster в Европу из-за невозможности соответствовать стандартам Euro 5 с двигателем Evolution.
2021: Запуск нового Sportster S.
2022: Запуск нового Nightster.
2023: Окончание производства двигателей Evolution (883 и 1200) и линейки моделей Sportster.
Sportster XL883, 2022 год, вид слева
Производственные и знаковые модели Sportster
XL900: Оригинальная версия со средним сжатием.
XLH900: Идентична стандартной модели XL, но с "H", указывающей на двигатель с высоким сжатием.
XLC900: Внедорожная версия XL, XLC оснащен только магнето зажиганием и кик-стартером (а также несколькими другими модификациями, направленными на уменьшение веса).
XLCH900: Внедорожная версия XLH — или XLC с двигателем с высоким сжатием — "CH" означает "соревнования/высокое сжатие". Через год были добавлены фары, спидометр и юридические спецификации для дорожного использования.
Sportster XLCH900, 1960 год, вид справа
XLX-61: Базовый Sportster эпохи "Ironhead", доступный с толстой черной отделкой, черными выхлопными трубами и рулем, или красный с хромированными выхлопными трубами и рулем.
XLT1000 Tourer (1977): Специальная модель с большим баком, ветровым стеклом, более широким сиденьем и сумками Superglide.
XLCH, XLH и XLT Harley-Davidson Confederate Edition (1977): Модели с памятной окраской и декором на баке и крыльях. Очень ограниченное производство с только 45 моделями XLCH, 229 моделями XLH и 15 моделями XLT.
XLCR1000 Cafe Racer: Доступен с 1977 по 1979 год.
Sportster XLCR1000, 1978 год, вид слева
XR1000: Две плоские выхлопные трубы, расположенные высоко слева, и два смещенных фильтра K&N, подающие топливо на карбюраторы Dell'Orto справа. Двигатель объемом 1000 см³ с комбинацией деталей XLX Sportster и модифицированных деталей XR-750.
XLH883 (1986-2006): Карбюраторный V-twin двигатель с объемом 883 см³.
XLH1100 (1986-2006): Карбюраторный V-twin двигатель с объемом 1100 см³.
XLH1200 (1986-2006): Карбюраторный V-twin двигатель с объемом 1200 см³.
XLH883 Deluxe: Двухместное сиденье, тахометр, защитные дуги и спицевые колеса (по сравнению с одноместным сиденьем, только спидометром, низкими рулями и легкосплавными колесами на стандартной модели XLH883).
XLH883 Hugger: Низкая высота сиденья и уменьшенная подвеска, предшественник моделей "XL low".
Sportster XLH883 Hugger, 2003 год, вид слева
XL53C Custom 53 (EU) XL883C "Custom" (US) 1998-2003 (883 см³): Передние управления, двухместное сиденье, сплошное заднее колесо и буксировочные планки, установленные на подъемнике. Эта модель стала XL883C Custom по всему миру с резиновым креплением, выпущенным в 2004 году.
XL883 Sportster 883: Стандартная модель с одноместным сиденьем, центральными управлениями и спицевыми или 13-спицевыми легкосплавными колесами.
XL883C Custom: Широкий и плоский кастомный бак, передние управления, двухместные сиденья, 21-дюймовые спицевые передние колеса и 16-дюймовые сплошные задние колеса.
XL1200C Custom: Жестко установленные версии на раме имели двухместное сиденье и более широкий стандартный бак; модели с резиновым креплением имеют более гладкое сиденье и плоский бак, все оснащены 21 и 16-дюймовыми дисковыми колесами и передними управлениями.
XL883L Low: Одноместное сиденье, низкие амортизаторы, средние управления и спицевые или 13-спицевые легкосплавные колеса.
XL1200L Low: Двухместное сиденье, средние амортизаторы, средние управления, более широкий и плоский бак "Custom", и спицевые или 13-спицевые легкосплавные колеса.
XL1200S Sport: Оснащен регулируемой подвеской с базой piggyback, двойными дисковыми передними тормозами, более острыми кулачками и 13-спицевыми легкосплавными колесами. Более поздние модели оснащены головками с двойной свечой.
XL883R Roadster: Оснащен выхлопом 2-в-1, 13-спицевыми легкосплавными колесами и черным двигателем. Доступен в оранжевом цвете с графикой "R", модели с резиновым креплением имеют выхлоп 2-в-2, немного другое двухместное сиденье и опцию спицевых колес. Все версии R имеют три дисковых тормоза и тахометр. В 2010 году XL883R официально получил суффикс "Roadster".
Sportster XL883R, 2001 год, вид справа
XL1200R Roadster: Черный двигатель с выделенными ребрами, три дисковых тормоза, тахометр, доступен в оранжевом цвете (но без графики "R" или модели "08") с плоским и более широким баком, что отличает его от XL883R.
XL50 1200 50th Anniversary (2007): Ограниченное производство 2000 единиц.
XL1200N Nightster: Первый из Dark Customs, который сочетает в себе задние/стоп-сигналы с LED индикаторами, подсвечиваемый номерной знак, конусообразные глушители (боковые глушители для рынка США), установленные сбоку, 279 мм амортизаторы, средние управления и спицевые колеса.
XL883N Iron: Похож на Nightster с большим количеством черных деталей, черные легкосплавные колеса Mag с 13 спицами и центральные управления.
Sportster XL883N Iron, 2010 год, вид справа
XR1200: Более спортивный мотоцикл в "европейском" стиле, перевернутая вилка, переработанный двигатель Sportster с головками XR, новая рама, двойные четырехпоршневые диски, алюминиевые колеса с тремя спицами (120/70-18 и 180/55-17) и задние управления. Для этой модели была создана серия соревнований.
XL1200X Forty-Eight: В стиле Dark, Forty-Eight имеет небольшой классический бак Peanut 1948 года, спицевые колеса, передние управления, совершенно новую переднюю шину 130 мм и небольшое одноместное сиденье.
XR1200X: XR1200 с полностью регулируемыми задними амортизаторами, полностью регулируемыми передними управлениями, доступен в черном дениме или белом дениме.
Sportster XL1200R, 2011 год, вид слева
Sportster XL1200R, 2010 год, панель приборов
XL883L SuperLow: Новинка 2011 года, полированные черные 5-спицевые колеса и шины (120/70-18 и 150/60-17), более широкий и плоский кастомный бак, органы управления посередине.
XL1200C 1200 Custom: С 2011 года, передняя шина 130/90B16, широкая передняя вилка, 5-спицевые колеса (в Великобритании спицы), новый визор для фар и более широкий кастомный бак, вводящий "H-D1".
XL1200V "72" Radical Chopper: Дизайн, вдохновленный классическим стилем чопперов/бобберов начала 70-х, который был в моде в то время. Hard Candy Custom окраска (с металлическим блеском) является опцией.
XL1200NS Iron: (2018-2021) Близок к версии 883 с черной крышкой переднего фары, мини-апе рулями, центральными управлениями и черными легкосплавными колесами Mag с 9 спицами.
Sportster XL1200NS, 2019 год, вид справа
XL1200N Nightster
Представленный в 2007 году, XL1200N Nightster имел уникальные элементы, такие как укороченное заднее крыло, защитные чехлы на вилке и боковое крепление номерного знака. Позиция при езде и высота сиденья Nightster составляют 643 мм, что идентично XL883L Sportster Low. Европейская версия (как Iron 883/1200 и Forty-Eight) имеет центральное крепление номерного знака, задние амортизаторы высотой 343 мм, конусообразные глушители и комбинированные LED задние/стоп-сигналы. Мотоцикл имеет измеренную мощность 57,2 л.с. (42,07 кВт) на заднем колесе и крутящий момент 87,3 Нм. Его максимальная скорость составляет 172 км/ч при весе 256 кг.
XL1200N Nightster, 2010 год, вид справа
Harley Iron 883, выпущенный в 2009 году, является "уменьшенной" версией Nightster. Основные отличия включают черный двигатель, алюминиевые колеса Moriss Mag вместо спицевых, более узкий руль и, конечно, меньший объем двигателя. В 2018 году была выпущена версия Iron объемом 1200 см³. Как и версия 883, она имеет черную тему, но отличается декорациями на баке, вдохновленными годами AMF, черной крышкой фары, мини-апе рулями и другим сиденьем.
XL1200N Nightster, 2008 год, панель приборов
XR1200
В 2008 году Harley-Davidson запустил Sportster XR1200 в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. XR1200 был оснащен двигателем Evolution мощностью 91 л.с. (68 кВт), двойными четырехпоршневыми дисковыми тормозами спереди и алюминиевым маятником. Журнал Motorcyclist представил XR1200 на обложке июля 2008 года и дал ему в целом положительный отзыв. В статье "Первый заезд" журнал неоднократно призывал Harley-Davidson продвигать его в Соединенных Штатах. Одной из возможных причин позднего появления в США было то, что Harley-Davidson пришлось получить права на название "XR1200" от Storz Performance, магазина кастомизации Harley, расположенного в Вентуре, Калифорния.
Sportster XR1200, 2009 год, вид справа
XR1200 был выпущен в США в 2009 году, в специальной цветовой палитре, включающей Mirage Orange, подчеркивающей его наследие грязевого трекера. Первые 750 единиц XR1200 2009 года были доступны для предзаказа и имели табличку с номером 1 на передней части мотоцикла, подписанную Кенни Кулбеттом и Скоттом Паркером, вместе с благодарственным письмом от Harley-Davidson, подписанным Биллом Дэвидсоном. XR1200 был снят с производства на американском рынке для линейки 2013 года. Мотоцикл имеет измеренную мощность 79,26 л.с. (58,3 кВт) на заднем колесе и крутящий момент 91,56 Нм (на заднем колесе). Его максимальная скорость составляет 194,2 км/ч при весе 260 кг.
Sportster XR1200, 2008 год, вид слева
XL1200X Forty-Eight
Harley-Davidson представил модель XL1200X Forty-Eight в 2010 году. Она напоминает стиль Dark Nightster, но имеет маленький бак Peanut, стилизованный под 1948 год, спицевые колеса, передние управления, более широкую переднюю шину с большой передней вилкой, укороченное переднее крыло, маленький спидометр, перевернутые зеркала, одноместное сиденье и подвеску с малым ходом.
XL1200X Forty-Eight, 2011 год, вид справа
XL1200X Forty-Eight, 2021 год, вид слева
XL1200V Seventy-Two
В 2012 году Harley-Davidson представил модель XL1200V Seventy-Two, которая продавалась до 2016 года. Она демонстрирует классический стиль чоппер/боббер начала 1970-х годов. Модель включает бак Peanut, спицевые колеса, шины с белыми стенками, передние управления, слегка выраженный угол наклона, немного удлиненные передние вилки, короткое заднее крыло, руль типа ape-hanger и низкую подвеску. Мотоцикл имеет измеренную мощность 55,45 л.с. (40,78 кВт) на заднем колесе и крутящий момент 81,09 Нм (на заднем колесе), с максимальной скоростью 174 км/ч и полным весом 253,8 кг.
XL1200V Seventy-Two, 2014 год, вид слева
XL1200V Seventy-Two, 2012 год, вид справа
XL1200CX Roadster
В 2016 году Harley-Davidson представил модель XL1200CX Roadster. Это спортивный Sportster, который воплощает стиль и позу кафе-рейсера. С центральными управлениями и рулем типа drag bar он предлагает слегка наклоненную вперед позицию при езде. Перевернутая картриджная вилка диаметром 43 мм и регулируемые преднатяжные амортизаторы на задней оси позволяют Roadster иметь наибольший угол наклона среди всех Sportster. Мотоцикл также оснащен двойными плавающими дисковыми тормозами диаметром 300 мм и комбинированным тахометром и спидометром. Он имеет измеренную мощность 65,4 л.с. (48,1 кВт) на заднем колесе и крутящий момент 94,5 Нм (на заднем колесе).
XL1200CX Roadster, 2017 год, вид справа
XL1200CX Roadster, 2016 год, панель приборов
Sportster S
В 2021 году Harley-Davidson запустил новый Sportster S. Продаваемый как "кастомный спортивный мотоцикл", он оснащен новым жидкостным V-twin двигателем Revolution Max 1250 T (для крутящего момента) с переменным временем открытия клапанов, впервые представленным на Pan America. В независимом обзоре отмечается: "Несмотря на название Sportster, характеристики нового Sportster S показывают, что он имеет больше общего со старым V-Rod, чем с его собратами. К концу своего производства V-Rod был оснащен жидкостным DOHC V-twin двигателем объемом 1247 см³, производящим 125 л.с. (91,94 кВт), что сопоставимо с 1252 см³ и 121 л.с. (89 кВт) нового Sportster S. Однако V-Rod был значительно тяжелее (около 300 кг в зависимости от версии), в то время как Sportster S является относительно легким мотоциклом весом 228 кг. Это означает, что новый Sportster должен быть значительно более производительным мотоциклом, чем старый V-Rod, как на прямой, так и в поворотах".
Sportster S, 2021 год, вид справа
Sportster S, 2023 год, вид слева
Sportster S, 2022 год, панель приборов
Последние модели Evolution и текущие модели
Sportster с воздушным охлаждением Evolution предлагал разнообразные модели в Европе до 2020 года:
SuperLow (XL883L)
Iron 883 (XL883N)
Iron 1200 (XL1200NS)
Forty-Eight (XL1200X)
Forty-Eight Special (XL1200XS)
1200 Custom (XL1200C)
SuperLow 1200T (XL1200T)
Roadster (XL1200CX)
Модели 2024 года, которые не все предлагаются в одних и тех же странах, включают:
Iron 883 (XL883N)
Iron 1200 (XL1200NS)
Forty-Eight (XL1200X)
Sportster S (запущен в 2021 году)
Nightster
Nightster RH975, 2023 год, вид справа
Nightster RH975, 2024 год, вид слева
Nightster RH975, 2022 год, панель приборов
Buell
Бренд Buell начал с модификации жидкостных 4-цилиндровых 4-тактных двигателей, в конечном итоге перейдя на жидкостные 4-тактные V-twin двигатели, но подавляющее большинство их мотоциклов использовало модифицированные двигатели Sportster 883 и 1200. Благодаря добавлению головок, цилиндров и инжекции топлива, разработанных Buell в 1999 году, эти модели все испытали увеличение мощности. Эти двигатели также устанавливались на резиновых креплениях и были оснащены вентилятором для лучшего охлаждения заднего цилиндра.