Знаменитая гоночная команда Wrecking Crew на треке с деревянным покрытием. Трудно передать, насколько ужасающее скользкой поверхностью для гонок является дерево.
Первый предшественник современных машин Harley был изготовлен в единственном экземпляре тремя молодыми людьми: Билл Харлей (Bill Harley) спроектировал его, Артур Харлей (Arthur Harley) изготовил образцы, а Уолтер Дэвидсон (Walter Davidson) создал его. В следующем году они сделали еще две машины и продали их. Тетя Уолтера Джанет Дэвидсон раскрасила их тонкими полосками и создала эмблему. Затем в 1905 г. было создано еще восемь мотоциклов. В 1906 г. их было 50, а в 1907 г. — 100. Пришло время бросать дневную работу. В следующем, 1908 г. было изготовлено 450 мотоциклов, а первая V-образная двухцилиндровая машина, т.е. конструкция, с которой Harley-Davidson неразрывно связан, появилась в 1909 г.
Несмотря на продолжавшийся быстрый рост компании, она вначале не дотягивала до одного класса с основным соперником — компанией Indian, чьи машины были более продвинуты в техническом отношении и, что важнее всего, быстрее. За три или четыре года до начала 1-й мировой войны конкуренция между этими двумя компаниями привела к быстрому внедрению новых технологических решений, включая принятие на вооружение холостого хода двигателя, а затем и коробки передач.
1-я мировая война оказалась в определенном роде подарком для компании по двум причинам: во-первых, в качестве своего вклада в войну они продали много мотоциклов правительству и благодаря лучшему финансовому контролю выгадали намного больше за них денег, чем Indian; во-вторых, они приберегли почти половину своей продукции для невоенного рынка, позаботившись о том. чтобы увести как можно больше покупателей и дилеров у Indian. Они также создали знаменитую гоночную команду Wrecking Crew и с 1914 по 1921 гг. заняли господствующее положение в таком, по общему признанию, специализированном мире, как американские гонки. По окончании войны Harley-Davidson оказался в намного лучшем положении, чем Indian как в финансовом, так и в рыночном отношениях. Этот перевес рос, пока Indian не оказалась ниже Harley-Davidson.
61-дюймовая (999 см3) двухцилиндровая модель 1917 г. была одной из лучших машин своего времени, хотя вызывает удивление использование дюймовых значений при том, что принята метрическая система для обозначения объема двигателя.
Однако и для Harley-Davidson продавать свои машины было совсем непросто. В 1920 г. в Соединенных Штатах, стране с безмерными природными ресурсами и малочисленным населением, недорогой автомобиль (если очень нужно, то подержанный) становился все более доступным, и привлекательность мотоцикла как ежедневного транспортного средства соответственно уменьшалась. Компания перестала официально поддерживать гонки в 1921 г., и, хотя на протяжении 1920-х гг. их экспортный рынок был достаточно устойчивым, он несколько сократился: в 1921 г. дилеры Harley-Davidson работали в 67 странах, и этот показатель никогда не был превышен.
Hummer с двухтактным двигателем объемом 165 см3 не относится к машинам, которые обычно ассоциируются с маркой Harley-Davidson, однако по сей день существует клуб приверженцев этого мотоцикла.
У компании все еще хорошо шли дела в таких странах, как Австралия, которая могла соперничать с Америкой по громадности расстояний и плохому состоянию дорог, но эти страны все более отдалялись от прогрессивных технических тенденций и выглядели все более старомодными. К середине 1930-х гг. ножное сцепление и ручное переключение скоростей устарели, поскольку они были удобными только при быстром движении по прямым дорогам, для сноровистой же быстрой езды по извилистым дорогам необходимы ручное сцепление и четкое ножное переключение скоростей.
Редкое по нынешним стандартам появление новых моделей часто сопровождалось серьезными недоработками, проявлявшимися в первый год производства. Модель VL 1930 г. была одной из самых неудачных: поломки рам, неполномерное сцепление, глушители, которые вдруг забивались копотью и прочее. Если же модель оказывалась удачной, как это было с Flathead с двигателем объемом 737 см3, то она оставалась в производстве долгие годы — так двигатель этой модели использовался в дорожных мотоциклах до 1951 г., а двигатель трехколесной машины Servi Саг — вплоть до 1974 г.
Задолго до этих машин была выпущена просуществовавшая недолгое время (1919-22 гг.) никчемная двухцилиндровая модель с горизонтальным расположением цилиндров: ее двигатель объемом 584 см3 мог в лучшем случае тащить машину со скоростью 80 км/ч. Superpowered Twin 1922 г. с двигателем объемом 1200 см3 развивала заявленные 18 л.с., что совсем не впечатляет, если сравнивать с современной моделью Brough Superior, в которой двигатель JAP на 1/6 меньшего объема развивает почти вдвое большую мощность.
Выпускавшаяся с 1926 по 1935 гг. одноцилиндровая модель с двигателем объемом 350 см3 с боковым расположением клапанов имела больший успех за рубежом, чем в Соединенных Штатах, а в виде верхнеклапанной Peashooter она стала базовой для хорошо известной гоночной машины. Другой выпускавшийся с 1929 по 1936 гг. одноцилиндровый мотоцикл с двигателем объемом 500 см3 также имел лучший спрос за рубежом, нежели дома.
В отличие от уже упоминавшейся роковой, по существу, модели VL верхнеклапанная машина Knucklehead 1936 г. была намного лучше при том, что в моделях первого года выпуска были обнаружены недостатки в системе смазки. На самом деле, прямым потомком этой машины является модель Twin Cam 88 1999 г. по линии моделей Panhead 1948-65 гг., Shovelhead 1966-85 гг. и Evolution, иначе Blockhead 1984-99 гг.
Это говорит о том, что в целом было создано всего пять новых двигателей, и всем, кроме фанатов Harley-Davidson, это покажется скромным достижением. До появления модели Twin Cam ничего не делалось для улучшения системы охлаждения и устранения нежелательной вибрации, и даже в этой модели эти проблемы не решены полностью. При каждой значительной реконструкции менялся внешний вид двигателя, а для покупателей Harley-Davidson, внешний облик значит больше, чем эксплуатационные характеристики. Объемный к.п.д. двигателя полностью обновленной модели Twin Cam 1998 г. при 45л.с./литр был более характерным для машин начала 1950-х гг., а не конца 1990-х гг., и уступал более мощным двигателям JAP начала 1930-х гг.
Существует однако другая линия эволюции, которую сами Harley-Davidson отслеживают от выпускавшейся в 1952-56 гг. модели Flathead К с объемом двигателя 737 см3 и далее через модели Ironhead Sportster 1957-86 гг. и Evo Sportster, представленный в 1986 г., хотя, если они собираются включить сюда Flathead К (тоже с проблемами в первому году), нет видимых причин не включить сюда же исходную модель Flathead 45. К сожалению, двигатель KL с развалом цилиндров под углом 60°, со смещенными, а не параллельными шатунами не вышел в серию; К оказался неважным заменителем более продвинутого двигателя, и это очевидно для каждого, кроме самых фанатичных традиционалистов. Однако владельцы Harley становились все более ярыми традиционалистами.
Как правило, покупатель мотоцикла Harley-Davidson осуществляет свою давнюю мечту о красивой машине, питающей его или ее фантазии о жизни байкера, в высшей степени надежной даже при нечастой езде и недостаточно хорошем техническом обслуживании. Когда компания забывала об этом, ее рынок сокращался на столько, что даже угрожал существованию фирмы. Когда она процветала, то это происходило из-за того, что она делала машины более надежными (в частности, устранила причины протечек масла) и все большее внимание уделяла внешнему виду.
Существовали большие, широкие топливные баки Fat Boy, предпочтительнее, с встроенными в них спидометрами и маленькие арахисовые баки. Существовали колеса со спицами и цельнолитые колеса. Существовали узенькие крылья и огромные, широкие. Рули были разными: от прямых, типа гоночных до изогнутых в виде рогов для легкой езды (Easy Rider). Вилки разнились от чувствительных до примитивных. Однако, что касается двигателя или собственно рам, такого разнообразия не было.
Например, в 1980 г. выпускалось 16 моделей (без учета вариантов FLHC — одиночного и с коляской, но с учетом полицейских моделей FLH-80 и FLH-1200, как отличающихся от своих неспециализированных двойников) всего с двумя базовыми двигателями: полнообъемными V-образными двухцилиндровыми и V-образными двухцилиндровыми Sportster несколько меньшего размера. Все это были вариации на тему объема и доводки, но две эти серии двигателей могли отследить свое происхождение от Knucklehead и Flathead 45 без какого бы то ни было перерыва. Это интригующий момент, поскольку для больших двигателей размерами 1200 и 1340 см3 характерна выработка менее 50 л.с. на литр объема, в то время, как для менее крупных двигателей размерами 883 и 1000 см3 характерна выработка более 50 л.с. на литр; реальные же выходы мощности не всегда различаются таким образом, и некоторые из небольших двигателей на самом деле вырабатывали намного большую мощность, чем многие крупные, хотя крутящий моменту них был ниже.
В стороне от всех этих V образных двухцилиндровых двигателей были также машина Model В Hummer, копия DKW военных лет, выпускавшаяся слишком поздно — в 1959 и 1960 гг., мотороллер Topper 1960-65 гг., модели Bobcat, Ranger, Pacer и Scat класса 175 см3 1962-66 гг., которые были довольно ординарными двухтактными машинами, и производство в период между 1961 и 1978 гг. машин Aermacchi Harley-Davidson, о котором рассказано в статье Aermacchi.
Мотороллер Topper, выпускавшийся в начале 1960-х гг, был одной из наименее успешных попыток компании Harley-Davidson расширить свой рынок.
Единственной нераскрытой темой повествования осталась организационная сторона компании. Зарегистрированная в 1907 г. компания оставалась в полном семейном владении до 1965 г., когда она стала открытым акционерным обществом Образование акционерного общества с 326 частными владельцами акций фактически казался единственным выходом для компании. Результатом образования акционерного общества стало взятие его под контроль в 1968 г. компанией AMF (American Machine and Foundry), которая хотела вложить большие суммы в фирму, но, к сожалению, не совсем понимала мотоциклетный бизнес.
Американская Мечта: большой, тяжелый мотоцикл, много приспособлений и отделки, и посадка с отклоненной назад спиной, идеальная для неторопливой езды.
Результатом власти AMF явились снижение веса компании в обороте рынка и растущие потери, что продолжалось до тех пор, пока контрольный пакет акций не был перекуплен, что случилось между 1981 и 1982 гг. Эта мера привела к возрождению успеха компании.
Модель Electra-Glide, по сути, была той же Duo-Glide с электрическим запуском двигателя, a Duo-Glide — это та же Hydra-Glide — с гидравлическими передними вилками, но с задней подвеской.
Модель SS125 была двухактной и на столько далекий от большой четырех такт ной V-образной двухцилиндровой машины, насколько это можно себе представить.
Эта модель XR750TT 1972 г. выглядела скорее, как модель начала 1960-х гг., но в сравнении с другими мотоциклами Harley-Davidson ioi о времени опа была на 10 лег более продвинутой.
Harley-Davidson Silent Gray Fellow (1906)
Первые одноцилиндровые машины были черными, но в 1906 г. в качестве варианта были предложены машины серого цвета с тонкими карминными полосками. Название Silent Gray Fellow отражает как окраску машин (Grey — серый), так и необычно эффективный глушитель (Silence — тихий).
Эта модель 1914 г. является типичной для первых одноцилиндровых моделей, выпускавшихся в тот период, холя, как отмечено в тексте существовала программа последовательного усовершенствования, которая включала отказ от педалей.
Двигатель: 405 см3, с автоматическим впуском и боковым выпуском,одноцилиндровый вертикально установленный, с воздушным охлаждением
Мощность: не указано
Коробка передач: прямая передача
Главный привод: ременной
Вес: не указан
Максимальная скорость: 80 км/ч
Данные о рабочем объеме разнятся. Согласно официальным данным компании, одноцилиндровый двигатель самой первой машины имел объем 405 см3, но в конце 1906 г. был увеличен номинально до 565 см3. Другие источники ссылаются на промежуточную версию объемом 500 см3 и дают другой временной масштаб. В виде версии объемом 565 см3, хотя и с улучшением клапанной передачи (с автоматического впуска на механический впуск), двигатель находился в производстве до 1918 г.
Первая машина имела раму велосипедного типа, но вскоре в процессе производства сменила на раму с закрытым контуром; главный привод также был заменен на цепной. С самого начала зажигание было электрическим от трех сухих батарей. Предлагался выбор шкивов двигателя: 114 мм, 133 мм и 150 мм. Согласно рекламе расход топлива был от 2,5 до 3,5 литров на 100 км, а подача смазки осуществлялась самотеком.
Harley-Davidson Flathead 45 (1929)
Модель Flathead 45 была представлена в трех версиях: с низкой D, стандартной DL и высокой степенью сжатия DLD, — отсюда диапазон приводимых ниже показателей скорости, хотя указанная там мощность относится к стандартной версии. На ранних моделях было по два головных фонаря, и до 1936 г. (модель R, в отличие от модели W после 1936 г.) рули были с немного большим углом наклона для придания большей устойчивости на ужасных дорогах того времени.
Одна головная фара свидетельствует о том, что эта машина произведена в 1930 г. или позже (на самом деле машина изготовлена в 1930 г.). Сидения со спинками в виде стульев все еще были популярны в те дни даже в США.
Двигатель: 743 см3, с боковым расположением клапанов, рядный V-образный двухцилиндровый, 70х97 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 23 л.с. при 4600 об/мин.
Коробка передач: трехступенчатая, с ручным переключением передач Главный привод: цепной
Вес: не указан
Максимальная скорость: 105-120 км/ч
После 1930 г. были установлены поршни из сплава (вместо чугунных), а через пару лет исчезла версия с высокой степенью сжатия. За все долгие годы существования серьезные изменения в двигатель были внесены только однажды: в 1936 г. для модели Knucklehead была сконструирована система рециркуляции.
Даже после того, как Flathead 45 была снята с производства в 1951 г., производство двигателя, которым оснащали трехколесную модель Servi-Car, продолжалось до 1974 г.
Harley-Davidson Knucklehead (1936)
Knucklehead была первой стандартной дорожной верхнеклапанной моделью Harley-Davidson и была представлена с двумя двигателями: с номинальным объемом 999 см3 (в действительности 988 см3) и 1200 см3 с предоставлением выбора степени сжатия. Название произошло, конечно же, от похожих на суставы пальцев выступов на головке.
Меньше значит больше? Нет, у Harley-Davidson больше значит больше, хотя эта модель 1938 г. представляет собой младенческую версию Knucklehead, оснащенную сравнительно небольшим двигателем размером 988 см3.
Двигатель: 988 см3, верхнеклапанный, рядный V-образный двухцилиндровый, 84х90 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 40 л.с. при 4800 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ручным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 256 кг
Максимальная скорость: 145 км/ч, приблизительно
Хотя Knucklehead была мощной машиной с очень приличным крутящим моментом, легко заметить различие в расстановке акцентов между ней и легкой, более мощной моделью Rapide серии А марки Vincent, выпущенной парой лет позже. Harley все еще конструировался для того, чтобы покрывать огромные расстояния по плохим дорогам со сравнительно низкой скоростью, тогда как Vincent, будучи на 59 кг легче, обладающий более чем на 10% большей мощностью, с максимальной скоростью выше на 32 км/ч предназначался для покрытия таких же расстояний намного быстрее по гораздо лучшим дорогам. В том же году, что и Knucklehead,был также выпущен массивный мотоцикл с двухцилиндровым двигателем с боковым размещением клапанов с номинальным размером 1310 см3, при реальном рабочем объеме 1281 см3 (87х108 мм). Кроме проблем на начальном этапе, связанных с новой четырехступенчатой коробкой передач, это была отличная машина, хотя ее производство было прекращено во время войны и больше не возобновлялось.
Harley-Davidson WLA (1941)
По сути, это гражданская модель WL с рядом модификаций в соответствии с армейскими нуждами: мощная багажная полка, кожух для винтовки, затемненные передний и задний фонари и противоударная плита под картером. Еще также следует отметить табличку на баке с данными о технических характеристиках и рекомендациями по техническому обслуживанию. Реальная максимальная скорость была выше, чем приведенный ниже показатель 105 км/м, но такая цифра указывалась по рекомендации армейских властей.
Оригинальные модели военного времени WLA и WLC сейчас — настоящая мечта многих коллекционеров.
Двигатель: 745 см3, с боковым расположением клапанов, рядный V-образный двухцилиндровый, 69,85х96,84 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 25 л.с. при 4000 об/мин.
Коробка передач: трехступенчатая, с ручным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 245 кг
Максимальная скорость: 105 км/ч
С учетом того, что при необходимости Срочно найти укрытие предписывалось соскакивать с мотоцикла, бросив его на землю, и что многие потенциальные ездоки никогда раньше не ездили на мотоциклах, машина была практически неразрушимой.
В канадской версии WLC вместо ножного сцепления и ручного переключения передач было ручное сцепление и ножное переключение скоростей, таких машин (WLC) было выпущено около 20 тысяч экземпляров, а версий WLA — 68 тысяч. Еще одним вариантом был очень редкий 44-U для военно-морских сил, было поставлено 130 таких моделей, окрашенных в серый цвет боевых кораблей.
Благодаря тому, что вооруженные силы настаивали на поставках огромного количества запасных деталей, мотоциклы Flathead 45 прекрасно ремонтируются и по сей день.
Harley-Davidson Panhead (1948)
Модель Panhead была оснащена совершенно новым верхнеклапанным двигателем с гидравлическим приводом клапанов (вместо толкателей), с головками цилиндров из легкого сплава, вместо чугунных, и четко выраженным кулинарным видом клапанных крышек. Согласно теории, эта головка должна была отдавать больше тепла, чем чугунная, гидравлика была лишена шума работы толкателей. Смазка также была лучше, чем у Knucklehead, с большим на 25 % притоком масла к верхним клапанам под давлением 1 бар. Эта система использовалась в обеих версиях с двигателем 1200 см3 и в версии с двигателем 988 см3.
На этом фотоизображении модели Panhead Hydraglide (гидравлические передние вилки при все еще жесткой задней части шасси) 1949 г. отчетливо видны ассоциирующиеся с кулинарией клапанные крышки.
Двигатель: 1207 см3, верхнеклапанный, рядный \/-образный двухцилиндровый, 87х100 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 50 л.с., приблизительно
Коробка передач: четырехступенчатая, с ручным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 255 кг
Максимальная скорость: 153 км/ч, предполагаемая
На удивление, выходная мощность была примерно одинаковой с другими двигателями объемом 1200 см3, хотя в следующем году удалось найти около десяти дополнительных лошадиных сил в системе впуска-выпуска. В то же время компания представила передние вилки Hydraglide, хотя задняя часть шасси оставалась жесткой и по-прежнему применялось ручное переключение передач. Ножное переключение скоростей и ручное сцепление появилось в качестве опции в 1952 г., но задняя подвеска на крупных двухцилиндровых моделях появилась только в 1958 г. с моделью Duo-Glide, которая в 1965 г. перед самым выпуском новой модели Shovelhead (1966 г.) превратилась в Electra-Glide.
Harley-Davidson XL (1957)
В 1957 г. надежный мотоцикл с двигателем объемом менее 900 см3 (883 см3 равняются номинальным 55 куб. дюймам) мощностью 40 л.с. выглядел довольно впечатляюще. Это было на 2 л.с. меньше, чем у современного ему мотоцикла BSA DBD34 Goldie, объем двигателя которого чуть превышал половину объема XL и весил на 68 кг легче. Тем не менее XL намного лучше вела себя на дороге и была более податлива. Годом позже мощность модели была увеличена за счет повышения степени сжатия (куполообразные поршни), увеличения размеров клапанов и облегчения клапанной зубчатой передачи.
По стандартам того времени модель XL Sportster могла быть превращена в настоящую спортивную машину; эта представленная на рисунке модель 1957 г. выглядела бы лучше с более прямым рулем и с более крупным топливным баком.
Двигатель: 883 см3, верхнеклаланный, рядный V-образный двухцилиндровый, 76,2х96,8 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 40 л.с. при 5500 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 230 кг
Максимальная скорость: 170 км/ч, приблизительно
В 1959 г. была немного усилена работа распредвалов, а к 1962 г. была выпущена модель XL Sportster, которая стала самой лучшей и самой быстрой моделью Harley-Davidson во все времена. Это также был один из немногих дорожных мотоциклов, который неподдельно отражал первые спортивные шаги компании Harley-Davidson.
В 1968 г. компания заявляла мощность своей машины на уровне 58 л.с. при 6800 об./мин., а в 1972 г. в новой версии диаметр цилиндра и ход поршня были увеличены, и объем был доведен до 1000 см3.
Этот же двигатель с отличным результатом использовался в модели XLCR (см. ниже).
Harley-Davidson FLH Shovelhead (1966)
Итак, в 1972 г. Shovelhead с объемом двигателя 1207 см3 была все еще доступна в виде супер-спортивной версии FLH с ручным переключением. Идея применения ручного переключения передач в 1972 г. сама по себе невероятна, а то, что кто-то мог назвать такую машину супер-спортивной, показывает, насколько далеко ушло представление о мотоцикле в Соединенных Штатах от того представления, которое разделяет весь остальной мир.
Модель Shovelhcad знаменует начало конца попыток Harley-Davidson создать нечто иное, а не большие тяжелые мотоциклы.
Двигатель: 1207см3, верхнеклапанный, рядный V-образный, 87х100 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 60 л.с.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес:не установлен
Максимальная скорость: 180 км/ч, приблизительно
Исконная модель FLH 1966 г. была, по существу, машиной Electra-Glide с новым карбюратором, более высокой степенью сжатия и другой формой крышек, закрывающих коромысла. Ее мощность была 60 л.с., тогда как у модели FL с менее высокой доводкой было всего 54 л.с., или 45 л.с. на литр. В 1971 г. FLH дала толчок к появлению модели Super Glide FX, которая была на 32 кг легче, сочетая в себе что-то от легких моделей серии Sportster и традиционных тяжелых машин. Это было (хотя и спорным) началом заводской традиции, после чего в 1977 г. появилась модель FXS Low Rider с двойным раздельным баком, прозванным «толстая связка», и сидением высотой 68 см.
Затем в 1980 г. появились четыре новые модели с тем же двигателем и, наконец-то, с пятиступенчатыми коробками передач (хотя, честно говоря, большой, с мягким ходом двигатель с широким диапазоном крутящего момента гораздо меньше нуждается в дополнительных передачах, чем малообъемный с высокими оборотами). Это были модели Tour Glide — тяжелый туристский мотоцикл с полным обтекателем. Sturgis — прогулочный мотоцикл с ременным приводом. Wide Glide и Fat Bob.
Harley-Davidson XLCR (1977)
Моделей XLCR (CR означает Cafe Racer) было выпущено менее 3000 экземпляров, и они не имели в то время коммерческого успеха, хотя сегодня они являются объектами усиленного поиска. Это является иллюстрацией скованности компании рамками собственных успехов. Подавляющее большинство покупателей оказываются традиционалистами, которые хотят большие, тяжелые, машины, и когда фирма предлагает что-то другое, это не удается продать ни традиционалистам, ни тем, кто отвергает все Harley, как большие, тяжелые и трактороподобные. Уилли Дэвидсон (Willie G. Davidson) и два его сына считали XLCR одним из самых лучших мотоциклов, которые они когда-либо выпускали. Двигатель с номинальным объемом 999 см3 берет свое начало от двигателя XL 1957 г. объемом 883 см3 и мощностью 40 л.с. при 5500 об./мин.
Попытки компании создать подлинные спортивные мотоциклы редко имели коммерческий успех, хотя модель XLCR, хотя это и спорно, была лучшей из созданных компанией за последние 25 лет машиной.
Двигатель: 997 см3, верхнеклапанный, рядный V-образный двухцилиндровый, с воздушным охлаждением
Мощность: 61 л.с. при 6200 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: не указан
Максимальная скорость: 200 км/ч
Harley-Davidson XLCR FLH Softail Evo (1984)
Двигатель модели Evo (от Evolution) 1983 г. был таким же прогрессом в сравнении с предшествовавшей моделью Shovelhead, как Shovelhead в сравнении с Panhead, другими словами, очень значительным достижением для Harley-Davidson и едва заметным для приверженцев других машин. По существу, это была версия Shovelhead с цилиндром из сплава, с облегченной клапанной зубчатой передачей и лучшей системой впуска-выпуска. Двигатель весил на желанные 9 кг легче, чем предшествовавшие полностью чугунные двигатели. По сообщениям, он развивал на 10% большую мощность, но изменение системы подсчета выходной мощности плюс федеральные законы и законы штатов о контроле за окружающей средой ставили все заявленные показатели выходной мощности под сомнение.
Модель Evo иногда называют Blockhead, хоз и почему-то это название никогда не стало модным. На рисунке представлена 80-дюймовая машина выпуска 1980-х гг.
Двигатель: 1340 см3, верхнеклапанный, рядный V-образный двухцилиндровый, 87,3х100,8 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 60 л.с., приблизительно
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 273 кг (в зависимости от модели)
Максимальная скорость: 170 км/ч,
За Evo стояла идея создать двигатель, который был бы более надежным и более маслонепроницаемым, чем предшественник: и они преуспели в этом. Пожалуй, более важной была рама Softail — с бутафорской жесткостью, а на самом деле с замаскированной подвеской, выглядевшей, как большой Harley эпохи до появления Duo-Glide. Эта тактика оказалась настолько успешной, что в модели Heritage Softail 1986 г. вилки Showa укутали в огромные кожухи, чтобы придать машине вид модели Hydra-Glide 1940 г. Такие косметические изыски увеличивали вес и не давали преимуществ в управлении, но хорошо иллюстрировали повадки Harley-Davidson.
Harley-Davidson Twin Сам (1998)
Ко времени написания книги Twin Cam (два распредвала) был самым последним двигателем Harley-Davidson, но вопреки тем ожиданиям, что сулило название, это не была конструкция с верхним расположением распредвалов. Скорее, это была более крупная и, возможно, более качественная версия предшествовавшего V-образного двухцилиндрового Evo, хотя все с теми же примитивными, работающими в параллельном режиме (типа вилка-нож) нижними головками шатунов.
Двигатель Twin Cam, как всегда, призван решать две задачи: выдавать больше мощности при меньшей склонности к потере смазки.
Двигатель: 1450 см3, верхнеклапанный, рядный V-образный двухцилиндровый, 95х102 мм,своз-душным/жидкостным охлаждением
Мощность: 65 л.с., предполагаемая
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: ременной
Вес: 278 кг
Максимальная скорость: 177 км/ч, предполагаемая
Все консультанты были необычайно сдержаны в отношении количества лошадиных сил при отборе мощности от коленчатого вала, хотя по сведениям одного источника выход мощности на заднем колесе составлял 52 л.с., что, по их мнению, несколько меньше, чем могут выдать большинство мотоциклов с двигателями Evo. Двигатель выпущен в двух версиях: одна — для монтажа на резиновой подушке, другая — с уравновешивающими валами для жесткого монтажа с меньшей на 3% мощностью.
Основной причиной производства двигателя с длинным ходом поршня, по-видимому, является возможность создавать заводские варианты со все большим и большим объемом (вначале был слух об объеме 1550 см3), а тем временем заниматься устранением дефектов в предыдущем двигателе.
Первоначальная реакция, как всегда, разнилась от предсказуемого подобострастного обожания всего, что бы ни делали Harley-Davidson, до столь же предсказуемого осуждения традиционалистами, которые считают, что все изменения, независимо от причин, всегда ведут к худшему.