История компании Yamaha: Путь от производителя музыкальных инструментов до крупнейшей корпорации и мотоциклетной компании
Компания Yamaha Corporation – одна из крупнейших мировых корпораций с долгой историей существования. Сегодня в его составе присутствует несколько дочерних подразделений, занимающихся разработками определенного типа продукции. Одним из них является Yamaha Motor – предприятие, занимающееся производством моторизированной техники, в том числе и всем известных мотоциклов «Ямаха».
Логотип Yamaha Corporation |
Логотип Yamaha Motor Company |
Как все начиналось
Основателем японской компании Yamaha Corporation является Торакусу Ямаха. Он был первым человеком, который начал разработку и производство фисгармоний. Клавишные и другие музыкальные инструменты выпускались под торговой маркой Nippon Gakki Co., Ltd, которая было основана в 1887 году.
Торакусу Ямаха (1851-1916) |
Пианино Yamaha 1902 года |
На производстве фисгармоний и фортепиано японский предприниматель не остановился. Совместно с разработкой музыкальных инструментов компания осваивает смежное направление, как изготовление металлических комплектующих к производимым клавишным инструментам. До 1920 года предприятие работало в этой области.
Губная гармошка Yamaha |
Граммофон Yamaha 1922 года |
Начиная с 20-х годов прошлого столетия принято решение о развитии в совершенно ином направлении. Компания осваивает и успешно развивает производство самолетных пропеллеров, которые оказались как никогда кстати с началом Второй мировой войны. Однако на момент окончания военных действий правительство Японии конфискует завод Nippon Gakki, на котором и производились металлические изделия.
Завод Nippon Gakki в 1935 году |
Гэнъити Каваками (1912-2002) |
Собственную производственную базу компания сумела вернуть только спустя почти 10 лет, в 1954 году. На возвращенном заводе и было начато производство мотоциклов. Спустя год работы руководители концерна приняли решение о том, чтобы выделить разработку мототехники в самостоятельную компанию. Так, в 1955 году появляется Yamaha Motor Company Limited, деятельность которой возглавил Гэнъити Каваками. На тот период он также являлся президентом Nippon Gakki.
Первые мотоциклы Yamaha
1955 год знаменателен для компании и тем, что с конвейера завода Nippon Gakki сошел первый мотоцикл. Речь идет о модели Yamaha YA-1. Она была скопирована с модели немецкой компании DKW RT 125. Однако в народе Yamaha YA-1 получила прозвище «Ака-tombo», или «Красная стрекоза». Такому необычному названию послужила простая конструкция байка и его оформление в каштаново-красном цвете.
Мотоцикл Yamaha YA-1 1955 года |
Мотоцикл Yamaha YD-1 1957 года |
«Красная стрекоза» - не просто первый мотоцикл японского производителя «Ямаха». Именно это модель байка положила начало спортивным победам бренда в гонках. Впервые мотоцикл Yamaha YA-1 участвовал в состязании, проводимом у подножия горы Фудзи. И на первой же гонке японский мотоцикл одержал победу.
Мотоцикл Yamaha MF-1 1958 года |
Подвесной лодочный мотор Yamaha P-7 |
Успех в мотопроизводстве поспособствовал тому, что компания стала постепенно расширяться и осваивать новые направления. Так, в 1959 году Yamaha Motor начинает выпуск моторных лодок, для создания которых использовался волоконно-армированный полимер, а также двухтактных подвесных лодочных моторов P-7 мощностью 7 л.с..
Выход на зарубежные рынки
Годом позже, в 1960 году, принято решение о выходе на новый рынок. И новой осваиваемой территорией стали США. Для продажи продукции американским покупателям создается отдельная компания Yamaha International Corporation.
Спустя всего несколько лет корпорация осваивает еще несколько направлений производства:
- 1. Машин для гольфа в 1975 году.
- 2. Снегоуборочной техники в 1978 году.
Гольф кар Yamaha YG-292 1975 года |
Снегоуборочная машина Yamaha YT-665 1978 года |
Постепенно увеличивается не только ассортимент выпускаемой продукции, но и количество производственных баз. Так, в 1964 году открывается еще одна дочерняя компания Siam Yamaha Co., локализированная в Таиланде. Спустя 2 года, в 1966 году, «Ямаха» начинает выпуск мототехники на территории Тайваня.
Мопед Yamaha FS1 1968 года |
Мотоцикл Yamaha XS750 1976 года |
К концу 1970 годов компания «Ямаха» сумела завоевать рынок США, и не только его. К этому моменту японский производитель был вторым в мире по количеству производимых мотоциклов.
В 1981 году компания предпринимает попытку стать лидером в области, пытаясь вытеснить с первого мета своего конкурента Honda. Для это цели запускают производство новых моделей мотоциклов. Однако конкурирующая компания предпринимает аналогичные меры. Активизировался и американский конкурент - Harley Davidson, который сумел добиться ограничений на количество ввозимых в США японских мотоциклов.
Мотоцикл Yamaha RZ350 1983 года |
Мотоцикл Yamaha FZ750 1985 года |
К таким мерам японский бренд оказался неготовым. Собственных производственных баз в Америки у компании не было. В результате введенных ограничений компания Yamaha Motor понесла существенные убытки:
- 1. Осталась с более чем миллионном не проданных мотоциклов.
- 2. Собрала долг в 1 млрд долларов.
- 3. Понесла чистый убыток в размере 126 миллионов.
Мотоцикл Yamaha V-Max 1985 года |
Мотоцикл Yamaha XVZ Venture Royale 1983 года |
Спустя год после кризиса компания сумела восстановить свое положение. В 1982 году торговая марка Yamaha Motor начинает партнерские отношение с французским изготовителем скутеров Motobecane. Спустя небольшой отрывок времени большая часть акций этой компании переходят во владение «Ямаха».
С 1985 года японский производитель мототехники работает на территории Индии. В 1990 году партнером Yamaha Motor становится итальянский производитель мотоциклов Minarelli, который спустя 12 лет станет частью корпорации «Ямаха».
Мотоцикл Yamaha XSR900 Abarth 2015 года |
Автомобиль Fiat 500 Abarth |
В 2015 году компания «Ямаха» начинает совместную работу с итальянским производителем спортивных автомобилей. Результатом их работы стали мотоцикл Yamaha XSR900 Abarth и автомобиль Fiat 500 Abarth Tributo.
За достаточно продолжительный срок работы на рынке мотопродукции компания Yamaha Motor сумела выпустить много стоящих мотоциклов. Однако более всего поклонникам во всем мире запомнились следующие модели мотоциклов японского производителя:
FJR1300
FJR1300 – флагманский спорт-турист, разработанный компанией «Ямаха» для продаж на рынки Европы и США. Впервые модель мотоцикла была представлена в 2001 году и оснащалась: инжекторным двигателем жидкостного охлаждения на 1298 см³ и мощностью в 143 л.с. С 2013 года на мотоциклы FJR1300 устанавливают оптимизированные катализаторы, за счет чего мощность двигателя увеличилась до 146 л.с.
Мотоцикл Yamaha FJR1300 2002 года |
Мотоцикл Yamaha FJR1300 2020 года |
FZ1/FZ6/FZ8
Линейка FZ – серия универсальных мотоциклов компании Yamaha. Модели FZ1/FZ6/FZ8 идеально подходят для начинающих райдеров, прощая им неопытность и ошибки на дороге. Первый нейкед бренда FZ1 сошел с конвейера производителя еще в 2001 году. За годы присутствия на рынке японская торговая марка выпустила три поколения этих байков.
В 2004 году Yamaha представили модель FZ6. Спортивный байк среднего веса оснащался двигателем на 600 см³. В 2010 году на замену FZ6 пришла модель дорожного мотоцикла FZ8 с двигателем 779 см³ и мощностью в 106 л.с.
Мотоцикл Yamaha FZ1 2008 года |
Мотоцикл Yamaha FZ6 2007 года |
MT-01/03/07/09/10
Серия родстеров, выпускаемая компанией «Ямаха» для рынков Японии, Индии, США, Европы и Австралии. Первая модель MT-01 сошла с конвейера производителя еще в 1999 году и была представлена на мотогонках. Родстер МТ-01 производился компанией до 2012 году.
Начиная с 2004 года, линейку нейкедов МТ пополнили еще 4 модели мотоциклов:
- МТ-03 - в 2004;
- МТ-07 - в 2013;
- МТ-09 - в 2013;
- МТ-10 - в 2016.
Последний представитель семейства МТ стал флагманским мотоциклом с литровым двигателем, в котором реализованы все современные мототехнологии.
Мотоцикл Yamaha MT-07 2015 года |
Мотоцикл Yamaha MT-09 2014 года |
TDM
Первый мотоцикл TDM был представлен японским мотопроизводителем еще в 1992 году. Спустя 4 года, в 1996 году, компания внесла существенные модернизации в городской байк. Изменения коснулись двигателя, подвесок, дизайна.
Благодаря модернизации, байк стал считаться одним из лучших для езды по городским трассам. Его ключевыми особенностями стали отличная управляемость и тяговый мотор. А длинноходные подвески сделали возможным комфортную езду по разбитому асфальту и ровной грунтовке.
Байк TDM отлично чувствует себя и в дальних поездках. Для преодоления больших расстояний предусмотрен прочный багажник и удобная посадка.
Мотоцикл Yamaha TDM850 1998 года |
Мотоцикл Yamaha TDM900 2003 года |
TT-R
TT-R – модельный ряд софт-эндуро. Компания «Ямаха» производит линейку этих банков с 1993 года. Изначально мотоциклы продавались только на внутреннем рынке Японии. Но в 1994 году производитель выпускает модифицированную модель для экспорта.
Ключевыми особенностями софт-эндуро TT-R являются:
- Стальная рама
- Двигатель воздушного охлаждения с 1 цилиндрам и 4 клапанами
- Длинноходные подвески
- Дисковые тормоза
- 6-ти ступенчата коробка передач
При этом сухой вес мотоцикла TT-R Yamaha составлял 113 кг.
Мотоцикл Yamaha TT-R110 2010 года |
Мотоцикл Yamaha TT-R250 1998 года |
VMAX
VMAX – серия пауэр-круизеров, которые компания впервые представила еще в 1985 году. В концепции первого байка сочетались черты круизеров, мощных V-образный двигатель с 4 цилиндрами, стиль и эргономика, характерные для дрэг-байков.
Первый представитель семейства VMAX оснащался двигателем жидкостного охлаждения. Мотор был рассчитан на 1198 см³ и развивал мощность в 145 л.с. Yamaha производила первые байки VMAX до 2007 года, дважды улучшав прототип.
В 2005 году компания представила нового представителя серии VMAX. Новый дрэгстер получил V-образный двигатель жидкостного охлаждения на 1979 см³ и мощностью в 200 л.с.
Мотоцикл Yamaha VMAX1200 2000 года |
Мотоцикл Yamaha VMAX1700 2009 года |
WR
Модельный ряд WR был представлен компанией «Ямаха» в 2009 году. Первыми новую линейку представляли сразу два типа мотоциклов:
- WR125R эндуро
- WR125X мотард
Общими чертами у моделей новой линейки Yamaha стали стальная дуплексная рама, простая вилка, спицованные колеса, инжекторная система питания, КПП с 6 ступенями передач, топливный бак объемом 8.5 литров.
Мотоцикл Yamaha WR250R 2014 года |
Мотоцикл Yamaha WR250X 2008 года |
XJR
XJR – линейка классических дорожных рынков. Первую модель байка компания Yamaha представила еще в 1993 году. Изначально мотоцикл продавался только на внутреннем рынке Японии и имел довольно простое оснащение. Ключевых отличий или преимуществ перед мотоциклами других японских производителей XJR не имел.
Однако, начиная с 1994 года, производитель провел несколько преобразований первичной версии дорожного мотоцикла, улучшив ее технические характеристики. Благодаря рестайлингу, байки XJR успешно продавались компанией «Ямаха» до 2009 года.
Мотоцикл Yamaha XJR1300 2013 года |
Мотоцикл Yamaha XJR400 1998 года |
XV
XV – линейка круизеров, которая изначально разрабатывалась торговой маркой Yamaha для рынков Европы и США. Первая модель XV появилась в 1988 году. Спустя 3 года, в 1991 году, круизеры стали доступны и для мотопоклонников Японии.
В мотоциклы серии XV устанавливался V-образный двигатель воздушного охлаждения с 2 цилиндрами. Объем движка первого представителя линейки составлял 250 см³. Мощность достигала 23 л.с. Это достаточно простой по своей конфигурации мотор с карбюраторной системой питания.
Мотоцикл Yamaha XV535 Virago 1989 года |
Мотоцикл Yamaha XV1100 Virago 1999 года |
Мотоцикл Yamaha XV950 Bolt 2018 года |
Мотоцикл Yamaha XV1900 2012 года |
XVS
Серия круизеров XVS была представлена брендом Yamaha еще в 1996 году. Первые модели позиционировались как последователи других мотоциклов компании - Yamaha XV Virago 400. Отличительными чертами нового семейства стали дуплексная рама и настройки двигателя.
Он характеризовался меньшей мощностью, чем у предшественника, но имел смещенную характеристику крутящего момента. Это стало причиной развития мощности в 33 л.с. Несмотря на тот факт, что байки XVS имели не самые высокие технические характеристики, они были популярны среди японских мотоциклистов и остаются такими по сей день.
YBR
YBR – линейка бюджетных малокубаторных мотоциклов, которые производятся компанией Yamaha с 2000 года. Серия байков имеет несколько модификаций. Конкретное оснащение завило от того, на какой рынок производился экспорт японских мотоциклов.
В 2007 году модельный ряд переживает серьезный рестайлинг. В основном изменения коснулись внешнего вида мотоциклов YBR. Но преобразования коснулись и системы питания. Вместо привычного карбюратора, мотоциклы после 2007 года стали оснащаться инжекторами.
Мотоцикл Yamaha YBR125 2021 года |
Мотоцикл Yamaha YBR250 2011 года |
YZF-R
YZF-R – линейка спортивных мотоциклов, которые производятся японским брендом с 1998 года по сегодняшний день. С момента появления на рынке серия претерпела два рестайлинга. Несмотря на внесенные изменения и модификацию, байки YZF-R и сегодня являются оптимальными аппаратами как для молодых начинающих, так и опытных мотоциклистов. Большая часть байков этого семейства была экспортирована Yamaha на европейский рынок.
Мотоцикл Yamaha YZF-R3 2020 года |
Мотоцикл Yamaha YZF-R6 2018 года |
Мотоцикл Yamaha YZF-R7 2022 года |




