Духколесная машина, селерифер, графа де Сиврака
В одной старинной английской церкви можно увидеть странный витраж, на котором изображена машина с двумя колесами, точь-в-точь как у велосипеда. Удивление же вызывает тот факт, что витраж создан еще в 1642 году, то есть за 150 лет до появления первого велосипеда.
Создателем его был граф Меде де Сиврак, живший в Париже. Правда, он называл свою машину по-другому — селерифером, французским словом, которое можно перевести на русский язык как «скороход». В действительности, скоростью селерифер не отличался. Ни руля, ни педалей, ни даже тормоза он не имел. На нем ездили, просто отталкиваясь от земли ногами.
А это — велосипед барона Карла Дрейза
Понятно, что это было крайне неудобно, однако, как ни странно, на машине Сиврака ездили с большим удовольствием и не только во Франции.
Прежде всего, селерифер следовало снабдить хоть каким-то рулем. И это сделал в 1816 году немецкий изобретатель, барон Карл Дрейз. Он занимал пост Главного лесничего Баденского герцогства и, конечно, ему приходилось часто ездить по окрестным лесам. Может быть, поэтому он и принялся за усовершенствование селерифера.
На первый взгляд, машина Дрейза очень напоминала «скороход» Сиврака: та же деревянная рама, те же деревянные колеса, во время движения по-прежнему приходилось отталкиваться ногами от земли. Но было в ней и важное отличие. Барон укрепил переднее колесо в поворотной вилке, к которой приделал изогнутый руль. Появилась возможность машиной управлять.
Дрейз назвал ее велосипедом, соединив вместе два латинских слова velocis — «быстрый» и pedis — «нога». Стало быть, в переводе название «велосипед» означает «быстроног».
Знать бы Дрейзу, сколько горечи и даже страданий принесет ему это изобретение! Очень скоро пронесся слух, что барон сошел с ума. В самом деле, разве стал бы нормальный человек, занимающий высокое общественное положение, тратить время на такие пустяки?
Как ни старался Дрейз доказать, что его изобретение вовсе не пустяк, а очень полезное и нужное — тщетно. Он залез в крупные долги, и в итоге оказался на улице.
Последние годы жизни вконец разорившегося барона были ужасными. Он зарабатывал себе на хлеб тем, что ездил по городам и селениям Германии, демонстрируя нехитрые номера на своем велосипеде, а затем обходил почтенную публику со шляпой в руке. Умер Дрейз в 1851 году во сне от сердечного приступа в каком-то захудалом трактире.