После долгих десятилетий пребывания на периферии общественной жизни, мотоцикл сегодня завоевывает все большую популярность и благосклонность общества. Мотоциклы постоянно мелькают в музыкальных клипах, на страницах популярных журналов, появляется все больше фильмов с хорошим парнем за рулем мотоцикла в главной роли. Многие знаменитости и общественные деятели открыто заявляют о своей любви к мотопутешествиям, а их участие в благотворительных заездах и других подобных мероприятиях уже стали обычным делом.
Сотни тысяч людей последовали их примеру, и теперь мы наблюдаем настоящую эпоху возрождения мотоцикла. Все больше и больше людей приходят в этот спорт, а те, кто когда-то бросили его, снова к нему возвращаются. И на то есть веские причины: современные мототехнологии сделали мотоциклы гораздо более простыми и удобными в обращении, чем раньше. Появление качественной защитной экипировки и усилия по просвещению автомобилистов о нуждах мотоциклистов также сделали свое дело: ездить на мотоцикле сегодня увлекательно и безопасно, как никогда раньше. Лучшего времени для того, чтобы стать мотоциклистом, еще никогда не было. В 2005 г. в США насчитывалось более 9 миллионов активных мотоциклистов.
Научиться ездить на мотоцикле не так просто, как может показаться, поэтому лучше всего делать это в безопасной обстановке, под присмотром сертифицированных инструкторов, которые помогут вам овладеть всеми необходимыми для безопасной езды навыками.
Плюс ко всему, традиционных преимуществ мотоцикла тоже никто не отменял. Он обходится своему владельцу гораздо дешевле, чем автомобиль. Для мотоцикла легче найти место на парковке, и он лучше справляется с перегруженными транспортом дорогами. Мотоцикл - лучшее средство передвижения до работы и обратно в современном перенаселенном и вечно спешащем мире. Помимо этих чисто практических преимуществ у мотоцикла есть и еще один немаловажный плюс: только он дает такое потрясающее чувство свободы и отрыва от скучной действительности. Мотоцикл - это одновременно и средство передвижения, и сам процесс; это и развлечение, и отдых.
Сегодня можно замечательно ездить в одиночестве, что особенно ценят любители извилистых дорог с интересными виражами. А можно и влиться в компанию других мотопутешественников и положить начало замечательной дружбе, часто возникающей между делящими общую дорогу людьми.
Прежде чем выезжать на полную опасностей улицу, необходимо овладеть базовыми водительскими навыками, такими как управление сцепланием и «газом», прохождение поворота, торможение и езда по прямой.
Хотя общество и стало более терпимым к мотоциклам, трудности передвижения на двух колесах все же никуда не исчезли. Факт остается фактом: ездить на мотоцикле все еще достаточно трудно и опасно. Пилотирование мотоцикла - задача, требующая больших усилий, чем управление автомобилем.
Остановленный или медленно движущийся двухколесный аппарат нужно уметь удерживать в равновесии. Мотоцикл быстрее и точнее отвечает на действия пилота, чем автомобиль; одновременно он более чувствителен к воздействию таких внешних факторов, как порывы ветра или дефекты дорожного полотна. Кроме того, мотоцикл меньше автомобиля по размеру, поэтому он не всегда заметен на дороге, а едущий на нем мотоциклист открыт всем стихиям и другим участникам движения, что, безусловно, не может не сказываться на его безопасности. Все эти факторы делают вождение мотоцикла более рискованным мероприятием, чем вождение автомобиля. Мотоцикл требует более внимательного и серьезного отношения и большего водительского мастерства, чем автомобиль. Но когда вы научитесь справляться с рисками, то обнаружите, что вся прелесть езды на мотоцикле в том и заключается, что это вовсе не пассивное занятие, а дело, требующее вашего самого активного участия и работы всех органов чувств одновременно.
Информация, содержащаяся в этой книге, и ее главные постулаты помогут вам рассмотреть мотоциклетное дело во всех его измерениях - но имейте в виду: ничто не заменит специальных тренировок и большой практики.
Говоря о тренировках, еще раз напомним вам, что Фонд мотоциклетной безопасности (Motorcycle Safety Foundation®) устанавливает с 1973 г. международные стандарты качества обучения вождению мотоцикла.
Наш Базовый водительский курс или Курс для опытных мотоциклистов уже прошли три миллиона водителей. На занятиях с одним или двумя из семи тысяч инструкторов, имеющих сертификат ФМБ, они научились не только эффективно управлять мотоциклом, но и освоили тактику избежания опасных ситуаций, с которыми мотоциклист может столкнуться на дороге. Каждый год четверть миллиона начинающих мотоциклистов учатся у нас справляться с рисками, ездить в пределах своих возможностей, нести ответственность за свои действия и потом успешно сдают на мотоциклетные водительские права.
Более чем в тридцати штатах США разработанные ФМБ тесты на проверку водительских навыков используют в своей работе органы, занимающиеся выдачей водительских прав, и еще более чем в сорока штатах «Руководство для мотоциклиста» ФМБ рекомендуется как пособие для подготовки к экзамену на права.
На занятиях в классе инструктор преподает теорию водительской тактики и управления рисками. Для этого он использует теоретическую часть Базового водительского курса.
ФМБ не обделяет своим вниманием и тех, кто считает, что настоящее путешествие начинается тогда, когда заканчивается дорога: в недавно созданной Школе эндуро ФМБ любители езды по бездорожью узнают, что формальное обучение может быть очень даже веселым и эффективным.
Самый лучший способ научиться управлять мотоциклом - это выбрать курс, созданный специально для того, чтобы научить вас всем необходимым навыкам - как физическим, так и умственным, а также тому, как применять все эти знания и умения на практике. Начинающим мотоциклистам или тем, кто собирается сесть за руль после долгого перерыва, ФМБ рекомендует пройти курс практических тренировок - например, Базовый водительский курс. Мотоциклистам со стажем мы рекомендуем выбрать один из трех курсов, разработанных специально для опытных водителей. Совершенствование навыков путем их тренировки - это залог того, что от езды вы будете получать только удовольствие, а риск сведете к минимуму
Но прежде чем записаться на какой-либо из наших курсов, мы советуем вам прочитать эту книгу. Это же вы можете сделать и по завершении курса, чтобы дополнить полученные практические знания теорией. Хотя эта книга никогда не заменит занятий с сертифицированным инструктором, информация, в ней содержащаяся, поможет вам понять основные ментальные установки, принципы мотоциклетной безопасности и управления рисками.
Впервые опубликованное в 1995 г. издание данной книги быстро стало одной из самых популярных книг по водительскому мастерству и настольной книгой для каждого начинающего мотоциклиста. Данная книга -второе издание, дополненное новейшими техниками обучения, разработанными ФМБ в ходе многолетних исследований, полевых испытаний, при поддержке мотоциклетного сообщества и с использованием собственного богатого опыта обучения людей безопасной езде.
Наша книга исходит из того, что вы совершенно ничего не знаете о том, как работает мотоцикл и как им управлять, так что начинаем мы с самых элементарных понятий. В главах с первой по шестую говорится о том, к чему вы должны быть физически и морально готовы, прежде чем даже просто перекинете ногу через седло: описываются некоторые самые простые вещи, с которых начинается езда на мотоцикле (как на него сесть, завести мотор, использовать зону трения сцепления, чтобы поехать вперед); также даются основы устройства мотоцикла (где находятся и как работают его средства управления, как за ним ухаживать).
Необходимость управлять мотоциклом - это только одна из трудностей, с которыми вы столкнетесь при езде на нем. В главах с седьмой по десятую мы рассказываем, каким должен быть умственный настрой мотоциклиста в городском потоке и перед лицом опасностей, поджидающих его на улицах города, а также описываем правила езды в особых ситуациях, например, в дождь, и говорим о езде в группе.
Опытным мотоциклистам мы готовы рассказать о том, какие силы влияют на поведение двухколесного аппарата и как он откликается на действия пилота. В главах с одиннадцатой по пятнадцатую мы разбираем более подробно некоторые технические вопросы, такие как работа сцепления, контрруление, более «продвинутая» техника прохождения виража и торможения. Итоговую черту под основной программой обучения проводит шестнадцатая глава, посвященная технике езды по бездорожью.
В книге будут часто встречаться разделы, написанные чемпионами мира по мотогонкам и различными мотоэкспертами. Хотя многие из их советов могут показаться слишком профессиональными, все же можно и нужно воспринимать их как полезную подсказку в деле познания всех «инструментов», доступных мотоциклисту, - не исключено, что когда-нибудь вы попадете в ситуацию, где один из этих советов окажется весьма кстати.
И всегда помните о том, что учиться нужно всю жизнь. Всегда стремитесь совершенствовать свои навыки и умения - как умственные, так и физические.
Если вы читаете эту книгу, то, очевидно, двухколесный способ передвижения вас уже увлек. И в этом вы не одиноки - мотоциклу покорны люди всех возрастов и профессий. Добро пожаловать в этот постоянно меняющийся и потрясающе интересный мотомир!