Как и в случае с любым другим средством передвижения, езда на мотоцикле сопряжена с определенным риском, но наличие отточенных водительских навыков, хорошая физическая и умственная подготовка к езде способны свести этот риск к минимуму. Чтобы определить, какие навыки и умения необходимы для ответа на этот достаточно серьезный вызов, нелишним будет сначала разобраться, что за «зверь» такой - мотоцикл, и как с ним обращаться.
Мотоциклист очень уязвим физически. По данным Национального управления безопасности дорожного движения (NHTSA) США, 20% аварий с участием пассажирского транспорта заканчиваются травмами или гибелью людей, тогда как среди мотоциклетных аварий эта цифра составляет шокирующие 80%. Автомобилистов часто спасают ремни безопасности, собственная внимательность, трезвость и следование правилам дорожного движения. Также и мотоциклиста могут спасти его водительское мастерство, трезвость и защитная мотоэкипировка. Средства защиты значительно снижают вероятность получения травмы, так что позаботьтесь о том, чтобы у вас были: шлем, отвечающий стандартам Министерства транспорта США (DOT), хорошие защитные очки, дорожные куртка и брюки из износостойкого материала, закрытые перчатки и прочные, высокие (закрывающие лодыжки) мотоботы.
Кроме того, что мотоцикл - это просто интересно, на нем еще и гораздо удобнее, чем на автомобиле, ездить по оживленным магистралям большого города (при наличии умения и опыта, конечно), и это делает его идеальным средством передвижения в современном перенаселенном мегаполисе.
Но хорошая экипировка и добрые намерения - еще не гарантия того, что вы не попадете в аварию. Для этого гораздо важнее отношение к езде и здравый смысл. В большинстве мотоциклетных аварий без участия посторонних водителей основным является человеческий фактор. И многих столкновений (и полученных в них травм) можно было бы избежать, если бы мотоциклист лучше понимал, что он делает, более совершенно владел техникой маневрирования или торможения. Все эти навыки можно приобрести - и потом постоянно тренировать и обновлять.
Другой важный фактор - относительно малая заметность мотоцикла на дороге. В самом распространенном виде столкновения мотоцикла и автомобиля - когда автомобиль делает поворот прямо перед мотоциклом - водители почти всегда оправдываются тем, что мотоцикл этот они «просто не видели». А когда они его все-таки видят, проявляется другая тенденция: автомобилисты часто не в состоянии правильно определить его скорость или разделяющую их дистанцию. Так что чем более заметен мотоциклист на дороге, тем меньше у него шансов попасть в такого типа аварию.
Ничто не дает такого потрясающего чувства свободы и ухода от серых будней, как мотоцикл. Только мотоцикл объединяет людей в настоящее братство тех, кто предпочитает два колеса четырем.
Эти факторы очень красноречивы, но они рисуют далеко не полную картину. Обучение водительскому мастерству и тренировка навыков очень помогают мотоциклисту справиться с этими и другими рисками. Задумайтесь над этим: мотоциклисты, которые учились ездить самостоятельно или с помощью родственников и друзей, имеют почти в два раза больше шансов попасть в аварию, чем специально обученные. И еще один факт: более 40% участников аварий не имели в своих водительских правах отметки о разрешении вождения мотоцикла.
Специальное обучение очень важно. Качественное водительское обучение - это больше чем простое овладение водительскими навыками. Оно обязательно должно быть направлено на формирование в вас постоянной готовности и умения быстро оценить неожиданно возникшую ситуацию, а также научить вас правильно на нее реагировать, чтобы остаться живым и здоровым. Прочитайте эту книгу и осмыслите все представленные в ней навыки, упражнения и гипотетические ситуации - так вы сделаете еще один шаг на пути к своей цели.