Моноцикл
Таких моноциклов с ножным приводом было придумано и построено немало — каждый с какой-нибудь особенностью. Ну а потом, как это уже было при создании мотоцикла, родилась мысль поставить на одноколесный велосипед мотор и превратить его в мономотоцикл.
Был моноцикл и такого устройства
По устройству одноколесный мотоцикл был, конечно, сложнее одноколесного велосипеда. Большущее колесо его состояло из двух ободов: внутреннего и наружного. В первом находились мотор, бак с горючим, руль и сиденье водителя.
На валу мотора была укреплена зубчатка, сцепленная с зубцами наружного обода. Вращаясь, зубчатка крутила этот обод, и в результате диковинный мотоцикл приходил в движение.
Одноколесный мотоцикл 1930 года
Самое трудное в таких одноколесных машинах — добиться хорошей управляемости. В обычных мотоциклах переднее колесо является рулевым. Благодаря ему можно производить повороты. А как это сделать, если колесо всего одно?
Самым простым оказалось управление посредством наклона корпуса водителя или специального груза в сторону поворота. Но рулевое колесо действует лучше. Кроме того, одноколесники неустойчивы при замедлении хода. Однако преимущества у них тоже есть.
Например, они обладают отличной проходимостью. В снегу, в грязи двухколесный мотоцикл может завязнуть, а машина с одним огромным колесом выберется. Наружный обод будет служить «гусеницей».
И, тем не менее, мономотоциклы так и остались курьезом техники. Ездить на них все-таки трудновато. Колесо диаметром в два, а то и три метра слишком громоздко. Где хранить такой мотоцикл-великан?
Но сама эта идея не забыта до сих пор. И в наши дни нет-нет да и появится сообщение, что где-то построен новый одноколесный мотоцикл. Несколько лет назад такую машину, например, изготовил живший под Петербургом инженер Эдуард Мельников. Изготовил и лихо носился на ней по дорогом своего поселка.
Японец Такафуми на мономотоцикле даже собирался совершить кругосветное путешествие! А еще одноколесные мотоциклы можно увидеть на цирковой арене. Они — замечательный аттракцион.