Алкоголь и химические препараты на только отрицательно сказываются на вашем зрении, реакции и способности управлять мотоциклом, но и серьезно вредят ясности мышления. Езда на мотоцикле - само по себе непростое занятие, поэтому не стоит усложнять его еще больше с помощью алкоголя и прочей химии.
Мы уже говорили, что езда на мотоцикле -занятие сложное, требующее сосредоточенности и внимания. От способности мыслить ясно и от быстроты реакции напрямую зависит ваша безопасность и поведение на дороге. Алкоголь и разного рода химические препараты, даже в малых количествах - злейшие враги ясного мышления, здравого суждения и быстрой и точной реакции. Этот факт подтвержден неоднократно.
Отрезвляющие факты
Еще один документально установленный факт: употребление алкоголя -одна из главных причин мотоциклетных аварий, особенно тех, что заканчиваются гибелью водителя. Установлено, что почти 50% мотоциклистов, погибших в ДТП, находились в состоянии алкогольного опьянения. Одно недавнее исследование аварий с участием мотоциклистов, проведенное в Калифорнии, показало, что в 69 из 140 случаев гибели людей водитель до происшествия употреблял алкоголь или какие-либо другие препараты, воздействующие на организм. Вторая по распространенности причина аварий - превышение скорости -стала решающей только в 44 случаях.
Когда эксперты стали изучать не только аварии с гибелью мотоциклистов, но и с получением ими травм, обнаружилось, что употребление спиртных напитков стало решающим фактором более чем в 850 мотоциклетных ДТП, что произошли в тот год в Калифорнии.
Давайте не будем воспринимать эти «алкогольные аварии» как случайные происшествия. Другое исследование, проведенное Вашингтонским университетом, показало, что мотоциклисты, находящиеся в состоянии интоксикации, становятся виновниками аварий на 50% чаще, чем мотоциклисты, ничем таким не злоупотребляющие.
Эта отрезвляющая статистика относится не только к мотоциклистам: процент нетрезвых мотоциклистов за рулем примерно тот же, что и пьяных автомобилистов. Главное различие между ними заключается в том, что мотоциклист за рулем значительно более уязвим, чем водитель автомобиля, и в аварии он всегда страдает больше. Выпившие мотоциклисты в три раза реже, чем трезвые, надевают шлемы (это тоже к вопросу о ясности мышления и основных мотоциклетных ценностях). Главная составляющая безопасной езды - это стремление к ней самого человека, а ничто так не заставляет забыть о всех принципах и не сказывается так отрицательно на мыслительной способности, как алкоголь.
Алкоголь и управление мотоциклом
Каким именно образом алкоголь сказывается на вашей способности управлять мотоциклом? Чтобы ответить на этот вопрос, редакторы журнала «Motorcycle Cruiser» несколько лет назад организовали эксперимент по изучению воздействия алкоголя на способность человека управлять мотоциклом. Результаты оказались впечатляющими и показали необходимость полностью отказаться водителю от выпивки перед поездкой.
Сам эксперимент был очень простым: редакторы собрали группу мотоциклистов с разным водительским стажем и различным отношением к алкоголю, дали им выпить, посадили за руль и пронаблюдали, как они ездят в таком состоянии. Участвовать в эксперименте вызвались четверо мужчин и одна женщина, плюс был еще шестой человек, оставшийся трезвым, с показателями которого сравнивали результаты главной пятерки. Участники ездили на одном и том же мотоцикле по специальной тренировочной площадке ФМБ: им предложили сделать несколько простых упражнений из курса для начинающих мотоциклистов, оценивались время и качество их выполнения. Сначала мотоциклисты выполнили эти упражнения в трезвом виде - так определялся уровень их водительского мастерства. Потом они принимали спиртное и проходили весь курс снова: так было определено, как алкоголь влияет на их водительские способности. Результат оказался поразительным. Алкоголь - даже всего одна небольшая порция - значительно снижал способность водителя безопасно управлять мотоциклом.
В первом раунде каждый из испытуемых выпивал двойную порцию (70 г) водки. Через 15 минут все сдавали пробу на определение концентрации алкоголя в крови (дышали в трубочку). У пяти участников уровень алкоголя в крови составил от 0.023% до 0.043%.
Показатель 0.08% - это предельно допустимая концентрация алкоголя в крови взрослого водителя в США. (Сегодня в России для водителей действует «сухой закон», то есть допустимое количество алкоголя в крови равно нулю. Как такового допустимого «остаточного» содержания алкоголя нормативными актами не установлено. — Прим, ред.) Хотя после первого раунда испытаний ни один из участников эксперимента, сточки зрения закона, пьяным не считался (самый высокий показатель среди них составил 0.043%, а это чуть больше половины от законной нормы 0.08%), все они в той или иной степени подверглись воздействию алкоголя. И когда участники эксперимента отправились на площадку выполнять упражнения, результат этого воздействия оказался весьма удивительным. Почти все справились с заданием лучше, а в некоторых случаях и быстрее, чем когда они выполняли его трезвыми. Почему так получилось? Неужели старое поверье о том, что рюмочка горячительного способствует езде, не такой уж и миф?
Разумеется, это не так. Чтобы понять, почему, разберемся сначала с тем, что происходит на так называемой «первой стадии» интоксикации. А на этой стадии алкоголь производит всем известный расслабляющий эффект: являясь по сути своей депрессантом, он снимает «тормоза», заставляет человека забыть об осторожности и понижает его степень восприятия риска. Многие считают, что, выпив, становишься более уверенными в себе, но они ошибаются - на самом деле это тот самый эффект притупления бдительности и осторожности. Именно с этого момента и начинается опасность: ложная уверенность может привести к ситуации, когда способностей человека не хватит для того, чтобы защитить себя и остаться целым и невредимым.
Другие эксперименты показали, что на первой стадии интоксикации испытуемые вполне неплохо справляются с отдельными заданиями (например, могут правильно сосчитать, сколько раз мигнул свет, и нажать на кнопку, когда количество миганий достигнет заданного количества). Однако при добавлении еще одного задания или внешних раздражителей (если, например, попросить нажимать на кнопку, когда на периферии зажигается огонек другого цвета) испытуемые тут же начинают сбиваться. Эта неспособность отслеживать сразу несколько факторов одновременно может иметь при езде на мотоцикле трагические последствия - ведь за рулем нужно успеть заметить всё, что происходит вокруг.
Вот почему участники эксперимента, проведенного журналом «Motorcycle Cruiser», так хорошо проявили себя в чисто водительских упражнениях: ведь все, что от них тогда требовалось, - это просто ехать вперед. Но когда пришло время реагировать на различные команды или думать не только о езде по прямой, но еще и обращать внимание на другие факторы, алкогольная интоксикация дала о себе знать. После упражнений на водительские навыки участников попросили просто проехать по прямой. При этом им нужно было поддерживать скорость 35 км/ч, а спидометр был заклеен непрозрачным скотчем. Скорость движения отслеживалась радаром.
В конце скоростного заезда на время участникам давалась отмашка повернуть налево или направо. Затем на отрезке в 3 м они должны были произвести маневр и выполнить экстренное торможение, чтобы не столкнуться с «автобусом» - большим прямоугольником, нарисованном на земле. Это последнее задание было особенно важным: врезаться в зад медленно движущегося транспортного средства всегда неприятно.
Не обманывайте себя: в одной банке пива, в одном коктейле и в одном бокале вина содержится одинаковое количество алкоголя, который организм перерабатывает со скоростью примерно одна порция (35 г) в час.
Влияние алкоголя на управление мотоциклом
Раунд испытаний | Средний показатель концентрации алкоголя в крови | Среднее время выполнения задания |
Норма | 0.000 | 49.92 |
1 | 0.033 | 50.28 |
2 | 0.039 | 51.16 |
3 | 0.077 | 53.76 |
4 | 0.114 | 59.05 |
5 | 0.130 | 68.43 |
Итак, задание состояло из двух этапов: испытуемым сначала нужно было сосредоточиться на езде по прямой на скорости 35 км/ч, потом среагировать на сигнал, повернуть и полностью остановить мотоцикл, не допустив его столкновения с «автобусом». И не забывайте, что у всех участников уровень концентрации алкоголя в крови был от 0.023% до 0.043% - до допустимого законом предела было еще далеко.
Все испытуемые проехали со скоростью менее 35 км/ч, по показаниям радара, при этом трое из пяти врезались в воображаемый автобус.
Второй раз это задание участники эксперимента выполнили через час после первой попытки, выпив еще один коктейль и опять сдав пробу на алкоголь. При этом у мужчин показатель концентрации алкоголя в крови изменился незначительно - ни у одного из них он не превысил 0.03%, тогда как у женщины он подскочил с 0.043% до 0.063%. Во второй раз участники показали примерно тот же результат по времени выполнения задания и по реакции, отличился только трезвый «контрольный» мотоциклист, у которого и время выполнения задания, и показатели мастерства значительно улучшились.
Ко времени третьей попытки учет выпитых доз и эффект от них пошли насмарку: участники, наплевав на осторожность, начали «добирать» тайком. Тесты на алкоголь показывали результаты от 0.03 до 0.12%, и большинство участников перешли во вторую стадию интоксикации, признаки которой тоже известны: легкая эйфория, еще большая ложная самоуверенность, общительность, разговорчивость, невнимательность, заторможенность мышления, снижение способности контролировать ситуацию, сенсорно-моторные нарушения. То есть мотоциклисты стали еще менее осторожными и еще более беспечными.
При четвертой попытке уровень концентрации алкоголя в крови участников варьировался от 0.09 до 0.132%, что приблизило их к третьей стадии интоксикации. Симптомы ее таковы: эйфория сменяется эмоциональной нестабильностью, происходит серьезное нарушение процессов восприятия, запоминания и анализа ситуации, торможение сенсорных реакций и увеличение общего время реагирования, нарушение сенсорно-моторной координации; наблюдаются неспособность удерживать равновесие, ухудшение остроты зрения, в том числе ночного и периферийного, удлинение периода восстановления зрения после вспышки света. Короче говоря, испытуемые упились в хлам. Глушение двигателя, нереагирование на команду остановиться и сильнейшие отклонения от траектории движения стали обычным делом. На этом же этапе приключилась и первая значительная авария (и это притом, что эксперимент проводился на отдельной территории, под контролем экспертов), а также первый случай рвоты.
Хотя эксперимент еще не был закончен, все стало более чем понятно: алкоголь, даже в небольших количествах, серьезнейшим образом сказывается на способности человека безопасно управлять мотоциклом. Алкоголь отрицательно влияет на все функции организма, и чем больше доза, тем сильнее страдают водительские способности. И что не менее важно, эксперимент журнала «Motorcycle Cruiser» развеял многие мифы об алкогольной интоксикации. Одним из самых неожиданных результатов эксперимента стал показатель того, сколько времени нужно человеку, чтобы протрезветь. Так, единственная женщина-участник (которая поначалу сильно опережала остальных по уровню содержания алкоголя в крови) перестала пить примерно на середине эксперимента. К началу шестого раунда ее показатель снизился до вполне законных 0.066% с прежнего высокого уровня в 0.123%. Но, несмотря на то что уровень интоксикации у нее снизился почти в два раза, в этой попытке она показала наихудший результат из всех предыдущих, сделав упражнение медленнее и с большим количеством ошибок.
Эксперимент показал, что, даже когда содержание алкоголя в крови понижается до 0.00%, водительские способности человека восстанавливаются еще долго после этого. Причиной может быть тот факт, что даже после переработки алкоголя организмом, вызванные им истощение ресурсов и торможение умственных реакций остаются.
Для того чтобы восстановить физические и умственные способности, может понадобиться целая ночь крепкого сна. Мы уже говорили, что кофе, холодная вода, физические упражнения, еда и другие традиционные способы отрезвления не действуют и лечит только время. Но, как показал этот эксперимент, иногда не помогает и время. Единственный способ избежать беды - это полностью отказаться от алкоголя, если вам предстоит сесть за руль.
Что говорят другие исследования
Другие исследования в данной области тоже развеяли немало популярных мифов. Возьмем, к примеру, то абсурдное мнение, что пьяный из любой аварии выйдет невредимым, потому что в момент аварии тело у него расслаблено. Изучение более миллиона автомобильных аварий, которое провела Американская ассоциация автомобильной медицины (АААМ), показало. что у нетрезвого водителя шансов получить серьезную травму гораздо больше. «В любом ДТП алкоголь служит фактором повышения травмо-опасности», - заключают эксперты АААМ.
А что же с мотоциклистами? Исследование мотоциклетных аварий, повлекших за собой травмы головы, проведенное Вашингтонским университетом, показывает, что «защитный эффект применения мотошлема оказался недействительным в группе нетрезвых мотоциклистов: они получали травмы головы в два раза чаще». Среди пьяных водителей уровень смертности по причине травмы головы оказался в два раза выше (80% против 43%). В этом исследовании учитывались только мотоциклисты, которые надевали шлемы - а вы помните, выше мы говорили, что нетрезвые мотоциклисты в три раза реже надевают шлемы, чем их трезвые товарищи. И хоть в шлеме, хоть без него, по заключению небезызвестного «Отчета Хёрта» (исследование, проведенное Университетом Южной Калифорнии, в котором были изучены 900 мотоциклетных ДТП, случившихся в Лос-Анджелесе и других районах Калифорнии), пьяный мотоциклист имеет больше шансов умереть от травм. По данным этого же исследования, в авариях погибают 4% трезвых мотоциклистов, тогда как среди пьяных мотоциклистов эта цифра достигает 21%. Это очень большая разница, с точки зрения статистики: у пьяного мотоциклиста в 5.6 раз больше шансов погибнуть в аварии, чем у трезвого. Отрезвляющая цифра, ничего не скажешь.
Что такое «концентрация» алкоголя в крови»?
Концентрация алкоголя в крови человека зависит от трех основных факторов: количества выпитого алкоголя, времени, в продолжение которого человек пил, и массы тела этого человека. Кроме того, на показатель могут повлиять физическое состояние и пол водителя.
Количество потребленного алкоголя важнее, чем то, какой именно это был алкоголь. Одна порция напитка - это 15 г алкоголя. 180 г пива, 90-граммовый бокал вина или рюмка крепкого ликера содержат одинаковое количество алкоголя - это очень важный момент, который часто недопонимают. Не надо думать, что от пива вы захмелеете меньше, чем от крепкого ликера. Опьянение от пива чуть слабее, чем от вина или ликера, но неважно, что именно вы пили - интоксикация она и есть интоксикация.
В среднем организм перерабатывает алкоголь со скоростью одна порция в час. Чтобы приблизительно понять, сколько его в вашем теле еще осталось после того, как вы закончили пить, подсчитайте количество выпитых порций и вычтите из этого числа количество часов с того момента, как вы начали пить.
Но имейте в виду, что это только самый приблизительный расчет. Показатель концентрации алкоголя в крови - это отношение алкоголя к количеству крови, так что, чем крупнее человек, тем больше в нем крови, следовательно, каждая выпитая рюмка горячительного будет влиять на него меньше, чем на менее «габаритного» человека. Точно так же и женщины: у них, как правило, соотношение жира к мускулам выше, чем у мужчин, поэтому они быстрее пьянеют и медленнее перерабатывают алкоголь. И выведению алкоголя из крови совершенно не помогают такие традиционные средства «лечения», как кофе, холодная вода, физические упражнения или еда. Совершенно никакого эффекта они не имеют. Единственное, что поможет вам протрезветь, - это время.
Последнее предупреждение
Езда в пьяном виде может иметь крайне трагические последствия для мотоциклиста - что может быть страшнее, чем такая бессмысленная вещь, как смерть на дороге. А семье и друзьям каково? Но даже если вы все-таки рискуете сесть за руль нетрезвым, но по счастливому стечению обстоятельств попадаете не в аварию, а всего лишь в руки полиции, обвинение в езде в нетрезвом состоянии - штука тоже весьма серьезная. Сегодня за это правонарушение во всех 50 штатах США предусмотрены очень суровые санкции. И в отличие от того, что было раньше, все эти санкции обязательны, то есть судья просто обязан их наложить.
Если вы попадаетесь за езду в нетрезвом состоянии, вам грозит следующее:
Лишение водительских прав. В сорока штатах США существует закон об изъятии водительских прав, который позволяет сотруднику полиции забрать права у мотоциклиста или автомобилиста, отказывающегося сдавать пробу на содержание алкоголя в крови, или если она показывает соответствующий результат в момент правонарушения: то есть права вы потеряете немедленно, задолго до суда и следствия. В остальных десяти штатах вы также почти наверняка лишитесь прав на определенный период после предъявления вам обвинения в езде в нетрезвом состоянии.
Права могут отобрать на срок от 15 дней до года. Кроме того, что это само по себе неприятно, лишение прав может помешать вам удержаться на работе или найти новую. Наличие зафиксированного в полицейском архиве обвинения в езде в нетрезвом состоянии - это весьма серьезный удар по возможности получить ту или иную работу, да и в целом шансов устроиться у вас будет гораздо меньше.
Тюремное заключение. Обязательно в 20 штатах. Срок может варьироваться от одного до пяти дней. Вы приобретаете славу «бывшего зека» - факт отсидки также фиксируется в личном деле.
Штрафы. От $150 до $10 000, в зависимости от тяжести нарушения и приговора.
Другие издержки. Помимо того что вы заплатите штраф за обвинение в езде в нетрезвом состоянии, вам придется еще раскошелиться на судебные расходы, оплату услуг адвоката, вы потеряете деньги, которые могли бы заработать за время судебных разбирательств (а то и вообще лишитесь работы), заплатите за буксировку вашего транспортного средства, за его стоянку на спецпарковке и за многое другое. Ставка вашей страховки также взлетит до небес, а может, вам и вообще откажут в страховании.
Общественные работы. Во многих штатах практикуется и такой вид наказания, как общественные работы - как правило, на срок около 50 часов. И приготовьтесь снова сесть за школьную парту: вам предпишут обязательный для прослушивания курс лекций о вреде алкоголя - такое тоже часто бывает.
Не такая уж это расслабляющая штука - езда «под градусом», не правда ли?
Другие препараты
Хотя большая часть этой главы посвящена влиянию алкоголя, последствия приема других химических препаратов (как легальных, так и нет) перед поездкой или в пути могут быть не менее серьезными. Из-за того что точно определить влияние таких препаратов непосредственно в момент аварии невозможно (технических средств, подобно детектору алкоголя, для определения содержания в организме, например, марихуаны или кокаина просто не существует), статистических данных по ним, соответственно, очень мало. Но всем отлично известно, как наркотики и различные таблетки сказываются на рефлексах и прочих функциях, необходимых для безопасного вождения мотоцикла. Не менее известно и то, что употребление алкоголя вместе с любой другой химией (как свободно продающимися лекарствами, так и прочими препаратами) во много раз опаснее, чем употребление их по отдельности.
Разные препараты производят различный эффект на способность человека управлять мотоциклом или любым другим транспортным средством. Далее мы расскажем, какое негативное влияние оказывают на организм некоторые самые распространенные из таких препаратов.
Депрессанты. Это разного рода успокоительные, барбитураты и транквилизаторы. От их приема путаются мысли, нарушается координация движений, человек выглядит пьяным, его речь становится путаной, появляется вспыльчивость. Депрессанты плохо сказываются абсолютно на всех функциях, необходимых для управления мотоциклом.
Стимуляторы. Кокаин, crystal meth (метамфетамин в кристаллах), амфетамины, бензедрин и др. Может показаться, что от стимуляторов человек становится более уверенным в себе, сообразительным и ловким, но такое состояние часто сменяется депрессией и крайней усталостью, когда действие препарата проходит. От приема стимуляторов человек становится менее осторожным, теряет способность правильно воспринимать ситуацию на дороге, может не заметить препятствие, он неправильно оценивает поведение других участников движения, не способен выбрать скорость на вираже и уклониться от опасности.
Марихуана. Это наркотическое средство влияет на восприятие времени и пространства, нарушает связность мышления. Увеличивается время реакции, страдает кратковременная память. Это напрямую ведет к нарушению внимания, ночного зрения, восприятия на дороге других машин, человек может не заметить дефекта дорожного полотна, неправильно выбрать скорость на повороте, не суметь затормозить, уклониться от препятствия.
Героин. Вызывает сонливость, галлюцинации, вводит в ступор. Как и депрессанты, плохо сказывается на всех функциях, необходимых для управления мотоциклом.
Медицинсжие препараты, продающиеся по рецептам или без них. Плохо сказываются на способности управлять мотоциклом не только наркотики - многие вполне легальные лекарства имеют тот же эффект. Например, свободно продающиеся таблетки от аллергии часто содержат стимуляторы или седативные средства и поэтому оказывают на организм такое же воздействие (см. выше). Более сильные лекарства, которые продаются только по рецептам, могут быть еще опаснее: некоторые антидепрессанты вызывают такие побочные эффекты, как головокружение, сонливость, утомление; популярные лекарства от язвы желудка, изжоги или нарушения пищеварения могут вызывать помутнение сознания, головокружение, сонливость и галлюцинации, что, безусловно, не будет способствовать безопасной езде.
Если вы принимаете какой-либо из таких препаратов, обязательно разузнайте, какие побочные эффекты он вызывает, и внесите соответствующие коррективы в план будущей поездки.
Как свести риск к минимуму
Основная мысль ясна: мотоцикл не сочетается с алкоголем, наркотиками и многими таблетками. Как только употребление спиртных напитков или прием химических препаратов вдруг пересекается с ездой на мотоцикле, ставки взлетают до небес, равно как и риск попасть на дороге в серьезную беду. Чтобы остаться живым и невредимым, нужно всеми силами постараться этот риск уменьшить. Что касается езды на мотоцикле, то самое правильно здесь - не пить вообще.
Если вы за рулем - не пейте, если выпили - не садитесь за руль. Собираетесь сходить в бар - оставьте мотоцикл дома и договоритесь о том, чтобы домой вас потом доставил на машине трезвый водитель. Если вы принимаете участие в массовом заезде, который заканчивается в баре, пейте только лимонад. Если соблазн выпить слишком велик, займитесь чем-нибудь, чтобы отвлечься и убить время. Риск слишком велик, и лишняя рюмка горячительного того не стоит.
Существует множество мер для того, чтобы уберечь себя от такого опасного сочетания, как алкоголь и дорога, но даже если вы поступаете правильно - это еще не гарантия, что вашему примеру последуют другие.
Как защитить своих друзей
Если вы оказались в компании подвыпивших друзей-мотоциклистов, которые собираются в таком состоянии сесть за руль, будьте мудрее и возьмите дело безопасности их самих и окружающих в свои руки. Люди часто предпочитают не вмешиваться в чужие дела: неудобно это как-то, да и до конфликта в такой ситуации недалеко. Но если этого не сделать, все может оказаться гораздо хуже.
Защитить своих друзей или просто других мотоциклистов от тяжелых последствий езды в нетрезвом состоянии можно разными способами. Вот лишь некоторые из них:
Организуйте безопасную доставку «тел»: найдите другой, не связанный с мотоциклом, способ развоза выпивших людей по домам.
Не дайте мотоциклистам напиться: постарайтесь отвлечь выпивающих от этого занятия или хотя бы замедлить процесс.
Не дайте им покинуть заведение: делайте все, что хотите, но не давайте уйти. Предложите сначала поесть или выпить кофе, сыграть в какую-нибудь игру. Заведите разговор о том, что с ними может случиться, если произойдет авария. Скажите, что опасаетесь, что их арестуют или что они разобьют свои мотоциклы.
Сделайте мотоцикл недоступным: если вы не сможете повлиять на поездку, проконтролируйте хотя бы мотоцикл. Например, заберите ключи. Делайте все что угодно, чтобы не дать своему выпившему приятелю сесть за руль.
Вербуйте помощников: воевать с пьяным и, возможно, агрессивно настроенным другом трудно, поэтому чем больше людей вы привлечете на свою сторону, тем проще вам будет отстаивать свою позицию и тем труднее будет противнику оказать вам сопротивление.
Делайте что угодно - здесь все средства хороши - только не позволяйте своему подвыпившему другу или подруге сесть за руль. Хотя, быть может, вы при этом и будете чувствовать себя неловко, а нетрезвая сторона будет жестоко сопротивляться, на следующий день все только порадуются вашему упорству. И вам никогда не придется ловить себя на мысли: «Эх, если бы тогда я только ...»
Будьте ответственным и сознательным мотоциклистом: не пейте, если вам предстоит сесть за руль. Вот так все просто.
Мотоциклетное мастерство - это:
- когда вы никогда не сочетаете мотоцикл и алкоголь;
- когда вы, по мере сил, отговариваете других от этого опасного сочетания;
- когда вам известно, какое влияние оказывают лекарства на ваши водительские способности.
10.08.2024 17:12
Даже пьяный водитель мотоцикла может столкнуться с трезвым водятлом авто!!!
Всё зависит от обстоятельств !!
Пьяный водитель мото соблюдает правила жёстче!!
А трезвый водятел авто нарушает правила и нихера не смотрит по сторонам !!!
От этого и ДТП!!!
Одно правило!! Даже если пьяный мотобрат и трезвый водятел консервной банки нарушил правила! Виноват только водятел консервной банки!! Ни как иначе!!
Мотбрату штраф за нетрезвый вид , водятлу авто по УК РФ !!