- Увидеть.
- Оценить.
- Сделать.
Увидеть
Мы уже не раз говорили в этой главе о том, как важно вовремя заметить опасность, чтобы иметь время на нее среагировать. Чтобы суметь увидеть эту опасность, нужно активно «сканировать», то есть внимательно просматривать окружающую обстановку, выискивая в ней потенциальные опасности. В этом процессе вы получаете информацию, необходимую для принятия правильного решения. Всегда помните о том, что «сканирование» - это не просто разглядывание того, что находится непосредственно перед вашим передним колесом, - смотреть нужно на 12 секунд вперед, а также по сторонам и назад. Чаще смотрите в зеркала, это тоже часть процесса, и периодически оборачивайтесь, чтобы посмотреть, нет ли кого в вашей «мертвой» зоне (зоне сбоку сзади, которая не просматривается зеркалами заднего вида). Маленькое примечание: у многих мотоциклов сегодня зеркала выпуклые, позволяющие лучше видеть то, что происходит по сторонам от пилота, но они иногда дают обманчивое представление о том, на каком расстоянии находится объект.
Процесс отслеживания опасностей наиболее эффективен, когда вы умеете четко определять, какие из элементов дорожной обстановки в данный момент значимы более, а какие - менее. Элементы эти можно разделить на три категории: 1) средства управления движением и дорожные знаки; 2) характеристики движения на дороге и состояние самой дороги; 3) другие участники движения. Любой из этих элементов может быть более или менее важным, что всегда будет зависеть от конкретной ситуации. Отслеживайте все элементы одновременно, перемещая фокус зрения, когда этого требует ситуация, и вы будете получать достаточно информации, необходимой для безопасной езды.
Самая конфликтная для водителей и мотоциклистов зона - это перекресток. Здесь пересекаются пути самых разных машин, взаимопонимание между сидящими за рулем становится особенно важным - а его-то как раз часто и не хватает. Самый распространенный тип столкновения автомобиля и мотоцикла - это когда встречная машина делает левый поворот прямо перед приближающимся к ней мотоциклистом. На подходе к перекрестку внимательно рассмотрите встречные машины - не собирается ли кто повернуть налево прямо на вашем пути — а также машины слева, справа и даже позади вас.
Имейте в виду, что самая конфликтная для водителей и мотоциклистов зона - это перекресток. Здесь пересекаются пути самых разных машин, взаимопонимание между сидящими за рулем становится особенно важным - а его-то как раз часто и не хватает. Самый распространенный вид столкновения автомобиля и мотоцикла - это когда встречная машина делает левый поворот прямо перед приближающимся к ней мотоциклистом. Вот почему принципу «Увидеть, оценить, сделать» особенно важно следовать именно на перекрестке.
Приближаясь к перекрестку, внимательно осмотрите:
- поток машин, следующий за вами;
- встречные машины - не собирается ли кто сделать левый поворот прямо перед вами;
- машины слева от вас;
- машины справа от вас.
Будьте особенно осторожны на перекрестках с ограниченной видимостью. Остерегайтесь объектов, из-за которых вас и ваш мотоцикл будет не видно.
Оценить
Оценить - значит умственно обработать информацию, полученную в процессе «сканирования» обстановки. Правильная оценка ситуации дает возможность предугадывать развитие событий и планировать то, как разобраться с проблемой, если она действительно возникнет.
Оценка - это своего рода логическая загадка, игра, в которой нужно разобраться, как взаимодействуют различные факторы и каким образом в результате этого взаимодействия возникает опасность или конфликт.
Вот главное правило эффективной оценки ситуации: «Получить наилуч-ший результат, ожидая наихудшего исхода». Возможно, это прозвучит нелогично, но если вы будете готовы к тому, что события будут развиваться по наихудшему сценарию, вам будет легче разобраться во всех остальных возможных исходах ситуации. Готовьтесь к тому, что «зеленый» скоро сменится «красным», что на вашем пути окажется другая машина.
Стремитесь оценить все факторы, которые могут привести к беде, в их совокупности. Мы говорили о трех категориях объектов на дороге, которые нужно отслеживать, теперь посмотрим, чего от них можно ожидать.
На сухой дороге минимальная интервал дистанция - две секунды. Если вы едете ближе к следующей перед вами машине, значит, висите у нее на хвосте, и в экстренной ситуации вам не хватит времени, чтобы затормозить или сделать объездной маневр.
Средства управления движением и дорожные знаки. Следует знать и то, что полагается делать на дороге вам и то, что полагается делать другим. Но не рассчитывайте, что все обязательно будут соблюдать правила, связанные со светофорами, знаками «Стоп», световой сигнализацией и т.д. Дорожные знаки и дорожная разметка предназначены разделять потоки движения и информировать о правилах пользования дорогой. схемах движения по ней и пешеходных зонах. Осматривайте и оценивайте как можно большую территорию вокруг себя.
Характеристики движения на дороге и состояние самой дороги. Обратите внимание, по какой дороге вы едете. Она извилистая или же постоянно идет то в гору, то под гору, сколько полос движения имеет, од постороннее на ней движение или двустороннее, какой у нее профиль (она приподнята посередине или же имеет наклон в сторону), какие у нее обочины, имеются ли возможности для маневра или пути экстренного отхода. Посмотрите, что может неожиданно возникнуть на вашем пути, нет ли где ям, ограждений, мостиков, столбов, дорожных знаков, кустов или деревьев. Обратите внимание на фиксированные объекты вдоль дороги - врезаться в них будет не очень приятно.
Другие участники движения. Большинство из них, как правило, автомобилисты, и едут часто очень быстро, так что подумайте о том, как они могут повлиять на вашу скорость, положение на полосе или траекторию движения. Заранее оцените, что может произойти в том или ином случае, и подготовьте себе достаточно времени и пространства, чтобы среагировать на неожиданности. Подумайте, как вам могут помешать находящиеся поблизости пешеходы, велосипедисты и животные.
Контроль над рисками во время езды - это, среди прочего, и умение создать вокруг себя и своего мотоцикла временную и пространственную «подушку безопасности».
Не воспринимайте оценку ситуации как построение домыслов и догадок - воспринимайте это как «чтение» ситуации. Чтобы получить единую картину, складывайте различные ее элементы так, как если бы вы собирали слова в грамматически правильное предложение. Определите, какой из этих элементов способен нести большую угрозу. Спросите себя: «Насколько критична эта опасность? Может ли она привести к столкновению? Если да, то насколько это столкновение вероятно? В какой точке оно может произойти? Что нужно сделать, чтобы его избежать (перейти на низшую передачу, притормозить, сделать объездной маневр)? Каковы другие вероятные последствия этой опасности? Как эта опасность и принятые мной меры для ее избежания могут сказаться на мне и других участниках движения?» Как видите, на данном этапе, когда нужно ответить на множество «А что если?..», особое значение приобретает ваш общий уровень знаний о дорожном движении и вождении.
Этот процесс по-другому называется управлением рисками. Понятие «управление рисками», по сути, сводится к эффективному управлению временем и пространством - так, чтобы создать определенную границу безопасности для себя и своего мотоцикла.
Здесь нужно принять во внимание следующее: 1) собственные водительские возможности и ограничения: 2) возможности своего мотоцикла; 3) состояние дороги и движение на ней. Например, окно безопасности создать не получится, если для этого нужны навыки, которыми вы не обладаете, или же для этого просто нет ни времени, ни места на дороге. Граница безопасности нарушается и тогда, когда ситуация требует более качественного руления и/или торможения, чем может дать ваш мотоцикл. Окно безопасности также не имеет смысла, когда вы не оставляете для себя отходного пути.
Для реализации принятого решения, как правило, нужно просто изменить скорость, положение на полосе или и то, и другое. По возможности, всегда давайте знать о своих намерениях другим участникам движения.
Сделать
Умелый пилот - это решительный пилот. Адекватно оценив ситуацию и приняв решение относительно своих будущих действий, исполняйте их. Не позволяйте себе сделать паузу или начать раздумывать над ситуацией. Действуйте - реализуйте задуманный план. Помните: время и пространство превыше всего, особенно в критической ситуации. Действуйте решительно и незамедлительно, чтобы максимально увеличить имеющееся у вас для маневра время и, насколько это возможно, сохранить свою дистанцию безопасности.
Принятое решение можно реализовать тремя способами:
Коммуникация
Коммуникация между участниками движения обычно осуществляется при помощи сигналов светом фар или звуковыми сигналами, а также путем установления зрительного контакта и языком жестов. Имейте в виду, что коммуникация - это самая пассивная из всех возможных реакций, так как здесь вы вынуждены полностью полагаться на действия другого человека. Вступайте в контакт с другими водителями, привлекайте к себе их внимание, но не полагайтесь только на их действия или реакцию, это не в интересах вашей безопасности.
Изменение скорости
Ускорьте или замедлите движение, чтобы уклониться от опасности, или, если условия позволяют, остановитесь полностью.
Изменение положения на полосе
Измените положение на полосе или направление движения.
Насколько серьезно вам нужно будет изменить свою скорость или положение на полосе, будет зависеть от серьезности опасности и количества времени и пространства, которым вы будете располагать, чтобы произвести эти изменения. Чем больше времени и пространства, тем меньше изменений понадобится производить и тем меньше ваш риск. Об этом особенно важно помнить в зонах повышенной опасности, например, на перекрестках. Приближаясь к перекрестку, обеспечьте себе достаточно пространства и примите меры для сокращения времени, необходимого для того, чтобы среагировать на опасность. Заранее приготовьтесь тормозить и положите руку на рычаг сцепления, продумайте пути отступления.
Не забывайте и о том, как на перекрестке важно быть заметным. Треть всех столкновений здесь происходит из-за того, что одна машина делает левый поворот прямо перед другой. А для мотоциклистов эта проблема особенно актуальна. В известном исследовании Хёрта говорится: «Главная причина мотоциклетных аварий - это то, что автомобилисты мотоциклистов часто просто не замечают. Водитель машины после столкновения с мотоциклом чаще всего оправдывается тем, что он его просто не видел или увидел слишком поздно, когда ничего поделать уже было нельзя». Так что в таких ситуациях будьте особенно бдительны.
Учитесь видеть ситуацию, оценивать ее и действовать согласно оценке. Этот трехэтапный процесс должен прочно войти у вас в привычку, и тогда вы будете делать все это автоматически в каждой поездке. Собирайте информацию, обрабатывайте ее и принимайте самое верное в данной ситуации решение - это залог вашей безопасности, и не только на дороге. Активно участвуйте в управлении ситуацией, не отдавайте себя на милость других водителей. Запомните, насколько важно уметь правильно распорядиться имеющимся у вас временем, пространством и положением на полосе. Позаботьтесь сами о своей безопасности. Заранее считайте, что остальные вас не видят, и действуйте исходя из этого. Контролируйте движение - не позволяйте ему контролировать вас.
Мотоциклетное мастерство - это:
- когда в процессе вождения активно участвует не только тело, но и голова;
- когда вы стремитесь стать как можно более заметным для других участников движения;
- когда вы постоянно высматриваете то, что может представлять опасность, особенно на перекрестках;
- когда вы стремитесь совершенствовать водительскую технику и постоянно узнавать новое о приемах безопасного вождения;
- когда вы внимательно следите за тем, что может повлиять на ваш выбор скорости, позиции на полосе или траектории движения;
- вы понимаете, что лучший способ избежать опасности на дороге - ваше умение видеть и анализировать ситуацию;
- когда вы постоянно отслеживаете факторы, которые могут повлиять на вас, оцениваете их во всех сочетаниях и адекватно на них реагируете.
В качестве альтернативы массовой вылазке в бар члены втого мотоклуба выбрали безалкогольный пикник в местном парке.