Как вести себя на дорогах города? Заранее позаботьтесь о том, чтобы вы были заметны, внимательно смотрите по сторонам, не выезжайте за пределы ряда, умейте «прочитать» и оценить схему движения, пытайтесь предугадать, как потенциальные опасности могут отразиться на вас и других участниках движения.
Безопасность езды на мотоцикле требует, чтобы вы были активным участником процесса, внимательно следили за ситуацией и реагировали на ее изменения, принимали решения сообразно обстоятельствам и воплощали их в точных и своевременных действиях. Мотоцикл меньше автомобиля, и потому менее заметен на дороге, и пилотаж его по оживленной улице сопряжен с определенными трудностями. Четырехколесные средства передвижения имеют перед ним преимущества, и чтобы это неравенство не привело к трагедии, вы должны быть уверены в своих силах и должны уметь защитить себя на дороге. Никогда не теряйте контроль над мотоциклом и всегда успевайте отслеживать окружающую вас обстановку. То есть внимательно следите за тем, что происходит вокруг вас, и всегда стремитесь быть на шаг впереди потенциальных угроз и прочих неприятностей.
Иногда на дорогах воцаряется настоящий хаос, особенно в наше время, когда образ жизни людей значительно меняется: все больше семей, в которых оба супруга строят карьеру, работа становится все более трудной и ответственной, и часто ездить на нее приходится издалека. Из-за этого на дорогах появляется все больше измученных, невнимательных, усталых и думающих о постороннем водителей. По данным исследования, проведенного в 2003 г. сотрудниками Дорожной информационной программы (TRIP), некоммерческой исследовательской группы из Вашингтона, занимающейся вопросами транспорта, за период с 1991 по 2001 г. движение по национальным трассам общей протяженностью 72000 км возросло на 37%. Перегрузка дорог и плотность движения на них таковы, что на трех из каждых шести километров городских дорог ежедневно случаются серьезные пробки. И группа TRIP предсказывает, что эти показатели возрастут еще больше, что движение легкового транспорта между штатами, например, в течение ближайших 20 лет возрастет еще на 42%, а грузового - на 54%.
Эти данные говорят о том, что в крупных городах и их пригородах нужно быть особенно внимательным. А сенсорная перегрузка (и рассредоточение внимания и спутанность мысли, к которым она приводит) - тоже угроза более чем реальная.
Разумеется, с этим можно бороться. Существует много приемов, помогающих не терять сосредоточенности и способности предвидеть развитие ситуации на дороге. Начните с доведения своих водительских навыков до полного автоматизма - тогда ваш ум останется свободен для мониторинга окружающей обстановки. Затем предпримите меры для того, чтобы стать более заметным для остальных участников движения, научитесь правильно располагаться в движущемся потоке, точно оценивать потенциальные опасности и реагировать на них.
Сделать себя заметным, внимательно следить за своим окружением, правильно расположиться на полосе, «читать» и оценивать ситуацию на дороге, предугадывать развитие событий - все это составляющие вашей стратегии езды по городу, умственные критерии, на которые вы будете полагаться, принимая решения в пути. Эта глава поможет вам разобраться во всех этих тактиках и научиться их применять каждый раз, когда вы садитесь за руль.