Умственное восприятие - это процесс сбора и обработки информации об окружающем мире или ситуации с помощью органов чувств.
Хорошее восприятие - это способность замечать и правильно интерпретировать происходящее. При восприятии происходит целый ряд неврологических процессов, направленных на получение и умственную обработку информации, поступающей от органов всех пяти чувств, из которых для мотоциклиста главным является зрение. На слух мотоциклиста могут сильно повлиять ветер и дорожный шум, а обоняние на дороге ему вообще ничем помочь не может, так что зрение - практически единственное, на что он может положиться.
Правильные зрительные навыки - это не просто происходящее само собой: поиск потенциальных препятствий на своем пути не происходит автоматически. Визуальное восприятие - процесс самый что ни на есть активный. Чтобы он был эффективным, вы должны сознательно перемещать взгляд по особой схеме, поставляя таким образом мозгу достаточно данных для точной оценки ситуации. Чем полнее и точнее эти данные, тем точнее будут выдаваемые им прогнозы, и тем более адекватно вы будете реагировать на развитие событий перед вами и вокруг вас. Вести мотоцикл в простой среде не так уж сложно.
Мотоциклист должен постоянно осматривать намеченную им траекторию движения; нельзя фиксироваться только на одной точке; вираж нужно просматривать настолько, насколько это в принципе возможно.
Если машин на дороге немного, погода хорошая и видимость тоже, все, что вам нужно, - это выбрать себе свободный путь и вести по нему мотоцикл. С этим справится любой, даже начинающий мотоциклист. Трудности возникают, когда ситуация на дороге становится более хаотичной (много машин, плохая погода, темнеет), тогда и риски становятся выше, и для того, чтобы справиться с ними, понадобится гораздо больше как физических, так и умственных навыков. В таких ситуациях процесс принятия решения становится гораздо более ответственным делом, и ошибки могут обойтись очень дорого.
Решения здесь будут зависеть от вашего восприятия и умения расставлять приоритеты. Заторможенность реакции, неправильное понимание наблюдаемого явления и любая другая форма неточного восприятия приведут к тому, что принятые вами решения будут ошибочными, а это может иметь самые неприятные последствия вплоть до аварии.
Постоянное отслеживание ситуации и, что еще важнее, способность максимально концентрироваться в критический момент - вот то, что поможет вам избежать такого явления, как «фиксация на цели», то есть сосредоточения внимания на каком-то одном объекте, попавшем в поле зрения, что не есть хорошо, так как сфокусировавшийся на чем-то одном мотоциклист, как правило, словно бы «притягивается» к этому объекту или точке на своем пути. Как результат - он упускает из виду все остальные важные моменты - может попросту не заметить другую машину, сигнал светофора или препятствие на пути.
Положение на полосе
Опытный мотоциклист знает, что от того, как он расположится на полосе и в потоке движения, будет зависеть то, насколько он заметен другим участникам движения. Главное здесь - расположиться так, чтобы создать определенный пространственный задел между собой и другими машинами на дороге. Так вам будет удобнее следить за развитием событий, и, самое важное, вы получите время и пространство для того, чтобы среагировать на опасность и сделать маневр, чтобы ее избежать.
Выбор позиции
Идеальной позиции на полосе не существует: условия движения постоянно меняются, и, где лучше расположиться, будет зависеть от конкретной ситуации. Ваше положение на полосе будет зависеть от следующих факторов:
- насколько хорошо вы видите общую ситуацию на дороге;
- насколько хорошо вас видят другие участники движения;
- попадаете ли вы в «мертвую» зону других водителей;
- состояние дороги;
- свободен ли выбранный путь;
- насколько хорошо вы можете дать понять другим о своих намерениях;
- будете ли вы попадать в воздушные ямы от проезжающих мимо машин;
- есть ли здесь возможность отхода в случае опасности;
- насколько удобно будет отсюда готовиться к повороту и выполнять его.
На оживленной трассе старайтесь держаться на расстоянии от других машин — так вы будете быстрее замечать и лучше видеть все происходящие на дороге события и получите достаточно времени и пространства для того, чтобы среагировать на опасность и выбрать себе обходной путь.
В целом, в потоке движения лучше всего ехать ближе к центру полосы: здесь вы будете наиболее заметны для других водителей, и в то же время по обе стороны у вас будет достаточно пространства, чтобы среагировать на любое вторжение. Хотя бывают и ситуации, когда по центру полосы лучше не вставать, например, на больших перекрестках, где по центру часто имеются лужи масла, накапавшего от стоящих на светофоре машин. В таких ситуациях лучше сдвинуться влево. В левую сторону полосы лучше переместиться и в тех случаях, когда вы готовитесь кого-то обогнать. Но иногда слева ехать тоже не стоит, например, когда вы едете справа от большого грузовика. В таком случае водитель грузовика вас может просто не увидеть, плюс еще пострадаете от потока воздуха, когда этот грузовик вас обгонит (или вы обгоните его). Здесь лучше сдвинуться к крайней правой стороне полосы или, еще лучше, замедлиться и пропустить грузовик вперед.
Как видите, универсально идеального места на полосе нет и быть не может - вам придется выбирать его в зависимости от ситуации, полагаясь на свой здравый смысл и интуицию. Одно известно точно: нельзя ездить в «мертвой» зоне других водителей, где вас не видно в зеркале заднего вида. Всегда помните правило, которое любят писать на своих машинах водители 18-колесных монстров: если вы не видите лица водителя в его зеркале - значит, он вас тоже не видит.
Интервал - дистанция
Если на пожарной машине или машине любой другой экстренной службы вы видите на заднем бампере крупную надпись «Не приближаться!», значит, для вас же лучше держаться от нее подальше. Определение того, на каком расстоянии двигаться от обычных машин и в обычной ситуации, потребует большего участия с вашей стороны. Общее правило таково: на хорошей дороге и в близких к идеальным дорожных условиях от машины, едущей перед вами, вас должны отделять две секунды. Этого должно хватить, чтобы среагировать, если эта машина вдруг резко решит остановиться.
Чтобы установить это двухсекундное расстояние, используйте прием под названием «отсчет от фиксированного объекта»: выберите какой-нибудь неподвижный объект впереди себя - дорожный знак, или фонарный столб, например, или линию дорожной разметки. Как только едущая перед вами машина минует этот объект, начинайте отсчет «одна-тысяча-один, одна-тысяча-два». Если через две секунды вы не доехали до этого объекта, ваша интервал-дистанция больше двухсекундного минимума. Обратите внимание на слово «минимум». Две секунды -это только минимальная безопасная дистанция, необходимая для того, чтобы среагировать на резкое изменение ситуации. Чем больше ваша интервал-дистанция (две секунды - это вовсе не закон), тем лучше для вас.
Но интервал-дистанция - это лишь зона безопасности, а не щит безопасности. На шоссейных скоростях двухсекундного окна хватит только для того, чтобы среагировать на действия машины, едущей непосредственно перед вами. Но оно не гарантирует, что хватит пространства для того, чтобы избежать опасности, возникающей дальше впереди. Лучше, если у вас будет больше, чем две секунды. Всегда помните об этом и планируйте свои действия соответственно.
Отчасти интервал-дистанция будет зависеть и от вашей способности разобраться в ситуации, среагировать на нее и гладко затормозить. Чем больше вы готовы к экстренным действиям, тем лучше сможете распорядиться имеющимся перед вами расстоянием. Сохраняя двухсекундную интервал-дистанцию, не забывайте следить за тем, что происходит гораздо дальше впереди. Смотрите вперед на 12 секунд и активно «сканируйте» четырехсекундную зону, находящуюся непосредственно перед вами, - только так вы успеете вовремя заметить и идентифицировать угрозу, готовую перейти границу вашей безопасности.
Двухсекундная интервал-дистанция — рекомендуемый минимум для идеальных условий. Когда следующая перед вами машина минует определенную точку, отсчитайте «одна-тысяча-один, одна-тысяча-два»; если за это время вы не успеваете доехать до этой же точки, ваша интервал-дистанция превышает двухсекундный минимум.