Но в действительности, как показывают различные исследования, большинство ДТП происходит в первые 15 минут пути на перекрестках, выездных дорожках, и когда скорость участников не превышает 60 км/ч.
Опасных водителей называют по-разному, и большинство этих названий привести на страницах книги нельзя. В этой главе мы опишем типы самых отъявленных из таких водителей, в приличных выражениях, разумеется, затем представим ситуации, где больше всего шансов с ними повстречаться. Мы также расскажем, как применять правило «Увидеть, оценить, сделать» и другие приемы по безопасности, чтобы избежать беды при контакте с этими личностями. Мы не собираемся никого просто так обзывать или обвинять, наша цель - пропаганда безопасности на дороге.
Статистика показывает, что самое опасное для мотоциклиста место — это перекресток. В этой глеве мы расскажем, как избежать неприятностей в этом случае.
«Акулы» дорог
Представим себе картинку из передачи о живой природе: огромная белая акула безжалостно преследует несчастного морского котика, зубастую акулью пасть показывают во весь экран. На улице эта сцена будет выглядеть примерно так: вы едете на своем мотоцикле по широкой магистрали, и тут к вам подкатывает огромный седан, его передняя решетка заполоняет зеркала вашего мотоцикла. Вы меняете ряд, чтобы избавиться от этой машины-«акулы», но она от вас не отстает, так и висит на хвосте. Что сделать, чтобы избежать такой ситуации, и как из нее выбраться, если вы все-таки в ней оказались?
Что делать? Как только вы замечаете в зеркале, что к вам приближается какая-то машина, срочно меняйте положение. Включите сигнал поворота и четко и решительно перейдите в другой ряд слева или справа от себя. Если вы замечаете эту машину только после того, как она уже прочно села вам на хвост, действуйте осторожно и обдуманно, чтобы за вами не устроили настоящей погони. Убегая от «акулы», заранее подайте звуковой сигнал и, прежде чем решительно перейти в другой ряд, немного помедлите (чтобы убедиться, что преследователь не собирается сдвинуться туда же). Вы должны четко обозначить свои намерения, чтобы другой водитель точно знал, что вы собираетесь сделать.
«Черепахи»
Вы едете по пригородной улице и нагоняете медленно движущуюся машину. Вам хочется ее обогнать, но водитель постоянно то ускоряется, то замедляется, так что пуститься в обгон вы не решаетесь. Проехав так несколько кварталов, вы, вконец измучившись, все-таки решаете ускориться. Но только вы сдвигаетесь в сторону, чтобы его обогнать, как водитель вдруг резко сворачивает влево, не оставляя вам места, чтобы затормозить или уклониться.
Что делать? По порывистости движения машины вы должны были догадаться, что, скорее всего, ее водитель просто что-то ищет (бумажку с адресом, например) и потому не следит за дорогой. Правильно оценив ситуацию, вы должны были предвидеть, что водитель может внезапно повернуть или остановиться. Ваша лучшая стратегия в подобной ситуации - отделить себя от опасности, например, отстать хотя бы на две секунды. А если вы все же решаете обогнать эту машину, делайте это только после того, как установите контакт с водителем, - лучше, когда он сам махнет вам рукой в знак того, что можно проезжать. Никогда не совершайте обгонов на перекрестках и в других ситуациях, когда есть вероятность, что кто-то может свернуть прямо перед вами.
Машина, съезжающая с магистрали
Вы едете по городскому шоссе, по крайней правой полосе. Приближаетесь к выезду с магистрали, и тут машина с полосы слева от вас резко бросается вам наперерез, визжа тормозами, чтобы успеть съехать с главной дороги.
Пространства, чтобы затормозить или сделать маневр, у вас, скорее всего, не остается, так что столкновение в такой ситуации почти неизбежно.
Что делать? Приближаясь к выезду, осмотритесь вокруг и оцените обстановку. Нет ли рядом водителей, у которых может возникнуть желание в последний момент устремиться к этому выезду? Не совершаете ли вы что-нибудь, что заставляет других водителей думать, что вы сами собираетесь съехать с дороги? Вы едете по крайней полосе, поэтому вполне может показаться, что вы действительно хотите это сделать, а такое предположение может повлиять на их действия. Выезды с магистрали (как и въезды на нее) - места повышенной конфликтности участников дорожного движения. Если вы видите, что скоро будет выезд с дороги, подумайте, не лучше ли перебраться в другой ряд, подальше от крайнего. И постарайтесь не оказаться в «слепой» зоне машин, едущих рядом с вами. В этом случае водитель вполне может подумать, что между ним и этим выездом никого нет.
Машина, перестраивающаяся в другой ряд
Вы едете в крайнем правом ряду трехполосного шоссе и решаете обогнать медленно едущую перед вами машину, перестроившись в левый ряд. Только вы начинаете сдвигаться влево, как машина в крайнем левом ряду тоже решает сделать обгон, сдвинувшись вправо, - в результате оказывается, что вы вдвоем претендуете на одну полосу. Сами догадайтесь, у кого больше шансов победить в этой схватке - у мотоцикла или автомобиля.
Что делать? Внимательно просматривая и анализируя окружающую обстановку, вы должны были заметить эту машину через полосу от себя и предположить, что, если водителю вдруг придет в голову сменить ряд одновременно с вами, то вы непременно столкнетесь. Постарайтесь избежать такой опасности: либо подождите с обгоном несколько минут, пока машина в крайнем левом ряду не проедет дальше, либо замедлитесь сами, чтобы остаться позади нее. Также перед началом активных действий стоит подать сигнал, и периодически оглядывайтесь назад, на свою «слепую» зону и на едущие сзади машины.
Машина, «нападающая» сзади
Страшный сон любого мотоциклиста: он стоит на перекрестке, терпеливо ждет, пока загорится «зеленый», как вдруг слышит визг шин. И в следующую секунду уже летит под колеса других машин. Это на него наехал невнимательный автомобилист, увлекшийся разговором по мобильнику и не заметивший на светофоре мотоциклиста.
Что делать? Всегда помните о том, что мотоцикл иногда не замечают даже очень внимательные водители, особенно в темное время суток. Будьте заранее готовы к тому, что приближающиеся к перекрестку водители и вас могут не увидеть. Почаще смотрите в зеркала - не приближается ли кто сзади. Включите стоп-сигнал. Завидев едущую прямо на вас машину, срочно сдвигайтесь в сторону. Стоя на светофоре, не переключайтесь на нейтральную. Мотоцикл должен быть готов в любой момент сорваться с места, чтобы уйти от опасности.
Сонный водитель
Раннее утро, вы едете на своем мотоцикле на работу по самой обычной пригородной улице, вдоль которой стоят жилые дома, от которых на главную дорогу постоянно выезжают машины. И вот одна такая машина, пятясь, появляется прямо перед вами. Вы резко тормозите и останавливайтесь в нескольких сантиметрах от ее заднего бампера.
Что делать? Учитывая, что час ранний, а район спальный, вполне логично ожидать, что от домов будут постоянно выезжать на дорогу машины. Обратите внимание и на другие признаки: водители, садящиеся в машины, красноречивые выхлопы из трубы, говорящие о том, что машина заводится и сейчас поедет. И чужие задние огни тоже неплохо было бы увидеть.
На оживленной городской трассе постоянно отслеживайте обстановку на предмет наличия потенциальных опасностей и машин, собирающихся сменить ряд.
Заметив какие-либо из этих «предупреждающих знаков», примите меры предосторожности: сбросьте скорость и приготовьтесь затормозить, если возникнет такая необходимость. Смотрите вперед и положите руку на рычаг переднего тормоза, а ногу - на педаль заднего. Держите такую скорость, чтобы, в случае если эта машина все-таки окажется у вас на пути, оставалось достаточно места, чтобы успеть остановиться. Если есть вероятность, что места и времени остановиться может не хватить, посмотрите, куда можно будет свернуть. Если встречных машин нет, приготовьтесь свернуть влево. Если это сделать невозможно, то вправо.
Машина, делающая левый поворот: основная разновидность
На оживленном четырехполосном перекрестке уследить нужно за всем: за перекрестным потоком, который может остановиться, а может и не остановиться на светофоре; за пешеходами, которые могут в любой момент выйти на проезжую часть; за встречной машиной, которая может вас не заметить и повернуть налево прямо перед вами. И точно: только вы подъезжаете к перекрестку, как машина из противоположного левого ряда резко поворачивает прямо у вас перед носом. Вы резко тормозите и уклоняетесь в самый последний момент, едва не врезавшись ей в бок.
Что делать? Несомненно, это один из самых распространенных городских сценариев. Значительная часть мотоциклетных аварий (с участием трезвых пилотов) происходит именно при таких условиях: днем, на низкой скорости (около 50 км/ч), когда встречная машина делает левый поворот. Опять же, на перекрестке, где напротив вас стоит автомобиль, лучше всегда ожидать наихудшего - что он все же окажется у вас на пути. Подъезжая к перекрестку, сбросьте скорость переключением на нижнюю передачу, либо чуть притормаживая передним тормозом. Расположитесь на полосе так, чтобы вас было видно как можно лучше. Замедлившись, вы отодвинете таким образом дальше свою границу безопасности: понижение скорости хотя бы на 15 км/ч значительно сокращает тормозную дистанцию, а готовность в любой момент затормозить сильно уменьшает время реакции. Сбросив скорость, продолжайте следить за той машиной, чтобы вовремя заметить, если она вдруг сдвинется и вынудит вас или изменить положение, или экстренно тормозить.
Машина, делающая левый поворот: скрытая от обзора
Вы едете по оживленной трассе, сразу за здоровенным грузовиком. Он благополучно минует перекресток. Вы пересекаете его вслед за ним, но вдруг прямо перед вами с противоположной стороны возникает машина, решившая быстренько проскочить, повернув за этот грузовик. Среагировать на нее вы не успеваете, так что врезаетесь ей в передний бампер и кувырком летите через нее; ваш шлем проходит первое реальное испытание на прочность.
Что делать? Это вариант случая с левым поворотом, описанный выше, только здесь причина столкновения не в том, что водитель-обидчик не заметил вас среди прочих, а в том, что вы сами спрятались за другую, более крупную по размеру машину. По этой причине никогда не ездите непосредственно вслед за габаритным транспортом. Предвидя возможное развитие событий, вы должны были заранее сбросить скорость и увеличить интервал-дистанцию, отодвинувшись назад, где вас было бы лучше видно, и откуда вы сами могли бы лучше видеть ситуацию.
Нечто подобное может случиться и тогда, когда две машины по обе стороны перекрестка готовятся сделать левый поворот. Иногда, если вы обгоняете справа машину, готовящуюся свернуть влево, особенно если это грузовик или другое крупное транспортное средство, вы будете невидимы для машины со встречной полосы, тоже намеревающейся сделать левый поворот, что может привести к тому, что вы окажетесь прямо у нее под колесами. Всегда помните о такой возможности, готовясь объехать машину, собирающуюся повернуть налево, и предпринимайте соответствующие меры.
Машина, выезжающая на главную дорогу с боковой
Вы едете по широкой магистрали, впереди - плотный поток машин; вдруг вы замечаете небольшой фургон, ожидающий возможности выехать на дорогу с парковки перед торговым центром. Вы ловите взгляд водителя и убеждаетесь, что с места фургон пока двигаться не собирается. Но только вы намереваетесь проехать мимо, как фургон устремляется прямо на вас.
Что делать? Хотя основное внимание в условиях города мы сосредоточиваем на перекрестках, зоны потенциальной опасности существуют и в других местах, как наглядно демонстрирует этот пример. Это один из тех случаев, когда небольшие габариты мотоцикла становятся настоящей проблемой. Водители, готовящиеся выехать на главную дорогу, могут просто не заметить вас в плотном потоке других машин. А даже если все же видят, часто оказываются не способны угадать скорость, с которой вы едете, - именно это и произошло в нашем примере. Зрительный контакт в такой ситуации только сбивает с толку.
Приближаясь к машине, готовой выехать с боковой улицы, подготовьте себе достаточно пространства для объездного маневра на случай, если эта машина все же окажется у вас на пути.
Подъехав ближе, обратите внимание на ее передние колеса - по их начинающемуся вращению можно определить, что машина будет двигаться. В таких ситуациях особенно полезны все те меры, которые можно предпринять, чтобы стать более заметным на дороге (надеть яркий шлем и куртку, включить фару даже днем). А если становится понятно, что водитель вас все равно не видит, подайте звуковой сигнал (но будьте готовы и к тому, что он вас еще может и не услышать!).
Дорога с односторонним движением
Вы едете в левом ряду по дороге с односторонним движением, впереди справа от вас едет другая машина. Когда вы оказываетесь на перекрестке, эта машина резко сворачивает влево прямо через вашу полосу.
Что делать? Так как кроме вас двоих на дороге никого не было, водитель мог забыть, что он едет по дороге с односторонним движением, и не проверить, есть ли кто у него в «слепой» зоне. А так как на другой полосе никого не было, он решил, что без проблем (и без сигнала) сможет сделать левый поворот - тут-то у него на пути и оказываетесь вы. Предугадать его действия вы совершенно не могли - сигнала-то не было. Но, помня о том, что перекресток - это всегда зона повышенного риска, вы заранее должны были отделить себя от этой машины. Вы ехали слишком близко (да еще в «слепой» зоне), поэтому водитель вас не увидел, что и стало причиной столкновения.
Избежать опасности
Чтобы успешно выйти из любой из описанных выше ситуаций, прежде всего, нужно соблюдать правило «Увидеть, оценить, сделать». Это поможет вам разобраться с возникшей проблемой, умело и уверенно подготовить и выполнить необходимый маневр. Далее мы рассмотрим еще несколько обычных дорожных ситуаций, в которых можно и нужно применять это полезное правило. Имейте в виду, что это только примеры, а вовсе не универсальные способы решения проблем. Каждая ситуация на дороге уникальна - таким же будет и подход к ее разрешению. Самое главное здесь - научиться использовать правило «Увидеть, оценить, сделать», чтобы принимать только правильные решения. Итак, запомним это и рассмотрим еще несколько опасных для мотоциклиста ситуаций и способы их благополучного разрешения.
Приближаясь к перекрестку, будьте начеку. Осмотрите другие машины и попытайтесь предугадать действия их водителей.
Сходящиеся потоки движения
Увидеть. Вы едете по четырехполосной разделенной магистрали, впереди справа от вас показалась въездная дорога. Вы осматриваете окружающие вас машины и замечаете, что вас обгоняет машина слева, а по въезду поднимается еще одна.
Оценить. Вы определяете, что машина, поднимающаяся по въезду справа, выедет на главную трассу как раз в тот момент, когда вы и вторая машина слева окажетесь прямо в точке пересечения. Поэтому вы решаете отодвинуть дальше свою границу безопасности, сбросив скорость, - таким образом вы позволите одной машине спокойно въехать на магистраль, а второй - обогнать вас.
Сделать. Вы сбрасываете «газ» и слегка притормаживаете, посмотрев перед тем в зеркала и убедившись, что в вашей «мертвой» зоне никого нет и сзади к вам никто не приблизился. Едем дальше.
Извилистые трассы
Увидеть. Ранним воскресным утром вы решили проехаться по любимой горной дороге. И вот перед вами - серия крутых поворотов дороги, вдоль которой деревья, из-за них вы почти ничего не видите. Здесь сразу нужно подумать о том, что за каждым таким «слепым» поворотом может скрываться опасность. Помните: в идеальных условиях вы должны просматривать обстановку на 12 секунд вперед. На этой же дороге видимость ограничена четырьмя секундами, так что планируйте свой путь соответственно.
Оценить. Подумайте, какая опасность может вас поджидать за поворотом (медленно движущаяся машина, дефект дорожного полотна, камни на дороге, животные и т.д.). Примите решение увеличить время и расстояние для реакции, сбросив скорость, пока все эти повороты не останутся позади.
Сделать. Сбросьте «газ», чтобы уменьшить скорость, и переместитесь в центр полосы - так вы отодвинете дальше границу безопасности на случай внезапного появления встречных машин или других невидимых пока препятствий.
Едем дальше и продолжаем следить за дорогой.
Многополосные магистрали
Увидеть. Вы едете по многополосному шоссе с очень плотным движением. Машины идут близко друг к другу, и ваша дистанция безопасности существенно сократилась. Наблюдая этот хаос, вы видите множество опасностей одновременно: много машин, сокращение вашей дистанции безопасности, слишком маленькие расстояния между другими машинами, мало места вокруг. Справа от вас явно куда-то спешащий водитель пристроился в хвост машине, едущей перед ним, и, очевидно, желает ее обогнать. И вот он начинает передвигаться на ваше место.
Оценить. Нужно действовать немедленно. Примите решение «объясниться» с этим водителем и принять меры, чтобы защитить свое пространство.
Сделать. Посигнальте ему. Встаньте так, чтобы быть как можно дальше от этой машины; приготовьтесь тормозить, положите руку на рычаг сцепления; сбросьте скорость или наоборот ускорьтесь, чтобы избежать столкновения с этой машиной.
Едем дальше, применяя правило «Увидеть, оценить, сделать».
Дорога в гору
Увидеть. Вы подъезжаете к холму. Как и в случае с извилистой горной дорогой, этот холм значительно ограничивает ваше поле зрения, и впереди на дороге вполне могут оказаться опасности, которых вы пока не видите.
Оценить. Понимая, что видимость у вас ограничена, вы строите предположение, что на вершине этого холма вас поджидает некое препятствие (например, ребенок, выскочивший на проезжую часть). Соответственно. вы опять же решаете увеличить свою дистанцию безопасности, чтобы оставить за собой больше времени и пространства для реакции. Для этого вам нужно сбросить скорость и передвинуться к центру полосы.
Сделать. Немного сбросьте «газ», чтобы аккуратно замедлиться; положите руки на рычаг переднего тормоза и сцепления, ногу - на педаль заднего тормоза на случай, если понадобится тормозить более резко. Выведите мотоцикл в центр полосы.
Едем дальше, соблюдая то же правило.
Обгон
Увидеть. Вы едете по двухполосному шоссе, настигаете медленно движущуюся машину и решаете ее обогнать. Обгон на мотоцикле несильно отличается от обгона на автомобиле, разве что здесь большее значение имеет то, насколько хорошо вас видит другой водитель (как и всегда в случаях с мотоциклом). Прежде чем приступать к действию, обязательно убедитесь, что водитель, которого вы обгоняете, вас заметил.
Оценить. Убедитесь, что для обгона есть все условия. Посмотрите, не помешают ли вам встречные машины, хватит ли места на дороге, чтобы безопасно совершить этот обгон.
Сделать. Удостоверившись, что обгон будет безопасным, передвиньтесь в левую сторону полосы, на безопасное расстоянии от машины. Так вам лучше будет видно то, что находится впереди, и сами вы станете более заметным. Подайте сигнал и еще раз посмотрите на другие машины, в зеркала и обернитесь назад, чтобы увидеть, что у вас за спиной. Перейдите на левую полосу и прибавьте скорость. Расположитесь на полосе так, чтобы вас и машину, которую вы обгоняете, разделяло достаточное расстояние и при этом вам хватило места для того, чтобы объехать препятствие в случае его внезапного появления на встречной. Просигнальте перед возвращением на свою полосу, посмотрите в зеркала и обернитесь назад, чтобы убедиться, что при этом вы не подрезаете машину, которую обгоняете.
Машина, висящая на хвосте
Увидеть. Вы едете по оживленному многополосному шоссе и в зеркале вдруг замечаете грузовик, приблизившийся к вам слишком близко.
Оценить. Поток машин очень плотный, движется хаотично, то резко замедляясь, то ускоряясь.
Вы сознаете, что, возможно, возникнет необходимость резко затормозить и машине, следующей за вами, может не хватить места, чтобы тоже резко остановиться, не задев вас. По обе стороны от вас плотные потоки машин, так что перейти в другой ряд вы не можете. Вы понимаете, что, для того чтобы отделить себя подальше от сидящего у вас на хвосте автомобиля, придется принимать какие-то другие меры.
Сделать. В подобной ситуации у вас есть немало возможностей, одни лучше, другие хуже - это уже зависит от конкретного положения вещей: 1) помигайте стоп-сигналом, чтобы обратить на себя внимание преследователя; 2) понемногу замедляйтесь, чтобы увеличить расстояние перед собой, - это уменьшит вероятность того, что вам понадобится тормозить в экстренном порядке; 3) поищите возможность (или создайте ее, сигналя и меняя скорость) перейти в другой ряд, чтобы пропустить спешащего преследователя вперед.
Мотоциклетное мастерство - это:
- когда вы оставляете для себя достаточно места и времени, чтобы среагировать на изменение ситуации на дороге;
- когда вы можете быстро распознать проблему на дороге и у вас есть готовый вариант ее решения;
- когда у вас есть полная картина происходящего, так как просматриваете обстановку на 12 секунд вперед.