Цель нашей книги - помочь овладеть системой мотоциклетных водительских навыков и знаний, которые можно будет применять в большинстве дорожных ситуаций.
На дороге полис опасностей — невнимательные автомобилисты, животные, пешеходы, валяющийся мусор — и ездить бывает непросто, если вы не обладаете необходимыми навыками распознавания и избежания опасности или не умеете их в нужный момент применять.
Все они чрезвычайно важны для безопасной и уверенной езды в обычной ситуации. Иногда (например, когда на пути у вас возникают какие-то из перечисленных выше препятствий) события из разряда обычных переходят в разряд чрезвычайных и даже могут стать опасными, если вы не будете готовы адекватно на них среагировать. Они требуют от пилота большого мастерства и особых приемов, которые помогут благополучно миновать опасность даже в самой сложной и неожиданной дорожной ситуации.
Холодный разум, здравый смысл и знание того, как поведет себя ваш мотоцикл в экстремальной ситуации, помогут вам избежать негативных последствий неприятных дорожных сюрпризов. Далее мы опишем несколько особых ситуаций, с которыми вы можете столкнуться на дороге, и дадим советы, как с ними разобраться и заранее к ним подготовиться.
Объезд препятствия
Когда вы замечаете у себя на пути препятствие, у вас есть два варианта действий: вы можете или остановиться, или объехать его. Мотоцикл - машина чрезвычайно маневренная, и потому объезд препятствия -один из самых эффективных методов избежания опасности в арсенале действий мотоциклиста.
По своей сути, маневр с уклонением - это два быстрых, последовательных контрруления. Первый - вы отводите руль в сторону, чтобы уклониться от препятствия, второй - вы возвращаетесь на прежнюю траекторию движения после того, как благополучно минуете это препятствие.
Его нужно как можно чаще тренировать и всегда использовать. В ситуациях, когда ваша скорость слишком высока или когда вы не уверены, что едущие за вами машины тоже успеют остановиться, объезд препятствия (если свободного пространства достаточно) может быть единственно верным способом избежать столкновения с ним.
Маневр с уклонением состоит из двух быстрых поворотов руля (контррулений). Первый поворот — вы уклоняетесь от препятствия, второй поворот — вы возвращаетесь на прежний путь после того, как благополучно минуете это препятствие. Позднее мы разберем прием контрруления более подробно.
Всегда - и особенно в ситуациях, требующих немедленных действий (например, при объезде препятствия), - помните о том, что мотоцикл управляется контррулением. Чтобы уклониться влево, вы нажимаете на левую ручку, а потом, чтобы завершить маневр и вернуться на прежнюю траекторию, нажимаете на правую. И в какую бы сторону вы ни намеревались уклониться, первоначальное нажатие на ручку должно быть очень уверенным, чтобы мотоцикл быстро наклонился и выполнил объезд.
Сидите прямо, вместе с мотоциклом не наклоняйтесь, пусть он свободно движется под вами. Так маневр пройдет гораздо быстрее. Крепко прижмите колени к бензобаку, чтобы стабилизировать свое положение, ногами упритесь в подножки. Не фиксируйте взгляд на предмете, который хотите объехать, а смотрите туда, куда вам нужно попасть (по объездной траектории).
И, наконец, проводите маневр на стабильном «газе» и никогда в этот момент не тормозите. Уклонение - это очень быстрый поворот, которому необходимо максимальное сцепление, а торможение заберет это сцепление на себя, что в итоге может привести к срыву колеса с траектории и падению. Притормозите до начала уклонения, пока мотоцикл еще находится в вертикальном положении, или сначала обойдите препятствие и тормозите, только когда мотоцикл снова выпрямится.
Маневр с уклонением - очень полезный для мотоциклиста прием. Но всегда помните, что вероятность того, что вам придется применять его на практике, будет гораздо меньше, если вы будете внимательно просматривать обстановку и обнаруживать препятствие еще до того, как оно окажется у вас на пути, то есть до того момента, когда экстренный объезд останется единственным способом его благополучно преодолеть.
Максимальное/экстренное торможение
Умение остановить мотоцикл на максимально короткой дистанции - еще один полезный навык, необходимый каждому мотоциклисту. Когда препятствие возникает прямо перед вами, а объехать его уже невозможно, так как нет пространства для объездного пути (например, когда прямо перед вами с грузовика падает предмет мебели), экстренная остановка становится единственным способом избежать столкновения с ним.
Если вам нужно быстро сменить полосу, чтобы объехать машину или другое препятствие на пути, - сделайте это двумя быстрыми контррулениями.
Максимальное торможение - это применение обоих тормозов на пределе их возможностей, но не допуская блокировки колес. Как правило, это происходит в экстренной ситуации. Делается это так: вы одновременно сильно сжимаете рычаги переднего тормоза и сцепления и нажимаете на педаль заднего тормоза. Оба тормоза нужно задействовать аккуратно -нельзя резко «хватать» передний или «бить» по заднему, так как слишком резкое торможение почти наверняка вызовет юз колес или еще какую-нибудь неприятность с ходовой частью. Во время максимального торможения старайтесь держать мотоцикл как можно более прямо: чем больше угол его наклона, тем больше вероятность, что колеса потеряют сцепление с дорогой. Имейте в виду, что, если какое-либо из колес блокируется, оно уже не способно цепляться за дорогу, а значит, и тормозить. Кроме того, сидите на мотоцикле прямо и смотрите вперед, а не вниз.
Максимальное торможение, как и уклонение, - это очень важный прием, который необходимо тренировать. Периодически выбирайтесь на чистую (без луж и масляных пятен) безопасную площадку, где вы сможете попрактиковать торможение и разобраться, с какой силой может тормозить ваш мотоцикл до того, как колеса начнет заносить. Особенно стоит это сделать после покупки нового мотоцикла (и особенно если это аппарат другого типа), просто чтобы узнать его тормозные качества.
Торможение на вираже
На вираже нужно тормозить с особой осторожностью, потому что, когда мотоцикл в наклоне, имеющееся у него сцепление, необходимое и для торможения, ограничено. И чем больше угол наклона, тем больше шансов у шин потерять это сцепление (более подробно вопрос сцепления будет разобран в главах 11 и 12). Секрет быстрой (и безопасной) остановки на вираже заключается в следующем: нужно иметь достаточно пространства, чтобы как можно быстрее поставить мотоцикл перпендикулярно поверхности дороги, - в таком положении сцепления для торможения будет больше. Если дорожные условия позволяют, выпрямите аппарат, руль и затормозите так, как вы это делали бы на прямой.
Всегда помните о том, что сцепление не бесконечно. Если вам нужно и затормозить, и произвести маневр с уклонением, сделайте сначала что-то одно и только потом другое.
Разумеется, бывают ситуации, когда выровнять мотоцикл и затормозить, как на прямой, не позволяет ситуация: например, на левом повороте вы при этом рискуете вылететь с дороги, на правом - столкнуться со встречной машиной. Здесь остается только одно: тормозить очень осторожно и постепенно, пока мотоцикл еще в наклоне. По мере замедления угол наклона можно будет уменьшать, а чем меньше наклон, тем больше будет сцепления для торможения, и тем сильнее вы сможете тормозить. В момент остановки мотоцикл должен стоять вертикально, с прямым рулем.
Занос под контролем
Юз колеса - ситуация не такая уж опасная, и здесь нет особого повода для паники, хотя, когда это случится впервые, вам так не покажется. Панической реакции можно избежать, если заранее знать, что нужно предпринять в такой ситуации. А что именно делать, чтобы пережить занос без трагедий, зависит от того, какое колесо начинает заносить.
Юз заднего колеса чаще всего случается при сильном экстренном торможении. Проще говоря, это происходит потому, что во время замедления (в связи с торможением) значительная часть нагрузки с заднего колеса перемещается к переднему, что резко уменьшает сцепление заднего колеса, поэтому оно очень легко теряет его совсем и из-за этого перестает вращаться (блокируется, идет юзом) Каждый процесс торможения уникален, он зависит от геометрии и массы мотоцикла, поверхности дороги, шин и скорости движения. Поэтому идеального решения для предотвращения юза заднего колеса нет.
Однако главное для восстановления ситуации после юза заднего колеса - это выравнивание обоих колес по одной оси и понимание того, как на это равнение колес влияет динамика торможения. На практике обычно получается так: чем дальше от прямой отклоняется заднее колесо, тем больше движущая сила мотоцикла (зависимость между его скоростью и массой) и тем сложнее ситуация.
Если при резком торможении у вас начинает блокироваться заднее колесо, постарайтесь не волноваться: даже если заднее колесо будет немного «повиливать», вы, глядя вперед и сохраняя прямую траекторию, скорее всего, сможете остановить мотоцикл без особых проблем.
Например, если при резком торможении с шоссейной скорости заднее колесо начинает заносить и оно сильно отклоняется относительно переднего колеса (те. буквально соскальзываете полотна), то резкое восстановление сцепления (если вы отпустите педаль заднего тормоза) будет иметь нежелательные последствия. Движущая сила наклоненного мотоцикла со вновь обретенным сцеплением на заднем колесе будет такова, что он резко выпрямится, и произойдет так называемое «хайсайд», те. падение на ту сторону, в которую мотоцикл заносило. Не самый удачный исход!
Если вы оказываетесь в такой ситуации, не предпринимайте ничего - пусть колесо идет юзом (остается заблокированным), пока мотоцикл не остановится совсем (см. фото). Попытайтесь успокоиться: даже если заднее колесо будет немного «повиливать», вы, глядя вперед и сохраняя прямую траекторию, скорее всего, сможете остановить мотоцикл без особых проблем и падений.
Отпускать педаль заднего тормоза в случае юза заднего колеса стоит только в тех случаях, когда скорость невысока и мотоцикл держится почти прямо, а переднее и заднее колеса не слишком отклоняются от оси.
Юз переднего колеса - совсем другой вопрос. Переднее колесо блокируется, или идет юзом, когда вы слишком резко хватаете передний тормоз, так что большая тормозная сила действует на него до того, как оно получит дополнительное сцепление благодаря перемещению массы вперед. А когда масса перемещается на колесо с нарушенным сцеплением (то есть на колесо, которое заносит), оно «сдается», что неизменно приводит к так называемому «лоусайду», т.е. когда мотоцикл заваливается на бок с низкой, противоположной заносу стороны.
Оказавшись в такой ситуации, немедленно отпустите передний тормоз, чтобы переднее колесо восстановило сцепление с дорогой. Затем снова сожмите рычаг, только делайте это точно и дозированно, постепенно усиливая торможение по мере того, как масса будет перемещаться к переднему колесу, увеличивая его сцепление.
Хотя юз как заднего, так и переднего колеса вполне реально удержать под контролем, лучше все-таки этого не допускать вообще. Постоянно тренируйте технику экстренного торможения (особенно если вы сменили мотоцикл) на безопасной территории с хорошим покрытием (пустой парковке, например). На дороге следуйте правилу «Увидеть, оценить, сделать», чтобы распознавать опасность до того, как она станет причиной блокировки колес.
Переезд через препятствие
В некоторых ситуациях ни торможение, ни объезд препятствия не могут считаться подходящим способом его преодоления. Хотя мотоцикл в этом не сравнится с другими транспортными средствами или даже с животными, некоторые внезапно возникающие на пути препятствия вполне способен переехать и он. Так, вы без особых проблем переедете, например, через доску, упавшую с грузовика, или небольшую яму.
Убедившись, что другого способа преодолеть препятствие, кроме как переехать через него, действительно нет, приготовьтесь: скорректируйте траекторию движения так, чтобы подъехать к нему под углом, максимально близким к 90е. Приблизившись к препятствию, слегка привстаньте на подножках, немного переместитесь на-зед и чуть-чуть добавьте «газу». Так вы разгрузите переднюю часть машины, а ваши ноги будут действовать подобно дополнительному набору амортизаторов, что сильно облегчит переезд через препятствие. Держите ноги полусогнутыми, колени прижмите к баку. Прикройте «газ», когда переднее колесо минует препятствие. Когда его будет преодолевать заднее колесо, будьте готовы к тому, что вас немного тряхнет.
Чтобы переехать через препятствие, замедлитесь, насколько его позволяет движение на дороге, подъедьте к нему под углом, как можно более близким к 90°, привстаньте на подножках, ноги держите полусогнутыми. Крепко держите руль, слегка сдвиньтесь назад, добавьте немного «газу» перед тем, как переднее колесо коснется препятствия. Как только это произойдет, сбросьте «газ». На опускайте глаза, смотрите вперед.
Подъем в гору
Умение трогаться с места на дороге, идущей в гору, тоже требует определенных навыков и координации. Здесь нужно постоянно притормаживать, чтобы не дать мотоциклу откатиться назад, одновременно работая сцеплением. Для этого чаще всего используется задний тормоз. Но если ноги заняты тем, чтобы удерживать равновесие, можно использовать и передний тормоз, одновременно выпуская рычаг сцепления в зону зацепления, пока не появится возможность отпустить тормоз и добавить «газу». Фиксируя рычаг сцепления в зоне зацепления, вы удержите мотоцикл до того, как он сможет свободно двигаться дальше. Здесь можно больше работать «газом», чем на ровной поверхности. Кроме того, возможно, в такой ситуации придется дольше оставаться в зоне зацепления, чтобы двигаться вперед. Также заранее потренируйте необходимые для этого приема навыки и координацию на безопасной территории.
Умение трогаться с месте на дороге, идущей в гору, тоже требует определенных навыков и координации. Здесь нужно постоянно притормаживать, чтобы не дать мотоциклу откатиться назад, одновременно работая сцеплением. Если ноги заняты тем, чтобы удерживать равновесие, нужно использовать передний тормоз, одновременно выпуская рычаг сцепления в зону зацепления, пока не появится возможность отпустить тормоз и добавить «газу».
Плохое состояние дороги
Общественная трасса - место совершенно непредсказуемое. Даже до боли знакомые участки дороги иногда могут показаться чужой планетой. Ситуация на трассе постоянно меняется и всегда зависит от погоды, потока движения и других факторов, которые не всегда возможно спрогнозировать. А уж если вы едете по новой, совершенно незнакомой дороге, - тем более будьте начеку и готовьтесь ко всему.
Никогда не предугадаешь, что ждет тебя за тем поворотом. Знания, подкрепленные грамотной водительской тактикой, - вот то, что нужно для решения большинства проблем, связанных с плохим состоянием дороги. Будьте готовы к ним заранее:
Нестабильная поверхность. Здесь имеются в виду не только такая распространенная вещь, как гравийные трассы, но и виражи на извилистых периферийных дорогах, где машины часто наносят гравий и землю с обочины на дорожное полотно. Это еще и дороги, покрытые сырыми опавшими листьями, и участки у подножия холмов, где после дождя скапливаются песок и прочая грязь.
Сбросьте скорость, чтобы отодвинуть дальше свою границу безопасности, выровняйте мотоцикл, чтобы угол его наклона был как можно меньше. Внимательно следите за тем, чтобы не наехать на стекло, куски металла и другие острые предметы, которые могут проткнуть колесо.
Скользкие участки. Песок, гравий, дизельное топливо, масло, тосол и другие жидкости, вытекающие из машин на дорогу, создают скользкие участки. Всегда осматривайте дорогу на предмет наличия таких мест и при их обнаружении внесите соответствующие корректировки в скорость и направление своего движения до того, как вы до них доедете.
Особенно разномастной и скользкой дорога бывает на мосту. Приближаясь к нему, внимательно осмотритесь, на самом мосту старайтесь резко на менять скорость или направление движения.
Сточные желобки. Желобки для стока дождевой воды на дороге сцепления не уменьшают, но при переезде через них мотоцикл будет слегка потряхивать. Постарайтесь увидеть их заранее и приготовиться, чтобы они не застигли вас врасплох и не вызвали слишком бурной реакции.
Настилы мостов. Коэффициент трения резины о сталь (из которой эти настилы обычно и делают) значительно ниже, чем коэффициент трения резины об асфальт, особенно в сырую погоду. Другими словами, сцепления на таком мосту у вас будет меньше. Поэтому, подъезжая к мосту, сбросьте скорость, скорректируйте направление движения до того, как наедете на стальной настил. Переезжая через него, не меняйте резко скорость или направление.
Кочки, трещины, рельсы. Большинство кочек и трещин, встречающихся на дороге, так малы, что вы их почти и не замечаете, но иногда попадаются и такие, которые вполне можно считать препятствием, - например, места, где асфальт разрушают корни деревьев или на дороге проступает зимний лед. Через такие препятствия можно переехать как обычно, приблизившись к ним под прямым углом. При необходимости можно слегка приподняться на подножках. На железнодорожных переездах рельсы, как правило, пересекаются без проблем, так как переезд через них устроен как раз под прямым углом. Чтобы переехать через пути и колеи, которые идут параллельно движению мотоцикла, отодвиньтесь как можно дальше в сторону, чтобы получить возможность пересечь их под углом хотя бы 45°, потом быстро и резко поверните руль.
Дорога с неровной поверхностью. На дорогах с большим движением часто образуются вмятины от колес в тех местах, где проезжает особенно много машин и грузовиков, а между двумя такими вмятинами или колеями получается выпуклость. В самих вмятинах может собираться дождевая вода, грязь и мусор. Выпуклости, особенно на поворотах, мешают мотоциклу наклониться и в целом затрудняют прохождение виража. С учетом этого внесите соответствующие корректировки в траекторию движения.
Лед и скользкие участки. Лед, снег, мох, сырые листья, грязь, заливка для трещин, гудроновые пятна, некоторые дорожные краски - все это делает дорогу скользкой, особенно в очень жаркую или, наоборот, холодную погоду. Постарайтесь держаться от них подальше.
Дождь. Первые несколько минут после начала дождя - самое опасное для мотоциклиста время: дождевая вода смешивается на дороге с маслами и прочими посторонними субстанциями, и образующаяся смесь покрывает дорогу чем-то вроде скользкой пленки. Поэтому лучше в это время на дорогу не выезжать, но если необходимо, то хотя бы сбросьте скорость, пока дождь не смоет с полотна всю эту грязь. На мокрой дороге лучше всего ехать по следам машины, идущей перед вами: там воды, скорее всего, будет меньше, а значит, и вероятность того, что шины начнут гидропланировать (скользить по воде), тоже уменьшится.
Езда с пассажиром
Возможность возить с собой пассажира значительно повышает утилитарность мотоцикла. К тому же, это прекрасный способ приобщить других к мотоциклетному делу. Однако здесь нужно учитывать, что пассажир значительно меняет динамику управления и стабильность мотоцикла. Дополнительный вес за спиной пилота смещает центр тяжести немного назад и вверх, что увеличивает дистанцию замедления, торможения и ускорения. Дополнительный вес сказывается и на динамике прохождения виража.
Вся ответственность за пассажира целиком и полностью лежит на пилоте. Скорее всего, ваш пассажир не будет иметь никакого представления ни о мотоцикле, ни о том, как на нем ездят, — так что заранее объясните ему (или ей), что можно и что нельзя делать, сидя за вашкй спиной.
Обязательно учитывайте все эти изменения. Прежде чем взять «на борт» пассажира, убедитесь, что у вас хватит водительского мастерства на то, чтобы разобраться со всеми сложностями езды вдвоем. Скорректируйте давление в шинах и установки подвесной системы согласно рекомендациям производителя. Для первого раза лучше потренироваться с пассажиром на безопасной территории, чтобы почувствовать, как меняется управляемость мотоцикла, когда на нем появляется дополнительный вес. Везите пассажира как можно более аккуратно. Старайтесь не делать резких и неожиданных ускорений, переключений передач, торможений и замедлений - «второй номер» должен быть готов к любым изменениям.
Вот несколько советов, которые помогут сделать поездку приятной для вас обоих. Обсудите их до того, как соберетесь ехать.
- Пассажир тоже должен надеть защитную экипировку. Как минимум, это должны быть шлем, защита для глаз, куртка, перчатки, длинные брюки и ботинки.
- Предупредите пассажира насчет горячих (например, глушители) и движущихся (колеса и приводная цепь) частей мотоцикла.
- Пассажир садится в седло только после того, как вы сами сядете, уберете подставку, установите мотоцикл ровно, ноги крепко поставите на землю. Тогда он, держась за ваше левое плечо, ставит ногу на левую пассажирскую подножку и садится в седло, стараясь держаться как можно ближе к центру. Пока пассажир садится на мотоцикл или слезает с него, вы сжимаете рычаг переднего тормоза, чтобы машина не двигалась с места.
- В пути пассажир держится за вашу талию или за пассажирские ручки на мотоцикле, ноги его, для максимальной стабильности, всегда находятся на пассажирских подножках.
- Напомните пассажиру, что нельзя вставать с места, вертеться и делать резких движений, - это может нарушить равновесие мотоцикла. Движения пассажира должны четко повторять ваши, особенно когда вы наклоняетесь на вираже. Пусть он в таких случаях смотрит в направлении поворота - это поможет.
Если вы собираетесь взять с собой ребенка, учтите еще несколько важных моментов. Ребенок должен быть достаточно взрослым, чтобы понимать все трудности процесса, и достаточно высокого роста, чтобы доставать до подножек. Наденьте на него подходящие по размеру шлем и другие средства защиты; скажите, чтобы он крепче держался за вас или пассажирские ручки. Ознакомьтесь с правилами: иногда в них оговаривается минимальный возраст пассажира на мотоцикле.
Еще одно важное замечание: ответственный пилот никогда не станет выпендриваться перед своим пассажиром или каким-то образом демонстрировать ему свою крутизну, особенно если пассажир - новичок в этом деле. «Второй номер» на мотоцикле особенно уязвим, поэтому в целях собственной безопасности он должен полностью вам доверять. Это особенно касается тех, кто садится на мотоцикл впервые, - для такого пассажира самым ловким трюком с вашей стороны будет максимально гладкая и приятная езда.