Основным дорожным мотоциклом марки Yamaha в 60-х годах была выпущенная в 1963 г. модель YDS2 и последовавшие за пей машины, которые в 1973 г. были преобразованы в мотоциклы серии RD.
Компания Nippon Gakki была единственной в Японии, которая создала свой первый мотоцикл на базе модели DKW RT125, что совпало с созданием компанией BSA похожей модели Bantam и компанией Harley-Davidson модели Hammer. Первый мотоцикл марки Yamaha — YA1 класса 125 см³ был выпущен в 1955 г. В месяц производилось 200 таких мотоциклов. В следующем году была выпущена более крупная модификация класса 175 см³. Мотоциклы серии YA находились в производстве до начала 1970-х гг. Для создания машины класса 250 см³ в компании Yamaha изучили двухцилиндровую модель Adler МВ250. В результате была выпущена модель YD1 с рамой из прессованной стали, которая унаследовала от марки Адлер только ее базовую конструкцию и размеры.
Компания создала гоночную версию модели YD1 с легкой трубчатой рамой и двигателем с коротким ходом поршня. В 1957 г. на трассе Асама гонщики на мотоциклах Yamaha заняли три первых места в классе 250 см³ и два первых места в классе 125 см³. В подтверждение старой истины, что успех в гонках помогает в продажах, мотоцикл YD1 пользовался постоянным спросом у покупателей. Yamaha была первой японской маркой, выставлявшей свои мотоциклы на гонках в США и принявшей участие в европейском Гран При в 1961 г. На французских этапах Гран При в классах 125 и 250 см³ Yamaha в обоих случаях заняла седьмые места.
К этому времени Yamaha приобрела компанию Showa, не имевшую ничего общего с известным производителем компонентов подвесок. От этой компании Yamaha получила в наследство гоночный мотоцикл класса 125 см³, который помог ее инженерам досконально изучить работу тарельчатых клапанов. Компания Yamaha, как и Suzuki, ограничивалась производством двухтактных двигателей, как для гоночных, так и для своих дорожных мотоциклов. В 1966 г. компания выпустила двухцилиндровую модель YL1, которая в стандартном снаряжении могла развивать скорость 113 км/ч, а в заводском гоночном оснащении скорость была, пожалуй, вдвое большей. Начало серии двухцилиндровых машин класса 250 см³ было положено в 1959 г. с выпуском модели YDS1, затем в 1962 г. появилась модель YDS2, а в 1964 г. — YDS3. Эти базовые дорожные мотоциклы через модель DS7 в 1973 г. перешли в длинную серию RD. Серия мотоциклов ТО представляла собой подготовленные к гонкам машины на базе выпущенной в 1962 г. модели TD1 класса 250 см³. Серия мотоциклов FR класса 350 см³ послужила основой для создания в 1969 г. модели TZ с жидкостным охлаждением.
Первый успех в гонках Гран При пришел к марке Yamaha в 1960-х гг. в малых классах. В 1963 г. Yamaha вновь выставила свои мотоциклы RD56 мощностью 45 л.с. на этапах европейского Гран При в классе 250 см³ и одержала первую победу на высокоскоростном кольце Спа-Франкошан в Бельгии. Затем последовали вторые места в Ассе-не и на острове Мзн.
Тем не менее, основной успех пришел только годом позже, и в 1964 и 1965 гг. Фил Рид (Phil Read) на параллельном двухцилиндровом мотоцикле RD56 марки Yamaha становился чемпионом мира в классе 250 см³ — и это был первый раз, когда победа была одержана на двухтактном мотоцикле. На протяжении следующих двух сезонов триумфаторами были Майк Хэйлвуд (Mike Hailwood) и марка Honda, но в 1968 г. Yamaha вернула титул в классах 125 и 250 см³.
Призванная конкурировать с британскими крепышами, типа Bonneville, модель XS1 1969 г. была оснащена четырехтактным вертикальным двухцилиндровым двигателем объемом 653 см³. После того, как обнаружились проблемы в управляемости, она была переделана в XS650.
В надежде заработать на возникшем в США помешательстве на внедорожных мотоциклах компания Yamaha в 1968 г. объявила о выпуске модели DT1. До появления этого серьезного кроссового мотоцикла японские внедорожные машины представляли собой, попросту, дорожные модели с поднятыми выхлопными трубами и обутыми в шишковатые покрышки колесами. Модель DT1 была оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 175 см³ и, помимо того, что могла ехать по дороге со скоростью 97 км/ч, была весьма конкурентоспособным внедорожным мотоциклом. В заводской гоночной оснастке, без осветительных приборов этот мотоцикл мог всерьез соревноваться с кроссовыми мотоциклами ведущих марок. Задолго до этого, ведущие компании выпустили похожие машины, a Yamaha расширила свой ассортимент, выпустив модели DT50 и DT400. Промежуточным шагом в этом направлении было появление модели DT175, которая выпускалась с 1973 по 1985 гг. Эта модель была хорошей альтернативой моделям классов 250 и 400 см³, поскольку она была более резвой при езде по бездорожью и более экономичной. К 1974 г. компания Yamaha выпустила предназначенный исключительно для мотокросса мотоцикл под названием YZ250.
Кроссовый мотоцикл YZ400 произошел от модели YZ250 1974 г., под сидением которой впервые была установлена одноблочиая задняя подвеска с длинным ходом.
В 1969 г. Yamaha представила четырехтактную двухцилиндровую модель XS1 с вертикально расположенными цилиндрами. Это был самый крупный из всех произведенных до этого компанией мотоциклов. Компания Yamaha сознательно вторглась на традиционно британскую территорию, занятую такими машинами, как Т120 Bonneville. Модель XS1 была оснащена двигателем с расположенным в головке распредвалом объемом 653 см³, сочлененным с пятиступенчатой коробкой передач, с электрическим стартером. Но у мотоцикла были существенные недостатки: он был плохо управляемым и неважно держал дорогу. Доработанная модификация под названием XS650 была легче в управлении и была задействована в экзотических американских кроссовых и трековых соревнованиях мотоциклов с колясками. Ее производство осуществлялось до начала 1980-х гг. Yamaha опробовала также версию модели класса 750 см1, в которой с два вращающихся в противоположном валу двигателя направлении балансиры, расположенные в задней части картера, призваны были минимизировать вибрацию. Однако от них пришлось отказаться, так как это сказывалось на эксплуатационных качествах машины.
Первым крупным четырехцилиндровым мотоциклом марки Yamaha была выпущенная в 1978 г. модель XS1100 с валом в качестве главного привода, по она оказалась неудачной из-за недостаточно прочной для 95-сильного двигателя с двумя распредвалами рамы.
Что касается малообъемных машин, то было очевидно, что Yamaha станет выпускать такие же мотоциклы для повседневного применения, как компании Honda и Suzuki. Маленькие двухтактные машины с пластинчатым клапаном и рамой мотороллерного типа марки Yamaha были представлены моделями V50 и V80 с автоматическими двух- и трехступенчатой коробками передач. К преимуществам мотоциклов можно было отнести автоматическое смешивание двухтактной топливной смеси и закрытый цепной привод. Эти модели были впоследствии заменены четырехтактными машинами с валом в качестве главного привода — Т50 и Т80, а в 1972 г. компания Yamaha выпустила оснащенный двигателем с тарельчатым клапаном спортивный мопед FS1, который в угоду подросткам имел вид мотоцикла. Несмотря на то, что скорость мопедов в Соединенном Королевстве была ограничена 48 км/ч, эта модель продавалась до конца столетия в двух модификациях: FS1 с барабанными тормозами и FS1DX с дисковыми тормозами.
В 1973 г. на смену давно выпускавшимся моделям YDS пришла серия RD, в которой, вместо обычного золотникового газораспределения, была применена усовершенствованная компанией система всасывания с пластинчатым клапаном, известная под названием «торсионное всасывание». Основным преимуществом такого впуска был более широкий диапазон отбора мощности. Например, мотоцикл RD250 начинал разгон не с 6000, а с 4000 об./ мин., так что он был более послушным и экономичным. В серию RD входили модели классов 125, 200, 250 и 350 см³, при этом две последние модели были оснащены использовавшейся в гоночном мотоцикле TZ шестиступенчатой коробкой передач. В 1975 г. мотоциклы серии RD были подвергнуты косметической доработке, заключавшейся в топливном баке более угловатой формы, новом сидении и новой графике. В следующем году модель RD350 превратилась в RD400, а в 1978 г. в машинах появилось электронное зажигание. Тем не менее, выпуск задиристых двухтактных мотоциклов RD был прекращен в 1980 г., когда в США были ужесточены требования к выхлопным газам, и эти мотоциклы не могли противостоять движению за чистоту окружающей среды.
RD означало «мотоциклы топочной доводки» (Race Developed). Появившийся в 1973 г. RD200 был первым серийным мотоциклом, в котором вместо обычного золотниковою газораспределения был применен принцип всасывания с пластинчатым клапаном.
В то же время в 1970-х гг. компания Yamaha выпустила четырехтактный двухцилиндровый мотоцикл XS500. Из ее технических характеристик следует выделить два расположенных в головке распредвала, по четыре клапана на цилиндр и вал системы уравновешивания для сглаживания вибрации. Мощность двигателя была 48 л.с. при 8500 об./ мин., что позволяло развивать максимальную скорость 175 км/ч. Однако тяжелый XS500 портили посредственная управляемость и неважные эксплуатационные характеристики, поэтому на этом фоне гораздо лучше выглядели более легкие двухцилиндровые мотоциклы серии XS. Это были выпущенный в 1976 г. мотоцикл XS360 с одним расположенным в головке распредвалом и 180-градусным коленчатым валом и XS250. Двигатель объемом 360 см³ впоследствии был расточен до 400 см³, в результате чего появилась модель XS400. Эта модель со временем была оснащена хребетной рамой, головкой цилиндра с двумя распредвалами и задней подвеской с моно амортизатором и оставалась в производстве до 1983 г.
SR500 был дорожной модификацией внедорожного мотоцикла ХТ500 и отличался 12-вольтовым электрооборудованием, клапанами больших размеров и более емким карбюратором.
В конце 1970-х гг. возник новый рынок крупных внедорожных мотоциклов, и в 1977 г. появилась давно ожидаемая модель ХТ500. Она была оснащена четырехтактным одноцилиндровым двигателем объемом 499 см³ с одним расположенным в головке распредвалом, двумя клапанами, одним карбюратором и без электрического стартера. Дорожная модификация этого мотоцикла называлась SR500. В ней использовался тот же двигатель, но с более крупными клапанами и более емким карбюратором, а также с передним дисковым тормозом и 12-вольтовым электрооборудованием в отличие от 6-вольтового в модели XT. В 1977 г. компания Yamaha выпустила модель XS750. Это была первая успешная четырехтактная машина и первая попытка компании прорваться на вновь образовавшийся рынок мотоциклов категории Superbike. Силовой агрегат машины представлял собой трехцилиндровый двигатель с двумя расположенными в головке распредвалами объемом 747 см³, соединенный с валом главного привода, что, если и не особенно способствовало проявлению мотоциклом спортивных качеств, то упрощало график техобслуживания. Тремя годами позже эксплуатационные качества двигателя были улучшены посредством увеличения объема двигателя до 826 см³ и доведения мощности до 79 л.с. при 8500 об./мин. Если XS750 развивал максимальную скорость 177 км/ч, то скорость мотоцикла XS850 была на 24 км/ч выше, а его регулируемые передняя и задняя подвески гарантировали также хорошую управляемость. В 1983 г. на смену этой модели пришел четырехцилиндровый мотоцикл XJ900.
Вслед за машинами серии DT в 1977 г. был выпущен одноцилиндровый внедорожный мотоцикл ХТ500, открывший новый рынок для внедорожных мотоциклов. Тем не менее, он был слишком тяжелым.
В то же время марка Yamaha заработала себе имя за счет двухтактных двухцилиндровых серийных гоночных машин, четырежды выиграв чемпионат мира в классе 250 см³ — в 1970, 1971, 1972 и 1973 гг. Следующие три года подряд марка выигрывала чемпионат в классе 350 см³, кроме того, мотоциклы Yamaha дважды выигрывали в классе 125 см³, а в 1973 г. — ив классе 500 см³. Более того, Кенни Робертс (Кеппу Roberts) на мотоцикле Yamaha с 1978 по 1980 г. трижды становился чемпионом мира в классе 500 см³.
Серия RD обрела свое новое воплощение в машинах LC или Elsie, которые обладали более округлыми контурами, чем их предшественники, и выпускались для Европы как двухтактные двухцилиндровые мотоциклы с жидкостным охлаждением. Это способствовало тому, что их двигатели работали с меньшим шумом и в более ровном температурном режиме, чем мотоциклы RD.
В мотоциклах LC использовались всасывание с пластинчатым клапаном, как в RD, шестиступенчатая коробка передач, резиновые прокладки при монтаже двигателя и новая задняя подвеска с моно амортизатором, унаследованная от кроссового мотоцикла YZ. Мотоциклы LC оказались особенно результативными в гонках серийных машин, одержав победу в первых же своих соревнованиях по трековым гонкам в классах 250 и 500 см³. В 1982 г. компания представила свою главную техническую новинку — повышающую мощность систему газораспределения YPVS (Yamaha Power Valve System), которая представляла собой регулируемый выпускной канал, автоматически меняющий свой размер и положение в зависимости от оборотов двигателя. В результате мощность двигателя увеличилась до 59 л.с. при 9000 об./мин. Такая же система была использована в выпущенной в 1984 г. модели RD500LC с V-образным четырехцилиндровым объемом 499 см³, обладавшим мощностью 80 л.с. и максимальной скоростью 217 км/ч. Благодаря этой машине компания грелась в лучах славы Кенни Робертса, добившегося больших успехов в гонках Гран При. В ее двигателе было два коленчатых вала и четыре карбюратора, а механически связанные четыре клапана YPVS приводились в действие с помощью серводвигателя.
Созданный на базе модели FZ750 в 1985 г. мотоцикл FZR750 был первым мотоциклом с пятью клапанами на цилиндр. Выпущенная же в 1989 г. модель FZR1000 отличалась выпускными клапанами с электронным управлением.
Компания Yamaha позже своих соперников создала четырехцилиндровый четырехтактный мотоцикл. После неубедительных двухцилиндровых машин с вертикальным расположением цилиндров и трехцилиндровых моделей в конце 1980 г. компанией Yamaha была выпущена еще одна четырехтактная машина TR1. Она была оснащена V-образным двухцилиндровым двигателем объемом 981 см³ с развалом цилиндров 75°, с одним расположенным в головке распредвалом и двумя клапанами на цилиндр. Машина отличалась хребетной рамой, закрытым цепным приводом, разделенным по вертикали картером и пятиступенчатой коробкой передач. Это был дорожный мотоцикл, в традиционном для Запада понимании этого определения, в котором из усовершенствований были только электронное опережение зажигания и задняя подвеска с моно амортизатором. Наряду с TR1 компания выпустила похожую модель Virago с двигателем объемом 740 см³, которая при традиционном дизайне отличалась использованием вала в качестве привода. Концепция Virago нашла свое применение и в модификациях классов 125, 250 и 1100 см³.
В 1982 г. был выпущен мотоцикл, конструкция которого носила потенциально более авантюрный характер. Мотоцикл XZ550 был оснащен V-образным двухцилиндровым (с развалом цилиндров 70°) двигателем объемом 552 см³ с жидкостным охлаждением и двумя расположенными в головке распредвалами, с четырехклапанными головками цилиндров с двумя выпускными каналами на каждый цилиндр. Довольно необычным было расположение вала системы уравновешивания, который свешивался с нижних трубок консольной рамы. Причудливость технических решений дополнялась использованием вала в качестве привода и передними вилками с ведущими соединениями с осью колеса. Этот мотоцикл нельзя было назвать красивым, а его эксплуатационные характеристики оставляли желать лучшего. В это же время выпускались более традиционные четырехцилиндровые мотоциклы серии XJ с двумя расположенными в головке распредвалами, в которую входили модели XJ550 и оснащенные валом в качестве привода XJ650 и XJ750. Как и в случае с моделью СХ марки Honda, компания Yamaha оснастила модель XJ650 турбонагнетателем и выпустила модель XJ650 Turbo с такими же техническими характеристиками, что и модели с двигателями больших размеров. Получилось все-таки, что больше— лучше, и выпущенный в 1983 г. мотоцикл XJ900 оказался более покладистым и откровенно туристским. Он был оснащен четырехцилиндровым двигателем с двумя расположенными в головке распредвалами объемом 853 см³ с валом в качестве привода и воздушным охлаждением. Такая концепция оказалась довольно жизнеспособной, во всяком случае, в конце двадцатого столетия в мотосалонах все еще выставлялись такие мотоциклы в модификации FJ900 с двигателем увеличенного до 891 см³ объема мощностью 91 л.с. Большее впечатление на мотоциклистов произвела выпущенная в 1984 г. модель FJ1100, объем двигателя которой был вскоре увеличен, в результате чего в 1986 г. появилась модель FJ1200. В 2000 г., несмотря на то, что эта модель уже была снята с производства, на рынках подержанных товаров она считалась одной из лучших машин для длительных туристических поездок. Мощность машины 125 л.с. и максимальную скорость 238 км/ч обеспечивал четырехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и валом в качестве привода. Машина была оснащена задней подвеской с моно амортизатором, рамой из сплава и обтекателем кокпита. С 1991 г. в качестве опции предлагалась даже антиблокировочная тормозная система ABS.
В 1991 г. компания Yamaha вышла на рынок с четырехцилиндровой машиной меньших размеров.
Это была скромная модель Diversion 600 с установленным под наклоном вперед двигателем с воздушным охлаждением объемом 600 см³, с двумя клапанами на цилиндр. Модель продавалась в двух видах: с полуобтекателем и без оного.
Для любителей мотоциклов классического американского стиля модель Drag Star 1100 представляла собой качественное и дорогое изделие с хорошими эксплуатационными характеристиками.
Если модели Diversion не хватало прыти, то мотоцикл V-Max был более чем резвым. Представленный в 1985 г. этот мускулистый культовый мотоцикл излучал агрессию, которая исходила от заполняющего всю раму V-образного четырехцилиндрового двигателя с жидкостным охлаждением объемом 1198 см³. Этот мотор, соразмерный с автомобильными двигателями, 6ыл позаимствован у другого большого туристского мотоцикла марки Yamaha — XVZ12. Он был оснащен более крупными карбюраторами, клапанами и клапанными пружинами, а также более прочными нижними головками шатунов.
Несущая огромный V-образный четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением объемом 1200 см³ модель V-Max 1985 г. производилась заводом на заказ. Это была очень мощная машина, но с сомнительной управляемостью.
Что касается внедорожных мотоциклов, то компания Yamaha отступила от прежней практики и стала оснащать их четырехтактным и одно цилиндровыми двигателями. В этой серии можно выделить мотоцикл ХТ550 с четырехклапанным двух карбюраторным двигателем объемом 558 см³ и его меньшего собрата — ХТ400. Продолжили серию модели ХТ600 и XT600Z Tenure, которые завоевали популярность благодаря участию в пустынных ралли, типа Париж-Дакар. Эти мотоциклы отличались объемистыми топливными баками и высокой подвеской. К 2000 г. компания Yamaha значительно улучшила модели, созданные по принципу двойного назначения, так что ХТ600Е была, вероятно, самой лучшей из подобных машин. Тем не менее, более легкая модель ХТ350 лучше вела себя при езде по бездорожью. В дорожной машине SRX600 использовался такой же, как в мотоциклах серии XT, четырехклапанный одноцилиндровый двигатель объемом 608 см³. Этот мотоцикл стал популярным у приобщавшихся к гонкам мотоциклистов.
В 1985 г. компания Yamaha предприняла атаку на рынок спортивных мотоциклов, выпустив модель FZ750. Ее четырехцилиндровый двигатель объемом 749 см³ с жидкостным охлаждением и пятью клапанами на цилиндр был наклонен вперед под углом 45" для понижения центра тяжести и оптимального размещения впускных и выпускных каналов. Топливная смесь поступала в цилиндры нисходящим потоком от четырех карбюраторов. При довольно плоской кривой изменения крутящего момента двигатель развивал мощность 106 л.с. Через два года компания упрочила свое качественное превосходство, выпустив модель FZR1000 Genesis. Рама этой машины под названием Deltabox была сконструирована из изготовленных из сплава элементов коробчатого сечения, что позволяло установить ниже сидение и таким образом улучшить управляемость. Объем двигателя был увеличен до 1002 см³, в результате чего мощность возросла до 135 л.с., а максимальная скорость — до 266 км/ч.
Шасси Deltabox было не единственным техническим решением, с которым компания Yamaha вышла на рынок в конце 1980-х гг. В 1989 г. была представлена другая техническая новинка с экзотическим названием «выпускной клапан предельной мощности» EXUP (Exhaust Ultimate Power Valve), которая представляла собой клапан в выпускном коллекторе, регулирующий давление газа. Этот клапан устанавливался на всех последующих машинах серии FZR. В эту серию входили модель класса 750 см1 с шасси Deltabox и новая 16-клапанная модель FZR600 мощностью 90 л.с., которая должна была составить конкуренцию модели CBR600 марки Honda. Для заполнения бреши в категории 400 см³ была также вылущена модель FZR400R, которая представляла собой изящную гоночную реплику. В 1996 г. модели FZR600 и FZR1000 были модернизированы и переименованы в Thundercat и Thunderace соответственно. Обе машины, оснащенные полноценными обтекателями, выглядели достаточно привлекательно.
В конце 1980-х гг. небольшие машины марки Yamaha, типа TZR125, в основном, оснащались двухтактными одноцилиндровыми двигателями с пластинчатыми клапанами, которые монтировались в рамах Deltabox. Эти машины предлагались как с обтекателями, так и без них.
Выглядевший, как внедорожный мотоцикл, но с характеристиками дорожного двухцилиндровый двухтактный мотоцикл TDR250 представлял собой нечто загадочное. Он выигрывал на фоне TDM850 и на шоссе мог развивать скорость выше 161 км/ч.
Модель TDM появилась в 1990 г. Она была создана на базе шасси Deltabox и оснащена двухцилиндровым двигателем объемом 849 см³ с пятиклапанной конфигурацией Genesis.
Она представляла собой гибрид большого внедорожного и дорожного мотоциклов с обтекателем и с примесью спортивной машины, которому компания Yamaha присвоила категорию New Sport.
Модель TRX850 с такой же ходовой частью получилась как побочный продукт, предназначенный для гонок по улицам, cafe-racer.
Компания Yamaha отметила завершение двадцатого столетия выпуском трех ударных моделей серии YZF: R1 и R7 в 1998 г., a R6 в 1999 г. Мотоцикл YZF-R1 с двигателем объемом 1000 см³ и мощностью 150 л.с. сразу же стал учредителем стандартов в суперспортивной категории, так как он был компактнее, легче и мощнее, чем его соперники.
Как К1 и К6,новый К7 был бескомпромиссным супер-спортивным мотоциклом с чрезвычайно передовыми узлами двигателя и шасси, разработанными на базе технологии, использованной компанией Yamaha в своих супербайках и гоночных машинах Гран При.
Как правило, номера моделей Yamaha предварялись буквенными обозначениями DT, XJ, YZ или FZ, по иногда отдельные модели имели свои обозначения, как представзениый здесь внедорожный мотоцикл WR400F 1998 г.
В 1998 г. в ходе чемпионата мира в категории Superbike Нориюки Хага (Noriyuki Haga) на своем заводском мотоцикле YZF750SP показал блистательную езду на некоторых этапах. А модель R7 предоставляла возможность озабоченным эксплуатационными характеристиками мотоцикла любителям экстремальной езды в условиях легальной езды по городским улицам проверить технические наработки, используемые в заводских гоночных машинах. Такой опыт стоил, однако, недешево, так как в 1999 г. мотоцикл YZF-R7 в Соединенном Королевстве стоил ровно 21000 фунтов стерлингов.
Модель YZF600R Thundercat на базе алюминиевой рамы Yamaha Deltabox была удобной на ходу и хорошо управляемой, но проигрывала соперникам в эксплуатационных характеристиках.
Спокойная атмосфера, царившая в нише спортивных мотоциклов класса 600 см³, была нарушена появлением мотоцикла Yamaha YZF-R6, обладавшего мощностью 120 л.с. и максимальной скоростью 274 км/ч. Этот мотоцикл сразу же стал лидером в своем классе исключительно из-за скорости. А машину, помимо этого, можно было наклонять под углом до 56° от вертикали и раскручивать ее двигатель до 15500 об./мин притом, что его потрясающая мощность в умеренном режиме работы была достижима не только на треке, но и на дороге.
Выпущенный в 1998 г. дешевый мотоцикл FZS600 Fazer с четырехцилиндровым 16-клапанным двигателем с двумя распредвалами мощностью 94 л.с. установил нормы скорости и управляемости, соразмерные с мотоциклами более высокого класса.
Yamaha YR5 350 (1970)
Успех производившихся в 1960-х гг. мотоциклов класса 250 см³ из серии YDS марки Yamaha привел к созданию первой двухцилиндровой модели класса 350 см³ — YR1. Затем, в 1970 г. была выпущена изящная модель YR5 350, оснащенная параллельным двухцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением мощностью 36 л.с., которой было достаточно для разгона легкого мотоцикла до максимальной скорости 153 км/ч. Мотоцикл также выгодно отличали хорошая управляемость и эффективные тормоза, при этом отменной была и надежность. Мотоцикл YR5 350 продавался по конкурентоспособной цене и сразу стал очень популярным. На его основе были созданы другие модели, а именно: в 1974 г. RD350 с шестиступенчатой коробкой передач и в 1976 г. RD400 с максимальной скоростью 161 км/ч. В результате дальнейшей разработки в 1981 г. была создана модель RD350LC с жидкостным охлаждением и моно амортизатором, а в 1983 г. — модель Power Valve с повышающей мощность системой газораспределения YPVS, мощность которой при умеренных режимах эксплуатации благодаря этой системе удалось повысить до 53 л.с. Модель RD350LC F2 в середине 1990-х гг. все еще производилась в Бразилии.
Модели из серии YR марки Yamaha появились и 1967 г., представляя ряд двухтактных машин с двигателями большею объема. Двигатели первых мотоциклов имели разделенные по горизонтали картеры и блоки цилиндров с пятью каналами газораспределения.
Двигатель: 347 см³, с пластинчатым клапаном, двухтактный двухцилиндровый с параллельным расположением цилиндров, 64х54 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 36 л.с. при 7000 об/мин.
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 150 кг
Максимальная скорость: 153 км/ч
Yamaha YZR500 (1984)
На протяжении десяти лет, с 1984 по 1993 гг., модель YZR доминировала в гонках Гран При в классе 500 см³, одержав победы в шести мировых чемпионатах. Кроме того, на ее базе были созданы модель ROC и частные V-образные четырехцилиндровые машины с рамами Harris последних лет. Уэйн Рэйни (Wayne Rainey) перенял эстафету у Эдди Лоусона (Eddie Lawson) и выиграл три кубка для марки Yamaha, в то время как француз Кристиан Сарон (Christian Saron) в 1984 г. на двухцилиндровом мотоцикле Yamaha TZ праздновал победу в чемпионате мира в классе 250 см³. Кенни Робертс (Kenny Roberts) становился чемпионом мира, гоняясь на мотоцикле Ямаха, а в последние годы — как руководитель команды.
Выпущенная в 1984 г. модель YZR500 до 1993 г. шесть раз приводила марку к победам в чемпионатах мира. Представленный здесь с машиной 1986 г. Эдди Лоусон (слева) побеждал в них трижды.
Двигатель: 498 см³, с пластинчатым клапаном, двухтактный V-образный четырехцилиндровый с развалом цилиндров 80°, 56х50,6 мм, с водяным охлаждением
Мощность: 165 л.с. при 12500 об/мин.
Коробка передач: шестиступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 130 кг
Максимальная скорость: 306 км/ч
Успех к японским заводским V-об-разным четырехцилиндровым машинам класса 500 см³ пришел в 1982 г. с выступлением Робертса на мотоцикле 0W61 с тарельчатым клапаном. Начало же серии YZR с ее системой всасывания с пластинчатым клапаном в картере было положено в 1984 г. с появлением модели 0W81. В ее двигателе использовались два картера, сведенные вместе посредством зубчатой передачи. Эта конфигурация была также принята на вооружение компаниями Suzuki и Cagiva, так что только модель NSR марки Honda оставалась подлинной V-образной четверкой. Мощность модели YZR с годами постепенно увеличивалась и достигла 180 л.с. в двигателях недавних «больших взрывных' моделей. Конструкция шасси оставалась типичной для мотоциклов категории Гран При класса 500 см³, в основе которой лежала рама, изготовленная из толстых сдвоенных алюминиевых элементов. В машине использовалась подвеска производства шведской специализированной фирмы Ohlins, которой владела компания Yamaha. Мотоцикл YZR, может быть, не всегда был самым быстрым, но он был послушным в управлении и хорошо держал любую дорогу.
В ряду замечательных гоночных мотоциклов 1970-х гг. следует выделить серию TZ марки Yamaha, в которую входили модели от двухцилиндровой TZ250 до четырехцилиндровой TZ 750.
После победы в первом выступлении в гонках в классе 700 см³ в 1974 г. эти мотоциклы до конца десятилетия доминировали в гонках Формулы 750. Мотоцикл TZ750 четырежды побеждал в гонках Формулы 750 (F750), включая победу в Дэйтоне в 19882 г. Джакомо Агостини (Giacomo Agostini) на четверке выиграл для компании Yamaha первый чемпионат мира в классе 500 см³ в 1975 г. Наибольшего же успеха добился Кенни Робертс, который на четверке трижды становился чемпионом с 1978 по 1980 гг.
Yamaha FJ1200 (1986)
Понятие идеального туристского мотоцикла включает в себя приличную дальность езды без дозаправки, достаточный комфорт, двигатель с хорошим крутящим моментом, багажную вместимость и защиту от непогоды. Мотоцикл FJ1200 обладал всеми этими качествами: большое сидение, вместительный топливный бак, полуобтекатель и хорошая тяга на низких и средних оборотах. В ходе дорожных испытаний он превосходил таких соперников, как Kawasaki GPZ1100, BMW К1100 и Triumph Trophy 1200. Он обладал лучшей чем Kawasaki управляемостью, более высокой скоростью чем BMW, и был менее громоздким чем Triumph. Мотоцикл был оснащен рядным поперечно расположенным четырехцилиндровым двигателем с расположенными в головке распредвалами и воздушным охлаждением, который был установлен под наклоном для оптимизации расположения впускных и выпускных каналов и центра тяжести. Этот двигатель заслужил репутацию не клинящего, и члены клуба владельцев мотоциклов FJ составляли список машин, пробег которых без ремонта (только с обычным техобслуживанием) составил 193121 км (120 тысяч миль). Вылущенный в 1986 г. мотоцикл марки Yamaha прекрасно держал дорогу, будучи отягощенным не только коробами, но и другим багажом. Его нельзя было назвать красивым, но он был чрезвычайно практичным.
Отличный дальнобойный туристский мотоцикл FJ1200 выпускался с 1986 по 1994 гг. Будучи исключительно надежным, мотоцикл в 1988 г. в результате модернизации обрел новые колеса диаметром 42,5 см и более эффективные тормоза.
Двигатель: 1188 см³, с двумя расположенными в головке распредвалами, четырехцилиндровый, с водяным охлаждением
Мощность: 125 л.с.
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 238 кг
Максимальная скорость: 238 км/ч
Yamaha ХТ600Е (1985)
Лидер среди больших одноцилиндровых внедорожных мотоциклов ХТ600Е марки Yamaha своим происхождением обязан кроссовому мотоциклу 1976 г. из серии DT, который на протяжении почти 30 лет подвергался усовершенствованиям прежде, чем превратиться в одну из лучших из существующих машин двойного назначения для дорожной и внедорожной езды. Хотя на гудронированном покрытии мотоцикл мог развивать скорость 161 км/ч (100 миль в час), его аэродинамика и посадка водителя не обеспечивали достаточного комфорта при продолжительной поездке со скоростью более 121 км/ч. Сидение располагалось ниже, чем в предшествующих модификациях, а одноцилиндровый мотор с воздушным охлаждением был менее громоздким, чем двигатели с водяным охлаждением конкурентных мотоциклов.
В сущности, категория больших мотоциклов для дорожной и внедорожной езды образовалась благодаря модели ХТ600Е. Впоследствии оказалось, что она более приспособлена для внедорожной езды, чем конкурирующая модель Honda Dominator.
Двигатель: 595 см³, с расположенным в головке распредвалом, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением
Мощность: 45 л.с.
Коробка передач: шестисгупенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 155 кг
Максимальная скорость: 161 км/ч
Будучи не таким мощным, как у моделей Aprilia Pegaso или Kawasaki KLR650, четырехклапанный двухкарбюраторный двигатель ХТ600Е отличался мягким отбором мощности, а вал системы уравновешивания с зубчатым приводом обеспечивал ровную работу двигателя на пониженной передаче. В стандартном исполнении мощность мотоцикла была 45 л.с., но предлагавшиеся послепродажные тюнинговые услуги свидетельствовали о том, что мощность можно было увеличить. С подходящими покрышками, типа Avon Gripsters, на мотоцикле ХТ600Е можно было лихо входить в повороты на дороге. При езде же по бездорожью он не был столь легко управляемым, как DT125R. Пластмассовые панели были достаточно прочными и упругими. В 1995 г. в машину были внесены некоторые изменения, в частности, были улучшены окраска, топливный бак и передний тормоз.
Yamaha YZR-R1 (1999)
Флагманская машина R1, с которой компания Yamaha перешла в XXI век, оснащена четырехтактным рядным четырехцилиндровым двигателем с пятью клапанами на цилиндр. Современное шасси включало переднюю подвеску в виде телескопических вилок и заднюю — в виде качающегося рычага и моно амортизатора.
Вне всяких сомнений, появление 150-сильного мотоцикла R1 знаменовало начало новой эпохи в мотостроении, поскольку были установлены новые стандарты для рабочих характеристик двигателя и ходовых качесгв шасси. Столь же впечатляющими характеристиками обладали и его собратья — мотоциклы R6 и R7.
Двигатель: 998 см³, четырехтактный рядный четырехцилиндровый, 20-клапанный, 74х58 мм, с жидкостным охлаждением
Мощность: 150 л.с. при 10000 об/мин.
Коробка передач: шестиступенчатая, с ножным переключением
Главный привод: цепь
Вес: 175 кг
Максимальная скорость: 286 км/ч
Тормоза передних колес состояли из двух дисков диаметром 298 мм. В 1998 г. мотоцикл R1 журналистами и читателями специализированных печатных изданий многих стран был признан Машиной Года. В 1999 г. это была самая продаваемая в Европе модель суперспортивной категории с двигателями объемом более 600 см³. К 2000 г. звезда серии мотоциклов YZF-R претерпела генеральную реконструкцию, в ходе которой измененными оказались более 150 компонентов машины, и в результате она стала критерием для других спортивных мотоциклов.
Yamaha YP125 Majesty (1999)
На пороге нового тысячелетия в условиях всеобщего помешательства на мотороллерах выпуск модели YP125 Majesty был наиболее эффективным ходом компании Yamaha. Его податливость в управлении обеспечивала ему фору в борьбе с конкурентами. Максимальная скорость мотороллера Majesty была 105 км/ч. При относительно высоком положении сидения (774 мм), внешний вид машины был вызывающе агрессивным, с большим, чем у модели Honda Pantheon, смещением веса вперед. Кроме того, она лучше входила в повороты. На холостых оборотах ее четырехтактный одноцилиндровый двигатель звучал чисто, но раздражала вибрация, передававшаяся на рукоятки руля и сидение. Передний тормоз был чувствительным и особенно эффективным, но задний казался топорным. Несмотря на отдельные недоработки. Majesty был хорошим мотороллером.
В то время как в четырехтактной одноцилиндровой модели Majesty класса 125 см³ основное внимание было уделено корпусу, ее версия класса 250 см³ было значительно более скоростной, тем не менее, мотороллер класса 125 см³ был удобен в повседневном пользовании.
Двигатель: 125 см³, четырехтактный одноцилиндровый, с расположенным в головке распредвалом
Мощность: 10 л.с. при 8000 об/мин.
Коробка передач: автоматическая
Главный привод: не указан
Вес: 128 кг
Максимальная скорость: 105 км/ч