Хорошие шины? Мощные тормоза? Многосильный двигатель, который сможет быстро увезти вас от беды? Это все очень важно и действительно может спасти вашу жизнь, но все же самый главный компонент безопасной езды - это «процессор», что располагается у вас в голове, ваш мозг.
Психологнческая подготовка к поездке - важный элемент снижения риска езды на мотоцикле, прежде чем сесть за руль, составьте плен поездки и заранее подумайте, как вы будете решать проблемы, которые могут возникнуть в пути.
Хороший мотоциклист никогда не отправится в путь на «лысой» резине или со старым маслом - точно так же и вашему мозгу нужна постоянная тренировка, чтобы оставаться в форме. Как и в случае других элементов безопасной езды, психологическая подготовка к поездке - это настройка и тренировка ума. Выработайте в себе привычку каждый раз, перед тем как сесть за руль, мысленно составлять план поездки. Он должен быть готов еще до того, как вы заведете мотор. Тщательно обдумайте ситуации и условия, с которыми можете столкнуться в пути, и решите, что вы в этих случаях будете делать. Выбросите из головы все посторонние мысли, которые будут отвлекать вас от дороги. Состояние стресса, злость, подавленность и другие эмоции будут мешать вам сконцентрироваться, а это легко может привести к развитию опасной ситуации.
Очень большое значение имеет знание: вы должны хорошо знать машину, за руль которой садитесь, дороги, по которым проедете, и особенно - собственные водительские способности. От всего этого будет зависеть ваша безопасность. Чем больше информации, взятой из этой книги, с водительских курсов ФМБ и любых других источников, печатных, из интернета или еще каких-либо, вы добавите в вашу мозговую базу данных, тем лучше вы будете подготовлены к трудностям, которые могут возникнуть на дороге. Одна только концентрация на безопасности поможет сохранить вашу жизнь.
Не менее важно и минимизировать или полностью устранить факторы, которые могут плохо сказаться на вашей способности управлять мотоциклом. Алкоголь и прочая химия - злейшие враги мышления и координации движений, поэтому под их воздействием даже близко к мотоциклу не подходите (в главе 4 мы расскажем более подробно, как алкоголь и химические препараты сказываются на безопасности мотоциклиста). Серьезными отвлекающими факторами могут стать и физиологические явления, например, голод, необходимость посетить туалет, усталость.
Сон за рулем все чаще становится причиной серьезных аварий. По данным NHTSA, из-за него случаются 2% аварий с летальным исходом, причем некоторые организации полагают, что на самом деле цифра эта гораздо больше. Одна группа международных экспертов в области безопасности транспорта утверждает, что в США 1.2 миллиона ДТП в год (20% от общего количества) случаются из-за того, что водитель устал и задремал за рулем. В некоторых местах этот показатель еще выше: так, по сообщениям дорожных экспертов, на главной скоростной магистрали штата Нью-Йорк по этой причине в последние годы происходит 40% аварий с жертвами. Такие факторы, как усталость водителя, сон за рулем не так просто зафиксировать в цифрах статистики, потому что на месте ДТП их определить практически невозможно. Насколько усталым чувствовал себя водитель в момент гибели в аварии, невозможно измерить специальными средствами, как, например, определяют концентрацию алкоголя в крови. Поэтому такая причина аварии, как усталость водителя, в полицейских отчетах часто просто не фиксируется.
Одно известно точно: сегодня люди гораздо чаще ездят в усталом состоянии, чем когда-либо раньше. На протяжении последних ста лет время ночного сна у американцев сократилось на 20%. В ходе недавнего опроса, проведенного Национальным фондом сна, 51% водителей признались, что им приходилось ездить в полусонном состоянии, а еще 17% сказали, что случалось буквально засыпать за рулем.
Эти данные, наряду с множеством других факторов (на дорогах становится все больше автомобилистов, многие имеют две работы или ездят на работу издалека, постоянная необходимость выполнять несколько задач одновременно, увеличение количества пожилых, быстро устающих людей на дороге; широкое распространение медикаментов, вызывающих сонливость; проблема расстройства сна), означают, что усталость водителей становится все более значимой причиной опасности на дороге.
Появилась целая индустрия по изготовлению средств, не дающих водителю, особенно дальнобойщику, заснуть за рулем. Чего только ни напридумывали умельцы: датчики, прикрепляемые к потолку кабины и определяющие, не клонится ли голова водителя в сон; устройство, закрепляемое у висков и регистрирующее частоту моргания; даже говорящий компьютер, задающий водителю вопросы и разбирающий его ответы на предмет их осмысленности и скорости речи, да плюс еще всякие девайсы, прыскающие холодной водой, если им «кажется», что водитель засыпает.
Но все эти хитрые приспособления далеки от решения проблемы: они могут только разбудить засыпающего водителя, но с причиной сонливости бороться не способны. Усталость, сонливость и их влияние на безопасность - это то, что вы не всегда можете держать полностью под контролем. Полноценный отдых перед поездкой ничто не заменит. Обязательно выспитесь перед долгой дорогой, а если она займет не один день, хорошо отдыхайте в промежутках между перегонами. Почаще останавливайтесь в пути - перед каждой новой заправкой, а то и каждый час - и всегда во время таких остановок слезайте с мотоцикла, походите, разомнитесь. Имейте в виду, что управление мотоциклом - само по себе более утомительное занятие, чем управление автомобилем, оно требует гораздо больших физических и умственных усилий. Ограничьте время дневного перегона до разумных пределов: для большинства мотоциклистов шести часов езды в день будет более чем достаточно. А если в пути вы все-таки чувствуете, что начинаете засыпать, съезжайте с дороги при первой же возможности и устраивайте себе необходимый отдых.
Не спать!
Вы когда-нибудь в дороге ловили себя на такой ’ мысли: «А что это я делаю последние несколько минут»? Такое часто случается, когда мы отвлекаемся от того, где сейчас находимся и что делаем... А ведь именно в такие моменты и случаются многие аварии! 68% всех дорожно-транспортных происшествий происходят в первые 12 минут поездки и 57% - в поездках на расстояния менее 10 км, когда голова мотоциклиста часто бывает занята совершенно посторонними мыслями.
Психологический настрой на поездку - важный элемент мотоциклетной безопасности. Перед выездом потратьте несколько минут на проверку мотоцикла и своей защитной экипировки. Даже если ничего поправлять или ремонтировать не придется, это время поможет вам сосредоточиться на предстоящем пути.
Неплохо бы также заранее составить план поездки. Какие опасности могут вам встретиться на этом маршруте? В каких местах будут перекрестки? По каким полосам движения вам нужно будет ехать? (де вы оставите мотоцикл, когда приедете на место? Разумеется, в пути могут появиться обстоятельства, которые заставят вас скорректировать этот план, но сам процесс его подготовки поможет сфокусироваться на поставленной задаче, и справляться с рисками в пути будет легче.
Мотоциклетное мастерство - это:
- когда вы осознаете всю важность не только физических водительских навыков, но и умственных;
- когда вы понимаете, что здоровое и позитивное отношение к правилам безопасной езды - это реальный фактор снижения риска;
- когда перед поездкой вы находите время для того, чтобы мысленно к ней подготовиться.