Схема интегрированной тормозной системы В типичной интегрированной тормозной системе тормозная педаль передает тормозное давление как к заднему, так и к переднему тормозам, что компенсирует недостаток тормозного усилия на переднем колесе, который пилот часто допускает в экстренной ситуации на дороге.
Недостаточное владение техникой торможения - одна из причин аварий с участием мотоциклистов. По данным доклада «Показатели эффективности мотоциклетных тормозов», подготовленного совместно Министерством транспорта США (DOT) и Национальным управлением безопасности дорожного движения (NHTSA) в феврале 2002 г., 13% всех мотоциклетных происшествий со смертельным исходом, случившихся за период 1990-1999 гг., напрямую связаны с тормозными маневрами, и почти четверть случаев гибели мотоциклистов (22%) явились результатом одновременно неправильного торможения и руления.
Учитывая Эти денные, производители мотоциклов приложили все усилия, чтобы создать технологии, облегчающие применение тормозов. Самые серьезные из таких разработок - это интегрированная, (или связанная комбинированная) тормозная система (LBS) и антиблокировочная тормозная система (ABS). Они применяются все чаще и чаще.
Схема антиблокировочной тормозной системы (ABS). Как правило, у мотоциклов передний тормозной рычаг управляет передним тормозом, а тормозная педаль — задним, комбинированные и интегрированные тормозные системы - исключение из этого правила. Антиблокировочная тормозная система (ABS), распространенная на современных автомобилях, все чаще встречается и у мотоциклов. В такой системе используются сложные электронные сенсоры, которые автоматически дают команду снизить давление в тормозной системе до того, как колесо блокируется, что помогает пилоту избежать заносов в экстренной ситуации при езде по прямой.
В комбинированной системе передний и задний тормоза мотоцикла связаны между собой: тормозное давление как при сжатии рычага переднего тормоза, так и при нажимании на педаль заднего передается одновременно и переднему, и заднему колесам. Один из вариантов комбинированной системы - система интегрированных тормозов: при задействовании заднего тормоза часть тормозного усилия передается и к переднему (например, сработают два поршня суппорта из четырех). В антиблокировочной тормозной системе используются сложные электронные сенсоры, которые автоматически дают команду снизить давление в тормозной системе до того, как колесо блокируется, что помогает пилоту избежать заносов в экстренной ситуации при езде по прямой.
Достоинства этих трех систем очевидны, но помогут ли они сократить тормозную дистанцию, исправить ошибки торможения и предотвратить аварию? Именно на эти вопросы и пытались найти ответы эксперты, проводившие указанное выше исследование DOT/NHTSA. Сначала они оценили тормозные характеристики пяти различных типов мотоциклов (спортбайка, круизера, турера, эндуро и скутера), рассматривая отдельно действие переднего тормоза, заднего тормоза и обоих тормозов одновременно. Один их этих мотоциклов (турер) был оборудован системой ABS, другой (спортбайк) - системой LBS. Качество торможения оценивалось на разных скоростях (от 45 до 130 км/ч) и на разных поверхностях: на мокром и сухом асфальте, бетоне, брусчатке и прочих.
Тесты DOT/NHTSA выявили условия, в которых та или иная система имела определенное преимущество. Нет ничего удивительного в том, что при задействовании только заднего тормоза на всех тестируемых мотоциклах самую короткую тормозную дистанцию показывали мотоциклы, оборудованные связанной тормозной системой (помните, мы говорили, что при применении заднего тормоза такая система частично задействует и передний тормоз). А при торможении на прямой и на мокрой или скользкой поверхности самые быстрые остановки показали мотоциклы с ABS, которые вместе с тем внушали пилоту больше уверенности в собственной способности предотвратить блокировку колеса.
Антиблокировочная тормозная система использует точные данные о скорости, получаемые от каждого колеса. Зубчатое кольцо не этом колесе передает информацию о его скорости в контроллер ABS, который распознает вероятность заноса.
Однако при всем сказанном выше, ни одна из систем не имеет преимуществ, демонстрируемых абсолютно во всех дорожных ситуациях. Более того, никакая система не заменит отличного владения техникой торможения, знания, как мотоцикл реагирует на тормозное усилие, умения регулировать сцепление и сохранять равновесие при максимальном торможении - короче говоря, всех базовых тормозных навыков, описанных выше в этой книге. LBS, ABS и прочие технологические изыски - это прекрасные вспомогательные средства, но они ни при каких обстоятельствах не смогут заменить знание, понимание и умение правильно оценить ситуацию, при которой происходит торможение. Обязательно ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации вашего мотоцикла. Тщательно разберитесь, как работают у него тормоза, и чаще тренируйте навыки экстренного торможения на безопасной территории или на специальных водительских курсах, где опытные сертифицированные инструкторы помогут вам их отточить.