Классический и до сих пор самый лучший выбор материала для мотоодежды - это кожа.
Обувь
Высокие боты отлично защищают ступню, лодыжку и голень, а вероятность того, что они слетят в момент аварии, практически равна нулю. Прочные ботинки защищают ваши ноги от мелких камушков и прочей дребедени, вылетающей из-под колес, берегут от ожогов от горячих выхлопных труб и облегчают переключение передач и нажатие на педаль заднего тормоза. Резиновая подошва не скользит ни на асфальте, ни на подножках. Мотоботы бывают двух основных типов: предназначенные для дорожной езды или для гонок. Дорожные (или туристические) боты, как правило, имеют дополнительную защиту в области носка, лодыжки, пятки и голени; они должны не только защищать ноги в случае аварии, но и быть достаточно удобными для ходьбы. Спортивные же боты созданы для максимальной защиты: как правило, они имеют очень прочную (и часто заменяемую) «броню» на носке и в других важных местах. Обычно эти боты очень жесткие для большей поддержки ноги, но просто ходить в них неудобно.
Мотоциклетные перчатки (слева) повторяют анатомический изгиб руки для большего удобства и имеют защитные подкладки в важных зонах для того, чтобы уберечь руки от повреждений в случае аварии. Мотоботы (справа) должны закрывать лодыжки и иметь нескользящие подошвы. Многие современные мотоботы еще и водонепроницаемые.
Перчатки
Хорошие мотоциклетные перчатки выполняют множество полезных функций: защищают от солнца, ветра и холода, обеспечивают хорошее сцепление с ручками руля, а в случае аварии защищают руки от порезов, ссадин и прочих повреждений. Тот, кому приходилось ломать палец или обдирать ладони, с удовольствием расскажет вам, насколько важны перчатки для мотоциклиста.
Перчатки бывают разные - от самых легких до самых «навороченных» гоночных, с жесткими пластиковыми накладками во всех возможных местах контакта. Разумеется, «бронированные» гоночные перчатки обеспечивают наивысший уровень защиты, но для обычных поездок они не слишком пригодны. Перчатки с легкой защитой дают большую свободу движений и при этом тоже совсем неплохо защищают. Выбирайте такие, которые лучше подходят для ваших целей.
Независимо от того, какого типа перчатки вы выберете, перед покупкой убедитесь, что они хорошо сидят на руке. В слишком больших перчатках управлять мотоциклом будет неудобно. Слишком тесные будут препятствовать нормальной циркуляции крови вплоть до онемения рук или увеличения их восприимчивости к изменению температурных условий. Перчатки должны сидеть на руках достаточно плотно, но при этом не мешать движению и не препятствовать кровотоку.
Перчатки обязательно должны надежно крепиться к руке, чтобы не слететь в случае аварии, - лучше, если это будет застежка Velcro® («липучка») или любая другая, что застегивается на запястье и не позволяет перчатке соскользнуть с руки. Перчатки-краги лучше защищают запястья, и они теплее, что может стать ценным качеством при езде в холодную погоду. Кроме того, перчатки бывают для разных сезонов (летние легче, зимние тяжелее и теплее), так что нетрудно найти такие, которые подойдут именно для ваших нужд.
Одежда
Если вы давно не заходили в магазины мотоодежды, сделайте это сейчас -вы поразитесь тому, насколько высокотехнологичной и замысловатой стала современная дорожная экипировка. Сегодня она - такой же продукт высоких технологий, каки экипировка для альпинистов, горнолыжников и любых других представителей технических видов спорта. Как и в случае с перчатками и обувью, главное для мотоодежды - это быть удобной, защищать от травм и делать мотоциклиста заметным на дороге. Выбирая дорожный костюм, учитывайте именно эти три фактора и именно в такой последовательности.
Существуют разные мотоциклы для различных видов езды (спортбайки, круизеры, туреры и т.д.) - точно такая же специализация и у мотоэкипировки: для каждого вида езды есть своя одежда, например, со специальными вставками для большего удобства при определенной посадке или еще какими-нибудь дополнительными удобствами и приспособлениями. Если вы ездите на спортбайке, то будете гораздо лучше себя чувствовать в комбинезоне, разработанном специально для него, а туристический комплект больше подойдет для мототуриста.
Определившись с тем, какого стиля костюм вам нужен, обратите внимание на характеристики разных моделей. Во-первых, подумайте, какой материал вам больше подойдет - кожа или синтетика. И у того, и у другого есть свои плюсы - здесь все зависит от ваших целей. В целом, кожа более износостойкая и лучше «дышит», тогда как костюмы из синтетической ткани более водонепроницаемые и лучше подходят для езды в холод, хотя чаще они стоят дороже, чем кожаные.
Из какого материала сделан ваш дорожный костюм, очень важно, но еще важнее то, как он на вас сидит. Именно от этого будет зависеть ваше удобство и его защитные качества. Разные костюмы на разных людях сидят по-разному, так что перед покупкой обязательно примерьте его на себя. Костюм должен сидеть плотно - плотнее, чем вещи, которые вы носите в обычной жизни. Экипировка для езды на мотоцикле должна достаточно плотно облегать и поддерживать тело. Это особенно важно для одежды с дополнительной защитой -она должна сидеть так, чтобы защитные приспособления располагались именно в тех местах, где они должны располагаться, не съезжая в сторону. Только так они смогут выполнять свои защитные функции.
Костюмчик должен хорошо сидеть не только когда вы стоите перед зеркалом, но и когда вы сидите на мотоцикле. Например, спортбайковская куртка скроена так, что будет хорошо сидеть только в той позиции, в которой вы сидите на спортбайке. Это очень важно, потому что если перед такой куртки окажется слишком длинным, в наклоне она будет съезжать. Если куртка слишком короткая сзади, она будет задираться и открывать спину. Поэтому куртки для спортбайков делают укороченными спереди, что при примерке кажется очень неудобным, - но это только до тех пор, пока вы не сядете на мотоцикл.
вставки из светоотражающих материалов на вашем шлеме и других деталях экипировки делают вас гораздо заметнее на дороге, в этом вопросе ваша безопасность в ваших руках - позаботьтесь о том, чтобы вас как можно лучше видели другие участники движения.
Широкий выбор «прибамбасов», которыми снабжают современную мотоодежду, может поставить вас в тупик. Жесткая защите, мягкая защита, вентиляция, защитные щитки из ламинированного композита, аэродинамические приспособления - миллион всевозможных устройств со всеми их плюсами и минусами могут превратить выбор подходящего наряда в настоящую пытку. Хотите совет? Не грузитесь на эту тему слишком серьезно. Обычному мотоциклисту совершенно незачем знать, что рукава у куртки повернуты на 15 градусов, что ткань ее сделана из нити в 660 денье или что ее защита выдерживает силу в 430 дж/сек. Если в костюме вам удобно и у него есть определенные защитные свойства, этого достаточно.
Светоотражающие материалы
Сегодня в продаже имеется множество костюмов и аксессуаров, изготовленных из светоотражающих, или «ретрорефлективных», материалов, предназначенных сделать мотоциклиста более заметным на дороге в темное время суток. Ретро-рефлективный материал несколько отличается от просто светоотражающего: он лучше справляется с этой задачей благодаря мельчайшим кристаллам, нанесенным на тонкую пленку, которой и покрывают поверхность комплекта одежды. Кристаллы имеют такую форму, что свет от них отражается в том направлении, откуда он приходит обычная зеркальная поверхность работает по-другому. Результат - отражение света обратно к его источнику, так что в свете фар встречной машины мотоциклист как бы «высвечивается». Ретрорефлективными сегодня часто делают обозначения на дорожных знаках. При случае обратите внимание на то, как ярко эти знаки светятся и как хорошо они заметны даже с расстояния в сотни метров.
Другие соображения по поводу мотозкипировки
Надевайте полный комплект независимо от того, какая погода стоит на дворе. Имейте в виду, что даже в теплую погоду постоянный ветер при езде может вызвать гипотермию. А гипотермия серьезнейшим образом сказывается на концентрации внимания и на реакции. Мотоциклист может получить переохлаждение особенно быстро, а это тут же ведет к потере всех рефлексов. Гипотермия сильно сказывается на мыслительной способности, и это делает ее особенно опасной. Предотвратить такое могут ветронепроницаемая куртка и другие детали одежды, полностью закрывающие тело.
При езде в холодную погоду (+4"С) на скорости 100 км/ч, температура воздуха, которую ощущает мотоциклист, эквивалентна -4°С. Если одежда этой температуре не соответствует, гипотермию заполучить в таких условиях легче легкого.
Имейте в виду, что в одежде, в которой вы поутру выехали из дома, уже через несколько часов может стать невыносимо жарко. Чтобы такого не случилось, одевайтесь в многослойную одежду, и по мере необходимости что-то можно будет с себя снимать. Несколько слоев одежды обязательны для езды в холодную погоду, и здесь лучше всего начать с термобелья. Двойные или тройные брюки, рубашки и куртки не должны быть слишком тесными - между ними должно оставаться пространство с нагретым теплом тела воздухом. Внешний слой одежды должен быть непродуеаемым, чтобы защитить вас от холодного ветра.
Еще один вариант для езды в холодную погоду - это изоляционный дождевик, надеваемый поверх обычного дорожного костюма. Как правило, он очень легкий и хорошо сохраняет тепло, не допуская переохлаждения тела. Кроме того, существуют еще жилеты и костюмы с злектроподогревом.
Даже в жаркую погоду вы должны быть одеты, по меньшей мере, в куртку -это уменьшает обезвоживание организма. Когда открытую кожу обдувает сильный ветер, она теряет влагу, а куртка защитит вас от этого эффекта. В жаркий, солнечный день лучше выбирать одежду светлых тонов: они отражают солнечный свет, тогда как темные, наоборот, поглощают. В жаркий день в светлой одежде вы будете чувствовать жару градусов на 10 меньше, чем в темной.
Всегда выбирайте одежду ярких расцветок - она сделает вас более заметным на дороге. Если предпочитаете темные цвета, то наденьте поверх куртки светоотражающий жилет. К обычной дорожной одежде неплохо было бы пришить полоски из светоотражающего материала, хотя современные дорожные костюмы вставки из него, как правило, уже имеют.
Если вам часто приходится ездить в сырую погоду, то не обойтись без дождевика: когда вам сухо, то вы чувствуете себя комфортно и ничто не отвлекает от главного. Дождевики, как правило, представляют собой комплект из водонепроницаемой куртки и брюк или сплошной водонепроницаемый комбинезон; материал может быть любой, самые распространенные - поливинилхлорид и нейлон. Как правило, они легко надеваются поверх обычного дорожного костюма, имеют высокий воротник, все застежки у них закрыты, а на запястьях, щиколотках и талии имеются резинки, не допускающие попадания воды внутрь. Для еще большей защиты от влаги приобретите специальные покровы для перчаток и ботинок.
Помимо всего вышеперечисленного, вам могут пригодиться и средства для защиты ушей. Даже если у вас не очень шумный мотоцикл и закрытый шлем, ваши уши будут достаточно сильно страдать от шума ветра. Слишком длительное воздействие этого шума может привести к необратимому ухудшению слуха. Хорошие беруши уменьшат шум (от ветра и работы двигателя) и при этом не помешают вам услышать такие важные звуки, как сигнал сирены другой машины, что сделает вашу поездку безопасной.
Разновидностей берушей огромное количество, от одноразовых из пенорезины до изготовленных на заказ специально под форму уха. Но прежде чем пользоваться подобными средствами, узнайте, не существует ли в вашей местности каких-либо законных ограничений на их применение.
Итак, вы настроились на поездку и экипировались соответственно случаю - теперь вы полностью готовы к езде и защищены от многих опасностей, что могут ожидать в пути.
Мотоциклетное мастерство - это:
- когда вы надеваете качественную защитную экипировку перед каждой поездкой;
- когда ваш шлем и одежда отвечают всем требованиям удобства и защиты;
- когда вы выбираете качественный шлем и заменяете его периодически либо после каждого серьезного удара;
- когда вы выбираете такую одежду, которая делает вас максимально заметным для других участников движения как днем, так и ночью.