Езда на мотоцикле - занятие, в общем-то, одинокое: даже если с вами пассажир, вы изолированы, вы совершенно один в своем шлеме. Но вместе с тем, мотоцикл - это отличный повод собраться с друзьями и отправиться в поездку всей компанией. Для многих езда в группе - как небольшая поездка с несколькими друзьями воскресным утром, так и участие в масштабном ралли - это главное событие в их мотоциклетной жизни. Обмен впечатлениями о самых ярких моментах пути, который вы ведете с друзьями за ужином в конце долгого дня в седле, - вот то, что многие так ценят в групповых заездах и что так объединяет многих мотолюбителей.
Шахматная расстановка мотоциклистов в группа - самый удобный формат передвижения, так как здесь каждый имеет достаточно пространства вокруг себя, вся группе занимает на слишком много места на шоссе, она достаточно заметна для других водителей и имеет меньше шансов быть разбитой трафиком.
Существуют три основных разновидности групповых поездок: поездки, в которых главное - пункт назначения; поездки, в которых главное - сама дорога, то есть процесс езды; и организованные или благотворительные заезды. В поездках первого типа основное внимание уделяется выбору какого-то места, например, клуба или бара, традиционного места встреч, проведения интересного мероприятия, где все должны собраться. Поездки второго типа, как правило, имеют более свободный формат, там часто не бывает четкого расписания, конечного пункта или даже плана - все просто собираются и едут куда-нибудь, получая удовольствие от самого процесса езды в компании единомышленников. В такие поездки, как правило, собираются небольшие группы друзей. Благотворительные выезды организуются для сбора средств на благие дела в целом или по какому-то конкретному поводу. Такие поездки обычно бывают очень масштабными и широко освещаются средствами массовой информации. То, в каких групповых поездках участвуете вы (если вообще участвуете), может много рассказать о вас и вашем отношении к мотоциклам.
Есть некоторые соображения относительно езды в группе, которые обязательно нужно учитывать независимо оттого, будет в группе кроме вас один человек или же сотня. Когда вы едете один, то отвечаете только за самого себя, но когда в группе, вам придется учитывать еще нужды и способности других членов команды - особенно их водительский опыт, уровень мастерства и то, насколько комфортно они чувствуют себя на дороге и в окружении других мотоциклистов. В группе абсолютно всё -от положения на дороге до способа коммуникации с другими участниками - имеет совершенно особое значение. Здесь вы отвечаете не только за собственную безопасность и удовольствие от езды, но отчасти еще и за то, насколько безопасной и увлекательной эта поездка будет для всех остальных. Поэтому далее мы разберем динамику езды в группе и постараемся донести до вас главный ее принцип - безопасность вас и ваших попутчиков.
Подготовка
К групповому выезду нужно подготовиться заранее. Ничто так не раздражает членов группы, как ожидание в полной боевой готовности, пока самый нерадивый доделывает какие-то свои дела. Приезжайте на место сбора вовремя, с полным баком и со всем, что может понадобиться в пути. Представьтесь лидеру и замыкающему, который поедет в конце группы и будет следить за тем, чтобы никто не отстал. Если вам предлагают карту или описание маршрута, возьмите их и внимательно изучите, обращая особое внимание на места заправок, отдыха или ночевки. На собрании перед поездкой не упустите сообщений об изменениях в маршруте, записывайте, чтобы ничего не забыть. Спросите, какие сигналы будут подаваться в пути, применяйте их. Групповая поездка - достаточно масштабное мероприятие, требующее тщательной подготовки, которая поможет избежать многих проблем в пути и сделает поездку приятной для всех.
Приезжайте на место сбора участников вовремя и с полным баком. На общем собрании перед поездкой поинтересуйтесь, нет ли карты пути, если есть, возьмите копию и внимательно ее изучите, обращая особое внимание на то, где и когда а пути будут остановки на заправку, обед и отдых.
На дороге не старайтесь продемонстрировать всем свое мастерство и все трюки, которые только знаете, - скорее всего, это только обернется против вас. Будьте ответственным пилотом и лучше поразите остальных своим хладнокровием и внимательностью за рулем. А если необузданное это кого-то из пилотов вдруг даст о себе знать, в результате чего поездка рискует превратиться в соревнование по крутости, становится слишком агрессивной и даже опасной, найдите способ всех успокоить либо самоустранитесь, пока эта стихия не захватила и вас.
Групповые построения
Построение группы на дороге - это очень важный момент с точки зрения безопасности ее участников. Самая удобная форма группового построения - это когда группа выстраивается на полосе в шахматном порядке: так у каждого из участников остается достаточно времени и места для того, чтобы среагировать на внезапно появившуюся на пути опасность.
Иногда, например, на извилистой двухполосной трасса лучше ехать в колонне по одному. Здесь пространства для маневра у каждого будет больше, можно использовать всю полосу и выбирать удобную для сабя траекторию прохождения виража.
По сравнению с тем, когда все едут, растянувшись по цепочке, движущаяся в шахматном порядке группа имеет явное преимущество: она занимает гораздо меньше места на шоссе, ее лучше видят другие участники движения, ее не разобьет трафик. Езда в колонне по двое - тоже не самый удачный вариант, так как здесь у участников остается слишком мало места по сторонам от себя. Как следствие, в этом случае вы, например, не сможете объехать препятствие - для этого просто не хватит пространства. Да и вряд ли вы захотите постоянно цепляться своим рулем за руль приятеля. Единственный случай, когда езда в колонне по двое-трое допустима и даже необходима, - это разного рода парады и другие подобные мероприятия, где все едут очень медленно и по специально выделенному пути, так что вероятность столкнуться с посторонней машиной или еще какой опасностью сведена к минимуму.
В "шахматной’1 расстановке третий пилот едет в двух секундах от лидера, но всего в одной секунде от второго пилота
При идеальном шахматном построении у каждого члена группы будет достаточно места для маневра, в то же время сохранять порядок при этом группе будет нетрудно. В зависимости от плотности трафика построение может быть теснее или свободнее. Если движение на дороге очень большое, лучше встать потеснее, чтобы группа не распадалась. В то же время целостность группы - дело второстепенной важности, главное здесь всегда - безопасность участников: не стоит слишком притеснять друг друга только для того, чтобы группа не распалась. Не страшно, если между вами вдруг окажется несколько посторонних машин, - в конце концов, у каждого есть карта, и даже отставшие знают ближайший пункт назначения, так ведь?
Какова идеальная интервал-дистанция между членами группы? Считается, что в хороших дорожных условиях одного пилота от другого, едущего прямо перед ним, должны отделять как минимум две секунды. В шахматной расстановке лидер едет в левой трети полосы, второй пилот едет по меньшей мере в одной секунде от него в правой трети полосы, остальные следуют в том же порядке за ними. Если построение правильное, третий пилот будет ехать в двух секундах от лидера и в одной секунде от второго пилота.
В некоторых ситуациях более предпочтительным будет построение, когда все едут друг за другом, вытянувшись в цепочку. Это случаи, когда каждому из вас нужно больше места для маневра, например, на извилистой трассе, в условиях плохой видимости, на въезде и выезде с шоссе, на разбитой дороге. Здесь каждый из участников может использовать всю ширину полосы и самостоятельно выбирать траекторию на вираже. И не забывайте поддерживать безопасную интервал-дистанцию (две секунды или более).
В каком бы построении вы ни ехали, внимательно следите за действиями пилотов впереди и за собой. Периодически поглядывайте в зеркало на остальную часть группы. Заметив, что другие отстают, замедлитесь и позвольте себя нагнать. Представьте, что все вы связаны резинкой, - группа может растянуться на дороге или ехать компактнее, но в целом, если все будут следовать правилам, группа должна двигаться с более-менее постоянной скоростью, чтобы никому не приходилось нагонять остальных, превышая свои водительские возможности.
Заранее знайте расписание всех остановок в пути и конечный пункт назначения. Даже если вы вдруг отстанете от группы, вам не нужно будет изо всех сил ее догонять, превышая собственные водительские возможности: вы воссоединитесь с ней, когда сможете.
Перекрестки
Мы уже не раз говорили, что перекресток - зона повышенной опасности для мотоциклиста. Разумеется, это касается и групповых поездок, несмотря на то, что большую группу видно на дороге гораздо лучше, чем мотоциклиста-одиночку. Вот еще несколько советов о том, как благополучно справиться с некоторыми сложными ситуациями, в которых вы можете оказаться на перекрестке.
Перед поворотом на перекрестке со светофором постройте группу более компактно, чтобы, по возможности, преодолеть перекресток всем вместе и за один раз. Но при этом старайтесь не сбиться в колонну по двое-трое - поддерживайте шахматный порядок или растянитесь в цепь. Но бывает, что, несмотря на все усилия, вся группа - особенно если она многочисленная - все же не успевает переехать перекресток. Обсудите заранее, что вы будете делать, если кто-то не успеет проехать на светофоре и отстанет. Такой случай - еще одна причина заранее разработать и сообщить всем план пути, чтобы никому не приходилось изо всех сил догонять остальных из боязни оторваться и потеряться.
Перед перекрестком без светофора вытянитесь в линию, соблюдайте общие правила и пересекайте дорогу, только когда это безопасно. После такого перекрестка лидер должен сбросить скорость, чтобы дать возможность всем спокойно пересечь дорогу и снова собраться вместе. Уважайте права других участников движения: блокирование перекрестка без официального разрешения или без соответствующего сопровождения почти всегда считается незаконным.
Двусторонние перекрестки, где вы обязаны остановиться, пересекайте, только соблюдая все правила и когда это безопасно. Остановившись на перекрестке, который вы собираетесь проехать насквозь, не сворачивая, стоит нарушить шахматную расстановку и встать рядом друг с другом. Когда загорится «зеленый», первым поедет пилот крайний слева, потом тот, который рядом с ним, - так группа восстановит прежний порядок.
Опять же, обсудите заранее на собрании перед поездкой, что и как делать в такой ситуации.
Крупные шоссе и магистрали
Особенно важно сохранять шахматное построение на крупных шоссе и магистралях - там и скорости выше, и опасностей больше. Въезжать на такую дорогу лучше одной линией, друг за другом, а выстраиваться уже непосредственно на ней. Следите за въезжающими и выезжающими с дороги машинами, они могут вам сильно помешать. Старайтесь не ехать слишком близко друг к другу, даже если движение очень плотное. Сохраняйте хотя бы минимальную (одно-, двухсекундную) интервал-дистанцию. Съезжать с магистрали тоже лучше одной линией, так вам всем будет проще влиться в другой поток движения, и у вас будет больше пространства, чтобы среагировать на то, что может вдруг поджидать вас на том конце выездной дорожки.
Обгон
Динамика группового обгона будет зависеть от типа дороги, по которой вы едете. На большом шоссе группа может считаться единым целым и совершать обгон соответствующим образом, не забывая, конечно, о безопасности и правилах дорожного движения. Как только появляется возможность для обгона, лидер подает сигнал о смене полосы. Остальные следуют его команде и, сигналя, перестраиваются на ближнюю полосу.
Обгон машины на двухполосном шоссе -дело более сложное, здесь уже каждый действует самостоятельно. Сначала лидер дает всем знать о своих намерениях, затем в подходящий момент отделяется от группы и совершает обгон. После лидер возвращается на прежнее положение на полосе (слева) и поддерживает скорость, оставляющую достаточный промежуток между ним и обгоняемой машиной, в который может пристроиться следующий обгоняющий. После лидера в левую часть полосы сдвигается второй пилот и начинает выжидать подходящего для обгона момента, то есть когда это максимально безопасно. Остальные члены группы поступают точно также. Разумеется, такие маневры должны производиться только в специально предназначенных для этого зонах.
Не толпитесь на дороге, даже в шахматном построении. От едущего впереди вас должна отделять двухсекундная дистанция. В идеале, лидер едет в левой части полосы, второй пилот — на секунду отстает от него и едет по правой части полосы и так далее.
Отставание от группы
Не успел на светофоре, помешала другая машина, что-то случилось с мотоциклом... Существует множество причин, по которым вы можете вдруг отстать от группы. Если такое произошло, главное - не паниковать. Еще до поездки вы все должны были подготовить план, в котором бы оговаривалось, что делать в таком случае. Не стремитесь во что бы то ни стало догнать остальных, особенно если для этого понадобится нарушать правила дорожного движения или ехать на пределе и за пределом собственных водительских возможностей. Уж лучше завершить поездку в гордом одиночестве, чем попасть в беду.
Если вы собираетесь отделиться от группы где-то на середине пути, заранее предупредите об этом лидера. Сообщите ему, где и когда это произойдет, чтобы он не думал, что с вами что-то случилось. После того как вы выйдете из состава, остальные должны восстановить прежний порядок передвижения. Возможно, для этого кому-то придется перейти на другую сторону полосы.
Препятствия на дороге
Адекватная реакция на возникающие на дороге препятствия особенно важна при групповой езде - здесь в непосредственной близости от вас едет другой человек, что может быть очень опасно. Вот почему соблюдение безопасной интервал-ди станции так важно - именно она оставляет членам группы достаточно пространства для маневра на случай неожиданностей. В зонах повышенного риска - например, на территории, где ведется строительство, - шахматный строй лучше сменить на колонну по одному. По возможности, старайтесь не наезжать на валяющиеся на дороге предметы. В противном случае вы не только рискуете повредить шины, этот предмет может от вас отлететь под колеса другому. Старайтесь ехать как можно более аккуратно, не меняйте резко скорость или направление. Эти правила касаются и езды по мокрой дороге.
Если кто-то из группы все же сталкивается с одной из таких проблем, все, кто следует за ним, включая замыкающего, должны немедленно остановиться. Едущим впереди лучше продолжить свой путь до пункта следующей остановки: возвратившись назад, они только добавят хаоса в ситуацию. Разрешение подобной проблемы - дело замыкающего: он должен оценить обстановку и, если задержка неизбежна, послать гонца с новостями в начало группы. Если есть пострадавшие, которым требуется медицинская помощь, вызывайте спасателей.
Беспроблемное и приятное путешествие группы единомышленников -одна из самых больших радостей, что может подарить мотоцикл. Групповой выезд - это всегда увлекательно, это возможность почувствовать себя частью великого братства мотоциклистов. Только относиться к этому нужно правильно: знать пределы своих возможностей и группы и никогда не пытаться за них выйти. Это самый верный способ сделать мероприятие приятным для всех его участников. Следуйте этим правилам - они очень простые, но их выполнение гарантирует безопасность и всеобщее удовлетворение от поездки.
Мотоциклетное мастерство - это:
- когда вы принимаете приглашение участвовать в групповом выезде только при полной уверенности в своих водительских способностях;
- когда вы едете исключительно в пределах своих возможностей и не поддаетесь на давление со стороны других, требующих от вас более активных, чем вы на то способны, действий;
- когда до поездки вы учите сигналы, которыми группа будет пользоваться в пути;
- когда вы четко следуете командам лидера заезда.