Очень многие любят езду по бездорожью за то, что в ней отлично сочетаются спорт и развлечение. Кроме того, это еще и прекрасная возможность замечательно провести время на природе.
Езда по бездорожью может стать любимым занятием для всей семьи. Существуют внедорожники с очень малой кубатурой мотора, на которых могут кататься даже дети с шести лет: при соответствующей подготовке и под присмотром взрослых это увлекательное занятие вполне безопасно.
В принципе, для езды по бездорожью нужны те же знания, навыки и приемы, что и для езды по обычным дорогам, - о них мы уже рассказали; но есть здесь и своя специфика, о которой мы поговорим в этой главе. Воспринимайте ее исключительно как введение в мир бездорожья: рассмотренные здесь вопросы раскрывают эту тему далеко не полностью, мы только знакомим вас с базовой внедорожной техникой. Не забывайте, что ФМБ имеет собственную Школу эндуро, где опытные инструкторы помогут на практике овладеть всеми тонкостями этой науки.
Прежде чем отправиться на бездорожье, вы должны понять, что в этом есть определенные риски. Вероятность столкнуться с другой машиной тут, конечно, гораздо меньше, чем на обычном шоссе, но зато имеется немало других опасностей: камни, глубокие колеи, ямы и деревья. Нужно учитывать еще и юридические моменты, связанные с землепользованием. В США, например, территорий, где легально разрешено заниматься ездой по бездорожью, за последние 20 лет стало гораздо меньше, а за оставшимися землями ведется тщательное наблюдение. Будьте ответственным мотоциклистом. Ездите только там, где можно. Не заезжайте на территорию частных владений или туда, где моторным транспортным средствам ездить нельзя. Не разрушайте местность, по которой едете, - пусть возможность поездить по бездорожью останется и у будущих поколений.
Начало
Съезжая с дороги, вы попадаете в естественную природную среду. Здесь нет светофоров, знаков ограничения скорости, дорожной разметки, ничто не предупредит о том, что будет впереди. Ваше будущее здесь зависит только от вас.
Защитная экипировка для езды по бездорожью не слишком отличается от обычной мотозащиты, хотя она несколько модифицирована для местных нужд и трудностей. На вас обязательно должны быть: шлем, отвечающий требованиям DOT, средство защиты глаз, высокие боты, длинные брюки (как можно более прочные, лучше со вшитыми наколенниками), длинная рубашка или куртка и закрытые перчатки с защитными накладками на суставах пальцев. Некоторые надевают еще дополнительные протекторы, закрывающие грудь и плечи.
Ездите только по знакомой местности, знайте возможности своей машины. Не ездите туда, где условия слишком трудны для вас, - например, на опасные крутые склоны или через глубокую грязь. Вы должны разбираться в условиях, в которых придется ездить, и уметь соответствующим образом корректировать скорость и стиль езды.
Умный пилот спасает себя от беды не только хорошей техникой езды, но, прежде всего, тем, что просто старается лишний раз не рисковать. Очень часто манеру езды диктует сама территория. Учитесь понимать то, что «говорит» вам земля; всегда следуйте правилу «Увидеть, оценить, сделать», о котором мы уже много говорили в этой книге, - его можно применять и на бездорожье тоже.
Правильная посадка, умение видеть тропу и правильная работа «газом» - вот ключевые моменты успешной езды по бездорожью. Держитесь по центру мотоцикла. Смотрите туда, куда хотите ехать. Перед поворотом осмотрите весь вираж и немного сместитесь вперед, чтобы дать переднему колесу больше сцепления. Это лишь некоторые ключевые моменты. Кроме обладания физической способностью управления мотоциклом, вы должны еще и знать, какие действия нужно предпринимать в той или иной ситуации.
Поверхность, по которой вы едете, будет постоянно меняться - это и делает процесс таким увлекательным. Глухая тропа редко бывает ровной. Дальше мы расскажем о некоторых самых типичных ситуациях, в которых вы можете оказаться за пределами обычной трассы.
Подъемы и спуски
Для форсирования подъемов и спусков существуют отдельные приемы. Сначала подумайте, по зубам ли вам этот подъем в принципе: хватит ли у вас умения, чтобы в него подняться, и, кроме этого, достаточно ли мощности вашего мотоцикла. Не напрввляйтесь туда, где вы ничего не видите. Если не понимаете, что находится по другую сторону подъема, сбросьте скорость, пока картина не прояснится.
В подъеме нужно перенести часть веса вперед — продвиньтесь на сиденье ближе к баку. Если подъем достаточно крут, возможно, понадобится еще и привстать на подножках.
На подходе к подъему вы должны:
- крепко поставить ноги на подножки;
- переключиться на низшую передачу и ускориться до начала подъема;
- если подъем небольшой, переместите вес тела вперед - продвиньтесь на сиденье ближе к баку. Если подъем достаточно крут, привстаньте на подножках и наклонитесь вперед еще сильнее, чтобы переместить на переднее колесо как можно больше веса;
- если подъем крутой и приходится переходить на низшую передачу, чтобы не заглох двигатель, делайте это быстро и плавно. При этом сбавьте «газ», чтобы избежать полной разгрузки переднего колеса;
- если на полпути наверх вдруг оказывается, что подняться в этот подъем у мотоцикла не хватает мощности, аккуратно развернитесь, пока еще есть инерция и пространство и пока не потеряна скорость, и осторожно спуститесь вниз.
Съезжая с горы, поднимитесь на подножках и отодвиньтесь как можно дальше назад. Аккуратно используйте передний тормоз.
Спускаясь вниз по склону, вы должны:
- крепко упереться ногами в подножки;
- направить переднюю часть мотоцикла точно вниз;
- сместиться назад;
- переключиться на нижнюю передачу и съезжать с холма, не добавляя при этом «газа»;
- притормаживать, чтобы уменьшить скорость. Осторожнее с передним тормозом: слишком сильное его применение может вызвать юз переднего колеса.
Насыпи и выступы
Техника прохождения подъемов и спусков вполне применима и к разного рода насыпям и выступам. Проблема здесь только в том, что, как правило, эти препятствия короче, но круче. Атакуйте их, только в достаточной степени научившись преодолевать большие подъемы и спуски.
Съезжая с насыпи или выступа, поднимитесь на подножках и отодаинь-тесь как можно дальше назад; когда переднее колесо достигнет края, добавьте немного «газу». Если насыпь слишком высокая и крутая, поищите способ ее объехать.
Чтобы взобраться на крутую насыпь или вал, нужна инерция, больше веса впереди и осторожная работа «газом». Встаньте на подножках, наклонитесь вперед, чтобы голова и грудь нависали над рулем. Заранее приготовьтесь к тому, чтобы на вершине замедлиться в случае, если там есть какое-то препятствие, которое придется объезжать.
«Американские горки»
Это цепочка из множества кочек и ям, часто встречается на сильно изъезженных и разбитых дорогах. Проехать по этим «американским горкам» можно разными способами, хотя в любом случае делать это нужно, стоя на подножках.
Первый способ: проехать на медленной или средней скорости, стараясь не отрывать колес от земли. Руки и ноги при этом работают как дополнительные амортизаторы, удерживая вес тела точно над центром мотоцикла. Стремитесь «поймать» нужную скорость и ритм.
Другой способ, для более опытных пилотов: нагрузить заднюю подвеску. Вы поднимаетесь на подножках, сдвигаетесь назад и ускоряетесь -переднее колесо при этом кочек едва касается, что значительно уменьшает неизбежную тряску.
Чтобы смягчить тряску, стойте на подножках, ноги и руки при этом должны быть слегка согнуты. При этом колени стоит прижать к бокам мотоцикла - так его будет меньше болтать из стороны в сторону.
Если расстояние между кочками позволяет, их можно буквально «пропрыгать»: разгонитесь на подъеме первой кочки так, чтобы перепрыгнуть через нее и приземлиться на спуске следующей. Приземлившись, используйте инерцию и добавьте немного «газу», чтобы проделать тот же трюк еще раз. Здесь очень важно, чтобы процесс проходил в одном темпе. Если вы приземляетесь раньше времени и ритм нарушается, вернитесь к первому способу, пока не восстановите полный контроль нед машиной.
Препятствия на земле
На бездорожье вы можете наткнуться на множество препятствий - там всегда полно камней, валяющихся бревен, из земли могут торчать корни деревьев или пни. Если такое препятствие вовремя не заметить, можно и колесо повредить.
Чтобы этого не случилось, внимательно следите за дорогой, высматривайте на ней объекты, которые могут вам помешать. Когда едете по узкой тропе, упирайтесь в подножки носками ног, чтобы они не свешивались ниже рамы, - ими легко за что-нибудь зацепиться. Если мотоцикл все-таки наезжает на какое-то препятствие и дергается в сторону, не высовывайте ногу, чтобы ему помочь. Так можно сильно повредить колено. Пусть ноги остаются на подножках, а траекторию корректируйте перемещением собственного веса.
Вода и грязь
В воде или грязи поддерживайте инерцию, слишком не напрягайтесь, пусть колеса едут по колее, которую найдут. Не смотрите вниз, на грязь или воду — смотрите вперед, туда, где хотите оказаться.
Само собой, количество воды и жидкой грязи у вас на пути будет зависеть от времени года и климатической зоны. Иногда просто приходится пересекать всевозможные речки и ручьи. А в воде очень легко могут скрываться и другие препятствия.
- Особенно скользкими бывают сырые листья и сосновые иголки. Проезжайте по ним медленно, будьте готовы к неожиданностям. Имейте в виду, что на мокрой поверхности тормоза нужно применять постепенно, чтобы шины не скользили.
- Учитывайте, что в тормоза может попасть вода, и тогда они потеряют свою тормозную силу. После пересечения водных преград просушивайте тормоза: слегка притормаживайте в пути, чтобы дать им восстановить прежние тормозные способности.
- В воде или грязи очень легко могут скрываться всевозможные неровности, борозды и колеи. На таких участках стремитесь сохранить как можно больше инерции. Расслабьтесь, пусть колеса едут по колее, которую найдут. Не стремитесь во что бы то ни стало вытащить из нее переднее колесо и вообще выбраться из нее. Не смотрите вниз - смотрите вперед, туда, где хотите оказаться.
- Привстаньте на подножках, удерживайте свой вес по центру.
- Равномерно работайте «газом». Теряя скорость и замечая, что мотоцикл начинает увязать в грязи, не «газуйте» резко. Так заднее колесо увязнет еще глубже. Добавляйте «газ» постепенно, чтобы поддерживать энергию прямого движения на одном уровне.
На водных переправах:
- остерегайтесь подводных камней и ям;
- научитесь определять по поверхности воды, что скрывается там, под ней. Вид потока и его течение могут много сказать о его дне. Широкий разлив с легкой рябью на поверхности - хорошее место для переправы. Участки с медленным течением или кажущиеся совсем спокойными могут скрывать самые глубокие места реки;
- пересекая водный поток, поддерживайте инерцию, смотрите на другой берег;
- переезжайте реку достаточно медленно, чтобы не плескать воду, - она может попасть на важные злектродетали или в воздухозаборник. Старайтесь не разрушать берег;
- сильное течение будет тянуть мотоцикл вниз по реке. По возможности, разверните его слегка вверх по течению. Держите вес по центру, чтобы дать колесам максимум сцепления и чтобы их не снесло течением.
Наносы грунта у обочины
У внешней границы поворота часто скапливается много земли, набрасываемой колесами машин, так что образуется нечто вроде небольшой, плотно утрамбованной насыпи. Ее можно использовать себе на пользу - ведь поворот с уклоном пройти легче, чем ровный, здесь в вашу пользу будет центробежная сила. Держите вес по центру, просматривайте весь поворот. Старайтесь не заезжать на верхний край насыпи - там грунт может провалиться, и вы съедете с дороги.
Песок
Сохраняйте расслабленную посадку, ноги держите на подножках, голову не опускайте, глаза смотрят вперед. Мотоцикл будет слегка повиливать, это нормально. Продвигайтесь на «газу», переключитесь на передачу выше - это позволит набрать достаточно скорости, чтобы подняться на вершину песчаного склона. Тормозить здесь лучше двигателем, закрывая ручку «газа»; но имейте в виду, что с уменьшением скорости мотоцикл начнет увязать в песке.
Многие любители бездорожья предпочитают песчаные дюны и пустынные тракты. Здесь тоже нужно вести машину максимально аккуратно — не делайте резких движений, рулите, «газуйте» и тормозите как можно более плавно.
Повернуть на песке непросто: переднее колесо здесь зарывается и практически останавливается. Чтобы этого не случилось, переместите как можно больше веса назад и добавьте немного «газу», чтобы передняя часть аппарата в повороте была максимально легкой.
Главное правило при езде по песку: ускоряться раньше, тормозить позднее, чем на поверхности, дающей больше сцепления. Сама природа песка такова, что мотоцикл здесь труднее привести в движение, но гораздо легче затормозить. Работайте «газом» и тормозами соответственно.
Передвигаясь по большим пустынным участкам (по дюнам, например), имейте в виду, что отсутствие тени там может скрывать значительные горки, обрывы и выступы. В середине дня, когда солнце высоко, песчаные холмы, ямы и дюны кажутся одинаковыми по цвету, так что определить расстояния и размеры на глаз здесь часто бывает очень и очень затруднительно.
Камни
Мягкие поверхности, такие как грунт, песок, трава, ошибки прощают довольно легко. Камни же не прощают их вообще. Если камней много и все они мелкие, мотоцикл будет вести себя, как на песке. Но если камни большие, придется очень осторожно пробираться через или вокруг них. Здесь опять же большое значение имеет инерция, движущая сила, особенно если камешки мелкие и сцепления дают мало. Работайте «газом» очень осторожно и плавно. Остерегайтесь острых камней, которые могут повредить шину, каркас двигателя или ваши ноги. Давление в шине лучше немного увеличить, для двигателя установите самую прочную защиту.
Когда едете по узкому лесному проселку, внимательно следите за торчащими отовсюду ветками, валяющимися на земле камнями и т.д. Держите ноги на подножках, балансируйте собственным телом.
Сезонная езда
Самые идеальные сезоны для езды на мотоцикле (в Америке, по крайней мере) - это весна и осень, хотя многие любители бездорожья ездят круглый год. Летом не забывайте о значении высоких температур для работы двигателя и вашего организма. Прежде чем сесть за руль, проверьте уровень масла, охладителя и смазки. Всегда возите с собой питьевую воду, не допускайте обезвоживания организма.
Отправляясь в путь холодной зимой, заранее подготовьте все, что нужно, на тот случай, если мотоцикл вдруг встанет на полпути. Одевайтесь в многослойную, теплую защитную одежду, всегда имейте при себе спички в водонепроницаемой упаковке и фонарик. Когда едете по снегу, учитывайте, что под ним могут скрываться препятствия. Не ездите по лыжне, проложенной для снегоходов, - такие пути предназначены только для соответствующего транспорта, и мотоцикл их может испортить.
И имейте в виду что в любой сезон лучше ездить с другом - в нужный момент он всегда сможет помочь сам или сбегать за помощью. Да и ездить с друзьями в принципе, интересней, чем одному.
Серьезные любители езды по бездорожью не ограничиваются стандартным набором защитной экипировки и надевают еще дополнительную защиту на грудь и плечи.
Навигация
Всегда имейте при себе хорошую топографическую карту местности и компас - так вы никогда не заблудитесь. Если опасаетесь, что не сможете найти дорогу назад, помечайте путь камнями. Ими можно помечать и свою дорогу на перекрестках.
На широких, открытых равнинах замечайте любые объекты, которые могут послужить ориентирами. Прежоде чем покинуть базовый лагерь, определите по компасу свое направление. В пути периодически посматривайте назад, чтобы запомнить, как выглядит ваш след. Если кто-то из вашей группы остается в лагере и не едет с вами поставьте его в известность о том, куда именно вы собираетесь ехать.
Законы
Очень важно знать законы и правила того, где и как вы можете ездить на внедорожном мотоцикле. Они написаны для вашей же безопасности; их предписания призваны ограничить доступ к этому виду спорта безответственных людей; они же защищают землю, по которой вы едете, и права людей, которым она принадлежит. Всегда следуйте указаниям имеющихся на территории знаков. За информацией о правилах езды по бездорожью обратитесь в ваш местный внедорожный клуб или к мотодилерам - они предоставят вам свод основных правил или же перенаправят вас к местному лесничему егерю, в общем, к тому, кто вам поможет.
Берегите природу
Главное правило езды по бездорожью - будьте ответственны. Если вы хотите развивать внедорожные навыки, вам придется научиться иметь дело с хозяевами земли, управляющими общественных угодий и прочими полномочными людьми. И чем меньше у них к вам претензий, тем проще будет найти территорию для любимого занятия. Существует немало организаций, ведающих сохранением площадок, где можно заниматься этим видом спорта. В США это, например, ABRA (Americans for Responsible Recreational Access) созданная для защиты прав американцев посещать общественные земли, которые, по идее, принадлежат всем гражданам страны. Членами организации являются любители верховой езды, владельцы личного водного транспорта, мотоциклисты-внедорожники, любители покататься на сноуборде и прочие ценители активного отдыха. Они объединились специально для того, чтобы влиять на решения, принимаемые в сфере землепользования, организации отдыха и охраны природы. ARRA строго придерживается принципов охраны и сохранения земельных и водных ресурсов и обязывает всех своих членов уважать эти принципы с тем, чтобы возможности для отдыха на общественных землях имели и будущие поколения тоже.
Природа и вы
Наносить урон земле, по которой вы едете, безответственно и совершенно недопустимо. Ездите аккуратно - берегите природу!
Приобретите специальную карту, на которой будет отмечено, где можно ездить, а где нельзя. Изучите все соответствующие правила и следуйте им.
Соблюдайте тишину. Не допускайте, чтобы выхлопная система была слишком громкой, - ничто так не раздражает окружающих, как громкий рёв внедорожников.
Не портите при езде молодые деревья, кустарник и прочую растительность.
Держитесь подальше от размякших, мокрых дорог и трактов, разрушенных другими машинами (особенно в охотничий сезон). Ремонт мотоцикла обойдется дорого.
Не ездите по лугам, крутым склонам или берегам рек и озер, которые легко повредить колесами.
Лучше не отправляйтесь первым по совершенно новой или незнакомой дороге и в трудные объезды.
Будьте вежливы по отношению к людям, встречающимся на пути. Уступайте дорогу людям на лошадях и пешим туристам. Рядом с лошадью двигатель лучше вообще заглушить - испуганная лошадь опасна и для своего наездника, и для вас.
Не гоняйтесь за животными и не пугайте их. Страх может заставить их повести себя очень агрессивно.
Обращайте внимание на знаки, указывающие, что проезд запрещен. Нарушение запрета грозит штрафом.
Не заезжайте на заповедные территории. Туда въезд всегда запрещен. Знайте границы разрешенной для езды зоны.
Если вам предстоит пересечь частную территорию, заранее получите пропуск. Уважайте права землевладельцев.
Где этим заниматься
Вот некоторые источники информации о том, где можно покататься на внедорожнике:
- Мотодилеры.
- Клубы и ассоциации любителей езды по бездорожью.
- Топографические карты.
- Лесные управления.
- Бюро землепользования.
Организуйте собственное мероприятие. Гонки на эндуро, заезды по пересеченной местности, покер-раны - это лишь некоторые из множества способов освоить новые просторы. Для массового мероприятия иногда бывает проще получить разрешение на вход на территории, обычно закрытые для посещений.
Регистрация
Во многих штатах США закон требует зарегистрировать кроссачи. (В России даже официальные представители зарубежных компаний продают кроссачи не по ПТС, а только по ГТД [грузовая таможенная декларация] Таким образом у нас регистрация мототехники, предназначенной для спорта, не требуется, но владельцу необходимо возить собой справку-счет и ГТД. - Прим. ред.) За езду на незарегистрированном мотоцикле можно получить серьезный штраф, а то и вообще его лишиться - мотоцикл просто конфискуют. Кроме того, в некоторых штатах за эту регистрацию взимают определенную плату - эти деньги идут на развитие данного вида спорта. И не забывайте о том, что кроссачи (за исключением мотоциклов двойного назначения) не предназначены для езды по дорогам общего пользования.
Мотоциклетное мастерство - это:
- когда, прежде чем отправиться на бездорожье, вы тренируете соответствующие навыки;
- когда вы понимаете, что навыки езды по бездорожью способствуют развитию и водительского мастерства в целом;
- когда вы проходите соответствующий курс обучения, например, в Школе эндуро ФМБ;
- когда вы постоянно тренируете свои навыки и на грунте применяете те же стратегии безопасной езды, что и на обычной дороге;
- когда, позволяя детям кататься на кроссачах или внедорожниках, вы следите за их действиями и заставляете надевать защиту.