«Плавненько... аккуратненько» - эти слова должны стать вашей мантрой на пути к водительскому мастерству Все качества, которыми обладают самые умелые пилоты, - умение ездить быстро, безопасно и аккуратно - проистекают напрямую от их способности управлять мотоциклом плавно, не делая резких движений. Такая гладкость и аккуратность -главные элементы баз опасной езды, они же способствуют росту водительского мастерства так, как вы никогда бы не подумали. Аккуратный стиль езды - это не только дополнительный штрих к вашему портрету как мотоциклиста, это главный элемент безопасной и контролируемой езды. Для этого нужно, прежде всего, уметь видеть и оценивать ситуацию на дороге. Итак, что же значит - быть аккуратным мотоциклистом? Вот некоторые составляющие мотоциклетной аккуратности в применении к различным системам мотоцикла.
«Газ»
Современные дорожные мотоциклы, особенно спортбайки, очень мощные. За рулем вы должны всегда помнить об этом и следить за тем, как эту мощность используете. Подстегнёте «лошадок» слишком сильно на вираже, например, - и улетите в кусты. Воспринимайте работу «газом» как процесс поэтапный, а не как работу переключателем - включил-выключил. Добавляйте или убавляйте «газ» постепенно, не резко. Рука при этом должна быть расслабленной: не стискивайте ручку слишком сильно - так откручивать и закручивать ее получится более плавно и аккуратно.
Сцепление
Рычаг сцепления тоже сжимайте и отпускайте постепенно - особенно при переключении на нижние передачи. Вот как это делается.
Не выжимайте рычаг сцепления до самой ручки. Я считаю, что это нужно делать не более чем на треть его хода - этого вполне достаточно, чтобы отключить сцепление и переключить передачу. Если вы выжимаете сцепление полностью, то потом, скорее всего, отпустите его слишком резко -а это очень далеко от принципа аккуратной езды, да и сцеплению заднего колеса на пользу не пойдет. Убедитесь, что рычаг сцепления установлен правильно, согласно рекомендациям в инструкции по эксплуатации.
Действуйте, не тяните. Научитесь включать и выключать сцепление быстро и точно а срок. Приняв решение, не мешкайте!
Переходя на низшую передачу, поддерживайте количество оборотов на высоком уровне. Техника грамотной работы со сцеплением подразумевает и приведение а соответствие количества оборотов двигателя и скорость до того, как вы отпустите рычаг. Выжимая сцепление, будьте осторожны и не позволяйте сильно упасть оборотам двигателя, в противном случае, после того, как вы отпустите сцепление, двигатель заглохнет, и заднее колесо может оказаться заблокированным. Кроме того, более ровного движения можно добиться, плавно повышая обороты двигателя перед тем, как вы отпустите сцепление, чтобы добиться количества оборотов, необходимого для перехода на более низкую передачу.
Торможение
Многие начинающие мотоциклисты относятся к переднему тормозу как к переключателю ON/OFF (ВКЛ/ВЫКП) и начинают за него хвататься перед запуском двигателя. Если сила сцепления при этом меньше оптимальной, то это может привести к блокировке переднего колеса и падению. Первичное выжимание рычага переднего тормоза должно быть плавным - выжмите его настолько, насколько необходимо для обеспечения контакта тормозной колодки и диска колеса. Затем, непосредственно по достижении этого контакта, нажмите на рычаг сильнее, постепенно увеличивая силу нажатия, пока не будет достигнут требуемый уровень давления. Будьте осторожны и следите за тем, с какой силой вы нажимаете на рычаг переднего тормоза в разные моменты времени и как это влияет на блокировку переднего колеса и силу сцепления переднего колеса.
Положение тела
Уверен, что вы видели мотоциклистов, «висящих» на своих мотоциклах на поворотах. Это не просто театрализованное зрелище - даже на городской улице. Правильное положение тела поможет вам преодолеть повороты более плавно и безопасно, при меньшем угле наклона и меньшей нагрузке на шасси мотоцикла. Для получения более плавного поворота вы должны при езде на мотоцикле оставаться расслабленными, максимально снизив напряжение тела: если тело напряжено, это приведет к более резким движениям и заторможенной реакции. Для достижения плавности поворота вы должны двигаться всем телом, а не только руками и ногами. Многие мотоциклисты волнуются, что таким образом можно перевернуться вместе с мотоциклом. Их опасения вполне понятны. Для того чтобы испытать ощущение «переворачивания вместе с мотоциклом», наклоните только верхнюю половину своего тела. Работайте над тем, чтобы ваш подбородок при наклоне находился на одной линии с правым запястьем для совершения правого поворота и на одной линии с левым запястьем для совершения левого. Руки сохраняйте расслабленными. Когда вы добьетесь того, что это положение станет для вас удобным, сделайте над собой усилие и наклоните также и нижнюю половину своего тела. Представьте, что ось поворота находится в том месте, где сиденье соприкасается с бензобаком. Повернитесь вправо и влево относительно этой точки. Помогает ли это поворачивать мотоцикл? После того как вы научитесь одновременно наклонять и верхнюю, и нижнюю части своего тела - а, скорее всего, для начала вам может потребоваться наставник. - вы почувствуете, как на извилистых дорогах мотоцикл слушается, а не противится вам.
Повторите все вышеперечисленные шаги вместе (мягкое нажатие сцепления, тормозов, а также мягкий поворот тела в начале и окончании поворота) и вы на пути к тому, чтобы стать умелым и уверенным мотоциклистом. А другие качества, необходимые для уверенного вождения мотоцикла, - такие, как быстрая реакция и хорошее маневрирование, - придут сами собой, когда вы отточите свое мастерство спокойной посадки на мотоцикле.