Внимание! Определяйте положение каждой снимаемой детали. Раскладывайте детали по принадлежности (например, впуск или выпуск) так, чтобы их можно было собрать в первоначальном положении.
Распредвал
Оба вала должны быть проверены на биение шеек и, кроме того, на износ кулачков и шеек, если при работе двигателя был отмечен ненормальный шум или вибрация или недостаток мощности. Все это может быть вызвано износом кулачков или изменением профиля до недопустимого.
(1) Выпускной распредвал; (2) Впускной распредвал
Автоматический декомпрессор
Проверьте подвижность груза декомпрессора вручную. При наличии заеданий замените его новым.
Внимание! Не пытайтесь разбирать распредвал и декомпрессор. Эти узлы ремонту не подлежат.
Износ кулачка
Износ кулачков часто является причиной смещения фаз газораспределения, из-за чего снижается мощность двигателя.
Измерьте высоту кулачка микрометром. Если кулачки изношены свыше допустимого предела, замените распредвал новым.
09900-20202: Микрометр (25-50 мм).
Предел по высоте кулачка (Н):
- Впускного клапана: 35,02 мм
- Выпускного клапана: 34,92 мм
Износ кулачков распредвала
При установленных распредвалах измерьте зазор, используя пластичные калибры.
09900-22301: Пластичный калибр
09900-22302: Пластичный калибр
Зазор в опорах распредвалов (впуск и выпуск) допустимый зазор: 0,150 мм
Равномерно, крест-накрест затяните болты крышек заданным моментом.
Момент затяжки болтов: 10 Н-м (1.0 кгс-м).
Примечание. Не вращайте распредвал с установленным пластичным калибром. Снимите крышки и определите ширину сжатого пластичного калибра по шкале. Измерять следует в самой широкой части сжатого пластичного калибра. Если зазор превысит допустимый, измерьте внутренний диаметр крышки и наружный диаметр шейки. Замените распредвал или головку цилиндра в зависимости от того, что является причиной увеличенного зазора.
09900-20602: Индикатор часового типа (1/1000 мм)
09900-22403: Нутромер для измерения малых диаметров
Внутренний диаметр крышки (ВПУСК и ВЫПУСК). Норма: 22,012–22,025 мм
09900-20205: Микрометр (0–25 мм)
Диамеетр шейки (ВПУСК и ВЫПУСК). Норма: 21,959–21,980 мм
Биение шеек
Установите вал на призмах и замерьте биение, используя индикатор часового типа. Если биение превысит допустимый предел, замените распредвал новым.
09900-20607: Индикатор часового типа (1/100 мм)
09900-20701: Магнитная стойка
09900-21304: Призмы (100 мм)
Биение шеек: Предельно допустимое биение: 0,10 мм
Регулятор натяжения цепи ГРМ
Натяжение цепи ГРМ поддерживается автоматически настраиваемым регулятором. Вставьте шлицевую отвертку в шлиц регулятора и поверните ее по часовой стрелке, ослабляя натяжение, извлеките отвертку, чтобы убедиться в наличии поступательного движения штока натяжителя. Если шток заедает или пружинный механизм не работает, замените регулятор в сборе новым.
Направляющая цепи ГРМ и натяжитель цепи
Проверьте состояние направляющей и натяжителя цепи ГРМ на износ и повреждения. При наличии повреждений замените их новыми.
Ревизия головки цилиндра
Снимите толкатель 1 и шайбы 2 вручную или магнитным приспособлением.
Используя специальный инструмент, сожмите клапанные пружины.
Снимите сухари (3) со штока клапана.
09916-14510: Съемник клапана
09916-14521: Принадлежность съемника(втулка для сжатия пружины)
09916-84511: Пинцет
Снимите шайбы (4) клапанов и пружины (5).
Выньте клапан с другой стороны.
Маслосъемные колпачки (6) узкогубцами.
Снимите гнездо пружины (7).
Деформация головки цилиндра
Очистите камеру сгорания от нагара.
Проверьте привалочную поверхность головки на плоскостность, используя проверочную линейку и щуп. Сделайте замеры в нескольких местах. Если в каком-то месте зазор превышает допустимый, замените головку новой.
09900-20803: Щуп
Предел допуска на неплоскостность: 0,05 мм
Допустимое биение: 0,05 мм
Износ фаски клапана
Визуально проверьте состояние фасок клапанов на износ и повреждения. При обнаружении дефектов замените клапан новым. Определите ширину пояска (Т). Если она меньше допустимой, замените клапан новым.
Ширина пояска (Т).
Допустимый предел: 0,5 мм
Допустимое биение: 0,05 мм
Биение стержня клапана
Уложите клапан на призмы и замерьте биение, используя индикатор, как показано на рисунке. Если величина биения превысит допустимую, замените клапан новым.
09900-20701: Магнитная стойка
09900-20607: Индикатор часового типа (1/100 мм)
09900-21304: Призмы (100 мм)
09900-20701: Магнитная стойка
Допустимое биение: 0,05 мм
Радиальное биение головки клапана
Уложите клапан на призмы и замерьте радиальное биение головки с помощью индикатора, как показано на рисунке. Если величина биения превысит допустимую, замените клапан новым.
09900-20607: Индикатор часового типа (1/100 мм)
09900-20701: Магнитная стойка
09900-21304: Призма (100 мм)
Допуск на радиальное биение головки: 0,03 мм
Люфт по стержню клапана
Поднимите клапан приблизительно на 10 мм над седлом. Измерьте люфт по стержню в двух взаимно перпендикулярных направлениях "X" и "Y". Расположите индикатор, как показано на рисунке. Если люфт превышает допустимую величину, определите, что следует заменить – клапан или направляющую втулку.
09900-20607: Индикатор (1/100 мм)
09900-20701: Магнитная стойка
Предельно допустимый люфт: 0,35 мм
Износ стержня клапана
Измерьте диаметр стержня клапана микрометром. Если диаметр превышает допустимые пределы, замените клапан новым. Если диаметр стержня в допуске, а люфт превышает допустимый, замените направляющую втулку. После замены проверьте люфт.
09900-20205: Микрометр (0-25 мм)
Допуск на диаметр стержня:
- Впускной клапан: 4,475–4,490 мм
- Выпускной клапан: 4, 455–4, 470 мм
Ревизия втулки клапана
Выпрессуйте втулку, используя специальный инструмент.
09916-43210: Инструмент для снятия/установки втулки
Примечание.
- Снятые втулки повторно не использовать.
- В качестве замены использовать только втулки с ремонтными размерами по наружному диаметру.
- Разверните отверстие в головке цилиндра под втулку специальной разверткой с ручкой.
09916-34580: Специальная развертка (10,8 мм)
09916-34542: Ручка развертки
Смажьте маслом втулку и запрессуйте ее в головку с помощью съемника.
09916-43210: Съемник направляющей втулки
09916-43220: Деталь съемника направляющей втулки
Внимание! Отсутствие смазки на направляющей втулке перед ее запрессовкой может привести к повреждению головки или втулки.
После установки направляющих втулок разверните их отверстия специальными развертками. После развертывания очистите отверстия.
09916-33210: Развертка втулки (4,5 мм)
09916-34542: Ручка развертки
Ширина посадочного пояска клапана
Равномерно покройте посадочное место клапана берлинской глазурью. Установите на место клапан. Прижмите клапан к седлу спец. приспособлением и проверните, чтобы на фаске остался четкий отпечаток в месте контакта.
09916-10911: Приспособление для притирки клапана
Кольцевой отпечаток на фаске клапана не должен иметь разрывов. Кроме того, его ширина должна соответствовать нормативной.
Ширина посадочного пояска (W). Норма: 0,9–1,1 мм
При отклонениях в размере проточите фаску.
Обслуживание седел клапанов
Седла впускных и выпускных клапанов обрабатываются под тремя различными углами. Контактные поверхности обработаны под углом 45°.
Впуск | Выпуск | |
45° | N-122 | N-122 |
15° | — | N-121 |
30° | N-126 | — |
60° | N-111 | — |
Для США:
- Шарошки для седел: N-111, N-121, N-122 и N-126
- Оправка: N-100-4,5
Для других стран:
- 09916-21111: Набор шарошек (включая N-111, N-121 и N-122)
- 09916-20630: Шарошка для седла N-126
- 09916-20640: Оправка N-100 - 4,5
Примечание. Используйте оправку N-100-4.5 с набором шарошек N-111, N-121, N-122, и N-126.
Внимание! Контактная поверхность седел должна проверяться после каждой обработки.
При установке оправки (1), слегка его поворачивайте.
Плотно установите оправку. Используйте шарошку 45° (2), оправку (3) и ручку (4).
Предварительная обработка седла
Очистите от нагара и обновите поверхность, используя шарошку с углом 45°. Сделайте 1–2 оборота.
Каждый раз измеряйте ширину седла (W).
Если седло покрыто язвинами (питтингом) или прогорело, обработайте седло глубже.
Примечание. Срезайте только необходимый минимум, чтобы предотвратить замену регулировочных шайб, используемых для подгонки зазора по кулачку.
Обработка для сужения контактного пояска седла
Если поверхность контакта на клапане расположена слишком высоко или поясок получился шире допустимого, используйте шарошку 30° (для впускного клапана) и 15° (для выпускного), чтобы занизить или сузить контактную поверхность
Поверхность контакта расположена слишком высоко на фаске клапана или поясок слишком широкий
Окончательная обработка седла
Если контактная поверхность расположена слишком низко или слишком узкая, используйте шарошку 60° (для впускного клапана), чтобы поднять и расширить поясок контакта. Если поясок слишком высоко или слишком широкий, используйте шарошку 15° (для выпускного) и 30° (для впускного) клапанов, чтобы занизить или сузить поясок контакта.
После достижения необходимой ширины и расположения пояска, слегка обработайте поверхность шарошкой 45°, чтобы снять заусенцы, оставшиеся после предыдущей обработки.
Поверхность контакта расположена слишком высоко на фаске клапана или поясок слишком широкий
Внимание! Не используйте притирочную пасту после окончательной обработки. Окончательно обработанное седло клапана должно иметь бархатистую поверхность, но не полированную и блестящую. Это обеспечит нужную податливость для правильной посадки клапана, которая произойдет в течение первых секунд работы двигателя.
Примечание. После обработки седел клапанов обязательно проверьте зазор в клапанном механизме после сборки головки цилиндра (см. 2-5).
Проверка плотности посадки клапанов
С установленными клапанами и пружинами залейте немного бензина во впускной или выпускной тракт. Убедитесь, что бензин не проходит через клапаны. При обнаружении течи исправьте уплотняющую поверхность.
Предостережение! Бензин очень горюч и взрывоопасен. Держите его подальше от искр, тепла и пламени.
Клапанная пружина
Усилие пружины плотно удерживает клапан на месте. Ослабленные пружины приводят к снижению мощности двигателя и являются причиной появления дребезжащего звука от клапанного механизма. Проверьте клапанные пружины на необходимое усилие, измерив их длину в свободном состоянии и усилие, необходимое для сжатия. Если длина пружины меньше допустимой или усилие пружины вне поля допуска, замените внутреннюю и внешнюю пружину комплектом.
Допуск на длину пружин клапанов в свободном состоянии (ВПУСК и ВЫПУСК):
- Для внутренней пружины: 38,6 мм
- Для внешней пружины: 40,6 мм.
Допуск на усилие сжатия пружин (ВПУСК И ВЫПУСК):
- Для внутренней пружины: 48–58 Н (4,9–5,9 кгс) на длине 29,9 мм
- Для внешней пружины: 133–153 Н (13,6–15,6 кгс) на длине 33,4 мм
Сборка
Установите седла пружин (1).
Нанесите молибденовую смазку на маслосъемные колпачки (2) и вдавите их на место.
Предостережение! Не используйте маслосъемные колпачки повторно.
Нанесите молибденовую смазку на клапаны, как показано на рисунке, затем вставьте их в направляющие втулки.
Внимание! Устанавливая на место клапаны, не повредите кромки уплотнений.
Установите клапанные пружины меньшим шагом (А) в сторону головки цилиндра. (В) Больший шаг. (С) Вниз.
Установите шайбу клапана, сжимая пружины съемником. Установите половинки сухарей и ослабьте нагрузку на пружины, чтобы сухари (1) встали между шайбой и стержнем клапана. Убедитесь, что закругленные выступы (2) сухарей плотно вошли в канавку на конце стержня клапана.
09916-14510: Съемник клапана
09916-14521: Принадлежность съемника
09916-84511: Узкогубцы
Внимание! Устанавливайте детали в их первоначальных положениях.