Описание системы
Модели Tiger 800 и Tiger 800XC оснащены электронной системой управления двигателем, которая контролирует как зажигание, так и подачу топлива. Электронный модуль управления (ЕСМ) получает информацию от датчиков, расположенных вокруг двигателя, системы охлаждения и впуска воздуха, и точно рассчитывает опережение зажигания и потребности в топливе для всех частот вращения и нагрузки двигателя.
Кроме того, система имеет встроенную функцию диагностики. Дополнительную информацию см. на стр 10-28.
Системные датчики
- Датчик температуры всасываемого воздуха — расположен в верхней части воздушной камеры. Так как плотность воздуха (и, следовательно, количество кислорода, доступного для воспламенения топлива) изменяется в зависимости от температуры, установлен датчик температуры всасываемого воздуха. Изменения температуры воздуха (и, следовательно, плотность воздуха) компенсируются путем регулирования количества впрыскиваемого топлива до уровня, соответствующего чистому сгоранию и низкому уровню выбросов.
- Датчик атмосферного давления – расположен под аккумулятором. Датчик барометрического давления измеряет атмосферное давление воздуха. На основании этой информации количество впрыскиваемого топлива корректируется в соответствии с преобладающими условиями.
- Абсолютное давление в коллекторе (КАРТА) Датчик - расположен в передней части воздушной камеры, соединен с каждым из трех корпусов дроссельной заслонки трубками одинаковой длины. Датчик MAP передает информацию в ECM, который используется при малых углах открытия дроссельной заслонки (очень маленькие отверстия дроссельной заслонки) для предоставления точных показаний нагрузки двигателя на ECM. Такая степень точности нагрузки двигателя позволяет ECM вносить очень небольшие корректировки в подачу топлива и зажигание, что в противном случае было бы невозможно только на основе данных об угле дроссельной заслонки.
- Выключатель сцепления – расположен на рычаге сцепления. Для работы стартера необходимо выжать сцепление.
- Датчик положения коленвала - расположен в крышке генератора. Датчик положения коленчатого вала обнаруживает движение зубьев, прикрепленных к ротору генератора.
Зубчатый ротор дает точку отсчета, от которой рассчитывается фактическое положение коленчатого вала. Информация датчика положения коленчатого вала используется контроллером ЭСУД для определения частоты вращения двигателя и положения коленчатого вала относительно точки впрыска топлива и воспламенения топлива.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя — расположен в задней части головки блока цилиндров. Информация о температуре охлаждающей жидкости, получаемая блоком управления двигателем, используется для оптимизации подачи топлива при всех температурах двигателя и расчета потребности в заправке при горячем и холодном запуске.
Датчик положения дроссельной заслонки — расположен на правом конце корпуса дроссельной заслонки. Используется для передачи информации о положении дроссельной заслонки в ECM. Угол открытия дроссельной заслонки используется ECM для определения требований к заправке и зажиганию для всех положений дроссельной заслонки.
Датчик скорости движения - расположен в верхнем картере, перед сапуном двигателя. Датчик скорости передает в блок управления двигателем данные, на основе которых рассчитывается скорость и отображается на спидометре.
Лямбда-зонд — расположен в системе выпускного коллектора перед катализатором. Лямбда-зонд постоянно передает в ECM информацию о содержании выхлопных газов. На основании этой информации вносятся корректировки соотношения воздух/топливо.
Переключатель боковой подножки — расположен в верхней части ножки боковой подножки. Если боковая подножка находится в нижнем положении, двигатель не запустится, если коробка передач не находится в нейтральном положении.
Датчик положения шестерни - расположен в верхнем картере, за крышкой выходной звездочки коробки передач, с левой стороны двигателя. Датчик положения передачи передает ECM информацию о выбранной передаче. Это используется для предотвращения запуска двигателя при включенной передаче. Датчик также передает информацию на индикатор положения передачи и лампочку нейтрали в приборах.
Переключатель обнаружения падения — расположен на кронштейне блока реле и предохранителей под топливным баком. Переключатель обнаружения падения определяет, находится ли мотоцикл на боку, и немедленно отключает питание модуля ECM. Это предотвращает работу двигателя и подачу топлива топливным насосом. В случае падения переключатель сбрасывается путем возврата велосипеда в вертикальное положение и выключения и повторного включения зажигания.
Расположение датчиков
Системные приводы
- В ответ на сигналы, полученные от датчиков, ECM управляет и направляет сообщения на ряд электронных и электромеханических исполнительных механизмов. Ниже приведены функции и расположение исполнительных механизмов.
- Дроссельный шаговый двигатель - расположен между дроссельными заслонками второго и третьего цилиндров. Шаговый двигатель дроссельной заслонки приводит в действие кулачок/рычаг, который вызывает изменения в закрытом положении дроссельной заслонки. Хотя он используется в первую очередь для поддержания заданной скорости холостого хода, он также увеличивает открытие дроссельной заслонки при холодном двигателе.
- Canister purge valve
- situated in the vapour return line between the carbon canister and the throttle bodies. The purge valve controls the return of vapour which has been stored in the carbon canister during the period when the engine is switched off. The valve is 'pulsed' by the ECM to give control over the rate at which the canister is purged. - Форсунки – расположены на корпусе дроссельной заслонки. Двигатель оснащен тремя форсунками. Форма распыла форсунок фиксирована, но продолжительность времени, в течение которого каждая форсунка может оставаться открытой, варьируется в зависимости от условий эксплуатации. Продолжительность каждого впрыска рассчитывается ECM на основе данных, полученных от различных датчиков системы.
- Катушки зажигания – катушки со штепсельной вилкой расположены в крышке распредвала. Установлено три катушки, по одной на каждую свечу зажигания. Модуль ECM контролирует момент включения и выключения катушек. При расчете времени включения модуль ECM дает достаточно времени, чтобы катушки зарядились до уровня, при котором может возникнуть искра. Катушки отключаются в момент зажигания, время которого оптимизировано для обеспечения хорошей работы двигателя.
- e Главное реле EMS – расположено за аккумулятором. При включении зажигания на главное реле EMS подается питание, обеспечивая стабильную подачу напряжения для ECM. Когда зажигание выключается, ECM выполняет последовательность выключения питания, во время которой на главное реле EMS подается питание от ECM в течение 1 минуты. Последовательность отключения питания ECM включает в себя: запись данных адаптации в память ECM и определение положения шагового двигателя дроссельной заслонки.
- Топливный насос – расположен внутри топливного бака. Электрический насос подает топливо в топливную систему через регулятор давления при постоянном давлении 3 бар. Насос работает непрерывно при работающем двигателе, а также кратковременно включается при первом включении зажигания, чтобы обеспечить подачу в систему давления 3 бар сразу после запуска двигателя. Давление топлива контролируется регулятором, также расположенным внутри топливного бака.
- C Вентилятор охлаждения — расположен за радиатором. Контроллер ЭСУД управляет включением и выключением вентилятора системы охлаждения в ответ на сигнал, полученный от датчика температуры охлаждающей жидкости. Когда температура охлаждающей жидкости повышается до уровня, при котором охлаждающий эффект естественного потока воздуха недостаточен, модуль ECM включает вентилятор охлаждения. Когда температура охлаждающей жидкости существенно падает, ECM отключает вентилятор охлаждения. Вентилятор включается только при работающем двигателе. В другое время он не будет работать.
Примечание. В этой системе система блокировки стартера (переключатель сцепления, датчик положения передачи, переключатель боковой подножки) все работают через ECM управления двигателем.