График 11-3: поворот на дороге с положительным наклоном
На неровной поверхности перпендикулярный компонент нагрузки шины уменьшается благодаря одному только весу. Это касается ситуаций, когда вы едете прямо вверх по склону или спускаетесь с него. Чем круче склон, тем больше общая потеря сцепления из-за веса. Но на повороте с положительным нвклоном центробежная сила восполняет эту потерю сцепления, так как ее собственный перпендикулярный компонент здесь будет больше. Обратите внимание, что параллельные компоненты (цс2—в2) действуют в противоположных направлениях, поэтому потребность в сцеплении здесь будет меньше.
Экстремальный пример действия центробежной силы на нагрузку шины - это аттракцион «Гонки по вертикали», где мотоциклист разгоняется по стенкам большого шара сначала горизонтально, а когда центробежной силы накапливается достаточно, чтобы мотоцикл «прилип», ездит по этим стенкам вертикально.
График 11-4: поворот на дороге с отрицательным наклоном.
На поворотах с отрицательным наклоном вес пилота и мотоцикла дает меньше сцепления, а центробежная сила уменьшает его еще больше, потому что ее перпендикулярный компонент (цс1) действует в направлении, противоположном поверхности дороги. Результирующий компонент этих сил, который и дает сцепление (в1—цс1), будет меньше, чем в повороте с положительным наклоном. Параллельные компоненты (цс2+в2) здесь «сталкивают» мотоцикл вниз и разгружают шины еще больше, и это притом, что на таком повороте потребность в сцеплении очень высока. Такое сочетание различных сил делает повороты с отрицательным наклоном особенно коварными - проходите их максимально осторожно.