Установка выходного вала
- Нажмите на стопорное кольцо (2) и гонка на игольчатых роликах (1) на выходной вал.
- Поместите выходной вал в картер.
Примечание. Убедитесь, что открытый конец стопорного кольца (стрелка) обращен вниз в картере.
- Установите уплотнительные кольца (8, 9) для водяных и масляных каналов.
Сборка картера
- Убедитесь, что уплотнительная поверхность чистая и обезжиренная, и нанесите тонкий слой Omni VISC 1002, см. черную линию на уплотняющей поверхности с серой штриховкой.
- Заполните расширительные канавки (стрелки) с герметизирующим составом.
Примечание. Удалите излишки герметика шпателем.
- Соедините две половинки корпуса.
- Вставьте винты (4) для подшипников с буртиком и винтов (3) игольчатого подшипника и затяните попеременно.
- Затяните винты нижней части картера.
Момент затяжки:
- Плечевой подшипник — 40 Нм
- Игольчатый роликоподшипник — 20 Нм
- Нижняя часть картера — 10 Нм
Установка сетчатого масляного фильтра
- Установите новое уплотнительное кольцо (стрелка) и ставим масляный сетчатый фильтр (1) на позиции.
Установка масляного фильтра
- Смажьте уплотнительное кольцо масляного фильтра маслом.
- Установите масляный фильтр (2), используя ключ для масляного фильтра, BMW № 114650.
Момент затяжки:
- Сетка масляного фильтра — 10 Нм
- Масляный фильтр — 11 Нм
Установка масляного картера
- Убедитесь, что уплотнительная поверхность чистая и обезжиренная, и нанесите тонкий слой Omni VISC 1002, см. черную линию на уплотняющей поверхности с серой штриховкой.
- При необходимости установите масляный картер и крышку масляного фильтра.
Момент затяжки:
- Масляный картер — 10 Нм
- Крышка масляного фильтра — 10 Нм
- Пробка слива масла — 30 Нм
Установка промежуточного фланца
Установка свободного хода
- Хорошо смажьте игольчатый подшипник маслом.
- Сначала вставьте обгонную муфту в винтовую шестерню картера.
Установка промежуточного вала
Внимание: Вставьте пружину так, чтобы большой внешний диаметр (стрелка) выступает вверх и предварительно нагружен на шестерню свободного хода.
- Вставьте промежуточный вал в картер маленькой шестерней вниз.
Установка промежуточного фланца
- Убедитесь, что уплотнительная поверхность чистая и обезжиренная, и нанесите тонкий слой Omni VISC 1002, см. черную линию на уплотняющей поверхности с серой штриховкой.
- Заполните расширительный паз (стрелка) с герметизирующим составом.
Примечание. Удалите излишки герметика шпателем.
- Установите промежуточный фланец (с фиксирующими втулками).
- Для затяжки винтов используйте головку Torx T 30, BMW № 00 2 600.
Момент затяжки:
- Промежуточный фланец — 9 Нм
Установка уплотнительного кольца выходного вала
Примечание: Очистите гнездо уплотнительного кольца. Смажьте уплотнительное кольцо маслом и с помощью направляющей наденьте его на оправку.
- Запрессовать уплотнительное кольцо вала с выколоткой BMW № 111630 и ручкой BMW № 005500.
Установка картера сцепления
- Смажьте внутренние шлицы картера сцепления.
- Установите упорную шайбу между выходным валом и промежуточным фланцем; при необходимости используйте каплю смазки, чтобы удерживать упорную шайбу на месте.
- Установите картер сцепления на место.
- Установите фиксатор BMW № 11 2 821 на картер сцепления в показанном положении.
Внимание: закрепите новыми гайками. Всегда используйте новое уплотнительное кольцо.
- Установите уплотнительное кольцо и упорное кольцо на место.
- Установите гайку буртиком наружу и затяните указанным моментом (140 Нм), демпфер сжимается.
- Ослабьте, а затем снова затяните гайку (50 Нм).
- С помощью измерителя угла поворота BMW № 11 2 500 полностью затяните гайку.
Момент затяжки:
- 1. Гайка картера сцепления — 140 Нм
- 2. Расслабьтесь
- 3. Затяните моментом — 50 Нм
- 4. Угол поворота ключа — 60°
Установка драйвера
Примечание: Драйвер можно установить только при установленном коленчатом валу.
- Подтолкните привод к промежуточному валу.
- Затяните крепежные винты.
Момент затяжки:
Водитель — 50 Нм
- Снимите фиксирующее приспособление, BMW № 112821.
- Установите сцепление.
См. группу 21.
Установка коленчатого вала
- Очистите и слегка смажьте подшипниковые шейки коленчатого вала.
Примечание. Крышки подшипников 1–3 имеют идентификационную маркировку; подшипник 4 (упорный подшипник) и подшипник 5 не отмечены.
- Установите коленчатый вал на место в картере и установите крышки подшипников в свои пазы.
- Затяните подшипники в указанном порядке, начиная от центра и двигаясь наружу.
Момент затяжки:
- Коренные подшипники — 50 Нм
Измерение люфта подшипников коленвала
Измерение радиального люфта
- Поверните коленчатый вал в верхнюю мертвую точку на измеряемом подшипнике.
- Снимите крышку подшипника.
- Вытрите масло с шейки подшипника и вкладыша подшипника.
- Измерьте люфт подшипника с помощью Plastigage, BMW № 002590.
- Поместите полоску Plastigage (стрелка) по всей ширине подшипника и от 6 до 8 мм (от 0,2 до 0,3 дюйма) не по центру.
- Установите крышку подшипника на место и затяните крепежные винты.
Момент затяжки:
- Коренные подшипники — 50 Нм
Примечание: Больше не проворачивайте коленчатый вал.
- Снимите крышку подшипника.
- Сравните ширину полоски с масштабом (стрелка) для определения люфта подшипника.
- Удалите все следы Plastigage с шейки вала и вкладыша подшипника.
- Радиальный люфт — 0,020...0,056 мм (0,0007...0,0022 дюйма).
- Предел износа — 0,130 мм (0,0051 дюйма).
Измерение люфта
- Установите коленчатый вал.
- Надежный держатель индикатора часового типа, BMW № 00 2 500, с индикатором часового типа в резьбовом отверстии крышки распределительного механизма.
- Переместите коленчатый вал назад и вперед до упора и снимите показания циферблатного индикатора.
- Осевой люфт — 0,080,0,173 мм (0,0031...0,0068 дюйма).
- Предел износа — 0,250 мм (0,0098 дюйма).
Установка поршня с шатуном
- Поверните шатунную шейку в нижнюю мертвую точку.
- Убедитесь, что поршни относятся к одной весовой категории.
Внимание: Обратите внимание на штифт для определения торцевого зазора конического маслораспределительного кольца во 2-й канавке.
Разместите зазоры между поршневыми кольцами на расстоянии прибл. Смещение 120°.
Тщательно смажьте поршневые кольца, юбку поршня и стенки цилиндра маслом.
Вставьте поршень в скользящую втулку BMW № 116700.
Стрелка на головке поршня должна указывать в сторону привода ГРМ двигателя (цилиндр 1). Вставьте поршень с шатуном в цилиндр до соприкосновения скользящей втулки с картером. Осторожно вытолкните поршень рукой из гильзы в цилиндр.
Установка подшипника с большой головкой
Внимание: Не перепутайте случайно шатуны или вкладыши подшипников. Соблюдайте особую осторожность при установке вкладышей подшипников в исходное положение.
Всегда используйте новые винты подшипников с большой головкой.
- Поверните шатунную шейку соответствующего цилиндра в нижнюю мертвую точку.
- Смажьте шатунную шейку маслом и установите шатун на место.
- Установите крышку подшипника шатуна на место и затяните крепежные винты моментом 20 Нм.
- С помощью измерителя угла поворота BMW № 11 2 500 затяните болты подшипников с шатунной головкой еще на 80°.
Момент затяжки:
- Подшипники больших головок — 20 Нм
- Угол ключа — 80°
Измерение люфта подшипника шатуна
- Выверните винты, снимите крышку подшипника и очистите шатунную шейку и крышку подшипника, чтобы удалить масло.
- Измерьте люфт подшипника с помощью Plastigage, BMW № 002590.
- Поместите полоску Plastigage (стрелка) по всей ширине подшипника и от 6 до 8 мм (от 0,2 до 0,3 дюйма) от центра шатунной шейки.
- Установите крышку подшипника на место и затяните крепежные винты моментом 20 Нм.
Примечание: Больше не проворачивайте коленчатый вал.
- С помощью измерителя угла поворота BMW № 11 2 500 затяните болты подшипников с шатунной головкой еще на 80°.
Момент затяжки:
- Подшипники больших головок — 20 Нм
- Угол ключа — 80°
- Выверните винты и снимите крышку подшипника.
- Используйте шкалу сравнения (стрелка) определить люфт подшипника.
- Люфт подшипника 0,030...0,066 мм (0,0012...0,0026 дюйма)
- Предел износа — 0,130 мм (0,0051 дюйма)
Проверка размеров коленчатого вала
- Если при измерении обнаруживается чрезмерный зазор подшипника, необходимо измерить коленчатый вал.
- Коленчатый вал можно шлифовать до ремонтного размера «1»; коленвал промаркирован соответствующим количеством пятен краски на шейке подшипника.
Цветовой код на конце коленчатого вала:
- Шлифование 1-го этапа подшипниковой шейки коленчатого вала (1).
- Стадия шлифования 1 шатунной шейки (2).
- Отсутствие пятен краски идентифицирует стадию шлифовки как «0».
Примечание: Шлифованию подлежит только коленчатый вал, отмеченный степенью шлифования «0».
Размеры коленчатого вала
См. технические данные.
- Перед повторной установкой коленчатого вала за шлифовкой должна последовать термическая обработка и финишная обработка.
- При замене вкладышей подшипников убедитесь, что цветные метки на шатунных шейках и шатунных подшипниках совпадают.
Установка головки блока цилиндров
Примечание. Перед установкой головки блока цилиндров снимите ковшовые толкатели. Запишите, какие толкатели ковша принадлежат каким клапанам.
- Очистите болты головки блока цилиндров и резьбу в блоке цилиндров.
- Очистите уплотняемые поверхности и проверьте их на наличие неровностей и повреждений.
Внимание: При установке новой головки блока цилиндров проверьте уплотнительные поверхности и убедитесь, что на них нет заусенцев, уделяя особое внимание зоне полумесяца; при необходимости снять заусенцы.
- Установите поршень в цилиндре 1 на прибл. 90°перед верхней мертвой точкой (цилиндр 1 = в конце газораспределения двигателя).
- Очистите болты головки блока цилиндров и резьбу в блоке цилиндров.
Примечание. Болты должны легко вкручиваться в свои резьбовые отверстия без помощи инструментов: при необходимости нарежьте резьбу.
- Установите прокладку головки блока цилиндров на место; убедитесь, что никакие отверстия или проходы не закрыты.
- Установите головку блока цилиндров на место, обращая внимание на фиксирующие втулки.
- Смазочные болты (1) и шайбы (2) и ввинтите их как можно дальше.
- Убедитесь, что блок двигателя и прокладка головки блока цилиндров правильно совмещены; при необходимости используйте точильный камень, чтобы удалить выступающие края прокладки.
- Затяните болты головки блока цилиндров в указанной последовательности моментом 20 Нм.
- Установить датчик угла поворота BMW № 11 2 500 с двумя вставками Torx T 50, BMW № 00 2 630.
- Затяните болты головки блока цилиндров в правильной последовательности, как показано, еще на 90°.
- Установите толкатели ковша.
- Установите распределительные валы.
См. ниже.
- Установите датчик температуры.
См. группу 61.
Момент затяжки:
- Болты головки блока цилиндров
- Первоначальная затяжка — 20 Нм
- Угол ключа — 90°
- Крышки подшипников распределительного вала — 10 Нм
- Датчик температуры — 30 Нм
- Опознавательные знаки, распределительные валы
- Впуск — 2 канавки за подпятником
- Выхлоп — 1 канавка за опорным подшипником
- Опознавательные знаки, крышки подшипников распределительного вала
- Сторона впуска — нечетные числа
- Сторона выхлопа — четные числа
Последовательный числовой порядок спереди (конец времени) чтобы тыл.
Внимание: Отцентрируйте поршни в цилиндрах (цилиндр 1 ок. 90°перед верхней мертвой точкой) во избежание повреждения клапанов и поршней.
- Смажьте шейки подшипников распределительного вала.
- Вставьте распределительные валы так, чтобы кончики кулачков были свободны.
- Сначала установите внутренние крышки подшипников.
- Установите упорный подшипник (конец времени) направляющую в последнюю очередь и не затягивайте ее до тех пор, пока не будут установлены звездочки цепи.
- Затягивайте крышки подшипников равномерно, работая изнутри наружу.
Момент затяжки:
- Крышка подшипника — 10 Нм
Установка цепи ГРМ
- Проворачивайте распределительные валы до тех пор, пока канавки на газораспределительном механизме не закончатся (стрелки) направляйте в сторону коленчатого вала.
- Установить приспособление для выравнивания BMW № 11 3 700 на место и закрепить его на крышках подшипников распределительного вала.
- Поверните коленчатый вал еще на 90°в нормальном направлении вращения. Поршень цилиндра 1 теперь должен находиться в верхней мертвой точке. Контактный (1) на коленвале совмещено с меткой (стрелка) на картере.
- Поместите цепь привода ГРМ в направляющую (2).
- Вставная втулка (стрелка) между пазами направляющей.
- Нажмите на направляющую (3) с цепью привода ГРМ и втулкой на установочном штифте.
- Установите стопорные кольца (1) и шайбы (2) для направляющей на двух фиксирующих штифтах.
- Наденьте цепь на шестерню коленчатого вала.
- Установите звездочку впускного распределительного вала так, чтобы цепь привода ГРМ была натянута между звездочкой и шестерней коленчатого вала.
- Установить винт (7) пока не сядет.
- Установить направляющую (8).
- Нажмите на натяжную планку (4) на установочный штифт и установите шайбу (6) и хранитель (5).
- Установите звездочку распределительного вала выпускных клапанов так, чтобы цепь привода ГРМ была правильно натянута между двумя звездочками.
- Установить винт (9) пока не сядет.
- Затянуть крышки подшипников с помощью направляющей (8).
- Снимите выравнивающее устройство, BMW № 113700.
- Затяните звездочки цепи, удерживая шестигранник на распределительном валу, чтобы он не проворачивался.
Момент затяжки:
- Крышка подшипника — 10 Нм
- Цепные звезды — 56 Нм
Установка крышки ГРМ
- Вставьте уплотнительное кольцо (1) натяжителя цепи в крышку картера ГРМ.
- Установите натяжитель цепи в крышку картера ГРМ.
- Заблокировать перемещение натяжителя цепи с помощью штифта, BMW № 11 6 740.
- Очистите и обезжирьте уплотнительную поверхность, нанесите тонкий слой Omni VISC 1002, стараясь не пропустить область вокруг отмеченных выше отверстий (2), см. черную линию на уплотнительной поверхности, заштрихованную серым цветом.
- Заполните расширительные канавки (стрелки) с герметизирующим составом.
Примечание. Удалите излишки герметика шпателем.
- Провести кабели реле давления масла и реле температуры воды через кабельный канал.
- Установите крышку распределительного механизма и затяните крепежные винты. Убедитесь, что длинные винты установлены в правильных положениях (стрелки).
- Снимите штифт натяжителя цепи и затяните резьбовую пробку.
- Переверните двигатель и проверьте взаимное расположение звездочек распределительного вала и шестерни коленчатого вала.
Момент затяжки:
- Натяжитель цепи к крышке ГРМ — 9 Нм
- Крышка корпуса ГРМ — 9 Нм
- Резьбовая заглушка для штифта — 9 Нм
Проверка зазоров клапанов
- Проверните двигатель, повернув коленчатый вал (против часовой).
- Измерьте зазор клапанов щупом.
Зазоры клапанов:
- Входное отверстие — 0,15,0,20 мм (0,005...0,007 дюйма)
- Выхлоп — 0,25.0,30 мм (0,009...0,011 дюйма)
- Снимите распределительный вал, если необходимо отрегулировать зазор клапанов.
- Замените соответствующие толкатели ковша.
Регулировка зазоров клапанов
См. группу 00.
Установка генератора импульсов зажигания
- Установите регулировочный диск и ротор на коленчатый вал и затяните.
- Переустановить магнитные ворота (1) в исходное положение, как отмечено.
- Затяните винты (стрелки) с шайбами и полукруглыми шайбами.
Момент затяжки:
- Ротор — 4 Нм
- Магнитный затвор — 6 Нм
Внимание: Установите момент зажигания.
- Пропустите провод к генератору импульсов зажигания через резиновую втулку в крышке распределительного механизма.
- Закрепите провода датчика давления масла и датчика температуры водяного насоса зажимом (2).
- Установите крышку с прокладкой.
Момент затяжки:
- Крышка генератора импульсов зажигания — 9 Нм
Установка комбинированного масляно-водяного насоса
Внимание: Затяните корпус сцепления перед установкой масляного/водяного насоса, чтобы выходной вал не мог повредить корпус насоса.
- Убедитесь, что уплотнительная поверхность корпуса насоса чистая и обезжиренная, и нанесите тонкий слой Omni VISC 1002, см. черную линию на уплотняющей поверхности с серой штриховкой.
- Поместите уплотнительное кольцо на канал для воды.
- Установите ведущую шестерню на выходной вал.
- Установите корпус насоса на место и вверните винты, но не затягивайте.
Примечание: Поверните коленчатый вал, чтобы отцентрировать шестерни, одновременно затягивая винты еще сильнее.
- Полностью затяните винты.
- Проверьте наличие заметного люфта в любом положении шестерни водяного насоса.
Момент затяжки:
- Корпус насоса к картеру — 10 Нм
- Пропустите провода датчика давления масла и датчика температуры водяного насоса через отверстие в корпусе насоса и соедините их.
- Убедитесь, что уплотнительная поверхность крышки корпуса насоса чистая и обезжиренная, и нанесите тонкий слой Omni VISC 1002, см. линию на уплотняющей поверхности серой штриховкой.
- Установите крышку корпуса насоса и затяните крепежные винты.
Момент затяжки:
- Крышка корпуса насоса — 10 Нм
Установка крышки картера
- Нанесите тонкий слой Three Bond 1209 на места соединения картера, промежуточного фланца и крышки картера, а также на уплотнительные поверхности картера, крышки ГРМ и крышки картера.
- Установите крышку картера с прокладкой.
- Установите все болты до упора.
- Затяните болты в диагонально-противоположной последовательности, работая изнутри наружу.
Момент затяжки:
- Крышка картера — 9 Нм
Установка крышки головки блока цилиндров
- Установите свечи зажигания и провода зажигания.
См. группу 12.
Момент затяжки:
- Свеча зажигания — 20 Нм
- Сначала установите прокладку крышки головки блока цилиндров полумесяцами. Метки спереди и сзади прокладки и крышки головки блока цилиндров должны совпадать.
- Нанесите тонкий слой Three Bond 1209 на места соединения головки блока цилиндров, крышки распределительного механизма и крышки головки блока цилиндров, а также на полумесяцы (стрелки).
Примечание. Не забудьте контактные пружины.
- Установите крышку головки блока цилиндров. Вставьте передний центральный винт (конец времени, стрелка) и оба задних винта (стрелки) чтобы найти прокладку.
- Установите все винты до упора.
- Затяните винты в диагонально-противоположной последовательности, работая изнутри наружу.
- Установите теплозащитный экран на крышку головки блока цилиндров.
Момент затяжки:
- Крышка головки блока цилиндров — 9 Нм
- Винты крепления теплозащитного экрана — 5 Нм