Компания FN производила оружие, начиная с 1889 г., затем велосипеды, и наконец, с 1901 г. — мотоциклы. Эта модель с двигателем IIo была выпущена в середине 50-х гг.
Стандартный велосипед FN был оборудован узким топливным баком, размещавшимся под поперечиной, и двигателем объемом 133 см3 с ременной главной передачей и насаженным на маховик массивным наружным шкивом. В течение последующих трех лет эта модель совершенствовалась, однако в 1904 г. ее затмила сконструированная Полем Келекомом (Paul Kelecom) модель FN с рядным четырехцилиндровым двигателем объемом 363 см3, представление которой было с одобрением воспринято широкой публикой. Производство серии четырехцилиндровых двигателей с двигателями разных размеров конструкции Келекома продолжалось на протяжении почти двух десятилетий, но после ухода их создателя из FN в 1926 г. компания выпускала только одно- и двухцилиндровые машины.
В 1950-х гг. компании FN выпустила ряд мотоциклов с четырехтактным двигателем, как показано в брошюре того времени.
На самом деле, основой производства компании FN на протяжении почти всей истории ее существования являлись одноцилиндровые модели, а не четырехцилиндровые, имевшие преимущество из-за использования вала главного привода.
К примеру, в 1909 г. с огромным успехом дебютировала новая модель с одноцилиндровым двигателем объемом 249 см3, с расположением впускного клапана над выпускным, с такой же, как у четырехцилиндровой машины, рамой из труб с двойной крепью и с коленчатым валом, смонтированным продольно относительно рамы. Позже объем двигателя этой модели был увеличен до 293 см3, и ее выпуск продолжался вплоть до начала 1920-х гг. Отличительной особенностью этой модели было применение многодискового сцепления и двухступенчатой коробки передач. Что касается вилок, то они были схожи с теми, что использовались в четырехцилиндровых моделях Келекома. Версия этой модели с двигателем объемом 283 см3 при весе 80 кг развивала скорость 85 км/ч.
На протяжении почти семи десятилетий FN выпустила огромное количество самых разных моделей, включая одно-, двух- (показана на рисунке) и четырехцилиндровые машины. На этих машинах использовались как четырех-, так и двухтактные двигатели.
Другой из хорошо известных ранних моделей FN была установившая рекорд скорости в 1926 г. одноцилиндровая машина. Она была оснащена верхнеклапанным двигателем объемом 342 см3, а своим происхождением была обязана крайне непривлекательной с виду, но очень устойчивой в работе модели FN серийного производства середины 1920-х гг. Последняя черта свидетельствовала о том, что одноцилиндровый двигатель модели ФН 350 мог выдержать не только работу в экстремальном режиме, но и регулировку, необходимую для превращения модели в повергателя рекордов. Три пилота — Флинтерманн (Flintermann), Ловинфоссе (Lowinfosse) и Сбайз (Sbaiz) 2 августа 1926 г. в итальянском городе Монца на верхнеклапанных одноцилиндровых машинах FN установили несколько новых мировых рекордов скорости и дальности. Восемью днями позже бельгийская команда вернулась на скоростной трек г. Монца за высшим призом — новым мировым рекордом в 24-часовой гонке, который и был установлен этими пилотами, проехавшими за это время 2526 км со средней скоростью 105 км/ч.
Это было только начальным вкладом в копилку достижений ФН в побитии рекордов. Англичанин Уол Хэндли (Wal Handly) на одноцилиндровом мотоцикле FN 350 с большей доводкой установил новый рекорд на дистанции 5 км (средняя скорость была выше 177 км/ч. В том же 1931 г„ но несколько позже. Мило (Milhoux) и Ташени (Tacheny) установили много мировых рекордов на дальность в классе 500 см3. Наконец, в 1935 г. Мило и Шарлье (Charlier) установили новые рекорды для категорий мотоциклов с двигателями с объемами 500, 750 и 1000 см3 в последнем спонсированном FN мероприятии по побитию рекордов.
Главным спортивным событием в то время являлись трековые гонки на острове Мэн, однако после великолепного выступления Р.О. Кларка (R.O. Clark) на четырехцилиндровой модели FN в состязаниях 1908 г., занявшего третье место в классе двухцилиндровых машин, участие в них бельгийской компании было далеко не столь блистательным. В 1909 г. единственная машина сошла с дистанции, в 1914 г. в гонке крупнообъемных машин два мотоцикла FN финишировали на 33-м и 36-м местах. Наконец, в 1931 г. единственная выставленная на гонку машина компании (снова в классе крупногабаритных мотоциклов) закончила ее сходом с дистанции.
Бельгийский гонщик Аугуст Мингль (Auguste Mingles) на мотоцикле FN класса 500 см3 два года подряд, в 1953 и 1954 гг., становился чемпионом Европы по мотокроссу.
Перед самым началом 2-й мировой войны фирма FN вместе с Gillet-Herstal и Sarote выпустили несколько моделей военных мотоциклов, из которых особенно выделялась машина гигантских размеров с двухцилиндровым (с горизонтально расположенными цилиндрами) двигателем объема 1000 см3. FN выпустила также трехколесный мотоцикл, взяв за основу модель М12 с двухцилиндровым двигателем с горизонтальным расположением цилиндров. Как и в итальянских мотокарри (грузовых мотоциклах), в этой модели сочетались передняя мотоциклетная часть (включая двигатель и приводные узлы) с задней частью, напоминавшей по конструкции автомобиль. Из других машин FN военные использовали модели Mil, М71 и М86. Все эти модели, как и послевоенные типа М13, оснащались различными одноцилиндровыми двигателями с верхним ил и боковым расположением клапанов и характеризовались цепным главным приводом, блочной конструкцией и смазкой из масляного поддона. Начиная с 1953 г., мотоциклы FN стали оснащать обычными телескопическими вилками. Четырехтактная одноцилиндровая модель FN на раннем этапе популяризации мотокросса (начало — середина 1950-х гг.) имела большой успех, однако с 1956 г. компания сосредоточила большую часть усилий на производстве легких дорожных двухтактных мотоциклов. Перед тем, как производство было окончательно свернуто выпускался также мопед.
FN Four Cylinder (1904)
Компания FN была пионером в создании четырехцилиндрового мотоцикла. Тем не менее ей не принадлежала пальма первенства в этом производстве, эта честь принадлежит конструкции английской компании Holden 1897 г. Однако, несмотря на это, бельгийская компания заслужила почет и славу благодаря использованию двигателя этого типа.
Компания FN была пионером в создании четрехцилиндрового мотоцикла. Великий английский гонщик P.O. Кларк с большим успехом использовал четырехцилиндровый мотоцикл FN как в шоссейных, так и в многодневных гонках.
Двигатель: 363 см3, с расположением впускного клапана над выпускным, рядный У-образный четырехцилиндровый, 45х47 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: не указана
Коробка передач: односкоростная
Главный привод: вал
Вес: не указан
Максимальная скорость: 68 км/ч
Серия четырехцилиндровых двигателей FN обязана своим появлением таланту генерального конструктора компании Поля Келекома (Paul Kelecom), который в 1904 г. задумал совершенно новую конструкцию рядного четырехцилиндрового двигателя объемом 363 см3 (45 х 47 мм). В нем использовалось воздушное охлаждение и отличало то, что было для того времени особой роскошью, — вал главного привода. Другими особенностями выдающейся конструкции Келекома были зажигание от магнето, автоматические впускные клапаны и ручной масляный насос. Максимальная скорость машины с этим двигателем была чуть более 64 км/ч, но достоинством машины и ее привлекательностью с точки зрения ее реализации являлось практически полное отсутствие вибрации двигателя.
Для рекламирования своей новой конструкции компания FN организовала турне с показом машины во всех крупных городах Европы, включая Лондон и Париж, в который модель была доставлена в конце 1904 г., как раз к началу проведения там основных торгов на предстоящий сезон 1905 г.
Объем четырехцилиндрового двигателя в течение последующих нескольких лет увеличивался, и к 1907 г. вырос до 493 см3 (а для американского рынка — до 498 см3). К этому времени машина дополнилась муфтой сцепления, коробкой передач и скрытыми внутри тормозами. Машину также отличали улучшенные пружинные вилки.
На гоночном фронте англичанин Р.О. Кларк (R.O. Clark) использовал одну из четырехцилиндровых машин FN для покорения пьедестала почета в трековой гонке на острове Мэн в 1908 г. в категории многоцилиндровых мотоциклов и занял третье место. Кларк преодолел дистанцию в 255 км за 4 часа 11 минут при показателе средней скорости чуть более 58 км/ч. Интересно также отметить, что мотоцикл FN оказался самым экономичным из участвовавших в тех соревнованиях, поскольку его средний расход топлива оказался равен 34 л/км, и это был очень впечатляющий показатель.
Р.0. Кларк был отличным многоборцем и использовал ту же машину FN для участия в других видах мотоциклетных соревнований, включая состязания на длинные расстояния, такие как проводившийся под эгидой Мотоциклетного Клуба (МСС) пробег Лондон-Эдинбург-Лондон, за победу в котором в 1908 г. он получил золотую медаль. Успешно выступал он и в гонке на впервые в мире специально построенном гоночном кольце в Бруклэндсе, в Сюррее.
Конструктор Пол Келеком покинул компанию FN в 1926 г., и вскоре после этого производство его четырехцилиндровых машин прекратилось.