Установка двигателя с наклоном назад (вдоль задней трубы рамы, а не передней) была общепринятой схемой расположения в первых американский одноцилиндровых машинах.
Джордж Хэнди (George Hendee) и Оскар Хэдстром (Oscar Hedstrom) встретились в январе 1900 г. и основали компанию Hendee Manufacturing Company как товарищество по продаже мотоциклов под торговой маркой Indian. В 1901 г. они создали шесть мотоциклов, а продали три. Однако уже к 1915 г. компания стала самым крупным в мире производителем мотоциклов, выпустив рекордное количество машин — 31950, что свидетельствует о неплохих темпах роста.
Огромное изогнутое крыло переднего колеса стало торговой маркой машин Indian. Другой особенностью было установленное впереди изображение лица индейца.
Первые машины Indian представляли собой добротно сработанные обычные мотоциклы с одноцилиндровым двигателем объемом 215 см³ с автоматическими впускными клапанами и полным цепным приводом, однако благодаря мудрой рекламной тактике, основанной на участии в велосипедных выставках и соревнованиях, вскоре у компании было столько заказов, что она не успевала их выполнять.
Как все другие удачливые производители тех первых лет, компания внедряла последние технические новшества, превратив одноцилиндровый двигатель к сезону 1906 г. в V-образный двухцилинровый с углом развала цилиндров 42°, а в 1908 г. в улучшенной версии двухцилиндровой модели в качестве опции к двигателю объемом 633 см³ (69,85х82,55 мм) компания предлагала механически работающие клапаны верхнего расположения. К 1910 г. в качестве новой опции предлагалась двухступенчатая коробка передач с холостым ходом или сцеплением, хотя отсутствие и кикстартера, и педалей, означало, что единственной возможностью запустить двигатель, было толкание машины.
Мотоциклы Indian всегда были популярными у разных организаций, включая полицию и армию. Легендарным было соперничество компании с Harley-Davidson.
В 1905 г. компания использовала ручное выжимное управление: перед-него/заднего хода — справа и дросселя — слева, хотя первым, по всей вероятности, ручное выжимное управление использовал француз Милле (Millet) в 1890 г. Придя к мудрому выводу, что гонки являются прекрасной рекламой, компания приняла участие в пятых трековых гонках на острове Мэн в 1911 г. и обставила британцев, заняв первое, второе и третье места.
В то же время в 1907 г. было положено начало долголетней связи марки Indian с полицией, когда Городское Управление полиции Нью-Йорка закупило две двухцилиндровых машины. Необычное расположение выжимного дросселя на левой рукоятке руля часто приписывают требованиям полиции, так как в этом случае полицейский мог подавать сигналы правой рукой и даже стрелять из револьвера. Хотя каждый человек, имеющий опыт обращения с мотоциклом и револьвером, наверняка удивится по поводу последнего предположения.
Сегодня в памяти, в основном, сохранились три модели марки Indian: Scout, Chief и Four), но были и другие. Первая модель V-Twin постоянно модернизировалась, при этом особого внимания заслуживает модель Powerplus 1915 г. с двигателем объемом 1000 см³, мощностью по шкале динамометра 16-17 л.с., а по оценке Общества инженеров-транспортников (SAE) — 7 л.с. Эта была модель, из-за которой компания чуть не прогорела, поскольку первые 20000 машин поставлялись правительству США по цене 187,5 долларов с неизменно накапливающимися потерями, чему немало способствовали плохой финансовый контроль и неправильная оценка себестоимости, что будет еще неоднократно повторяться на протяжении срока существования компании. Эти крупногабаритные двухцилиндровые машины под названием Standard с двигателями размерами 1000 и 1212 см³ хорошо раскупались и в 1920-х гг.
Выпускались серийные и специальные гоночные мотоциклы, большей частью V-образные двухцилиндровые, но были также и одноцилиндровые для дорожных гонок, многодневных соревнований и гонок по треку с деревянным настилом. На последних моделях обычно отсутствовали сцепление, тормоза; это были прямоприводные монстры с постоянно открытым дросселем, и единственным средством управления водителя был выключатель двигателя. Тем не менее некоторые из шоссейных гоночных машин были весьма прогрессивными моделями с восьмиклапанными головками.
Несмотря на то, что марка Indian в основном ассоциируется с V-образны-ми двухцилиндровыми моделями и, конечно, с четырехцилиндровой Four, компания не пренебрегала и другими конструкциями двигателей. Наряду с изначальной одноцилиндровой машиной и последовавшей за ней в 1906 г. машиной с двигателем 300 см³, в 1914 г. появилась двухтактная машина с пониженной мощностью Model К Featherweight весом 59 кг с двигателем объемом 225 см³. Модель выпускалась менее трех лет и в 1916 г. была снята с производства. Другая легкая машина — Model 0 с рядным двухцилиндровым двигателем с горизонтально расположенными цилиндрами объемом 250 см³ была копией модели Douglas и выпускалась с 1917 по 1919 гг.; модель Prince с одноцилиндровым двигателем объемом 350 см³ с боковым расположением клапанов (с 1926 г. в качестве варианта предлагался верхнеклапанный двигатель) находилась в производстве с 1925 по 1929 гг., и более 1000 машин Military Model 841 с поперечным V-об-разным двухцилиндровым двигателем объемом 750 см³ с боковым расположением клапанов было выпущено в 1943 г. Предполагается, что до сих пор сохранилось несколько сотен машин 1943 года выпуска. В 1940-х гг. Indian купила компанию Torque, производившую весьма посредственные одноцилиндровые мотоциклы, которые никогда не имели коммерческого успеха. После остановки производства завода Торк одноцилиндровые мотоциклы Royal Enfield снабжались эмблемой Indian и продавались до 1959 г.
В дополнение к вышеперечисленным под маркой Indian выпускались также следующие машины: трехколесное транспортное средство для доставки покупок и заказов на дом Dispatch-Tow на базе модели Sport Scout; подвесные лодочные моторы; малогабаритные автомашины (неудавшийся проект) и даже авиационные двигатели.
Трехколесная модель Dispatch-Tow инспирировала (а иногда была базовой) производство по заказу трициклов. Переднее крыло выглядит почти как партия на стиль марки Indian.
Indian Single (1904)
В первых одноцилиндровых машинах Indian четко просматривается велосипедное происхождение, но с цилиндром, установленным на задней трубе ромбовидной рамы, неподрессоренными передними вилками, горбатым бензино-масляным баком, расположенным там, где обычно находится багажник.
Знаменитый красный цвет, который стал символом марки, был впервые применен в 1904 г., через два года после выпуска первой одноцилиндровой машины с явно прослеживавшейся связью с велосипедом.
Двигатель: 288 см³, с автоматическим впуском и боковым выпуском, вертикально установленный одноцилиндровый, с воздушным охлаждением
Мощность: 2,5 л.с. (расчетная)
Коробка передач: фиксированная, через промежуточный вал
Главный привод: цепной
Вес: 45 кг
Максимальная скорость: 50 км/ч
Однако и здесь имелись некоторые прогрессивные моменты, например, применение цепного привода чаще, чем ременного, и карбюратора вместо распылителя или фитиля. Смазка, как тогда было принято, осуществлялась посредством капельной подачи с трубчатым уровнемером.
Самые первые машины были окрашены в темно-синий цвет, вместо красного, который станет символом марки. Модель Indian Red («красный») появилась в 1904 г., который стал последним годом применения велосипедных рам.
Размеры двигателей разнились, но чаще, чем 288 см³, использовались двигатели объемом 225 см³. Ставить номера на рамы стали только в 1903 г.
Даже без сцепления двигатель легко запускался при помощи педалей (подъемник выпускного клапана использовался для компенсирования недостаточной компрессии в двигателе), однако в отсутствие переднего и при наличии только слабого заднего тормоза, и при невозможности выключить привод двигателя, остановка, особенно при спуске с горы, становилась довольно сложным делом.
Indian Powerplus (1915)
Двигатель модели Powerplus в одном отношении была шагом назад: оба клапана имели боковое расположение. В других же отношениях этот двигатель знаменовал большой скачок вперед: он была намного мощнее, чем двигатель предшествовавшей модели Big Twin, намного легче было осуществлять его техническое обслуживание, и он стал базовым для многих последующих удачных двигателей Indian. Картер двигателя был тех же размеров, что и в предшествовавшей конструкции Hedstrom, и монтировался он в таких же рамах, тем не менее, у него были улучшенная коробка передач и более мощное сцепление. Рамы могли быть упругими или жесткими.
Эта модель Powerplus был выпущена в 1915 г. и считалась одной из самых быстрых машин того времени.
Двигатель: 998 см³, с боковым расположением клапанов, рядный V-образный двухцилиндровый, с воздушным охлаждением
Мощность: 17 л.с.
Коробка передач: трехступенчатая, с ручным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: не указан
Максимальная скорость: 100 км/ч
Этим двигателем была оснащена машина Бэйкера (Baker) Cannonball во время гонки под названием Три Флага по трассе от Ванкувера до Тихуаны в 1915 г., когда он проехал 2669 км за три дня девять часов и 15 минут с единственным за все время пути трехчасовым отдыхом во Фресно. Двигатель не только оказался мощнее всех предыдущих двигателей Indian, но и восстановил репутацию марки, утраченную ранее в конкурентной борьбе с марками Harley-Davidson и Excelsior.
Несмотря на это, дебют модели Powerplus совпал с первыми успехами марки Harley-Davidson в соревнованиях. В результате, ко времени окончания соревнований в ноябре 1915 г. машина Indian Powerplus выглядела бесспорно второй.
Indian Scout (1928)
Модель Scout и ее модификации являются самыми известными мотоциклами марки Indian. Машина с двигателем 606 см³ (при рабочем объеме 596 см³, 66,9х77,8 мм) мощностью около 12 л.с. и с максимальной скоростью порядка 90 км/ч появилась в 1921 г. В 1928 г. появилась модификация с двигателем 750 см³ с большими диаметром цилиндра и ходом поршня, после чего уровень продаж машин с менее крупным двигателем снизился, и она не вошла в рыночные каталоги 1931 г.
Впервые представленная в 1928 г. знаменитая V-образная двухцилиндровая модель Scout выпускалась в различных модификациях и даже использовалась в армии. На рисунке представлена модель 741 1942 г.
Двигатель: 745 см³, с боковым расположением клапанов, рядный, с развалом 42° V-образный двухцилиндровый, 73х88,9 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 21 л.с., приблизительно
Коробка передач: трехступенчатая, с ручным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: не указан
Максимальная скорость: 121 км/ч
Самой лучшей из всех моделей Scout, по мнению большинства почитателей марки Indian, была модификация 101 1928 г. выпуска, которая должна была конкурировать с новой моделью Excelsior с двигателем такого же объема. До появления новой рамы в 1932 г. эта модель считалась, по американским стандартам, легкой, удобной в управлении и мощной. Через несколько месяцев кто-то из конструкторов рассчитал, что, если установить на машине Scout чуть сточенные под размер ее картера маховики от двигателя модели Chief, то можно на 25% увеличить длину хода поршня и довести объем двигателя до 935 см³. Эти Scout с удлиненным ходом поршня были пределом мечтаний для многих американских мотоциклистов того времени, а их эксплуатационные качества чрезвычайно озаботили компанию Harley-Davidson.
Другим вариантом был Monoplane 1932 г. — версия модели Scout 101 с использованием рамы от одноцилиндровой машины Prince, отличавшаяся системой смазки с сухим поддоном, улучшенным охлаждением благодаря более крупному оребрению, лучшим наполнением цилиндров и более крупным карбюратором для увеличения мощности.
Затем появилась модификация Depression-special Junior (Pony) Scoutcдвигателем объемом 500 см³ с уменьшенным до 63,3 мм диаметром цилиндра.
Indian Four (1938)
Модель Four была впервые выпущена в 1912 г. под маркой Henderson. Испытывавшая нехватку капитала компания Henderson была куплена Schwinn, который производил мотоциклы марки Excelsior, после чего Уильям Хендерсон в 1920 г. выпустил модель Асе.
Модель Collegiate Four обрела свое название во времена, когда к образованию относились лучше, чем сегодня. На рисунке представлена поздняя модель 1938 г.
Двигатель: 1265 см³, с расположением впускного клапана над выпускным, четырехтактный рядный четырехцилиндровый, 69,9х82,6 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: не указана
Коробка передач: трехступенчатая, с ручным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 200 кг (приблизительно)
Максимальная скорость: 120 км/ч
К сожалению, продажа мотоциклов Асе была убыточной, поскольку финансовая прозорливость была качеством, редко встречавшимся у производителей мотоциклов, и производство Асе было свернуто в 1924 г. Затем модель была куплена компанией Michigan Motors Corporation, после чего в 1927 г. оказалась в распоряжении компании Indian.
Сначала машина Indian Four, поставлявшаяся на рынок под названием Collegiate Four, был по существу той же моделью Асе, но с другой эмблемой. Однако с течением времени она приобретала все больше черт марки Indian. Что касается двигателя, то он всегда оставался одним и тем же: номинальный объем — 1261 см³, рабочий объем — 1265 см³, но в 1929 г. коленвал на трех подшипниках был заменен коленчатым валом на пяти подшипниках. В 1932 г., как уже упоминалось, рама была заменена новой. В 1936 г. старая конструкция газораспределения с расположением впускного клапана над выпускным, была заменена необычной схемой расположения выпускного клапана над впускным, а затем в 1938 г. двигатель был реконструирован для придания ему большей надежности посредством улучшения систем охлаждения и смазки и возврата к старой схеме расположения клапанов впускного над выпускным. В отношении эксплуатационной гибкости в работе двигателя не было равных модели 438, амплитуда передач которой позволяла менять скорость от пешеходной до 161 км/ч. Как и ожидалось, при быстрой езде (на скорости выше 81 км/ч) машина сразу же перегревалась. Всего было выпущено около 12000 машин Indian Four, их производство было прекращено в марте 1942 г.
Indian Military Model 841 (1943)
Двигатель: 745 см³, с боковым расположением клапанов, поперечный V-образный двухцилиндровый, 73х88,9 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: не указана
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: вал
Вес: не указан
Максимальная скорость: 113 км/ч
Мощность: не указана
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: вал
Вес: не указан
Максимальная скорость: 113 км/ч
Как и в случае с моделью ХА компании Harley-Davidson, производство модели Indian 841 явилось результатом контракта с правительством во время 2-й мировой войны. Но если мотоцикл Harley-Davidson был копией довоенной модели BMW, то Indian был совершенно новым. Наряду с современной подвеской (передней и задней), мотоцикл был оснащен четырехступенчатой коробкой с ножным переключением, в то время как Harley-Davidson отдавала предпочтение ручному переключению передач.
Поперечные V-образные двухцилиндровые двигатели не являлись чем-либо новым: еще в 1905 г. такие двигатели производил Clement Ader, а вслед за ним и другие, включая марки Spring, Stylson, Finzi, Walter и F&M, но двигатель Indian имел прекрасную систему охлаждения, низкий центр тяжести и высоко расположенные свечи зажигания (что важно при преодолении водных преград). Эту схему очень плодотворно использовала компания Moto Guzzi, и трудно не предположить, что, будь у компании Indian достаточно денег, она вполне могла бы освоить и цивилизованную верхнеклапанную модификацию модели 841.
Тем не менее это не было сделано. При обычном для компании Indian сочетании невезения с плохой предусмотрительностью ее военный запас для послевоенного развития оказался полностью уничтоженным, когда правительство США отказалось платить за запасные части, которые, как считала компания, должны были покрываться военными контрактами.С достаточной долей достоверности можно утверждать, что компании Indian так и не удалось оправиться от финансовых неудач времен 1-й мировой войны, а финансовый провал, случившийся после 2-й мировой войны, подвел компанию очень близко к последней черте.
Indian Chief (1946)
Модель Chief со значительно увеличенным объемом двигателя модели Scout появился в 1921 г. с двигателем объемом 999 см³ (рабочий объем 998 см³ при размере диаметра цилиндра и хода поршня 79,4х100,8 мм). Мотоцикл развивал максимальную скорость более 150 км/ч или 110 км/ч с коляской, которая была очень популярной при организации подпольных попоек во время сухого закона, однако ему все еще были присущи недостатки в системе смазки и боковое расположение клапанов. В 1923 г. к этому мотоциклу добавилась модификация Big Chief с двигателем объемом 1212 см³ (рабочий объем 1206 см³ при диаметре цилиндра и ходе поршня 82,6х112,7 мм). Как и Scout, модели Chief в 1925 г. были оснащены головками типа Ricardo, а в 1926 г. наполнение цилиндров было еще более улучшено.
Эта модель Chief 1948 г. была выпущена менее чем за десятилетие до прекращения деятельности компании. Первая появившаяся в 1921 г. под этим названием машина была оснащена двигателем объемом 999 см³.
Двигатель: 1206 см³, с боковым расположением клапанов, рядный V-образный двухцилиндровый, с воздушным охлаждением
Мощность: 40 л.с.
Коробка передач:трехступенчатая, с ручным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: не указан
Максимальная скорость: 140 км/ч
В 1929 г. эти крупные быстроходные машины были впервые оснащены передним тормозом, а после этого был отмечен весьма незначительный технический прогресс вплоть до 2-й мировой войны, когда модель Scout стала базовой для большинства выпускавшихся компанией мотоциклов для военных нужд.
После войны было возобновлено производство довоенной модели Big Chief. Перед тем, как их производство было прекращено, в 1953 г. объем двигателя был увеличен до 1340 см³, однако при этом осталось ручное переключение передач и вилки не были заменены на гидравлические.
Очень зыбкая грань отделяет классику от просто устаревших машин, а послевоенная модель Chief с ручным переключением передач и жесткой рамой, к сожалению, была просто устаревшей.
Несомненно, выпускаемые без изменений машины находят своего покупателя среди коллекционеров и традиционалистов, но очень редко в том количестве, которое позволило бы компании держаться на плаву, и, хотя мотоциклы Harley-Davidson были примитивными по европейским меркам, все же они были более прогрессивными, чем машины Indian. Так прекратила свое существование марка, которой многие пророчили более долгую жизнь, чем марке Harley-Davidson.
Indian (1998)
После закрытия компании Indian было предпринято множество попыток по возрождению марки, которые предпринимались такими фирмами, как компания по разработке эмблем Royal Enfields, и другими — от Velocettes до Ehler Industries. Выпускалась даже модель Vindian — Indian с двигателем Vincent.
Новая компания Indian была, похоже, озабочена тем, что разрывалась между желанием создать нечто среднее между функциональным, надежным, современным V-образным двухцилиндровым мотоциклом, типа Scout 2001 г., и чисто ностальгическим тихоходом.
В юридическом отношении ситуация с правом использования названия становилась все более неопределенной.
Во время написания книги ситуация сложилась следующим образом: полное право на использование названия, казалось, получила компания Indian Motorcycle Company с штаб-квартирой в г. Гилрои (штат Калифорния), которая планировала производство 11000 машин в год. Для того, чтобы как можно быстрее выйти на рынок, компания не стала разрабатывать собственный двигатель, а использовала готовый V-образный двухцилиндровый двигатель производства фирмы S&S с номинальным объемом 1441 см³ и рабочим 1436 см³ при диаметре цилиндра и ходе поршня 108х98 мм. При весе 295 кг, что можно было бы назвать допустимым, машина была как представительной, так и красивой, создающей впечатление, что опирается на подножку даже при незначительном наклоне, при этом, по свидетельству критиков, для того, чтобы узнать, действительно ли машина так же хороша в управлении, как выглядит, потребуется немало времени. Как это часто бывает с американскими мотоциклами, такие данные о работе машины, как мощность двигателя или максимальная скорость, не представлены в обычном виде. В Соединенных Штатах при продаже крупногабаритных V-образных двухцилиндровых моделей первостепенное значение имеет внешний вид, а не какие-либо другие характеристики, и это именно то, чем могли похвастаться машины Indian.