Примечание. См. Рисунок 3-13. Номера абзацев соответствуют выноскам.
1. Масло самотеком подается из масляного бака в героторный масляный насос через подающий шланг и внутренние каналы. Масло попадает во впускную полость подающего насоса. Смотрите 3.21 МАСЛЯНЫЙ НАСОС: XR 1200X.
2. Подающий насос перекачивает масло через канал в корпусе насоса к точке, где оно разделяется. Насос способен подавать больше масла, чем может пройти через двигатель. Когда давление масла превышает 50 фунтов на квадратный дюйм (345 кПа), перепускной клапан открывается. Масло циркулирует на впускной стороне подающего насоса.
3. Часть масла проходит через внутренний канал к масляному фильтру, а часть направляется к линии маслоохладителя.
4. Масло выходит из корпуса масляного насоса через линию, соединенную с быстроразъемными фитингами, и поступает в нижний конец масляного радиатора. Масло течет вверх через масляный радиатор и выходит из верхнего конца, где оно течет обратно в корпус масляного насоса.
5. Термостат расположен в месте соединения возвратной линии маслоохладителя с корпусом масляного насоса. Термостат начинает открываться, когда масло достигает 190°F (88°С). Когда он открывается, масло из охладителя течет мимо, в то время как поток масла из подающего насоса ограничен. Это обеспечивает охлажденное масло для смазки двигателя. Когда термостат полностью открыт, поток масла перекрывается из насоса. Затем все масло проходит через масляный радиатор, мимо термостата и к масляному фильтру.
6. Масло, поступающее в фильтр, проходит через внутренний канал к креплению масляного фильтра.
7. Масло поступает через полость крепления фильтра к масляному фильтру.
8. Масло поступает в периферийную полость масляного фильтра, проходит через фильтрующую среду в центральную полость масляного фильтра и поступает в переходник фильтра (фитинг, который крепит фильтр к креплению фильтра).
9. Достаточное давление масла в питающем канале фильтра активирует выключатель контрольной лампы давления масла и выключает контрольную лампу давления масла.
10. Масло, вытекающее из переходника фильтра, открывает обратный шар. Запорный шар открывается при давлении 5–7 фунтов на квадратный дюйм (34-48 кПа) давление масла.
11. При открытом шаровом затворе масло поступает в подающую камеру картера.
12. Масло поступает через подающий канал в картере к блокам толкателей и гидрокомпенсаторам. Поперечно просверленные каналы пересекают главный кормовой борт и подают масло к каждому гидрокомпенсатору. Из этой полости масло также подается к жиклерам поршней.
13. Также из питающего канала в картере масло поступает через поперечно просверленный канал к узлу обратного клапана. Затем к головкам цилиндров по гибким магистралям. Масло течет через головки цилиндров и через каналы, окружающие выпускные отверстия. Масло выходит из каждой головки блока цилиндров рядом с выпускным отверстием.
14. Масло, выходящее из головок, поступает в обратный масляный коллектор, где оно смешивается с продувочным маслом из продувочного насоса и выталкивается обратно в бак.
15. Масло течет из питающей камеры через пересекающийся канал в корпусе масляного насоса и опоре кулачка. Затем поток масла направляется к внешнему подшипнику заднего впускного распределительного вала. Литой канал пропускает масло в полость, окружающую конец вала ведущей шестерни.
16. Из полости на конце вала-шестерни масло поступает в центральное отверстие в крышке ротора масляного насоса. Центральное отверстие пересекает канал, по которому масло подается к внешним подшипникам переднего впускного распредвала и заднего выпускного распредвала.
17. Наружный подшипник переднего распределительного вала выпускных клапанов смазывается через просверленный канал, пересекающийся с кормовым камбузом.
18. Картерные торцы подшипников кулачков проходят через отверстия в распределительном валу.
19. Небольшое количество масла вытекает из питающей камеры в правом картере через суженное отверстие. При этом масло распыляется на шестерню заднего впускного распредвала в коробке передач. Масло переносится на зубья всех кулачковых шестерен посредством зацепления шестерен.
20. Масло попадает в отверстие на конце вала шестерни и попадает к правому маховику, откуда через маховик попадает на шатунную шейку. Масло проталкивается через шатунный палец для правильной смазки узла шатунного подшипника.
21. Масло течет по каналам толкателей к валам и втулкам коромысел.
22. Смазка стержней клапанов осуществляется маслом, подаваемым через просверленные смазочные отверстия в коромыслах.
23. Масло, скопившееся в зонах толкателей головок цилиндров, стекает по крышкам толкателей к блокам толкателей. Оно стекает через отверстия в толкателях и обеспечивает смазку компонентов коробки передач. Затем масло оседает на дно коробки передач и собирается продувочным насосом.
24. Масло, подаваемое в зону коромысла, возвращается в коробку передач через каналы в головке блока цилиндров, цилиндре и картере.
25. Собранное в поддоне масло разбрызгивается к поршням, стенкам цилиндров и компонентам маховика.
26. Масло из поддона возвращается в продувочный насос через внутренний канал, расположенный в задней части корпуса поддона. Ход поршней вниз и продувочный насос подают масло в масляный насос.
27. Масло, собираемое в коробке передач, проходит через канал в корпусе масляного насоса и опоре кулачка, а также собирается продувочным насосом.
28. Продувочный насос выталкивает собранное масло обратно в масляный бак.
29. Вентиляция картера в масляный бак.
Рисунок 3-13. Схема смазки: XR 1200X (Красный = подаваемое масло, синий = возвратное масло)