Снятие коленвала
Разобрать картер (смотрите Раскол картера).
Снимите коленчатый вал.
Установка коленвала
Вставьте конический конец коленчатого вала в левый картер [А].
Установите левый шатун [B] в отверстие заднего цилиндра [C], а правый шатун [D] в отверстие переднего цилиндра [E].
Снятие шатуна
Снимите коленчатый вал (смотрите Снятие коленвала).
Примечание. Отметьте и запишите расположение шатунов и их больших торцевых крышек, чтобы их можно было снова собрать в исходное положение.
Отверните гайки крышки большой головки шатуна и снимите шатун и крышку вместе со вкладышами подшипников.
Установка шатуна
Осторожно! Для минимизации вибрации шатуны должны иметь одинаковую маркировку веса.
- Большая торцевая заглушка [A]
- Шатун [Б]
- Маркировка веса, алфавит [C]
Маркировка диаметра (Около весовой отметки) [D]: «О» или отсутствие отметки.
Осторожно! При замене шатунов, вкладышей подшипников или коленчатого вала на новые следует выбрать вкладыш подшипника и проверить зазор пластигажем (пресс манометр) Перед сборкой двигателя убедитесь, что установлены правильные вкладыши подшипников.
Нанесите масло с дисульфидом молибдена на внутреннюю поверхность верхних и нижних вкладышей подшипника [A].
Нанесите небольшое количество масла с дисульфидом молибдена на резьбу [B] и посадочную поверхность [C] болтов больших головок шатуна.
Если вкладыши подшипников заменяются, установите их следующим образом.
Не наносите масло с дисульфидом молибдена на внешнюю поверхность [D] вкладышей или внутреннюю часть [E] шатуна и крышки.
Установите вкладыши так, чтобы их гвозди [F] находились на одной стороне и вошли в выемки шатуна и крышки.
При установке вкладышей [А] будьте осторожны, чтобы не повредить поверхность вкладыша кромкой шатуна [В] или крышкой [С]. Один из способов установки вставок заключается в следующем:
- Установка [D] на крышку
- Установка [E] на шатун
- Нажмите [Ф]
- Установочный штифт [G]
- Болты с головкой шатуна [H]
- Подходящие блоки [J]
Убедитесь, что установочные штифты [A] на крышках [B] находятся на своих местах.
Установите крышку на шатун, совместив метку диаметра.
Левый шатун [A] предназначен для заднего цилиндра, а правый шатун [B] — для переднего цилиндра.
Установите шатуны так, чтобы их «выдавленные» метки [C] были обращены к правой стороне двигателя.
- Левая сторона двигателя [D]
- Правая сторона двигателя [E]
Удалите мусор и очистите поверхность вставок.
Затянуть:
- Момент затяжки — болты с головкой шатуна: 46 Н·м (4,7 кгс·м, 34 фут·фунт)
Очистка коленвала/шатуна
Сняв шатуны с коленчатого вала, очистите их растворителем с высокой температурой вспышки.
Продуйте масляные каналы коленчатого вала сжатым воздухом, чтобы удалить посторонние частицы или остатки, которые могли скопиться в каналах.
Изгиб шатуна
Снимите вкладыши подшипника большой головки шатуна и установите на место крышку большой головки шатуна.
Выберите оправку [A] того же диаметра, что и большой конец шатуна, и вставьте оправку в большой конец шатуна.
Выберите оправку того же диаметра, что и поршневой палец, и не менее 100 мм (3,94 дюйма.) длинную длину и вставьте оправку [B] через малый конец шатуна.
На плоской пластине установите оправку с шатунным концом на V-образный блок [C].
Удерживая шатун вертикально, с помощью ростомера измерьте разницу высоты оправки над опорной пластиной на расстоянии более 100 мм (3,94 дюйма.) длины, чтобы определить величину изгиба шатуна.
★ Если изгиб шатуна превышает предел эксплуатации, шатун необходимо заменить.
Поворот шатуна
Удерживая оправку [A] на V-образном блоке [C], удерживайте шатун горизонтально и измерьте величину отклонения оправки [B] от параллельности плоской пластины на расстояние 100 мм (3,94 дюйма.) длину оправки, чтобы определить величину скручивания шатуна.
★ Если скручивание шатуна превышает предел эксплуатации, шатун необходимо заменить.
Скрутка шатуна:
- Предел обслуживания: TIR 0,2/100 мм (0,008/3,94 дюйма.)
Износ вкладыша подшипника большой головки шатуна/шатунной шейки
Измерьте зазор между вкладышем подшипника и шатунной шейкой [А] с помощью пластигажа [В].
Затяните болты больших головок шатуна указанным моментом (смотрите Установка шатуна).
Примечание. Не перемещайте шатун и коленчатый вал во время измерения зазора.
Вставка подшипника большой головки шатуна/зазор шатунной шейки:
- Стандарт: 0,026-0,054 мм (0,0010–0,0021 дюйма.)
- Предел обслуживания: 0,09 мм (0,035 дюйма.)
★ Если зазор соответствует стандарту, замена подшипника не требуется.
★ Если зазор составляет 0,054 мм (0,0021 дюйма.) и лимит обслуживания (0,09 мм, 0,035 дюйма.), замените вкладыши подшипника [A] вкладышами, окрашенными в синий цвет [B]. Проверьте зазор между вкладышем и шатунной шейкой с помощью Plastigage. Зазор может немного превышать стандартный, но не должен быть меньше минимального во избежание заклинивания подшипника.
★ Если зазор превышает эксплуатационный предел, измерьте диаметр шатунов.
Диаметр шатунной шейки:
- Стандарт: 42.984-43.000 мм (1,6923-1,6929 дюйма.)
- Предел обслуживания: 42,97 мм (1,692 дюйма.)
★ Если какая-либо шатунная шейка изношена сверх предела срока службы, замените коленчатый вал новым.
★ Если измеренный диаметр шатунной шейки [А] не меньше эксплуатационного предела, но не совпадает с первоначальной маркировкой диаметра на коленчатом валу, нанесите на нее новую отметку.
Маркировка диаметра шатунной шейки:
- Нет: 42,984–42,992 мм (1,6923-1,6926 дюйма.)
- О: 42.993-43.000 мм (1,6926-1,6929 дюйма.)
Отметка диаметра шатунной шейки, отметка «О» или отсутствие отметки [B].
Измерьте диаметр отверстия на большой головке шатуна и отметьте каждый большой конец шатуна в соответствии с диаметром отверстия.
Затяните гайки крышек больших головок шатуна указанным моментом затяжки (смотрите Установка шатуна).
Примечание. Отметка уже на большом конце должна почти совпадать с размером из-за небольшого износа.
Маркировка диаметра отверстия на большом конце шатуна:
- Нет: 46.000-46.008 мм (1,8110–1,8113 дюйма.)
- О: 46,009-46,016 мм (1,8113–1,8116 дюйма.)
Маркировка диаметра (Около весовой отметки) [D]: «О» или без отметки
Большая торцевая заглушка [A]; Шатун [B]; Маркировка веса, алфавит [C]
Выберите подходящий вкладыш подшипника [A] в соответствии с комбинацией кодировки шатуна и коленчатого вала.
Размер Цвет [B]
Выбор вкладыша подшипника большой головки шатуна
Маркировка диаметра отверстия на большом конце шатуна | Маркировка диаметра шатунной шейки | Подшипниковая вставка | |
Размер Цвет | номер части | ||
None | O | Коричневый | 13034-1059 |
None | None | Черный | 13034-1058 |
O | O | ||
O | None | Blue | 13034-1057 |
Установите новые вкладыши в шатун и проверьте зазор между вкладышем и шатунной шейкой с помощью пластигажа.
Боковой зазор коленчатого вала
Измерьте боковой зазор коленчатого вала.
Боковой зазор коленчатого вала:
- Стандарт: 0,05-0,55 мм (0,002-0,022 дюйма.)
- Предел обслуживания: 0,8 мм (0,03 дюйма.)
Коленчатый вал [А]; Картер [Б]; Зазор [С]
★ Если зазор превышает допустимый предел эксплуатации, измерьте длину перемычки коленчатого вала [A], чтобы определить, неисправен ли коленчатый вал или картер.
Длина перемычки коленчатого вала:
- Стандарт: 96,85-96,95 мм (38,13-38,17 дюйма.)
- Предел обслуживания: 96,6 мм (3,80 дюйма.)
★ Если измеренная длина меньше предела эксплуатации, замените коленчатый вал. В противном случае замените половинки картера в комплекте.
Примечание. Правая и левая половины картера обрабатываются на заводе в собранном состоянии, поэтому их необходимо заменять в комплекте.
Биение коленчатого вала
Измерьте биение коленчатого вала.
★ Если измеренное значение превышает эксплуатационный предел, замените коленчатый вал.
Биение коленвала:
- Стандарт: TIR 0,02 мм (0,0008 дюйма.) или менее
- Предел обслуживания: TIR 0,05 мм (0,002 дюйма.)
Износ коренного подшипника/коренной шейки коленчатого вала
Измерьте диаметр [A] коренной шейки коленчатого вала.
★ Если износ какой-либо шейки превысил предел службы, замените коленчатый вал новым.
Диаметр коренной шейки коленчатого вала:
- Стандарт: 44.984-45.000 мм (1,7710–1,7716 дюйма.)
- Предел обслуживания: 44,96 мм (1,770 дюйма.)
Измерьте диаметр отверстия коренных подшипников [А] в половинах картера.
Диаметр отверстия коренного подшипника картера:
- Стандарт: 45,025-45,041 мм (1,7726-1,7733 дюйма.)
- Предел обслуживания: 45,07 мм (1,774 дюйма.)
★ Если диаметр превышает предел эксплуатации, замените половинки картера в комплекте.
Примечание. Правая и левая половины картера обрабатываются на заводе в собранном состоянии, поэтому их необходимо заменять в комплекте.