Для проверки и регулировки тепловых зазоров клапанов необходимо снять крышку головки блока цилиндров (см. «Головка блока цилиндров - снятие и установка»).
Внимание! Проверка тепловых зазоров клапанов производится на холодном моторе (температура не выше 30°C).
Величина тепловых зазоров проверяется плоскими щупами.
I. Шестигранным ключом на 10 мм отворачиваем заглушку правой крышки картера.
Внимание! Допускается вращать коленчатый вал только в направлении работы мотора (по часовой стрелке).
2. Торцовым ключом на 14 мм вращаем коленчатый вал за болт ротора генератора, пока кулачок привода измеряемого клапана не встанет в положение «закрыто». Зазор А измеряется между толкателем и кулачком в положении, когда кулачок не взаимодействует с толкателем (клапан закрыт).
3. Измеряем зазор. Зазор является соответствующим номиналу щупа, если щуп перемещается между кулачком вала и толкателем с некоторым усилием (щуп «проваливается» — зазор больше, входит с излишним усилием - зазор меньше номинала щупа).
Номинальный зазор для впускных клапанов — 0,15±0,03 мм.
Номинальный зазор для выпускных клапанов — 0,22±0,03 мм.
4. Записываем величины зазоров для каждого клапана.
5. Если зазоры находятся в пределах допустимых значений, работу можно считать завершенной. Если зазор какого-либо клапана вышел за пределы указанных значений, он подлежит регулировке. В мотоцикле Honda CB400SF использована схема регулировки тепловых зазоров клапанов при помощи регулировочных шайб различной толщины. Изменение теплового зазора клапана происходит по причине постепенного износа всех деталей клапанного механизма. Регулировочные шайбы разной толщины компенсируют излишне большой или малый зазор, изменяя общую высоту блока клапан-толкатель.
Внимание! При снятии толкателей важно не перепутать их местами. Удобнее всего разложить их на чистой ткани или бумаге в том порядке, как они были установлены в двигателе и подписать.
6. Снимаем распределительные валы и извлекаем толкатели из гнезд головки блока цилиндров (см. «Головка блока цилиндров - снятие и установка»).
7. Извлекаем регулировочные шайбы.
Внимание! Как правило, шайбы снимаются вместе с толкателями, прилипая к ним на слое масла, однако бывает и так, что регулировочная шайба остается в гнезде тарелки пружины клапана. В этом случае извлекаем шайбу при помощи магнита или пинцетом.
Внимание! При расчете толщины новой шайбы не следует учитывать толщину, обозначенную на поверхности старой шайбы. Дело в том, что в процессе эксплуатации толщина шайбы уменьшается и становится меньше значения, указанного в маркировке.
8. Микрометром измеряем фактическую толщину шайбы.
Вычисляем толщину новой шайбы по формуле А = В + (С - 0,15) - для впускных клапанов, А = В + (С - 0,22) - для выпускных клапанов, где А - толщина необходимой шайбы, В - толщина старой шайбы, С - измеренный тепловой зазор.
Пример
Если измеренный зазор на впускном клапане составляет 0,20 мм, а толщина установленной шайбы - 1,850 мм, то толщина новой шайбы должна быть 1,90 мм: 1,85 + (0,20 - 0,15) = 1,90. Подбираем ближайшую по толщине шайбу, то есть 1,900 мм. В результате тепловой зазор в клапане будет составлять 0,15 мм.
Завод-изготовитель выпускает 65 размеров шайб толщиной от 1,200 мм до 2.800 мм с шагом 0,025 мм — 1,200-1,225-1,250-1,275-1,300 и т. п.
Толщина шайбы нанесена на одной из ее сторон электрографическим способом.
9. Устанавливаем новую шайбу в гнездо тарелки клапана.
10. Устанавливаем на место толкатель.
11. Повторяем п. 7-9 для всех остальных клапанов.
12. Устанавливаем распределительные валы, крышки подшипников скольжения распределительных валов и затягиваем болты их крепления указанным усилием (см. «Головка блока цилиндров - снятие и установка»).
13. Торцовым ключом на 14 мм проворачиваем коленчатый вал двигателя на 3-4 оборота, снова проверяем по меткам, правильно ли выставлены фазы ГРМ, и еще раз контролируем тепловые зазоры клапанного механизма.
14. Дальнейшую сборку двигателя производим в обратной последовательности (см. «Головка блока цилиндров - снятие и установка»).