Для снятия головки блока цилиндров не обязательно снимать силовой агрегат с мотоцикла. (На фотографиях двигатель снят для наглядности.)
Для снятия головки блока цилиндров предварительно необходимо снять топливный бак (см. «Топливный бак - снятие и установка»), катушки зажигания (см. «Катушки зажигания - снятие и установка»), термостат с патрубками системы охлаждения (см. «Термостат - снятие и установка»), систему выпуска отработавших газов (см. «Система выпуска отработавших газов - снятие и установка») и планку карбюраторов (см. «Планка карбюраторов - снятие и установка»). Также необходимо слить охлаждающую жидкость (см. «Охлаждающая жидкость - замена») и отсоединить от штуцеров шланги системы охлаждения и трубку системы вентиляции картера (см. «Силовой агрегат - снятие и установка»).
Внимание! Устанавливать головку блока цилиндров можно только на новую прокладку. Не допускается повторное использование старой прокладки, так как при установке она обжимается (деформируется), принимая форму блока и головки. При повторной установке добиться точного совпадения положений блока, головки и прокладки невозможно.
Снятие
1. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем восемь болтов крышки головки блока цилиндров.
Внимание! Крышку следует снимать аккуратно, чтобы не повредить ее резиновую прокладку. Прокладка крышки головки многоразовая, и ее можно устанавливать многократно.
2. Снимаем крышку с прокладкой.
3. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем шестнадцать болтов крепления крышек подшипников распределительных валов.
4. Снимаем успокоитель цепи.
Совет. На крышки подшипников валов нанесена маркировка, позволяющая не перепутать их местами при установке, однако для удобства работы можно нанести на крышки собственные метки канцелярским штрихом, как показано на фото.
5. Снимаем крышки подшипников валов.
6. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем заглушку натяжителя цепи ГРМ.
7. Вращая винт натяжителя тонкой шлицевой отверткой по часовой стрелке, сжимаем натяжитель, тем самым ослабляя натяжку цепи.
Внимание! Натяжитель цепи разжимается автоматически. Однако если после полного сжатия, когда отвертка дошла до упора и не вращается, приложить небольшое усилие в том же направлении, то натяжитель останется в сложенном положении. Если натяжитель не фиксируется в сложенном положении, рекомендуется снять его, отвинтив два болта крепления торцовым ключом на 8 мм.
8. Извлекаем один из распределительных валов.
9. Снимаем цепь ГРМ со звездочки и вынимаем вал.
10. Повторяем операции 8—9 для второго вала.
11. Чтобы цепь ГРМ не упала внутрь мотора, подвязываем ее отрезком проволоки или шнура.
12. Осматриваем валы. На кулачках и опорных шейках не должно быть коррозии, царапин, задиров, прочих механических повреждений или наволакивания алюминия. Также не должно быть заметной выработки.
- Номинальная высота кулачков: 32,180-32,420 мм.
- Предельная высота кулачков: 32,130 мм.
- Номинальный диаметр опорных шеек: 22,959-32,420 мм.
- Предельный диаметр опорных шеек: 22,950 мм.
При наличии указанных повреждений или если указанные параметры меньше критических значений, распределительный вал подлежит замене.
Внимание!
- При установке важно установить каждый толкатель именно на тот клапан, с которого он был снят. Для этого при снятии лучше всего разложить толкатели на чистой бумаге или ткани именно в той последовательности, в какой они были сняты.
- При снятии толкателей важно не повредить их зеркала. Поэтому, работая пассатижами, надо быть предельно аккуратным. Также для извлечения толкателей можно использовать магнит.
13. Пассатижами с узкими губками извлекаем из гнезд толкатели клапанов.
14. Чаще всего регулировочные шайбы тепловых зазоров клапанов прилипают ко дну толкателя на слое масла и снимаются вместе с ними.
Однако важно проследить, чтобы ни одна из шайб не осталась в гнезде упорной тарелки клапана. При необходимости извлекаем шайбы пинцетом.
15. Шестигранным ключом на 8 мм отворачиваем двенадцать гаек крепления головки блока цилиндров.
16. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем два центральных болта крепления головки блока цилиндров.
17. Снимаем головку с блока цилиндров.
18. Снимаем прокладку головки.
19. Счищаем с посадочных плоскостей головки и блока остатки прокладки (для этого можно воспользоваться очистителем карбюратора).
20. Осматриваем внутренние части головки.
Черный нагар на всех клапанах одного цилиндра говорит о переобогащении смеси в данном цилиндре. Если нагар на выпускных клапанах имеет коричнево-бурый или красноватый оттенок, состав смеси в цилиндре оптимален. Белесый нагар или практически полное его отсутствие говорит о переобедненной смеси в цилиндре.
21. Размачиваем нагар на клапанах, камерах сгорания и поршнях при помощи керосина или очистителя карбюратора и металлической щеткой очищаем их от нагара.
1 - оптимальный состав смеси в цилиндре; 2 - сильно переобогащенная смесь; 3 - несильно переобогащенная смесь
Установка
I. Перед установкой головки рекомендуется продуть все каналы (впускные, выпускные, рубашки системы охлаждения) сжатым воздухом. Частицы грязи, старой прокладки, нагара могут повредить цилиндро-поршневую группу и прочие внутренние агрегаты. Также необходимо продуть сжатым воздухом каналы рубашки системы охлаждения блока цилиндров, сами цилиндры и колодец цепи ГРМ.
2. Устанавливаем новую прокладку. На стороне прокладки, которая должна быть обращена вверх (к головке), нанесена метка UP.
3. При установке прокладки метка UP должна расположиться сзади, по ходу движения мотоцикла.
4. Устанавливаем головку на место.
5. Заворачиваем гайки и болты крепления головки до упора, не затягивая их.
6. Затягиваем болты крепления головки с усилием 12 Нм.
7. В несколько приемов затягиваем гайки крепления головки в последовательности, указанной цифрами на фото. Гайки затягиваем усилием 29 Н·м.
Внимание!
- Перед установкой толкателей рекомендуется продуть их гнезда в головке сжатым воздухом, а также убедиться, что на поверхности толкателя нет частиц грязи. При необходимости - протереть его тканью.
- Если после снятия толкатель промывался, перед установкой необходимо смазать зеркало толкателя моторным маслом.
8. Извлекаем из толкателя соответствующего клапана регулировочную шайбу.
9. Устанавливаем ее в гнездо упорной тарелки пружины клапана.
10. Устанавливаем толкатель на место.
И. Смазываем плоскости толкателей моторным маслом.
12. Выворачиваем заглушки правой крышки картера. Вращая коленчатый вал за болт генератора торцовым ключом на 14 мм по часовой стрелке, совмещаем метку «Т» на маховике с риской на смотровом окне крышки двигателя.
Внимание! На распределительные валы нанесены метки. На впускном — IN, на выпускном — ЕХ. При установке валов важно не перепутать их местами.
13. Смазываем постели распределительных валов моторным маслом.
14. Устанавливаем распределительные валы. Метки на звездочках распределительных валов должны располагаться в одной плоскости между собой и с плоскостью головки блока.
При этом кулачки распределительных валов должны быть обращены вверх и наружу. Выставив валы в такое положение, мы устанавливаем такт сжатия для первого цилиндра (первый цилиндр — слева по ходу движения мотоцикла).
15. Смазываем моторным маслом опорные шейки распределительных валов.
16. Устанавливаем на место крышки подшипников распределительных валов. Важно не перепутать крышки местами. Для этого следует воспользоваться метками, нанесенными на них при разборке, или заводскими метками, отлитыми на верхней поверхности каждой крышки.
На каждой крышке отлиты две метки. Ориентироваться необходимо по меткам которые, не закрашены краской.
- EXR — выпускной вал, правая.
- EXL - выпускной вал, левая.
- INR — впускной вал, правая.
- INL — впускной вал, левая.
Поэтому крышка с маркировкой EXR должна быть установлена справа по ходу движения мотоцикла на выпускном валу, и т. п.
17. Заворачиваем болты крепления крышек подшипников, чтобы распределительные валы полностью легли в постели.
18. Отверткой с тонким лезвием вращаем винт натяжителя цепи ГРМ до ее полного натяжения.
19. Контролируем правильность установки распределительных валов по меткам. При необходимости снова ослабляем натяжение цепи, снимаем крышки подшипников и корректируем положение валов.
20. Отворачиваем четыре центральных винта крепления крышек подшипников скольжения, устанавливаем на место успокоитель цепи ГРМ. Для правильной ориентации успокоителя на его поверхности отштампована стрелка с буквой F. При установке она должна быть ориентирована вперед по ходу движения мотоцикла. Заворачиваем винты.
21. Затягиваем болты крепления крышек подшипников распределительных валов крест-накрест моментом 12 Нм.
22. Устанавливаем на место крышку головки блока цилиндров в сборе с прокладкой (стрелка, отштампованная на верхней поверхности крышки, должна быть ориентирована вперед по ходу движения мотоцикла).
23. Заворачиваем болты крепления крышки головки блока цилиндров до упора, не затягивая их.
24. Затягиваем болты в несколько приемов в последовательности, указанной на фото моментом 10 Нм.
25. Дальнейшую сборку мотоцикла производим в последовательности, обратной разборке.
26. Запускаем двигатель, осматриваем его на отсутствие течи.
27. Через 400-600 км пробега после ремонта необходимо снять крышку головки блока цилиндров и подтянуть гайки и болты крепления головки до 29 Нм и 12 Нм соответственно.