Снятие коленчатого вала
Разобрать картер (Смотрите Разделение картера).
Снять:
- Цепь распределительного вала [А]
- Коленчатый вал [Б]
Установка коленчатого вала
Примечание. При замене коленчатого вала на новый см. раздел «Выбор вкладыша шатунного подшипника большой головки/коренного подшипника коленчатого вала» в технических характеристиках.
Внимание: если коленчатый вал, вкладыши подшипников или половины картера заменяются новыми, выберите вкладыши подшипников и проверьте зазор с помощью пластигажа (пресс манометр) Перед сборкой двигателя убедитесь, что установлены правильные вкладыши подшипников.
- Нанесите масляный раствор дисульфида молибдена на вкладыши коренных подшипников коленчатого вала.
- Совместите установочную метку [A] на балансирной шестерне [B] с установочной меткой на ведущей шестерне балансира [C] коленчатого вала.
- Установите коленчатый вал, надев на него цепь распределительного вала [А].
Снятие шатуна
- Разобрать картер (Смотрите Разделение картера).
- Снимите гайки шатуна [А].
- Снимите коленчатый вал (Смотрите Снятие коленчатого вала).
Примечание: OОтметьте и запишите расположение шатунов и их больших торцевых крышек, чтобы их можно было снова собрать в исходное положение.
Снимите шатуны с коленчатого вала.
Внимание: Выбросьте болты шатуна. Чтобы предотвратить повреждение поверхностей шатунных шеек, не допускайте ударов шатунных болтов о шатунные шейки.
Установка шатуна
Внимание: Чтобы минимизировать вибрацию, шатуны должны иметь одинаковую маркировку веса.
- Большая торцевая заглушка [A]
- Шатун [Б]
- Маркировка веса, алфавит [C]
- Маркировка диаметра [D]: «O» или отсутствие маркировки
Внимание: если шатуны, вкладыши подшипников шатунных головок или коленчатый вал заменяются новыми, выберите вкладыш подшипника и проверьте зазор с помощью пластиметра (пресс манометр) Перед сборкой двигателя убедитесь, что установлены правильные вкладыши подшипников.
- Нанесите масляный раствор дисульфида молибдена [А] на внутренние поверхности верхних и нижних вкладышей подшипника.
Масляный раствор дисульфида молибдена представляет собой смесь моторного масла и смазки с дисульфидом молибдена в массовом соотношении (10: 1).
Не наносите смазку или масло [B] на внутреннюю часть крышки и внешнюю вставку крышки.
Установите вкладыши так, чтобы их гвозди [С] находились на одной стороне, и вставьте их в выемки шатуна и крышки.
Внимание: Неправильное применение масла и смазки может привести к повреждению подшипника. При установке вкладышей [А] будьте осторожны, чтобы не повредить поверхность вкладыша кромкой шатуна [В] или крышкой [С]. Один из способов установки вставок заключается в следующем.
- Установка [D] на крышку
- Установка [E] на шатун
- Нажмите [Ф]
- Запасной установочный штифт [G]
- Шатунные болты [H]
- Удалите мусор и очистите поверхность вставок.
- Нанесите масляный раствор дисульфида молибдена [MO] на резьбу и посадочные поверхности гаек и болтов с шатунными головками.
- Установите коленчатый вал (Смотрите Установка коленчатого вала).
- Установите каждый шатун на исходную шатунную шейку.
Примечание: Установите каждый шатун так, чтобы его масляный жиклер [A] был обращен в сторону выпуска (передний [Б]) (Смотрите Схема потока моторного масла в главе «Система смазки двигателя»).
- Установите крышку на шатун, совместив метки веса и диаметра.
Большая головка шатуна крепится болтами «методом крепления пластиковой области».
Этот метод точно обеспечивает необходимое усилие зажима, не превышая его без необходимости, что позволяет использовать более тонкие и легкие болты, что еще больше снижает вес шатуна.
Существует два типа крепления пластиковой области. Один из них — метод измерения длины болта, а другой — метод угла поворота. Соблюдайте одно из двух следующих правил, но метод измерения длины болта предпочтительнее, поскольку это более надежный способ затянуть гайки с шатунными головками.
Внимание: Болты шатуна рассчитаны на растяжение при затяжке. Никогда не используйте повторно болты шатуна. В таблице ниже указано правильное использование болтов и гаек.
Осторожно! Будьте осторожны, не перетяните гайки.
Болты должны быть правильно расположены на посадочной поверхности, чтобы головки болтов не ударялись о картер.
(1) Метод измерения длины болта
- Обязательно тщательно очистите болты, гайки и шатуны растворителем с высокой температурой вспышки, поскольку новые шатуны, болты и гайки обрабатываются антикоррозийным раствором.
Предупреждение: Очищайте болты, гайки и шатуны в хорошо проветриваемом помещении и следите за тем, чтобы вблизи рабочей зоны не было искр или пламени. Сюда относится любой прибор с контрольной лампой. Из-за опасности легковоспламеняющихся жидкостей не используйте для их очистки бензин или растворители с низкой температурой вспышки.
Внимание: После очистки немедленно просушите болты и гайки сжатым воздухом. Полностью очистите и высушите болты и гайки.
- Установите новые болты в использованные шатуны.
- Сделайте вмятину на головке и кончике болта с помощью пробойника, как показано на рисунке.
- Перед затяжкой измерьте микрометром длину новых болтов шатуна и запишите значения, чтобы определить растяжение болтов.
- Шатун [А]
- Отметьте здесь ударом [B].
- Гайки [С]
- Вставьте штифты микрометра в метки [D].
- Нанесите небольшое количество масляного раствора дисульфида молибдена на следующие места.
- Резьба гаек и болтов
- Посадочные поверхности гаек и шатунов
- Затягивайте большие концевые гайки до тех пор, пока удлинение болта не достигнет длины, указанной в таблице.
- Проверьте длину болтов шатуна.
Если растяжение превышает допустимый диапазон, болт растянулся слишком сильно. Слишком удлиненный болт может сломаться при использовании.
Длина болта после затяжки − Длина болта до затяжки − Растяжение болта
Шатун в сборе | Bolt | Nut | Полезный диапазон растяжения болта шатуна |
New | Используйте болты, прикрепленные к новому шатуну. | Прикреплен к новому шатуну | 0,24-0,36 мм (0,0094–0,0142 дюйма.) |
New | |||
Used | Замените болты новыми. | Used | 0,20-0,32 мм (0,0079–0,0126 дюйма.) |
New |
(2) Метод угла поворота
Если у вас нет точечного микрометра, вы можете затянуть гайки, используя «Метод угла поворота».
- Обязательно тщательно очистите болты и гайки растворителем с высокой температурой воспламенения, поскольку новые болты и гайки обрабатываются антикоррозийным раствором.
Предупреждение: Очищайте болты и гайки в хорошо проветриваемом помещении и следите за тем, чтобы вблизи рабочей зоны не было искр или пламени. Сюда относится любой прибор с контрольной лампой. Из-за опасности использования легковоспламеняющихся жидкостей не используйте для их очистки бензин или растворители с низкой температурой воспламенения.
Внимание: После очистки немедленно просушите болты и гайки сжатым воздухом.
- Полностью очистите и высушите болты и гайки.
- Установите новые болты в использованные шатуны.
- Нанесите небольшое количество масляного раствора дисульфида молибдена на следующие места.
- Резьба [A] гаек и болтов
- Посадочные поверхности [B] гаек и шатунов
- Сначала затяните гайки указанным моментом. См. таблицу ниже.
- Затем затяните гайки на 120°±5°.
Пометьте [A] крышки больших наконечников шатунов и гайки, чтобы гайки можно было правильно повернуть на 120°[B].
Шатун в сборе | Bolt | Nut | Крутящий момент + угол, Нм (кгс·м, фут-фунт) |
New | Используйте болты, прикрепленные к новому шатуну. | Прикреплен к новому шатуну | 18 (1,8, 13,0) + 120° |
New | 20 (2.0, 15) + 120° | ||
Used | Замените болты новыми. | Used | 24 (2,4, 17,4) + 120° |
New | 25 (2,6, 18,8) + 120° |
Очистка коленчатого вала/шатуна
- Сняв шатуны с коленчатого вала, очистите их растворителем с высокой температурой вспышки.
- Продуйте масляные каналы коленчатого вала сжатым воздухом, чтобы удалить посторонние частицы или остатки, которые могли скопиться в каналах.
Изгиб шатуна
- Снимите вкладыши подшипника большой головки шатуна и установите на место крышку большой головки шатуна.
- Выберите оправку [A] того же диаметра, что и большой конец шатуна, и вставьте оправку в большой конец шатуна.
- Выберите оправку того же диаметра, что и поршневой палец, и не менее 100 мм (3,94 дюйма.) длинную длину и вставьте оправку [B] через малый конец шатуна.
- На плоской пластине установите оправку с шатунным концом на V-образный блок [C].
- Удерживая шатун вертикально, с помощью ростомера измерьте разницу высоты оправки над опорной пластиной на расстоянии более 100 мм (3,94 дюйма.) длины, чтобы определить величину изгиба шатуна.
Если изгиб шатуна превышает предел эксплуатации, шатун необходимо заменить.
Изгиб шатуна
Предел обслуживания: TIR 0,2/100 мм (0,008/3,94 дюйма.)
Поворот шатуна
Удерживая оправку [A] на V-образном блоке [C], удерживайте шатун горизонтально и измерьте величину отклонения оправки [B] от параллельности с плоской пластиной на расстоянии 100 мм (3,94 дюйма.) длину оправки, чтобы определить величину скручивания шатуна.
Если скручивание шатуна превышает предел эксплуатации, шатун необходимо заменить.
Поворот шатуна
Предел обслуживания: TIR 0,2/100 мм (0,008/3,94 дюйма.)
Боковой зазор на большом конце шатуна
- Измерьте боковой зазор на большом конце шатуна.
Вставьте толщиномер [A] между шатунной головкой и любой из перемычек кривошипа, чтобы определить зазор.
Боковой зазор на большом конце шатуна
Стандарт: 0,13-0,38 мм (0,0051–0,0150 дюйма.)
Предел обслуживания: 0,58 мм (0,023 дюйма.)
Если зазор превышает эксплуатационный предел, замените шатун новым, а затем еще раз проверьте зазор. Если после замены шатуна зазор слишком велик, коленчатый вал также необходимо заменить.
Износ вкладыша подшипника большой головки шатуна/шатуна
- Измерьте зазор между вкладышем подшипника и шатунной шейкой [B] с помощью пластигажа [A].
- Затяните гайки больших концевых головок указанным моментом затяжки (Смотрите Установка шатуна).
Примечание: Не перемещайте шатун и коленчатый вал во время измерения зазора.
Внимание: После измерения замените болты шатуна.
- Вставка подшипника большой головки шатуна/шатунная шейка
Распродажа
Стандарт: 0,017-0,041 мм (0,0007–0,0016 дюйма.)
Предел обслуживания: 0,08 мм (0,0031 дюйма.)
Если зазор соответствует стандарту, замена подшипника не требуется.
Если зазор находится в пределах 0,042 мм (0,00165 дюйма.) и лимит обслуживания (0,08 мм, 0,0031 дюйма.), замените вкладыши подшипника [A] вкладышами, окрашенными в синий цвет [B]. Проверьте зазор между вкладышем и шатунной шейкой с помощью Plastigage. Зазор может немного превышать стандартный, но не должен быть меньше минимального во избежание заклинивания подшипника.
Если зазор превышает эксплуатационный предел, измерьте диаметр шатунов.
Диаметр шатунной шейки
Стандарт: 37.984-38.000 мм (1,4954–1,4961 дюйма.)
Предел обслуживания: 37,97 мм (1,4949 дюйма.)
Если какая-либо шатунная шейка изношена сверх предела срока службы, замените коленчатый вал новым.
Если измеренные диаметры шатунных шеек не меньше эксплуатационного предела, но не совпадают с первоначальной маркировкой диаметра на коленчатом валу, нанесите на него новые метки.
Метки диаметра шатунной шейки
- Нет 37,984-37,992 мм (1,4954–1,4957 дюйма.), 37,993-38,000 мм (1,4958-1,4961 дюйма.)
- Маркировка диаметра шатунной шейки, «О» или ее отсутствие.
- Измерьте внутренний диаметр большой головки шатуна и отметьте каждый большой конец шатуна в соответствии с внутренним диаметром.
- Затяните гайки больших наконечников шатуна указанным моментом (Смотрите Установка шатуна).
Примечание. Отметка уже на большом конце должна почти совпадать с размером.
- Маркировка внутреннего диаметра большой головки шатуна Нет 41.000-41.008 мм (1,6142–1,6145 дюйма.), 41,009-41,016 мм (1,6145–1,6148 дюйма.)
- Большая торцевая заглушка [A]
- Шатун [Б]
- Маркировка веса, алфавит [C]
- Маркировка диаметра (Около весовой отметки) [D]: «О» или без отметки
- Выберите подходящий вкладыш подшипника [A] в соответствии с комбинацией кодировки шатуна и коленчатого вала.
- Размер Цвет [B]
Маркировка внутреннего диаметра большой головки шатуна | Маркировка диаметра шатунной шейки | Подшипниковая вставка | |
Размер Цвет | номер части | ||
None | o | Коричневый | 92139-0116 |
None | None | Черный | 92139-0115 |
o | o | ||
o | None | Blue | 92139-0114 |
- Установите новые вкладыши в шатун и проверьте зазор между вкладышем и шатунной шейкой с помощью пластигажа.
Боковой зазор коленчатого вала
- Вставьте толщиномер [A] между коренным подшипником картера и стенкой кривошипа у шейки № 2 [B], чтобы определить зазор.
Если зазор превышает эксплуатационный предел, замените половины картера в комплекте.
Примечание. OВерхняя и нижняя половины картера обрабатываются на заводе в собранном состоянии, поэтому половинки картера необходимо заменять в комплекте.
Боковой зазор коленчатого вала
Стандарт: 0,05-0,20 мм (0,0020–0,0079 дюйма.)
Предел обслуживания: 0,40 мм (0,0157 дюйма.)
Биение коленчатого вала
Измерьте биение коленчатого вала.
Если измеренное значение превышает предел эксплуатации, замените коленчатый вал.
Биение коленчатого вала
Стандарт: TIR 0,02 мм (0,0008 дюйма.) или менее
Предел обслуживания: TIR 0,05 мм (0,0020 дюйма.)
Вставка коренного подшипника коленчатого вала/износ шеек
- Использование пластигажа (пресс манометр) [A], измерьте зазор между вкладышем подшипника и шейкой [B].
Примечание: Затяните болты картера указанным моментом (Смотрите Картер в сборе). Не проворачивайте коленчатый вал во время измерения зазора.
Зазор журнала менее 0,025 мм (0,00098 дюйма.) не может быть измерен с помощью пластигации, однако при использовании оригинальных деталей сохраняется минимальный стандартный зазор.
Вкладыш коренного подшипника коленчатого вала/зазор шейки коленчатого вала Стандарт: 0,012–0,036 мм (0,0005–0,0014 дюйма.)
Предел обслуживания: 0,07 мм (0,0028 дюйма.)
Если зазор соответствует стандарту, замена подшипника не требуется.
Если зазор находится в пределах 0,037 мм (0,0015 дюйма.) и лимит обслуживания (0,07 мм, 0,0028 дюйма.), замените вкладыши подшипника [A] вкладышами, окрашенными в синий цвет [B]. Проверьте зазор между пластиной и шейкой с помощью Plastigage. Зазор может немного превышать стандартный, но не должен быть меньше минимального во избежание заклинивания подшипника.
Если зазор превышает эксплуатационный предел, измерьте диаметр коренной шейки коленчатого вала.
Диаметр коренной шейки коленчатого вала
Стандарт: 37.984-38.000 мм (1,4954–1,4961 дюйма.)
Предел обслуживания: 37,96 мм (1,4945 дюйма.)
Если какая-либо шейка изношена сверх предела срока службы, замените коленчатый вал новым.
Если измеренные диаметры шеек не меньше предела эксплуатации, но не совпадают с первоначальной маркировкой диаметра на коленчатом валу, нанесите на него новые метки.
Метки диаметра коренной шейки коленчатого вала
- Нет 37,984-37,992 мм (1,4954–1,4957 дюйма.), 37,993-38,000 мм (1,4958-1,4961 дюйма.)
- Метки диаметра коренной шейки коленчатого вала, «1» или отсутствие отметки
- Измерьте внутренний диаметр коренного подшипника и отметьте верхнюю половину картера в соответствии с внутренним диаметром.
Внутренний диаметр главного подшипника картера
- Отметки: «О» или отсутствие отметки.
- Затяните болты картера указанным моментом (Смотрите Картер в сборе).
Примечание. OОтметка уже на верхней половине картера должна практически совпадать с размером.
Метки внутреннего диаметра коренных подшипников картера
- Нет 41,009-41,016 мм (1,6145–1,6148 дюйма.), 41.000-41.008 мм (1,6142–1,6145 дюйма.)
- Метки внутреннего диаметра коренных подшипников картера, метка «O» или отсутствие метки
- Журнал №1 [А]
- Журнал №2 [B]
- Журнал №3 [C]
- Выберите подходящий вкладыш подшипника [A] в соответствии с комбинацией кодировки картера и коленчатого вала.
- Размер Цвет [B]
Маркировка внутреннего диаметра главного подшипника картера | Маркировка диаметра коренной шейки коленчатого вала | Подшипниковая вставка* | |
Размер Цвет | номер части | ||
О | 1 | Коричневый | 92028-1905 |
None | 1 | Черный | 92028-1904 |
О | None | ||
None | None | Blue | 92028-1903 |
*Вкладыши подшипников шеек №№ 1, 2 и 3 имеют масляную канавку.
- Установите новые вкладыши в половины картера и проверьте зазор между вкладышами и шейками с помощью пластиджажа.