В начале 1920-х гг. одноцилиндровая двухконтурная двухтактная машина Garelli класса 350 см3 выпускалась как в серийной, так и в гоночной версиях.
С тех пор и до 1926 г. машина с разделенным двигателем Garelli 350 выпускалась как в серийной, так и в гоночной версиях, и это помогло становлению компании. С 1927 г. компания проявляла все меньше активности в мотоциклетном производстве, так что к 1928 г. большая часть производства была занята под выпуск военного оборудования до такой степени, что к 1936 г. марка уже не появлялась в ежегодном перечне итальянских мотозаводов.
Только по окончании 2-й мировой войны и со снижением спроса на военное оборудование название марки вновь всплыло в виде двигателя Mosquito, предназначенного для оснащения обычных педальных велосипедов. Двигатель имел такой успех, что Garelli в середине 1950-х гг. вернулся к производству полностью оснащенных двухколесных машин.
В конце 1950-х гг. появились первые контакты Garelli с организацией Agrati. Это привело к слиянию Agrati и Garelli с образованием группы Agrati-Garelli в 1961 г. Это слияние не только усилило обе компании, но и позволило Garelli вернуться к своим спортивным корням, сначала через побитие рекорда. Этому помогла разработка спортивной модели класса 50 см3 под названием Junior. Специально для рекордных попыток в Монца в категориях 50 и 75 см3 инженером Уильямом Сончини (William Soncini) были сконструированы две версии. В ужасающих погодных условиях ноября 1963 г. две полностью обтекаемые машины пилотировались командой гонщиков.
Garelli побили несколько рекордов, из которых рекорд в 24-часовой гонке в классе 50 см3 действует до сих пор, несмотря на предпринимавшиеся с тех пор многие попытки его побить. В 1970 х гг. Garelli стояла на переднем краю развития производства мопедов — достаточно назвать хотя бы три такие хорошо известные модели, как Record, Tiger Cross и Katia. Ближе к концу 1970-х гг. руководство группы было заменено более молодой командой, результатом чего стало очередное продвижение вперед. С 1982 до конца 1987 г. Garelli никому не уступала титул чемпиона мира по шоссейным гонкам в классе 125 см3. К тому же, в середине 1980-х гг. был сконструирован новый V-образный двухцилиндровый гоночный мотоцикл класса 250 см3, а также мотоцикл для триала с двигателем объемом 320 см3. Последняя машина выпускалась в ограниченных количествах, и, хотя ее назвали 323, точный объем ее двигателя равнялся 321,53 см3 (80х64 мм).
Модель Cross SV 1978 г. была оснащена пятискоростным, двухтактным, одноцилиндровым двигателем с алюминиевыми головкой и блоком.
Хотя на Миланской выставке 1985 г. Garelli представила ряд новых моделей, финансовый успех стал понемногу изменять компании. С уменьшением числа регистрируемых моторизованных двухколесных транспортных средств группе Agrati приходилось все больше полагаться на их велосипеды Torpedo.
В конце 1970-х и начале 1980-х гг. одной из самых хорошо продаваемых моделей был малоколесный двухтактный мопед Katia.
В это же время пришлось закрыть британский филиал Agrati Sales в Ноттингеме. Ко времени 50-й годовщины Миланской выставки в ноябре 1987 г. стало ясно, что Garelli переживает серьезные неприятности. Была предпринята серьезная перетасовка в руководстве компании, в результате которой ушла семья Аграти, но даже это не спасло положения: в вечер представления Миланской выставки 1991 г. Garelli была куплена гораздо менее значительной фирмой Fantic, хотя торговая марка Garelli была сохранена.
Garelli вышла на арену триала в 1982 г. с моделью 323 с двигателем объемом 321 см3 при диаметре цилиндра и ходе поршня 80х64 мм. | Спортивный дорожный мотоцикл GTA 124 1985 г. оснащался одноцилиндровым, двухтактным двигателем с жидкостным охлаждением и задней подвеской с одним амортизатором. |
Garelli 350 Split-Single (1919)
Созданный Адальберто Гарелли (AdalbertoGarelLi) знаменитый мотоциклетный завод очень быстро завоевал себе имя и в 1920-х гг. приобрел огромную популярность благодаря своим отличным мотоциклам с двухтактным, разделенным двигателем объемом 350 см3. Эту модель Гарелли сконструировал еще в 1913 г., однако к моменту ее запуска в производство в 1919 г. многие ее узлы претерпели значительные изменения и появились две версии машины — серийная и гоночная.
Основатель компании Адальберто Гарелли на одном из своих мотоциклов с разделенным двухтактным двигателем объемом 350 см3. Именно эта модель создала репутацию компании.
Двигатель: 349 см3, двухтактным, с раздельными вертикально установленными в одном блоке цилиндрами (2х174,6 см3), с воздушным охлаждением
Мощность: 20 л.с. при 4500 об./мин.
Коробка передач: двухступенчатая, с ручным переключением передач
Главный привод: ременной или цепной
Вес: 97 кг
Максимальная скорость: 141 км/ч
Гарелли вынашивал идею создания мотоцикла с разделенным двигателем еще в 1912 г. Идея заключалась в создании двигателя с двумя цилиндрами, отлитыми в одном блоке с обычной камерой сгорания, с двумя параллельно работающими поршнями с длинными поршневыми пальцами на одном шатуне. Объем каждого цилиндра составлял 174,6 см3, так что вместе объем составлял 349 см3. Для демонстрации преимущества своей модели Адальберто Гарелли стал первым человеком, поднявшимся на прототипе своего мотоцикла на перевал Монценисио на севере Италии.
Однако действительную славу марке принесла гоночная модель машины с разделенным двигателем: ее дебют в шоссейной гонке Милан-Неаполь закончился ее победой. Затем последовало много побед, в числе которых были такие, как победа на кольце Ларио в 1921 г., международный приз в Монца в 1922 г. и первая победа итальянской машины за рубежом —на кольце Страсбурга в 1922 г. Первым национальным чемпионом Италии стал победитель гонки в Монца в 1922 г. Эрнесто Гнеса (Ernesto Gnesa).
Кроме гонок, машина также принимала активное участие в попытках установления мировых рекордов. В сентябре 1922 г. Визиоли и Ферньяни побили восемь мировых рекордов. Вслед за этой, вторая попытка была предпринята осенью 1923 г., когда Гнеса, Сбайц, Ферньяни и Магетти установили 76 мировых рекордов, в том числе по дальности и длительности (до 12 часов) заездов. Рекорды скорости были установлены на уровне 106 км/ч. Последняя попытка побития мирового рекорда была предпринята в 1926 г., когда 14 гонщиков, в течение 138 часов сменяя друг друга, установили рекорд продолжительности и скорости— 131 км/ч. Модель Garelli 350 была первой в мире машиной,оснащенной масляным баком для раздельной смазки, при этом масло автоматически подмешивалось втопли-во. Другим конструктивным новшеством в технологии двухтактных двигателей явилось создание расширенной камеры выпуска. Последняя модель 1926 г. развивала мощность 30 л.с. при 4500 оборотов/мин. и при максимальной скорости 141 км/ч.
Garelli Mocquito (1950)
Первым заслуживающим внимания послевоенным продуктом компании стал Mosquito — подвесной двигатель для обычных педальных велосипедов. Он моментально завоевал успех. И это мягко сказано. В процессе производства в мире было продано более двух миллионов экземпляров этих моторов.
Другим выдающимся достижением Garelli был двигатель Mosquito, легко устанавливавшийся на обычном велосипеде.
Двигатель: 49 см3, двухтактный, одноцилиндровый (40х39 мм), с воздушным охлаждением
Мощность: 0,7 л.с. при 5000 об/мин.
Коробка передач: одноступенчатая
Главный привод: цепной
Вес: 40 кг
Максимальная скорость: 52 км/ч
В первоначальном виде Mosquito объемом 38,5 см3 имел наружный маховик, роликовый привод, выходную мощность 0,7 л.с., степень сжатия 5,5:1 и развивал максимальную скорость 32 км/ч. Как и ожидалось, двигатель был двухтактным, но с горизонтальным расположением цилиндра. Весил он 4 кг и расходовал 1 л на 64 км пробега. Двигатель очень просто крепился на обычный велосипед, а привод на заднее колесо осуществлялся с помощью фрикционного ролика. В 1952 г. было выпущено более 400 тысяч двигателей Mosquito . На следующий год первоначальная модель была заменена новой 35В. А в 1955 г. двигатель был модифицирован существенным образом: объем двигателя был увеличен до 49 см3 и взята на вооружение муфта сцепления Centrimatic. По сути, этот тип сцепления был предшественником всех центробежных муфт, использующихся в современных полностью автоматизированных мопедах и мотороллерах.На волне продолжавшегося успеха Garelli создал в 1955 г. свой первый настоящий мопед Velomosquito, а в следующем году — трехскоростную модель Mosquito 315. Выпуск Mosquito подстегнул Garelli к серийному производству ряда мотороллеров и сверхлегких мотоциклов.
Garelli 125cc Twin GP Rager (1982)
В 1982 г. произошло триумфальное возвращение Garelli в шоссейные гонки. Результатом явился первый для компании титул чемпиона мира. Garelli выставила свои машины в двух классах: 50 и 125 см3, но именно в последнем классе был достигнут абсолютный успех.
Дебютировавшая в 1982 г. гоночная мотель Garelli 125 се GP пять раз становилась чемпионом мира Двухцилиндровый двигатель с тарельчатыми клапанами развивал мощность 49 л.с. при 12000 об/мин.
Двигатель: 124,7 см3 (44х41 мм), с тарельчатыми клапанами, двухтактный, двухцилиндровый с параллельным расположением цилиндров, с жидкостным охлаждением
Мощность: 47 л.с. при 12000 об/мин.
Коробка передач: шестиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 78 кг
Максимальная скорость: 233 км/ч
Долгие годы для мотоциклов класса 125 см3 существовали конструктивные ограничения со стороны Международной федерации мотоспорта ФИМ (FIM) — в виде формулы минимум: два цилиндра — шесть скоростей. Поэтому тем более удивительным при сравнении с V-образной четырехцилиндровой машиной Yamaha 125 оказался самый экзотичный в мире мотоцикл всех времен Garelli GP с его двухцилиндровым двигателем мощностью 47 л.с.
Двигатель объемом 124,7 см3 (44х41 мм) с тарельчатыми клапанами и жидкостным охлаждением был впервые задуман известным изобретателем Иорге Моллером (Jorge Moller) для компании Minerelli, под чьим флагом в 1978 г. Пьер-Паоло Бьянчи (Pier-Paolo Bianchi) выиграл первый Гран При. К тому времени, когда конструкцией заинтересовалась Garelli, двигатель отличался шестью проходными и одним выпускным отверстиями на каждый цилиндр. Двигатель был оснащен парой 39-миллиметровых карбюраторов Dell Orto с корпусами из магния.
Другими особенностями модели Garelli 125 GP были дюралевая монококовая рама с обычными двойными газонаполненными задними амортизаторами Bitubo. алюминиевой кулисой, 32-миллиметровыми передними вилками Marzocchi с магниевыми ползунами и механическая противоугонная система. Предельно малый сухой вес — 78 кг — обеспечивался магниевыми колесами Compagnolo и малыми размерами мотоцикла, включая узкие (44 см) покрышки. Успех двухцилиндровой модели 125 GP нельзя недооценивать, хотя бы потому, что за успехом Нието в 1982 г. последовали еще четыре мировых чемпионских титула, пока с сезона 1988 г. ФИМ не ввела новую одноцилиндровую формулу чемпионата. Garelli создала машину с одноцилиндровым двигателем, но она никогда не смогла повторить успех своей двухцилиндровой предшественницы.