Первый мотоцикл Gilera, выпущенный в 1909 г., был оснащен одноцилиндровым четырехтактным двигателем объемом 317 см³ (67х90 мм) с вертикально расположенным цилиндром и ременным главным приводом.
К этому времени молодой инженер помимо всего прочего занялся шоссейными гонками, причем особое признание завоевал в отличных выступлениях в соревнованиях по горным дорогам. Однако все спортивные мероприятия отходили на второй план перед его жгучим желанием открыть свое собственное дело по производству мотоциклов. К 1909 г. в возрасте 22 лет он был уже готов к тому, чтобы предпринять решительный шаг. Его первая модель была четырехтактной машиной с двигателем объемом 317 см³ (67х90 мм). С автоматически работающими впускным и выпускным клапанами это была редкая для того времени конструкция. Позже появилась V-образная двухцилиндровая машина, а затем и первая из его знаменитой серии одноцилиндровых моделей класса 500 см³.
После 1-й мировой войны спрос на мотоциклы возрос, и Джузеппе Джилера решил открыть новый завод в Аркоре, находящимся между Миланом и Леччо, всего в нескольких километрах от парка Монца, где позже будет выстроен знаменитый автодром. Первым продуктом этого завода стала модель Turismo 1920 г. с одноцилиндровым двигателем мощностью 3,5 л.с. с объемом 498,76 см³ (84х90 мм), с размещением впускного клапана над выпускным. С 1925 г. стала выпускаться еще одна модель с двигателем объемом 346,3 см³ (70х90 мм), а также спортивные версии обеих моделей. В 1929 г. на смену всех моделей пришли новые с верхнеклапанной версией того же базового двигателя, а модель Гран Спорт выпускалась до 1931 г. В течение 1920-х гг. и в начале 1930-х гг. Gilera вырос в один из крупнейших заводов страны, и его продукция добивалась заметных успехов в многодневных гонках и гонках на длинные расстояния.
Брат Джилеры Луиджи также играл важную роль в судьбе завода и особенно преуспел в производстве трехколесных транспортных средств, оснащая мотоциклы Gilera колясками. Он в течение многих лет выступал в многодневных гонках.
Однако главной целью Gilera было участие в Международных гонках Гран При, и в начале 1936 г. настоящим подарком с небес явился шанс заполучить футуристическую четырехцилиндровую гоночную конструкцию Rondine. Появившаяся впервые в начале 1920-х гг. в виде одноцилиндровой модели с верхним расположением распредвала и с воздушным охлаждением, названной GRB (Gianini Remor Bonmartini) конструкция была впоследствии модифицирована в модель с двумя верхними распредвалами и жидкостным охлаждением. В течение года машина была полностью усовершенствована командой, состоявшей из трех человек: Пьеро Ремора (Piero Remor), Пьеро Таруффи (Piero Taruffi) и самого Джузепе Джилера. Ее первоначальная жесткая рама из прессованной стали была заменена трубчатой с кулисной задней подвеской.
С тех пор до самого начала 2-й мировой войны четырехцилиндровый Gilera с двигателем объемом 492,7 см³ (52х58 мм) с наддувом устанавливал мировые рекорды скорости, выигрывал гонки Гран При и стал одним из наиболее опасных для конкурентов мотоциклом в Европе.
К этому времени Gilera вместе с Moto Guzzi стала самым крупным производителем мотоциклов в Италии. Кроме имевших очень большой успех верхнеклапанных одноцилиндровых машин с двигателями размерами от 175 см³ — Siro — до лучше всех продававшейся серии машин с V-образным двигателем объемом 500 см³, Gilera также с 1936 г. вплоть до 1963 г. выпускала мотокарри (грузовые мотоциклы).
Во время войны Gilera пошла по стопам своего великого британского соперника в гонках — компании с Брэйсбридж-стрит из Бирмингема, Norton, выставлявшей на гонки великолепную одноцилиндровую модель с двумя верхними распредвалами, но вступившую в войну со своей проверенной труженицей — моделью 16Н с боковым расположением клапанов. Gilera также выпускала для войны столь же невыразительную модель LTE. Но итальянская компания при этом выпустила машину гораздо более высокого класса — Marte (Марс), которая, несмотря на то, что выпускалась с коляской, обладала много лучшими эксплуатационными качествами, а также главным приводом от вала. Это была самая уникальная из всех машин военного времени: у нее был привод на заднее колесо и колесо коляски, а также имелись задние подвески на обоих колесах.
Армейская модель LTE выпускалась с 1936 по 1944 гг. Она была оснащена одноцилиндровым двигателем объемом 499 см³ (84х90 мм) с боковым расположением клапанов и блоком задней подвески конструкции самою Gilera.
После войны Gilera вскоре опять вошла в свою колею, выпустив модели Saturno с двигателем объемом 498,77 см³ и Nettuno с двигателем поменьше — 247 см³ (68х68 мм). Более крупный мотоцикл, сконструированный еще в 1939 г. инженером Джузеппе Сальмаджи (Giuseppe Salmaggi), стал одним из величайших продуктов компании.
В том же 1939 г. Gilera решила производить модель с меньшим объемом четырехцилиндрового двигателя — 250 см³. Разработка модели продолжалась до июня 1940 г., когда Италия вступила в войну. И хотя двигатель был уже готов, и шли его испытания, судьба его не задалась, сначала из-за войны, а затем из-за последовавшего послевоенного запрета Международной Федерации Мотоспорта (FIM) на использование в гонках двигателей с наддувом. Тем не менее четырехцилиндровый двигатель объемом 350 см³ сыграл жизненно важную роль в создании нового гоночного четырехцилиндрового двигателя объемом 500 см³, разработку которого инженер Ремор начал сразу же после окончания войны.
Работа над созданием этого двигателя объемом 496,7 см³ (52х58 мм) была завершена в течение 1947 г., но поставлен он был на колеса только в 1948 г. Кроме того, что его цилиндры располагались поперек рамы, новый двигатель был совершенно не похож на предвоенную конструкцию. С нормальным всасыванием и воздушным охлаждением двигатель (1948 г.) показывал мощность 48 л.с. при 8500 об./ мин. и развивал максимальную скорость 200 км/ч.
В серии гонок первого после войны мирового чемпионата под эгидой Федерации 1949 г. первый в истории гонок титул чемпиона в классе 500 см³ был выигран на оснащенной двигателем AJS машине Les Graham, а модель Gilera Nello Pagani оказалась второй. Ситуация стала конфликтной, когда главный конструктор Gilera инженер Ремор перешел в соперничающую фирму MV Agusta. А когда такой же шаг предприняли также гонщик Аркизо Артезиани (Arciso Artesiani) и главный механик Артуро Маньи (Arturo Magni), Gilera перегруппировал силы, вновь взяв Таруффи, на этот раз как начальника конструкторской команды. Джузеппе Джилера также выдвинул бывших помощников Ремора — Колумбо (Colombo) и Пассони (Passoni), сделав их со-руководителями технического отдела. Обновленная конструкторская команда явно испытывала недостаток времени для выполнения амбициозных задач, но даже в таких обстоятельствах реорганизованный отряд добился успеха: Умберто Мазетти (Umberto Masetti), сменивший ушедшего Артезиани, выиграл титул чемпиона мира 1950 г. в классе 500 см³. Но золотой час четырехцилиндровой Gilera был впереди, когда англичанин Джеоф Дьюк (Geof Duke) подпишет с компанией контракт в 1953 г.
На рисунке изображен Пьеро Таруффп на рекордной машине с коляской Джилера Тарф в октябре 1954 г. Она была оснащена четырехцилиндровым двигателем Gilera GP объемом 500 см³.
Со временем Gilera также принимала участие в гонках в других классах, помимо категории 500 см³ — Синяя Лента. В разное время компания выставляла машины в классах 125, 350 и 500 см³. В конце сезона 1957 г. Gilera вместе с FB Mondial и Moto Guzzi из-за высоких расходов прекратила выступления в гонках Гран При.
Saturno с верхнеклапанным одноцилиндровым двигателем объемом 500 см³ была, наверное, самой знаменитой моделью Gilera. Это модель 1953 г.
Хотя Gilera и вернулась в гонки Гран При в середине 1960-х гг. благодаря усилиям болельщиков Дьюка (1963 г.), успех в 1964 г. аргентинца Бенедикто Калдарелла (Benedicto Caldarella), а также достижения шведской звезды Флориона Каматиаса (Florion Camathias) в гонках мотоциклов с колясками в том же году никогда не могли сравниться с тем уровнем выступлений, который показывали машины Gilera в золотые дни 1950-х гг. В качестве способа рекламирования своих машин Gilera сконцентрировала свои усилия на выступлениях в эндуро, а позже в мотокроссе. Затем компания стала испытывать трудности в реализации своей продукции из-за снижения уровня продаж, потрясшего итальянскую мотопромышленность в 1960-х гг.
Кроме серии одноцилиндровых моделей (размерами от 98 до 202 см³) с совмещенной конструкцией клапанов с верхним и параллельным расположением, Gilera выпускала ряд двухцилиндровых моделей-300 (объем двигателя 305,3 см³), которые по существу представляли собой конструкции 1950-х гг. серии Saturno/Nettuno, но их производство было прекращено в конце 1960-х гг.
Gilera предпринимала также попытки представить на рынке новые модели, включая мопед, два мотороллера и четыре более крупных четырехтактных модели: верхнеклапанную двухцилиндровую модель класса 500 В50 (только прототип); двухцилиндровые модели с двигателями 350 и 500 см³ с двумя верхними распредвалами (снова только в виде прототипа), а также трехцилиндровую модель с двигателем объемом 750 см³ и с дизайном, очень напоминающим четырехцилиндровую модель Honda СВ750.
Однако все эти новшества ни к чему не привели, и в ноябре 1968 г. наконец был назначен ликвидатор завода в Аркоре, где 280 из 550 рабочих уже работали по сокращенному графику.
Несколько месяцев спустя контроль над заводом получил гигантский концерн Piaggio. Что касается Джузеппе Джилера, то на пенсии он прожил недолго, и 21 ноября 1971 г. перед самым своим 82-летним днем рождения этот великий итальянский мотопромышленник скончался.
Эта дорожная машина TGI 1977 1. была оснащена одноцилиндровым двигателем объемом 122,5 см³ (54х48 мм) с впуском на цикле опускания поршня и пятиступенчатой коробкой передач.
Под руководством Piaggio марка Gilera возродилась в 1970-х гг. и вновь активизироваласькаквпроизводствен-ном плане, представив массу новых моделей (и двух-, и четырехтактных), так и на спортивном поприще благодаря золотым медалям в многодневных гонках эндуро и участию в мировых чемпионатах по мотокроссу.
Модель Nord west 600 появилась в 1991 г. и была очень востребована. Некоторые машины выставлялись на соревнованиях одноцилиндровых мотоциклов.
В 1980-х гг. Gilera оказалась в авангарде развития итальянской мотопромышленности с совершенно обновленной серией малообъемных двухтактных моделей (до 350 см³), а также нескольких очень неплохих четырехтактных моделей, начиная с мотоцикла Dakota с двигателем объемом 348,9 см³ (80х69,4 мм), который дебютировал на Миланской выставке в ноябре 1985 г. За этим последовала целая серия моделей, включая Nuovo Saturno и Nordwest. Не остались без внимания и двухтактные модели: появились новые машины GFR 250 (для гонок Гран При), Сгопо (реплика гоночной машины) и футуристическая СХ 125. Тем не менее перед самым открытием Миланской выставки в конце 1993 г. Piaggio объявил о том, что производство мотоциклов на заводе в Аркоре прекращается. Многие обозреватели посчитали это концом марки Gilera, но это было не так. Gilera выжила и сегодня выглядит готовой к триумфальному возвращению, основой чего является производство ряда новых четырехцилиндровых супербайков.
Современная модель 125 GFR SP 1992 г. развивала скорость 160 км/ч и была серьезным конкурентом таких машин, как Aprilia и Cagiva.
В 1991 г. Gilera представила на Миланской выставке футуристическую модель 125 СХ. Она была оснащена одной передней и одной задней вилками.
Gilera Saturno (1946)
Свое название Saturno мотоцикл получил в одном ряду с так же претенциозно названными другими моделями, типа Nettuno (Нептун) и Marte (Марс). Модель дебютировала весной 1940 г. в спортивной версии и вышла победительницей двух этапов в серии гонок чемпионата Италии среди юниоров — в Палермо и Модене. На машине выступал Массимо Массерини (Massimo Masserini), который в обоих случаях победил представителей Moto Guzzi.
Сконструированная Джузеппе Сальмаджи модель Saturno с верхнеклапанным одноцилиндровым двигателем выпускалась в трех версиях: Sport, Turismo и Competition. Это модель Sport 1952 г.
Двигатель: 498,76 см³, двухклапанный с верхним расположением клапанов, одноцилиндровый с вертикальным расположением цилиндра, 84х90 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 18 л.с. при 4500 об/мин.; версия Sport — 22 л.с. при 5000 об./мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 168 кг
Максимальная скорость: 130 км/ч
Когда наступила война, выпуск продукции гражданского назначения был прекращен до конца 1945 г. В 1946 г. появились три отдельные версии модели Saturno: Sport, Turismo и Competition. Все три версии на первый взгляд отличались только доводкой двигателя, который представлял собой все тот же базовый, использовавшийся на прежних, предвоенных V-образных представителях серии верхнеклапанный двигатель объемом 498,7 см³ (84х90 мм). Однако помимо этого, двигатель Saturno претерпевал значительные изменения. Дебютировавшая в 1947 г. более специализированная гоночная версия San Remo развивала мощность 35 л.с. при 6000 об/мин. Первое кардинальное усовершенствование моделей Saturno произошло в 1950 г. с использованием телескопических вилок, тормозных ступиц из сплава во всю ширину переднего колеса и изменением дизайна. Годом позже задняя подвеска была заменена двумя вертикально установленными амортизаторами. Измененная таким образом гоночная версия была переименована в Corsa, которая выпускалась с 1951 по 1956 гг.
Франко Пассони (Franco Passoni) сконструировал также гоночную версию Saturno с двумя распредвалами, но с 1952 по 1953 гг. было выпущено всего две оснащенные двигателями машины. Другим производным от Saturno была модель Cross, выпускавшаяся с 1952 по 1956 гг.
Что касается дорожных мотоциклов, то их производство возобновилось с 1952 г., причем их также затронули такие усовершенствования, как телескопические вилки, две короткие кулисы и передние ступицы из сплава. Последние две модели Saturno (дорожные версии Sport) были проданы в I960 г., хотя они были выпущены в предшествовавшем году. В целом было произведено 6450 экземпляров всех версий Saturno. 170 из них были гоночными.
Gilera В300 Twin (1954)
Двухцилиндровая модель В300 произвела сенсацию на 31-й Миланской выставке в конце 1953 г. Для ее двигателя был выбран необычный размер — 305,3 см³ (60 х54 мм). Это произошло потому, что Gilera не захотел ограничивать себя рамками произвольно выбранного объема, а предпочел создать двигатель в соответствии с требованиями той конструкции, которая была на тот момент в разработке. Это имело дополнительное преимущество в возможности использования различных механических узлов хорошо отлаженного двигателя размером 150 см³, представленного годом ранее в моделях Turismo и Sport (включая такой же двигатель объемом 152,68 см³ с диаметром цилиндра и ходом поршня 60х54 мм).
Верхнеклапанная двухцилиндровая модель В300 дебютировала на Миланской выставке 1953 г. и находилась в производстве до 1969 г. На рисунке представлена машина 2-й серии, выпущенная в начале 1960-х гг.
Двигатель: 305,3 см³, верхнеклапанный с двумя клапанами, двухцилиндровый с параллельным расположением цилиндров, 30х54 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 15 л.с. при 6800 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 150 кг
Максимальная скорость: 125 км/ч
По внешнему виду двухцилиндровый мотоцикл с телескопическими вилками, двумя амортизаторами, кулисной задней подвеской и тормозными ступицами из полированного сплава во всю ширину колес напоминал менее крупные модели. Обода колес были выполнены из легкого сплава, как и глушители производства Gilera. Несмотря на недостаток мощности (в первых машинах она не превышала 12 л.с. при 5800 об./мин.), преимущество В300 заключалась в исключительной плавности хода, легкости запуска и гибкости работы двигателя. В декабре 1954 г. журнал Motor Cycling провел испытания одной из машин и отметил максимальную скорость на уровне всего 113 км/ч, однако это была дорожная (туристская), а не спортивная версия.
Многое в конструкции двигателя было впервые применено в верхнеклапанных одноцилиндровых двигателях размерами 125 и 150 см³ — это параллельное размещение клапанов, спиральные клапанные пружины, мокрое многодисковое сцепление, составной коленчатый вал, поршни с четырьмя кольцами и освещение от динамо. Цилиндры были установлены с наклоном вперед под углом 10° от вертикали.
В ноябре 1955 г. на Миланской выставке были представлены версии 300 Extra и 250 Export. Наиболее заметным их отличием от исходной модели была установка двухместного сидения вместо одноместного пружинного на оригинале. Позже на модели Экстра глушители с корпусом из сплава собственного производства были заменены на стальные хромированные производства фирмы Silentium. Кроме материковой Европы, мотоциклы Gilera В300 продавались в США. Их производство было прекращено в 1966 г.
Gilera 500GP Four (1954)
Приход Джеоффа Дьюка (Geoff Duke) в 1953 г. ознаменовал новый круг в развитии Gilera. Результатом стала модель а ля-Norton, во всяком случае, очень похожая на Нортон Фэзэрбед (Norton Featherbed), технические характеристики же двигателя остались неизменными. Двигатель был отрегулирован к сезону 1954 г. Доводкой двигателя занимался ответственный за разработку гоночных машин компании инженер Франко Пассони (Franco Passoni). Ход поршня был увеличен с 58 до 58,8 мм, образуя объем 499,504 см³. Модифицированный поддон позволил опустить ниже на раму блок двигателя, однако при этом клиренс был даже увеличен благодаря подогнутым ближе к двигателю выхлопным трубам. Угол наклона клапанов был расширен, а диаметр клапанов изменен.
Четырехцилиндровый мотоцикл Gilera Grand Prix с двигателем объемом S00 см³, на каких в середине 19S0-X г г. выступали заводские гонщики, включая чемпиона мира Джеоффа Дьюка.
Двигатель: 499,49 см³, с двумя верхними распредвалами, двухклапанный, рядный четырехцилиндровый, 52х58,8 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 70 л.с. при 10500 об/мин.
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 150 кг
Максимальная скорость: 260 км/ч
Пассони использовал составной коленвал, а в коробке передач добавил передаточное число, и она стала пятиступенчатой. После установки магнето Lucas с вращающимся магнитом четырехцилиндровая модель Gilera 500 Grand Prix обрела свою окончательную форму. Четырехцилиндровая модель меньшего размера — 350 (349,66 см³, 46х52,6 мм) появилась в 1956 г. В период с 1949 по 1963 гг. на одиночных четырехцилиндровых моделях Gilera было выиграно тридцать восемь и на машинах с колясками — восемь Гран При, а также шесть титулов чемпиона мира — все в классе 500 см³.
Gilera C1 Cross (1981)
Благодаря успеху моделей Elmeca-Gilera Piaggio поручили Gilera выпустить группу внедорожных моделей, и создать заводскую команду гонщиков.
Сконструированные голландцем Яном Виттевееном модели С1 Cross и представленная на рисунке Cl Enduro были, по существу, одним и тем же мотоциклом лишь с незначительными отличиями.
Двигатель: 122,75 см³, двухтактный, с пластинчатыми клапанами, одноцилиндровый вертикально установленный, 52х58,8 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 32 л.с. при 10000 об/мин.
Коробка передач: шестиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес; 85 кг
Максимальная скорость: 140 км/ч
Чтобы достичь поставленной цели, был приглашен голландский специалист по двухтактным двигателям Ян Виттевеен и в результате появилась новая модель с двигателем объемом 125 см³ с водяным охлаждением. Он использовал свой опыт для модифицирования существующего двигателя Gilera, предпочтя созданию нового двигателя повышение эффективности уже существующего. Одна из кроссовых машин Виттевеена класса 125 см³ была с успехом использована заводским гонщиком Микеле Ринальди (Michele Rinaldi) в гонках итальянского и мирового чемпионатов 1981 и 1982 гг. Модель, на которой выступал Ринальди была оснащена задней подвеской Marzocchi с одним амортизатором. Серийная потребительская версия С1 Competizione Cross отличалась двойными задними амортизаторами Corte Cosso, хотя двигатель также был с жидкостным охлаждением. Кроме того, выпускалась версия мотоцикла для гонок эндуро Е1. В 1983 г. серийная потребительская кроссовая версия с обновленным дизайном и задней подвеской с одним амортизатором была переименована в С2. В 1981 г. Gilera также выпустила двухцилиндровую модель класса 125 см³ с лучшим показателем мощности для этого класса — 36 л.с. при 12000 об/мин.
Gilera Dakota 350 (1986)
Впервые новая, сконструированная инженером Лючио Масут (Lucio Masut) модель Gilera поколения 1980-х гг. была представлена широкой публике в ноябре 1985 г. на Миланской выставке. Старейший завод был не только представлен на выставке одним из самых больших стендов, но и располагал новым экспонатом в виде кроссовой модели 350 Dakota, дополненной обещанием поставить на конвейер более крупную версию.
Сконструированная Лючио Масутом модель Dakota с двигателем объемом 348 см³ (80х69 мм) была впервые экспонирована в ноябре 1985 г. Ее отличали жидкостное охлаждение, 4 клапана и распредвалы с ременным приводом.
Двигатель: 348,89 см³, с двумя верхними распредвалами, четырехклапанный одноцилиндровый с вертикальной установкой, 80х69,4 мм, с жидкостным охлаждением
Мощность: 39 л.с. (при отборе от коленчатого вала)
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 148 кг
Максимальная скорость: 145 км/ч
В одноцилиндровом двигателе Dakota объемом 348 см³ были использованы все последние технические приемы, включая жидкостное охлаждение, четырехклапанную головку цилиндра, два выпускных канала, два 25-миллиметровых карбюратора Dell'Orto, два верхнерасположенных распредвала с зубчатым ременным приводом, вал системы уравновешивания (с шестеренчатым приводом непосредственно от коленвала), многодисковое сцепление с гидравлическим приводом, пятиступенчатую коробку передач, а также электронное зажигание и электрический стартер японского производства. Сюда можно также добавить кованый поршень и цельный коленчатый вал, вращавшийся на противовибрационных кольцевых подшипниках. При всех этих технических хитростях некоторое недоумение вызывал тот факт, что этот высокотехнологичный двигатель выдавал всего 33 л.с. при 7500 об./мин. Gilera, исходя из рыночной конъюнктуры, создала скорее двухцелевой дорожно-кроссовый мотоцикл, чем обычное дорожное транспортное средство, поскольку в то время очень высокий уровень продаж в материковой Европе, если и не в Британии, имели мотоциклы типа Yamaha Tenere.
Для возмещения крупнейшего недостатка машины (недостаточной мощности) Gilera в 1987 г. продемонстрировала вариант модели класса 500 (492 см³, 92х74 мм). В то же время была предложена версия ER класса 350. Ее отличали менее емкий топливный бак и укороченные пластиковые панели на двух радиаторах. Эти изменения позволяли водителю сместиться немного вперед и сидеть в более удобном положении.
Сухой вес Dakota независимо от размеров двигателя составлял 147 кг, что делало ее самой тяжелой машиной в классе. Тем не менее, базовый двигатель был очень сильным, а характерное для эндуро квадратного типа шасси позволяло осуществлять дальнейшие разработки.
Результатом таких разработок явилась модель XRT 600, дебютировавшая в конце 1987 г.
Gilera Nuovo Saturno (1988)
Модель Nuovo Saturn о, впервые представленная широкой публике в 1987 г. на Миланской выставке, была классической дорожной машиной спортивного типа, созданная на основе современной технологии. Это был во многих отношениях итало-японский проект, поскольку изначально он был предложен японской торговой компанией С. Itoh. После Милана в декабре 1987 г. прототип был представлен на выставке Мэга, в Токио.
Модель Nuovo Saturno была совместным итало-японским проектом. Она была создана в виде современного прогулочного мотоцикла спортивного типа с двигателем Dakota объемом 492 см³.
Двигатель: 492 см³, с двумя верхними распредвалами, четырехклапанный одноцилиндровый с вертикальной установкой, 92х74 мм, с жидкостным охлаждением
Мощность: 45 л.с. (при отборе от коленчатого вала)
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 140 кг
Максимальная скорость: 178,5 км/ч
Созданная Gilera машина была плодом работы инженера завода в Аркоре Сандро Коломбо и японского техника Н. Хагивара (N. Hagiwara). Преобразовывая классическую крупную одноцилиндровую машину в модель более приемлемого для потребителя вида, дуэт использовал двигатель Dakota объемом 492 см³ для создания компактного прогулочного мотоцикла. Для весившей около 135 кг модели Nuovo Saturno использовались специально созданная рама из решетчатых стальных труб и алюминиевая кулиса с эксцентриковой регулировкой цепи конечной передачи. Все компоненты были самого лучшего качества: подножки, задние тормоза, рычаги переключения передач и рычаг ножного стартера (кикстартера) были выполнены из алюминия; 40-миллиметровые передние вилки обычной конструкции имели 120-миллиметровый ход. Демпфирование задней части рамы обеспечивалось одним регулируемым амортизатором гоночного типа с длиной хода 130 мм.
Из других характеристик следует отметить полуобтекатель, задние ограничители подошв, одно сидение гоночного типа и высоко поднятые черные выхлопные трубы, заканчивавшиеся одним тушителем. Двигатель буквально висел в раме, что обеспечивало свободный к нему доступ. Обеспечивая мощность 45 л.с. на коленвале и 36 л.с. на заднем колесе, одноцилиндровая модель Gilera развивала скорость до 178 км/ч. Кроме Японии и Италии, машина продавалась и в других странах, включая Великобританию.
Gilera GFR 250 GP Racer (1992)
В 1991 г. хозяева Gilera для популяризации их марки решили создать гоночное отделение, специализирующееся на конструировании и создании прототипов гоночных мотоциклов. Его возглавил бывший шеф конструкторов компании Bimota Фредерико Мартини (Frederico Martini).
Высокотехнологичная гоночная модель 1992 1. GFR 2S0 была создана как вызов японским машинам, доминировавшим в гоночном классе 250 см³. При мощности 85 л.с. она могла развивать скорость 265 км/ч.
Двигатель: 249 см³, с пластинчатыми клапанами, двухтактный, V-образный двухцилиндровый, 56х50,7 мм, с жидкостным охлаждением
Мощность: 85 л.с. при 13000 об./мин.
Коробка передач: шестиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 95 кг
Максимальная скорость: 266 км/ч
На Миланской выставке в 1991 г. было объявлено, что Gilera для участия в шоссейных гонках Мирового чемпионата в классе 250 см³ в сезоне 1992 г. выставит гонщиков Карлоса Лавадо (Carlos Lavado — 19-кратный победитель Гран При в классе 250 см³) и Жана Филлипе Руггиа (Jean Phillipe Ruggia) на совершенно новых двухтактных V-образных двухцилиндровых (с развалом цилиндров под углом 75°) машинах, подобных машинам их основных соперников — Honda и Yamaha. Более подробное освещение технических характеристик модели указывало на наличие двух карбюраторов Mikuni или Dell'Orto при том, что проводились также испытания с инжекторным впрыском топлива, впуска с помощью пластинчатых клапанов с электронно синхронизированными выпускными клапанами, шестиступенчатой коробки передач, вала системы уравновешивания и магниевого корпуса двигателя. Во избежание возможных перекосов при сверхвысоких оборотах двигателя использовался один коленвал. Использовалось шасси в виде треугольного корпуса из алюминия с передней и задней подвесками Kyaba. Обратные передние вилки свидетельствовали о регулируемом наклоне руля.
Но Gilera и Martini так и не смогли добиться успеха с использованием модели GFR, хотя ее мощность (85 л.с.) была идентична мощности модели NSR, принесшей победу компании Honda.
Gilera Runner Scooter (1998)
Восставшая из пепла Gilera создала совершенно новую серию машин, и прежде всего лидирующие в своем классе мотороллеры Runner с жидкостным охлаждением.
Возможно, мотороллер не является словом, особо ассоциирующимся с маркой Gilera, но на заре двадцать первого века продажи мотороллеров находятся на подъеме.
Мотороллеры Runner выпускаются с двигателями трех размеров: 50, 125 и 180 см³. Последняя версия развивает максимальную скорость 120 км/ч. Во всех версиях используется автоматическая трансмиссия.
Двигатель: 175,8 см³, двухтактный, одноцилиндровый горизонтально установленный, 65,6х50 мм, с жидкостным охлаждением
Мощность: 21 л.с. при 8000 об./мин.
Коробка передач: автоматический вариатор с преобразователем крутящего момента
Главный привод: шестеренчатый
Вес: 115 кг
Максимальная скорость: 120 км/ч
Рекламные материалы Gilera возвещали, что модели серии Runner (с двигателями трех размеров: 50,123,5 и 175,8 см³) впервые сочетают в себе практичность и простоту использования мотороллера с жесткостью и управлением полноценного мотоцикла. В прошлом уже предпринималось несколько попыток перекинуть мост между мотороллером и мотоциклом (например, модель Moto Guzzi Galletto), так что насчет впервые еще нужно посмотреть.
Однако что действительно отличает модель Gilera от более ранних моделей 1950-х гг.,так это преимущества современной технологии. Характерными особенностями моделей Runner являются сверхжесткая рамная конструкция, обратные передние вилки, колеса из сплава с низкопрофильными покрышками, мощные дисковые передние тормоза с гидравлическим приводом и полированный обтекатель с мягкими линиями.
Самая мощная из моделей Runner под индексом 180 развивает скорость 120 км/ч. Во всех трех версиях используются одноцилиндровые двигатели с жидкостным охлаждением с автоматическими масляными насосами, электронное емкостное зажигание (CDI) с различным опережением и выбором стартера — ножного или кнопочного электрического, а также 12-вольтовые аккумуляторные батареи.
Мотороллеры Runner 50 и Runner 125 стали стимулом для организации серии международных одномодельных гонок Gilera Runner Trophy, собирающих более 200 гонщиков из всех европейских стран. Гонки проводятся для двигателей двух размеров (70 и 180 см³) с сотрудничестве со специалистами по доводке двигателей компании Malossi.