Первый мотоцикл Gilera, выпущенный в 1909 г., был оснащен одноцилиндровым четырехтактным двигателем объемом 317 см3 (67х90 мм) с вертикально расположенным цилиндром н ременным главным приводом.
К этому времени молодой инженер помимо всего прочего занялся шоссейными гонками, причем особое признание завоевал в отличных выступлениях в соревнованиях по горным дорогам. Однако все спортивные мероприятия отходили на второй план перед его жгучим желанием открыть свое собственное дело по производству мотоциклов. К 1909 г. в возрасте 22 лет он был уже готов к тому, чтобы предпринять решительный шаг. Его первая модель была четырехтактной машиной с двигателем объемом 317 см3 (67х90 мм). С автоматически работающими впускным и выпускным клапанами это была редкая для того времени конструкция. Позже появилась V-образная двухцилиндровая машина, а затем и первая из его знаменитой серии одноцилиндровых моделей класса 500 см3.
После 1-й мировой войны спрос на мотоциклы возрос, и Джузеппе Джилера решил открыть новый завод в Аркоре, находящимся между Миланом и Леччо, всего в нескольких километрах от парка Монца, где позже будет выстроен знаменитый автодром. Первым продуктом этого завода стала модель Turismo 1920 г. с одноцилиндровым двигателем мощностью 3,5 л.с. с объемом 498,76 см3 (84х90 мм), с размещением впускного клапана над выпускным. С 1925 г. стала выпускаться еще одна модель с двигателем объемом 346,3 см3 (70х90 мм), а также спортивные версии обеих моделей. В 1929 г. на смену всех моделей пришли новые с верхнеклапанной версией того же базового двигателя, а модель Гран Спорт выпускалась до 1931 г. В течение 1920-х гг. и в начале 1930-х гг. Gilera вырос в один из крупнейших заводов страны, и его продукция добивалась заметных успехов в многодневных гонках и гонках на длинные расстояния.
Брат Джилеры Луиджи также играл важную роль в судьбе завода и особенно преуспел в производстве трехколесных транспортных средств, оснащая мотоциклы Gilera колясками. Он в течение многих лет выступал в многодневных гонках.
Однако главной целью Gilera было участие в Международных гонках Гран При, и в начале 1936 г. настоящим подарком с небес явился шанс заполучить футуристическую четырехцилиндровую гоночную конструкцию Rondine. Появившаяся впервые в начале 1920-х гг. в виде одноцилиндровой модели с верхним расположением распредвала и с воздушным охлаждением, названной GRB (Gianini Remor Bonmartini) конструкция была впоследствии модифицирована в модель с двумя верхними распредвалами и жидкостным охлаждением. В течение года машина была полностью усовершенствована командой, состоявшей из трех человек: Пьеро Ремора (Piero Remor), Пьеро Таруффи (Piero Taruffi) и самого Джузепе Джилера. Ее первоначальная жесткая рама из прессованной стали была заменена трубчатой с кулисной задней подвеской.
С тех пор до самого начала 2-й мировой войны четырехцилиндровый Gilera с двигателем объемом 492,7 см3 (52х58 мм) с наддувом устанавливал мировые рекорды скорости, выигрывал гонки Гран При и стал одним из наиболее опасных для конкурентов мотоциклом в Европе.
К этому времени Gilera вместе с Moto Guzzi стала самым крупным производителем мотоциклов в Италии. Кроме имевших очень большой успех верхнеклапанных одноцилиндровых машин с двигателями размерами от 175 см3 — Siro — до лучше всех продававшейся серии машин с V-образным двигателем объемом 500 см3, Gilera также с 1936 г. вплоть до 1963 г. выпускала мотокарри (грузовые мотоциклы).
Во время войны Gilera пошла по стопам своего великого британского соперника в гонках — компании с Брэйсбридж-стрит из Бирмингема, Norton, выставлявшей на гонки великолепную одноцилиндровую модель с двумя верхними распредвалами, но вступившую в войну со своей проверенной труженицей — моделью 16Н с боковым расположением клапанов. Gilera также выпускала для войны столь же невыразительную модель LTE. Но итальянская компания при этом выпустила машину гораздо более высокого класса — Marte (Марс), которая, несмотря на то, что выпускалась с коляской, обладала много лучшими эксплуатационными качествами, а также главным приводом от вала. Это была самая уникальная из всех машин военного времени: у нее был привод на заднее колесо и колесо коляски, а также имелись задние подвески на обоих колесах.
Армейская модель LTE выпускалась с 1936 по 1944 гг. Она была оснащена одноцилиндровым двигателем объемом 499 см3 (84х90 мм) с боковым расположением клапанов и блоком задней подвески конструкции самою Gilera.
После войны Gilera вскоре опять вошла в свою колею, выпустив модели Saturno с двигателем объемом 498,77 см3 и Nettuno с двигателем поменьше — 247 см3 (68х68 мм). Более крупный мотоцикл, сконструированный еще в 1939 г. инженером Джузеппе Сальмаджи (Giuseppe Salmaggi), стал одним из величайших продуктов компании.
В том же 1939 г. Gilera решила производить модель с меньшим объемом четырехцилиндрового двигателя — 250 см3. Разработка модели продолжалась до июня 1940 г., когда Италия вступила в войну. И хотя двигатель был уже готов, и шли его испытания, судьба его не задалась, сначала из-за войны, а затем из-за последовавшего послевоенного запрета Международной Федерации Мотоспорта (FIM) на использование в гонках двигателей с наддувом. Тем не менее четырехцилиндровый двигатель объемом 350 см3 сыграл жизненно важную роль в создании нового гоночного четырехцилиндрового двигателя объемом 500 см3, разработку которого инженер Ремор начал сразу же после окончания войны.
Работа над созданием этого двигателя объемом 496,7 см3 (52х58 мм) была завершена в течение 1947 г., но поставлен он был на колеса только в 1948 г. Кроме того, что его цилиндры располагались поперек рамы, новый двигатель был совершенно не похож на предвоенную конструкцию. С нормальным всасыванием и воздушным охлаждением двигатель (1948 г.) показывал мощность 48 л.с. при 8500 об./ мин. и развивал максимальную скорость 200 км/ч.
В серии гонок первого после войны мирового чемпионата под эгидой Федерации 1949 г. первый в истории гонок титул чемпиона в классе 500 см3 был выигран на оснащенной двигателем AJS машине Les Graham, а модель Gilera Nello Pagani оказалась второй. Ситуация стала конфликтной, когда главный конструктор Gilera инженер Ремор перешел в соперничающую фирму MV Agusta. А когда такой же шаг предприняли также гонщик Аркизо Артезиани (Arciso Artesiani) и главный механик Артуро Маньи (Arturo Magni), Gilera перегруппировал силы, вновь взяв Таруффи, на этот раз как начальника конструкторской команды. Джузеппе Джилера также выдвинул бывших помощников Ремора — Колумбо (Colombo) и Пассони (Passoni), сделав их со-руководителями технического отдела. Обновленная конструкторская команда явно испытывала недостаток времени для выполнения амбициозных задач, но даже в таких обстоятельствах реорганизованный отряд добился успеха: Умберто Мазетти (Umberto Masetti), сменивший ушедшего Артезиани, выиграл титул чемпиона мира 1950 г. в классе 500 см3. Но золотой час четырехцилиндровой Gilera был впереди, когда англичанин Джеоф Дьюк (Geof Duke) подпишет с компанией контракт в 1953 г.
На рисунке изображен Пьеро Таруффп на рекордной машине с коляской Джилера Тарф в октябре 1954 г. Она была оснащена четырехцилиндровым двигателем Gilera GP объемом 500 см3.
Со временем Gilera также принимала участие в гонках в других классах, помимо категории 500 см3 — Синяя Лента. В разное время компания выставляла машины в классах 125, 350 и 500 см3. В конце сезона 1957 г. Gilera вместе с FB Mondial и Moto Guzzi из-за высоких расходов прекратила выступления в гонках Гран При.
Saturno с верхнеклапанным одноцилиндровым двигателем объемом 500 см3 была, наверное, самой знаменитой моделью Gilera. Это модель 1953 г.
Хотя Gilera и вернулась в гонки Гран При в середине 1960-х гг. благодаря усилиям болельщиков Дьюка (1963 г.), успех в 1964 г. аргентинца Бенедикто Калдарелла (Benedicto Caldarella), а также достижения шведской звезды Флориона Каматиаса (Florion Camathias) в гонках мотоциклов с колясками в том же году никогда не могли сравниться с тем уровнем выступлений, который показывали машины Gilera в золотые дни 1950-х гг. В качестве способа рекламирования своих машин Gilera сконцентрировала свои усилия на выступлениях в эндуро, а позже в мотокроссе. Затем компания стала испытывать трудности в реализации своей продукции из-за снижения уровня продаж, потрясшего итальянскую мотопромышленность в 1960-х гг.
Кроме серии одноцилиндровых моделей (размерами от 98 до 202 см3) с совмещенной конструкцией клапанов с верхним и параллельным расположением, Gilera выпускала ряд двухцилиндровых моделей-300 (объем двигателя 305,3 см3), которые по существу представляли собой конструкции 1950-х гг. серии Saturno/Nettuno, но их производство было прекращено в конце 1960-х гг.
Gilera предпринимала также попытки представить на рынке новые модели, включая мопед, два мотороллера и четыре более крупных четырехтактных модели: верхнеклапанную двухцилиндровую модель класса 500 В50 (только прототип); двухцилиндровые модели с двигателями 350 и 500 см3 с двумя верхними распредвалами (снова только в виде прототипа), а также трехцилиндровую модель с двигателем объемом 750 см3 и с дизайном, очень напоминающим четырехцилиндровую модель Honda СВ750.
Однако все эти новшества ни к чему не привели, и в ноябре 1968 г. наконец был назначен ликвидатор завода в Аркоре, где 280 из 550 рабочих уже работали по сокращенному графику.
Несколько месяцев спустя контроль над заводом получил гигантский концерн Piaggio. Что касается Джузеппе Джилера, то на пенсии он прожил недолго, и 21 ноября 1971 г. перед самым своим 82-летним днем рождения этот великий итальянский мотопромышленник скончался.
Эта дорожная машина TGI 1977 1. была оснащена одноцилиндровым двигателем объемом 122,5 см3 (54х48 мм) с впуском на цикле опускания поршня и пятиступенчатой коробкой передач.
Под руководством Piaggio марка Gilera возродилась в 1970-х гг. и вновь активизироваласькаквпроизводствен-ном плане, представив массу новых моделей (и двух-, и четырехтактных), так и на спортивном поприще благодаря золотым медалям в многодневных гонках эндуро и участию в мировых чемпионатах по мотокроссу.
Модель Nord west 600 появилась в 1991 г. и была очень востребована. Некоторые машины выставлялись на соревнованиях одноцилиндровых мотоциклов.
В 1980-х гг. Gilera оказалась в авангарде развития итальянской мотопромышленности с совершенно обновленной серией малообъемных двухтактных моделей (до 350 см3), а также нескольких очень неплохих четырехтактных моделей, начиная с мотоцикла Dakota с двигателем объемом 348,9 см3 (80х69,4 мм), который дебютировал на Миланской выставке в ноябре 1985 г. За этим последовала целая серия моделей, включая Nuovo Saturno и Nordwest. Не остались без внимания и двухтактные модели: появились новые машины GFR 250 (для гонок Гран При), Сгопо (реплика гоночной машины) и футуристическая СХ 125. Тем не менее перед самым открытием Миланской выставки в конце 1993 г. Piaggio объявил о том, что производство мотоциклов на заводе в Аркоре прекращается. Многие обозреватели посчитали это концом марки Gilera, но это было не так. Gilera выжила и сегодня выглядит готовой к триумфальному возвращению, основой чего является производство ряда новых четырехцилиндровых супербайков.
Современная модель 125 GFR SP 1992 г. развивала скорость 160 км/ч и была серьезным конкурентом таких машин, как Aprilia и Cagiva.
В 1991 г. Gilera представила на Миланской выставке футуристическую модель 125 СХ. Она была оснащена одной передней и одной задней вилками.
Gilera Saturno (1946)
Свое название Saturno мотоцикл получил в одном ряду с так же претенциозно названными другими моделями, типа Nettuno (Нептун) и Marte (Марс). Модель дебютировала весной 1940 г. в спортивной версии и вышла победительницей двух этапов в серии гонок чемпионата Италии среди юниоров — в Палермо и Модене. На машине выступал Массимо Массерини (Massimo Masserini), который в обоих случаях победил представителей Moto Guzzi.
Сконструированная Джузеппе Сальмаджи модель Saturno с верхнеклапанным одноцилиндровым двигателем выпускалась в трех версиях: Sport, Turismo и Competition. Это модель Sport 1952 г.
Двигатель: 498,76 см3, двухклапанный с верхним расположением клапанов, одноцилиндровый с вертикальным расположением цилиндра, 84х90 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 18 л.с. при 4500 об/мин.; версия Sport — 22 л.с. при 5000 об./мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 168 кг
Максимальная скорость: 130 км/ч
Когда наступила война, выпуск продукции гражданского назначения был прекращен до конца 1945 г. В 1946 г. появились три отдельные версии модели Saturno: Sport, Turismo и Competition. Все три версии на первый взгляд отличались только доводкой двигателя, который представлял собой все тот же базовый, использовавшийся на прежних, предвоенных V-образных представителях серии верхнеклапанный двигатель объемом 498,7 см3 (84х90 мм). Однако помимо этого, двигатель Saturno претерпевал значительные изменения. Дебютировавшая в 1947 г. более специализированная гоночная версия San Remo развивала мощность 35 л.с. при 6000 об/мин. Первое кардинальное усовершенствование моделей Saturno произошло в 1950 г. с использованием телескопических вилок, тормозных ступиц из сплава во всю ширину переднего колеса и изменением дизайна. Годом позже задняя подвеска была заменена двумя вертикально установленными амортизаторами. Измененная таким образом гоночная версия была переименована в Corsa, которая выпускалась с 1951 по 1956 гг.
Франко Пассони (Franco Passoni) сконструировал также гоночную версию Saturno с двумя распредвалами, но с 1952 по 1953 гг. было выпущено всего две оснащенные двигателями машины. Другим производным от Saturno была модель Cross, выпускавшаяся с 1952 по 1956 гг.
Что касается дорожных мотоциклов, то их производство возобновилось с 1952 г., причем их также затронули такие усовершенствования, как телескопические вилки, две короткие кулисы и передние ступицы из сплава. Последние две модели Saturno (дорожные версии Sport) были проданы в I960 г., хотя они были выпущены в предшествовавшем году. В целом было произведено 6450 экземпляров всех версий Saturno. 170 из них были гоночными.
Gilera В300 Twin (1954)
Двухцилиндровая модель В300 произвела сенсацию на 31-й Миланской выставке в конце 1953 г. Для ее двигателя был выбран необычный размер — 305,3 см3 (60 х54 мм). Это произошло потому, что Gilera не захотел ограничивать себя рамками произвольно выбранного объема, а предпочел создать двигатель в соответствии с требованиями той конструкции, которая была на тот момент в разработке. Это имело дополнительное преимущество в возможности использования различных механических узлов хорошо отлаженного двигателя размером 150 см3, представленного годом ранее в моделях Turismo и Sport (включая такой же двигатель объемом 152,68 см3 с диаметром цилиндра и ходом поршня 60х54 мм).
Верхнеклапанная двухцилиндровая модель В300 дебютировала на Миланской выставке 1953 г. и находилась в производстве до 1969 г. На рисунке представлена машина 2-й серии, выпущенная в начале 1960-х гг.
Двигатель: 305,3 см3, верхнеклапанный с двумя клапанами, двухцилиндровый с параллельным расположением цилиндров, 30х54 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 15 л.с. при 6800 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 150 кг
Максимальная скорость: 125 км/ч
По внешнему виду двухцилиндровый мотоцикл с телескопическими вилками, двумя амортизаторами, кулисной задней подвеской и тормозными ступицами из полированного сплава во всю ширину колес напоминал менее крупные модели. Обода колес были выполнены из легкого сплава, как и глушители производства Gilera. Несмотря на недостаток мощности (в первых машинах она не превышала 12 л.с. при 5800 об./мин.), преимущество В300 заключалась в исключительной плавности хода, легкости запуска и гибкости работы двигателя. В декабре 1954 г. журнал Motor Cycling провел испытания одной из машин и отметил максимальную скорость на уровне всего 113 км/ч, однако это была дорожная (туристская), а не спортивная версия.
Многое в конструкции двигателя было впервые применено в верхнеклапанных одноцилиндровых двигателях размерами 125 и 150 см3 — это параллельное размещение клапанов, спиральные клапанные пружины, мокрое многодисковое сцепление, составной коленчатый вал, поршни с четырьмя кольцами и освещение от динамо. Цилиндры были установлены с наклоном вперед под углом 10° от вертикали.
В ноябре 1955 г. на Миланской выставке были представлены версии 300 Extra и 250 Export. Наиболее заметным их отличием от исходной модели была установка двухместного сидения вместо одноместного пружинного на оригинале. Позже на модели Экстра глушители с корпусом из сплава собственного производства были заменены на стальные хромированные производства фирмы Silentium. Кроме материковой Европы, мотоциклы Gilera В300 продавались в США. Их производство было прекращено в 1966 г.
Gilera 500GP Four (1954)
Приход Джеоффа Дьюка (Geoff Duke) в 1953 г. ознаменовал новый круг в развитии Gilera. Результатом стала модель а ля-Norton, во всяком случае, очень похожая на Нортон Фэзэрбед (Norton Featherbed), технические характеристики же двигателя остались неизменными. Двигатель был отрегулирован к сезону 1954 г. Доводкой двигателя занимался ответственный за разработку гоночных машин компании инженер Франко Пассони (Franco Passoni). Ход поршня был увеличен с 58 до 58,8 мм, образуя объем 499,504 см3. Модифицированный поддон позволил опустить ниже на раму блок двигателя, однако при этом клиренс был даже увеличен благодаря подогнутым ближе к двигателю выхлопным трубам. Угол наклона клапанов был расширен, а диаметр клапанов изменен.
Четырехцилиндровый мотоцикл Gilera Grand Prix с двигателем объемом S00 см3, па каких в середине 19S0-X г г. выступали заводские гонщики, включая чемпиона мира Джеоффа Дьюка.
Двигатель: 499,49 см3, с двумя верхними распредвалами, двухклапанный, рядный четырехцилиндровый, 52х58,8 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 70 л.с. при 10500 об/мин.
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 150 кг
Максимальная скорость: 260 км/ч
Пассони использовал составной коленвал, а в коробке передач добавил передаточное число, и она стала пятиступенчатой. После установки магнето Lucas с вращающимся магнитом четырехцилиндровая модель Gilera 500 Grand Prix обрела свою окончательную форму. Четырехцилиндровая модель меньшего размера — 350 (349,66 см3, 46х52,6 мм) появилась в 1956 г. В период с 1949 по 1963 гг. на одиночных четырехцилиндровых моделях Gilera было выиграно тридцать восемь и на машинах с колясками — восемь Гран При, а также шесть титулов чемпиона мира — все в классе 500 см3.
Gilera C1 Cross (1981)
Благодаря успеху моделей Elmeca-Gilera Piaggio поручили Gilera выпустить группу внедорожных моделей, и создать заводскую команду гонщиков.
Сконструированные голландцем Яном Виттевееном модели С1 Cross и представленная на рисунке Cl Enduro были, по существу, одним и тем же мотоциклом лишь с незначительными отличиями.
Двигатель: 122,75 см3, двухтактный, с пластинчатыми клапанами, одноцилиндровый вертикально установленный, 52х58,8 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 32 л.с. при 10000 об/мин.
Коробка передач: шестиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес; 85 кг
Максимальная скорость: 140 км/ч
Чтобы достичь поставленной цели, был приглашен голландский специалист по двухтактным двигателям Ян Виттевеен и в результате появилась новая модель с двигателем объемом 125 см3 с водяным охлаждением. Он использовал свой опыт для модифицирования существующего двигателя Gilera, предпочтя созданию нового двигателя повышение эффективности уже существующего. Одна из кроссовых машин Виттевеена класса 125 см3 была с успехом использована заводским гонщиком Микеле Ринальди (Michele Rinaldi) в гонках итальянского и мирового чемпионатов 1981 и 1982 гг. Модель, на которой выступал Ринальди была оснащена задней подвеской Marzocchi с одним амортизатором. Серийная потребительская версия С1 Competizione Cross отличалась двойными задними амортизаторами Corte Cosso, хотя двигатель также был с жидкостным охлаждением. Кроме того, выпускалась версия мотоцикла для гонок эндуро Е1. В 1983 г. серийная потребительская кроссовая версия с обновленным дизайном и задней подвеской с одним амортизатором была переименована в С2. В 1981 г. Gilera также выпустила двухцилиндровую модель класса 125 см3 с лучшим показателем мощности для этого класса — 36 л.с. при 12000 об/мин.
Gilera Dakota 350 (1986)
Впервые новая, сконструированная инженером Лючио Масут (Lucio Masut) модель Gilera поколения 1980-х гг. была представлена широкой публике в ноябре 1985 г. на Миланской выставке. Старейший завод был не только представлен на выставке одним из самых больших стендов, но и располагал новым экспонатом в виде кроссовой модели 350 Dakota, дополненной обещанием поставить на конвейер более крупную версию.
Сконструированная Лючио Масутом модель Dakota с двигателем объемом 348 см3 (80х69 мм) была впервые экспонирована в ноябре 1985 г. Ее отличали жидкостное охлаждение, 4 клапана и распредвалы с ременным приводом.
Двигатель: 348,89 см3, с двумя верхними распредвалами, четырехклапанный одноцилиндровый с вертикальной установкой, 80х69,4 мм, с жидкостным охлаждением
Мощность: 39 л.с. (при отборе от коленчатого вала)
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 148 кг
Максимальная скорость: 145 км/ч
В одноцилиндровом двигателе Dakota объемом 348 см3 были использованы все последние технические приемы, включая жидкостное охлаждение, четырехклапанную головку цилиндра, два выпускных канала, два 25-миллиметровых карбюратора Dell'Orto, два верхнерасположенных распредвала с зубчатым ременным приводом, вал системы уравновешивания (с шестеренчатым приводом непосредственно от коленвала), многодисковое сцепление с гидравлическим приводом, пятиступенчатую коробку передач, а также электронное зажигание и электрический стартер японского производства. Сюда можно также добавить кованый поршень и цельный коленчатый вал, вращавшийся на противовибрационных кольцевых подшипниках. При всех этих технических хитростях некоторое недоумение вызывал тот факт, что этот высокотехнологичный двигатель выдавал всего 33 л.с. при 7500 об./мин. Gilera, исходя из рыночной конъюнктуры, создала скорее двухцелевой дорожно-кроссовый мотоцикл, чем обычное дорожное транспортное средство, поскольку в то время очень высокий уровень продаж в материковой Европе, если и не в Британии, имели мотоциклы типа Yamaha Tenere.
Для возмещения крупнейшего недостатка машины (недостаточной мощности) Gilera в 1987 г. продемонстрировала вариант модели класса 500 (492 см3, 92х74 мм). В то же время была предложена версия ER класса 350. Ее отличали менее емкий топливный бак и укороченные пластиковые панели на двух радиаторах. Эти изменения позволяли водителю сместиться немного вперед и сидеть в более удобном положении.
Сухой вес Dakota независимо от размеров двигателя составлял 147 кг, что делало ее самой тяжелой машиной в классе. Тем не менее, базовый двигатель был очень сильным, а характерное для эндуро квадратного типа шасси позволяло осуществлять дальнейшие разработки.
Результатом таких разработок явилась модель XRT 600, дебютировавшая в конце 1987 г.
Gilera Nuovo Saturno (1988)
Модель Nuovo Saturn о, впервые представленная широкой публике в 1987 г. на Миланской выставке, была классической дорожной машиной спортивного типа, созданная на основе современной технологии. Это был во многих отношениях итало-японский проект, поскольку изначально он был предложен японской торговой компанией С. Itoh. После Милана в декабре 1987 г. прототип был представлен на выставке Мэга, в Токио.
Модель Nuovo Saturno была совместным итало-японским проектом. Она была создана в виде современного прогулочного мотоцикла спортивного типа с двигателем Dakota объемом 492 см3.
Двигатель: 492 см3, с двумя верхними распредвалами, четырехклапанный одноцилиндровый с вертикальной установкой, 92х74 мм, с жидкостным охлаждением
Мощность: 45 л.с. (при отборе от коленчатого вала)
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 140 кг
Максимальная скорость: 178,5 км/ч
Созданная Gilera машина была плодом работы инженера завода в Аркоре Сандро Коломбо и японского техника Н. Хагивара (N. Hagiwara). Преобразовывая классическую крупную одноцилиндровую машину в модель более приемлемого для потребителя вида, дуэт использовал двигатель Dakota объемом 492 см3 для создания компактного прогулочного мотоцикла. Для весившей около 135 кг модели Nuovo Saturno использовались специально созданная рама из решетчатых стальных труб и алюминиевая кулиса с эксцентриковой регулировкой цепи конечной передачи. Все компоненты были самого лучшего качества: подножки, задние тормоза, рычаги переключения передач и рычаг ножного стартера (кикстартера) были выполнены из алюминия; 40-миллиметровые передние вилки обычной конструкции имели 120-миллиметровый ход. Демпфирование задней части рамы обеспечивалось одним регулируемым амортизатором гоночного типа с длиной хода 130 мм.
Из других характеристик следует отметить полуобтекатель, задние ограничители подошв, одно сидение гоночного типа и высоко поднятые черные выхлопные трубы, заканчивавшиеся одним тушителем. Двигатель буквально висел в раме, что обеспечивало свободный к нему доступ. Обеспечивая мощность 45 л.с. на коленвале и 36 л.с. на заднем колесе, одноцилиндровая модель Gilera развивала скорость до 178 км/ч. Кроме Японии и Италии, машина продавалась и в других странах, включая Великобританию.
Gilera GFR 250 GP Racer (1992)
В 1991 г. хозяева Gilera для популяризации их марки решили создать гоночное отделение, специализирующееся на конструировании и создании прототипов гоночных мотоциклов. Его возглавил бывший шеф конструкторов компании Bimota Фредерико Мартини (Frederico Martini).
Высокотехнологичная гоночная модель 1992 1. GFR 2S0 была создана как вызов японским машинам, доминировавшим в гоночном классе 250 см3. При мощности 85 л.с. она могла развивать скорость 265 км/ч.
Двигатель: 249 см3, с пластинчатыми клапанами, двухтактный, V-образный двухцилиндровый, 56х50,7 мм, с жидкостным охлаждением
Мощность: 85 л.с. при 13000 об./мин.
Коробка передач: шестиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепной
Вес: 95 кг
Максимальная скорость: 266 км/ч
На Миланской выставке в 1991 г. было объявлено, что Gilera для участия в шоссейных гонках Мирового чемпионата в классе 250 см3 в сезоне 1992 г. выставит гонщиков Карлоса Лавадо (Carlos Lavado — 19-кратный победитель Гран При в классе 250 см3) и Жана Филлипе Руггиа (Jean Phillipe Ruggia) на совершенно новых двухтактных V-образных двухцилиндровых (с развалом цилиндров под углом 75°) машинах, подобных машинам их основных соперников — Honda и Yamaha. Более подробное освещение технических характеристик модели указывало на наличие двух карбюраторов Mikuni или Dell'Orto при том, что проводились также испытания с инжекторным впрыском топлива, впуска с помощью пластинчатых клапанов с электронно синхронизированными выпускными клапанами, шестиступенчатой коробки передач, вала системы уравновешивания и магниевого корпуса двигателя. Во избежание возможных перекосов при сверхвысоких оборотах двигателя использовался один коленвал. Использовалось шасси в виде треугольного корпуса из алюминия с передней и задней подвесками Kyaba. Обратные передние вилки свидетельствовали о регулируемом наклоне руля.
Но Gilera и Martini так и не смогли добиться успеха с использованием модели GFR, хотя ее мощность (85 л.с.) была идентична мощности модели NSR, принесшей победу компании Honda.
Gilera Runner Scooter (1998)
Восставшая из пепла Gilera создала совершенно новую серию машин, и прежде всего лидирующие в своем классе мотороллеры Runner с жидкостным охлаждением.
Возможно, мотороллер не является словом, особо ассоциирующимся с маркой Gilera, но на заре двадцать первого века продажи мотороллеров находятся на подъеме.
Мотороллеры Runner выпускаются с двигателями трех размеров: 50, 125 и 180 см3. Последняя версия развивает максимальную скорость 120 км/ч. Во всех версиях используется автоматическая трансмиссия.
Двигатель: 175,8 см3, двухтактный, одноцилиндровый горизонтально установленный, 65,6х50 мм, с жидкостным охлаждением
Мощность: 21 л.с. при 8000 об./мин.
Коробка передач: автоматический вариатор с преобразователем крутящего момента
Главный привод: шестеренчатый
Вес: 115 кг
Максимальная скорость: 120 км/ч
Рекламные материалы Gilera возвещали, что модели серии Runner (с двигателями трех размеров: 50,123,5 и 175,8 см3) впервые сочетают в себе практичность и простоту использования мотороллера с жесткостью и управлением полноценного мотоцикла. В прошлом уже предпринималось несколько попыток перекинуть мост между мотороллером и мотоциклом (например, модель Moto Guzzi Galletto), так что насчет впервые еще нужно посмотреть.
Однако что действительно отличает модель Gilera от более ранних моделей 1950-х гг.,так это преимущества современной технологии. Характерными особенностями моделей Runner являются сверхжесткая рамная конструкция, обратные передние вилки, колеса из сплава с низкопрофильными покрышками, мощные дисковые передние тормоза с гидравлическим приводом и полированный обтекатель с мягкими линиями.
Самая мощная из моделей Runner под индексом 180 развивает скорость 120 км/ч. Во всех трех версиях используются одноцилиндровые двигатели с жидкостным охлаждением с автоматическими масляными насосами, электронное емкостное зажигание (CDI) с различным опережением и выбором стартера — ножного или кнопочного электрического, а также 12-вольтовые аккумуляторные батареи.
Мотороллеры Runner 50 и Runner 125 стали стимулом для организации серии международных одномодельных гонок Gilera Runner Trophy, собирающих более 200 гонщиков из всех европейских стран. Гонки проводятся для двигателей двух размеров (70 и 180 см3) с сотрудничестве со специалистами по доводке двигателей компании Malossi.