По ее окончании в 1918 году семья нашла другую область применения своим инженерным навыкам. В Италии, да и по всей остальной Европе, стремительно рос спрос на дешевый механический транспорт. Компания Benelli сконструировала и выпустила 98-кубовый двухтактный двигатель дляустанов-ки на обычную велосипедную раму.
Как и на более поздней французской модели Velosolex двигатель крепился перед рулевой колонкой над передним колесом. Однако он оказался слишком мощным для этой рамы, поэтому компания сконструировала более прочный вариант. Так появился на свет первый мотоцикл Benelli. Представленная в 1921 году машина оснащалась передними балочными вилками, зажиганием от магнето, двухступенчатой коробкой передач и цепным приводом.
В то время семейным бизнесом занимались пятеро братьев. Торино Бенел-ли, самый младший, быстро обнаружил в себеталант гонщика. Начиная с итальянского Гран При 1923 года в Монце он начал одерживать победу за победой. Затем он прекратил выступления и стал гонщиком-испытателем компании. К сожалению, в 1937 году в ходе очередных испытаний он погиб.
К середине 30-х годов компания развилась достаточно, чтобы стать одним из «Большой Пятерки» итальянских мотопроизводителей (вместе с Garelli, Moto Guzzi, Gilera и Bianchi).
Настоящие гоночные успехи пришли с появлением 172-кубовой (62x57 мм) одноцилиндровой модели с верхним распредвалом. В 1932 году была выпущена ее модификация с двойным верхним распредвалом «квадратного» (60,5x60,5 мм) двигателя. В 1935 году им на смену пришла более мощная 248-кубовая (62x78 мм) машина.
Модель 175 Sport 1932 года, оснащенная 172-кубовым одно цилиндровым двигателем с верхним распредвалом и четырехступенчатой трансмиссией. Машина развивала 120 км/ч.
К середине 1938 года почти каждый производитель мототехники в континентальной Европе, равно как и английские компании AJS и Vellosette, применяли наддув для улучшения скорости на гонках. Benelli не осталась в стороне и не только переделала свои 250-кубовые одноцилиндровые машины с двойным верхним распредвалом (в 1939 году ирландец Тед Меллорс выиграл гонку легких мотоциклов серии ТТ на острове Мэн на машине без наддува), но и сконструировала превосходный четырехцилиндровый 60-сильный 250-кубовый мотоцикл. К сожалению, вмешалась война, а затем и Международная Федерация Мотоспорта наложила запрет на мотоциклы с наддувом. Они так и не смогли полностью раскрыть весь свой потенциал.
250-кубовый гоночный мотоцикл с верхним распредвалом. На такой же машине в 1939 году Тед Меллорс выиграл гонку легких мотоциклов серии ТТ со средней скоростью 118 км/ч.
Война не пощадила заводы Benelli. Лишенная производственных мощностей, в отличие от своих конкурентов, например, Moto Guzzi и Gilera, компания не могла быстро вернуться на рынок. К тому же произошел внутрисемейный конфликт, и один из братьев, Джузеппе, вместе со своими сыновьями Марко и Луиджи основал собственную компанию Motobi. В начале 1949 года остальные братья продолжили спортивную борьбу со своим старым конкурентом, компанией Moto Guzzi, на довоенных гоночных машинах. В 1948 году в команду после завершения контракта с Moto Guzzi в качестве первого номера вернулся гонщик Дарио Амброзини.
250-кубовый двигатель с верхним распредвалом модели уличного мотоцикла 1939 года. Этот впечатляющий агрегат выпускался также в 500-кубовой модификации.
В 1949 году Международная Федерация Мотоспорта учредила мировой чемпионат в классе 250 см³. Амброзини и братья Бенелли приняли в нем активное участие. В первый год им удавалось лишь добираться до финиша, зато в следующем сезоне они завоевали чемпионский титул, выиграв все гонки кроме одной.
Инновационный гоночный мотоцикл Benelli 1939 года. Машина оснащалась 250-кубовым четырехцилиндровым двигателем водяного охлаждения с наддувом и двойным верхним распредвалом. Послевоенный запрет Международной Федерации Мотоспорта на наддув лишил двигатель всякого смысла.
Однако в 1951 году, после победы на первом этапе чемпионата в Берне и второго места в гонке ТТ, Амброзини погиб на французском этапе во время предварительных заездов. Компания прекратила свое участие в чемпионате и не выступала в официальных соревнованиях вплоть до 1959 года. Прежних темпов промышленного производства компании удалось достичь только к 1950 году.
На состоявшейся в том году миланской выставке компания представила свои довоенные 500 и 250-кубовые четырехтактные одноцилиндровые машины и новую двухтактную модель с двигателем объемом 98 см³. Годом позже 98-кубовая машина «располнела» до 125 см³ и получила название Leonci-по («Львенок»).
Эта модель выпускалась как с двухтактным, так и четырехтактным двигателем. В 1953 году Леопольдо Тартарини (в последствии ставший главой фирмы Italjet) на 125-кубовом двухтактном мотоцикле победил в знаменитой гонке «Джиро де Италия» (тур Италии).
Другой ключевой моделью компании начала 50-х стала верхнеклапанная Leonessa («Львица») с параллельным двухцилиндровым двигателем. Вместе с «Львенком» эта модель долго и успешно производилась на протяжении всего десятилетия.
В 1959 году произошли два важных события в истории компании. Benelli вернулась к участию в гонках с улучшенной версией долгоиграющего одноцилиндрового мотоцикла с двойным верхним распредвалом (в состав заводской команды вошли Джефф Дьюк, Дики Дейл и Сильвио Грассетти). И началось серийное производство машин с новым 172-кубовым (62x57 мм) верхнеклапанным одноцилиндровым двигателем блочной конструкции в модификации «Туризм» и «Спорт».
В 1961 году компания отпраздновала свой полувековой юбилей. За этим последовала смерть Джузеппе Беллини, после чего Benelli и Motobi объединились. Однако Motobi продолжила выпуск своих моделей под собственным именем. В 1960 году появилась вторая четырехцилиндровая модель Benelli. В том же году Бруно Спаггиари провел ее испытания, но только к 1962 году эта 246,3-кубовая (44x40,5 мм) машина была готова к участию в гонках.
Два года спустя новый гонщик Тарквинио Провини принес ей первый Гран При. Тем временем компания в срочном порядке выпустила 343-кубовую (51x42 мм) машину для участия в чемпионате класса 350 см³. Еще позже, в 1967 году, дебютировала модель с 491-кубовым двигателем. Но ни одна из этих машин, несмотря на чемпионский титул австралийца Кела Каррутера 1969 года в классе 250 см³, не смогла остановить коммерческое падение Benelli. В конце 1971 года контроль над компанией перешел к аргентинскому промышленному магнату Александре Де Томасо.
В то время Benelli выпускала целый ряд серийных моделей. Выпускался полный ряд мини-байков, верхнеклапанные одноцилиндровые мотоциклы с горизонтально расположенным двигателем на основе моделей Motobi и относительно новая 643-кубовая (84x58 мм) модель Tornado с параллельным верхнеклапанным двухцилиндровым двигателем, способная развить 169 км/ч.
Первым делом после установления контроля над компанией Де Томасо был вынужден пересмотреть существовавший модельный ряд. Было сохранено производство мини-байков исключительно для американского рынка, и модели Tornado. К ним добавились новые 124-кубовая (42,4x44 мм) и 231,4-кубовая (56x47 мм) двухтактные модели с золотниковым газораспределением, как и на японских мотоциклах.
Японское влияние проявилось и на появившемся в конце 1972 года прототипе 750 Sei шестицилиндровой машины. Многие увидели в этом стремление Benelli переплюнуть японцев. К сожалению, на организацию даже ограниченного производства потребовалось еще два года. Наряду с этой моделью появились две четырехцилиндровые машины с двигателями объемом 500 и 350 см³ (последняя появилась в 1975 году). Годом позже появилась итоговая машина эпохи Де Томасо — модель 254.
Превосходная 231-кубовая модель 254 (произносится Два — Пятьдесят Четыре) образца 1981 года. К ее особенностям следует отнести выхлопную систему «четыре в два» и литые колесные диски.
]Модель 254 (два пятьдесят четыре) 1980 гола. Машина оснащалась двигателем Moto Guzzi. В последствии и Benelli и Moto Guzzi перешли во владение Де Томасо.
Однако, как и у 250-кубового двухтактного двухцилиндрового мотоцикла объем ее двигателя составлял всего лишь 231 см³ (44x38 мм). Эта и аналогичная модель марки Moto Guzzi стали первыми в мире современными серийными мотоциклами класса 250 см³. Другие многоцилиндровые машины появились в конце 70-х.
Модель 125 Trail компании Benelli 1978 года. Машина оснащалась двухтактным одноцилиндровым двигателем с золотниковым газораспределением.
Это были четырехцилиндровая модель 654 (603,94 см³, 60x38 мм) и шестицилиндровая модель 900 Sei (906 см³,60x53,4 мм).
Кризис начала 80-х крайне негативно сказался на производстве, что в конце десятилетия привело к перепродаже компании. Новые владельцы интересовались только производством небольших 50-кубовых машин для внутреннего рынка. Неправильная стратегия руководства привела к очередной продаже компании в конце 90-х годов. На этот раз была создана серьезная база и условия для выпуска новых моделей. Сначала появилось новое семейство современных скутеров. А в 1999 году было объявлено о намерении Benelli выпустить в начале нового тысячелетия четырехцилиндровый супербайк. Кстати сказать, под именем Tornado.
Benelli 250 Super Sport
В средине 30-х годов расположенная в Песаро компания сконструировала заднюю плунжерную подвеску. Впервые она появилась в 1936 году на новой модели 250 Super Sport, а затем и на остальных 250 и 500-кубовых моделях Benelli.Представленную в начале 1938 года на миланской выставке 250-кубовую одноцилиндровую модель журнал «Motor Cycle» описал как «внешне очень похожую на английские машины». Это было не так уж далеко от истины. 247-кубовый (67x70 мм) двигатель оснащался шестеренчатым приводом распредвала с правой стороны, контактным зажиганием и освещением от динамо-машины.
В типично итальянском стиле справа располагалась маятниковая педаль четырехступенчатой коробки передач. Обычно на 250-кубовом мотоцикле устанавливались достаточно мягкие для ручной замены шпильчатые пружины клапанов. Двигатель оснащался головками с двойными каналами, а на некоторых машинах выхлопная система оснащалась специальным рычагом для регулировки звука выхлопа без глушителя. В городских условиях машина издавала мягкий рокот, а за городом из нее вырывался спортивный рев. Смазочное масло содержалась в ребристом переднем выступе картера.
На некоторых моделях небольшой масляный радиатор размещался поверх него, между передними нижними трубами дуплексной рамы. Верхнеклапанный мотоцикл Benelli выглядел более спортивным, нежели дорожные модели компаний Bianchi и Gilera. На скоростной трассе с ним могли соперничать только машины Moto Guzzi.
В середине 30-х Benelli сконструировала заднюю плунжерную подвеску. В 1936 году она впервые была применена на новой модели 250 Super Sport.
Двигатель: 247 см³, верхнеклапанный вертикальный одноцилиндровый, 67x70 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 16 л.с. при 6500 об/мин
Коробка передач: четырехступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 136 кг
Максимальная скорость: ИЗ км/ч
Benelli 500 Grand Prix
Первый 250-кубовый четырехцилиндровый гоночный мотоцикл Benelli с двигателем водяного охлаждения и наддувом появился в 1940 году. Затем началась война, а вслед за этим Международная Федерация Мотоспорта наложила запрет на наддув. Поэтому мотоцикл так и не смог раскрыть свой гоночный потенциал.
В I960 году компания представила другую четырехцилиндровую гоночную модель, но теперь уже с двигателем воздушного охлаждения без наддува. Как и его «предшественник», новый двигатель сохранил классическую конструкцию с четырьмя цилиндрами поперек рамы. К особенностям двигателя можно отнести центральный шестеренчатый привод двух верхних распредвалов и первичный шестеренчатый привод между первым и вторым цилиндром с правой (США, если В — с левой) стороны. Это позволило уменьшить общую ширину силового агрегата.
Модель 500 Four Grand Prix стала последним четырехцилиндровым гоночным мотоциклом Benelli. На снимке машина образца 1970 года.
Двигатель: 494,6 см³, четырехцилиндровый с двойным верхним распредвалом, 54x54 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 82 л.с. при 11000 об/мин
Коробка передач: шестиступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 120 кг
Максимальная скорость: 264 км/ч
Исходная мощность двигателя объемом 246,32 см³ (44x40,5 мм) при 13000 об/мин составляла 40 л.с. Зажигание было батарейным, правда, вскоре эта система была заменена на расположенное перед картером магнето. Сухое многодисковое сцепление размещалось с правой (США, левой — GB) стороны двигателя, соединенного в один узел с шестиступенчатой коробкой передач. На машине долго экспериментировали с местоположением системы смазки. Первоначально масляный бачок располагался сзади машины, затем он был вынесен перед бензобаком, и, наконец, размещен под картером.
Впервые появившись весной 1962 года на автодроме в Имоле, машина показала себя довольно резво. Но мотоцикл нуждался в дальнейшем совершенствовании. Этот процесс затянулся до конца 1963 года, когда Benelli удалось заполучить гонщика Тарквинио Провини из компании Morini. Машина 1964 года была гораздо легче своей «предшественницы» и получилауже семиступенчатую коробку передач. Однако даже на таком мотоцикле Провини проигрывал в итальянском чемпионате заменившему его в команде Morini молодому Джакомо Агостини.
Годом позже четырехцилиндровая машина подверглась дальнейшей модернизации: появились улучшенные коленчатый вал, головки цилиндров и коробка передач. Мощность возросла до 52 л.с. при 16000 об./мин. В конце 1965 года компания представила модель с увеличенным до 322 см³ (50x40,6 мм) объемом двигателя. Затем появилась 343-кубовая (51x42 мм) модификация этого двигателя с четырьмя клапанами на цилиндр.
В 1967 году из-за травмы Провини пришлось завершить свою спортивную карьеру.
Его место в команде занял Ренцо Пазолини. В сентябре 1968 года на этапе в Монце Пазолини и Майк Хейлвуд выступили на четырехцилиндровых мотоциклах с увеличенными до 494,6 см³ (54x54 мм) двигателями.
Долгожданная слава пришла в 1969 году, когда австралийский гонщик Кел Каррутерс завоевал для Benelli чемпионский титул в классе 250 см³. Это был последний раз,когда четырехцилиндровый мотоцикл выигрывал чемпионат этого класса. После этого успеха Benelli больше не могла выставить свои четырехцилиндровые машины, так как по новым правилам Международной Федерации Мотоспорта в чемпионате класса 250 см³ могли участвовать максимум двухцилиндровые машины с шестиступенчатой коробкой передач.
В 70-х годах 350 и 500-кубовые модели продолжали участвовать в гонках своих классов. Доработанный 350-кубовый четырехцилиндровый мотоцикл под управлением Вальтера Виллы впервые появился в Монце, на итальянском Гран При 1973 года.
Benelli 900 Sei
В 1971 году Бенелли продали свой семейный бизнес аргентинскому промышленнику Александре Де Томасо. Эта смена руководства привела к новой эре уличных мотоциклов марки Benelli. Создав флагманский шестицилиндровый мотоцикл, Де Томасо попытался заткнуть японцев за пояс и привлечь общественное внимание к своему новому предприятию. Модель 750 Sei показала всему миру, на что способна компания Benelli. Это была роскошная машина в типично итальянском стиле. Ее шестицилиндровый двигатель с одним распредвалом был логичным, почти очевидным выбором, схожим по конфигурации с четырехколесными 12-цилиндровыми «коллегами» из Ferrari, Lamborgini и Maserati. Как и они Benelli 750 был дорог, но недостаточно стилен. Действительно, если бы не шесть рупорных выхлопных труб, оглушающих все позади, машину можно назвать консервативной, и даже мягкой.
Шестицилиндровая модель 750 Sei дебютировала в 1972 году Однако для ее внедрения в серийное производство и появления на рынке потребовалось еще два года.
Двигатель машины больше напоминает японскую, нежели итальянскую инженерную школу. Однако прототип 1972 года стал сенсацией. Его максимальная скорость составляла примерно 185 км/ч. По заводским данным выходная мощность 748-кубового (56x50,6 мм) поперечного шестицилиндрового двигателя составляла 71 л.с. при 8500 об./мин.
Серийноепроизводствомодели началось в 1974 году. Компания Honda как раз работала над своей шестицилиндровой моделью СВХ. В ответ Benelli выпустила модель 900, с 906-кубовым (60x53,4 мм) двигателем. Это была не просто рестайлинговая машина с увеличенным объемом цилиндра. Это был фактически новый мотоцикл. Мощный двигатель оснащался более надежными по сравнению с «предшественником» коленчатым валом и коробкой передач.
Внешне модели были также мало похожи благодаря шести выхлопными трубами 900 Sei, сливающимися в две, и минимальному количеству обтекателей. Машина развивала максимальную скорость в 209 км/ч. Однако ее выпуск полностью прекратился в 1987 году.
Модель 900 Sei стала последней в ряду шестицилиндровых машин компании Benelli. Она выпускалась в 1980-87 годах.
Двигатель: 906 см³, четырехцилиндровый с верхним распредвалом, 60x53,4 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 80 л.с. при 8400 об./мин.
Коробка передач: пятиступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 220 кг
Максимальная скорость: 215 км/ч
Benelli 900 Tornado
Модель 900 Tornado унаследовала свое название от знаменитой модели Benelli начала 70-х годов. Однако в то время как та машина оснащалась 650-кубовым верхнеклапанным параллельным двухцилиндровым двигателем, в сердце новой модели лежал мотор большего объема с дополнительным цилиндром.
Несмотря на то, что объем двигателя первого серийного Tornado составлял 898,4 см³ (85,3x52,4 мм), компания планирует выпуск машин с полным семейством моторов различного объема.
12 клапанов на вертикальных цилиндрах (по четыре на каждый цилиндр) расположены под углом 15° и приводятся цепью, расположенной слева от блока цилиндров.
Шейки коленчатого вала размещались под углом 120° друг от друга, что позволяет создать оптимальный крутящий момент на заднем колесе, как в гоночном, так и уличном режимах. Для уменьшения вибрации машина оснащена валом системы уравновешивания. Комплексная система зажигания и впрыска способна работать как с тремя, так и шестью инжекторами.
Отсутствие переднего радиатора дало определенное пространство деятельности группе инженеров-конструкторов. Они оснастили мотоцикл 13-литровым воздушным баком без уменьшения объема бензобака. Более того, двигатель является своеобразным ребром жесткости рамы, обеспечивая ей дополнительную прочность. Передняя половина рамы изготовлена из хромемольной стали, задняя часть с амортизатором выполнена из алюминиевого сплава. Угол наклона руля регулируется. Помимо этого машина оснащена 17-дюймовыми шинами, трехпоршневыми дисковыми тормозами, гоночными спиральными пятилучевыми колесными дисками (передние 3,5-секционные, задние — 6-секционные), алюминиевым маятником и многодисковым сцеплением в масляной ванне с антиблокировочным устройством. Коробка передач представляет собой шестиступенчатый агрегат кассетного типа.
Могоцикл Benelli 21 века. Модель 900 Tornado оснащена трехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждении с двойным верхним распредвалом.
Двигатель: 898,4 см³, трехцилиндровый с двойным верхним распредвалом, 85,3x52,4 мм, жидкостное охлаждение
Мощность: 140 л.с. при 11500 об/мин
Коробка передач: шестиступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 185 кг
Максимальная скорость: 280 км/ч