Поворотный момент в истории компании настал, когда группа рабочих завода в Наоле предложила план производства мотокроссовых гоночных мотоциклов вместо велосипедов. Новый модельный ряд компании оснащался двигателями самого различного объема, поставляемыми фирмами Minarelli, Sachs, Hiro и Rotax. Сотрудничество с австрийской фирмой Rotax успешно продолжается и по сей день.
С модифицированным двигателем Suzuki RGB V-twin, Aprilia RS250 стал фаворитом среди спортивных мотоциклов. На снимке — модель 1996 года.
Заводские мотокроссовые машины компании сделали дубль, выиграв чемпионат Италии в классе 125 и 250 см3 в 1976-77 годах. Эти успехи вдохновили компанию на завоевание рынка эндуро, а затем и мотоциклов для триала. Всемирно известный гонщик Сэмми Миллер был нанят компанией в качестве советника по созданию триальных моделей.
К 1981 году компания ежегодно выпускала порядка 4500 мотоциклов в год. Однако действительным толчком к успеху послужило появление родстера СТ125. Его двухтактный двигатель Rotax жидкостного охлаждения, задний моноамортизатор и современный дизайн обеспечили модели колоссальный успех. Это окончательно убедило главу компании в необходимости увеличения выпуска моделей уличных мотоциклов. До тех пор Aprilia, помимо «грязевых» мотоциклов выпускала только 50-кубовые легкие мотоциклы и ряд мопедов.
Для успешного достижения своей новой цели руководство компании провело глубокое рыночное исследование среди молодежи по следующим позициям: что носит молодежь, какие у нее цвета в моде, какую музыку она слушает и даже что она смотрит. Например, в то время как большинство итальянских производителей жаловались на закон 1986 года, обязывающий использовать защитный шлем, Aprilia разработала собственные модные модели шлема, выполненные в популярной цветовой гамме — проблему удалось направить в позитивное русло. Другой причиной успеха компании в 80-е годы были кадры: средний возраст рабочих не превышал 30 лет, и даже президенту компании было лишь слегка за сорок. Так или иначе, ApriLia стала кумиром молодежи.
Компания также рассматривала возможность занять свободные сектора рынка. После прекращения выпуска мопедов, удобных для ежедневных поездок на работу сектор машин среднего класса был пуст.
Модели родстеров были поделены на три отдельных рыночные категории: Копии гоночных мотоциклов, раллийные мотоциклы (типа «Париж-Дакар») и индивидуальные круизеры.
Несмотря на отказ от участия в мотокроссе в начале 80-х годов спортивные традиции компании продолжались благодаря участию в триалах, ралли, а с середины 80-х годов и дорожных гонках. Копии наиболее удачных заводских гоночных мотоциклов выпускались даже для частных продаж.
В 1986 году компания произвела порядка 40 тысяч мотоциклов, из которых 18 тысяч были мотоциклы, относящиеся к чрезвычайно важному сектору рынка — классу 125 см3, что позволило Aprilia стать третьей в Италии по объемам продаж.
Это был громадный успех для компании, о которой десять лет назад еще никто даже не слышал.
Следующей задачей Aprilia был прорыв на зарубежные рынки. Понимая, что для этого потребуются новые модели, компания разработала пятилетний план развития стоимостью 60 миллионов лир (24 млн. фунтов стерлингов). По плану предусматривалось расширение модельного ряда до 25 машин с двигателями объемом вплоть до 1000 см3.
Если бы этого оказалось недостаточно, компания запланировала выпуск не только 250-кубовой двухцилиндровой гоночной машины для участия в Гран При (с 1989 года отдавалось предпочтение V-образной конфигурации), но и мотоциклов для участия в мировых чемпионатах машин класса 125 и 500 см3. В 1988 году появилась модель Climber («Скалолаз»), Предназначенная для триала машина оснащалась 276-кубовым (76x61 мм) одноцилиндровым двигателем с поворотным клапаном. На двигателе данного класса впервые была применена система жидкостного охлаждения.
В 1985 году первым заводским гонщиком для участия в Гран При стал Лорис Реджиари. Он помог компании подготовить чемпионскую машину: через девять лет Макс Бьяджи стал чемпионом в классе 250 см3. Бьяджи и его соотечественник Валентино Росси впоследствии стали многократными чемпионами мира на машинах марки Aprilia.
В конце 80-х годов марка Aprilia считалась номером один на итальянском рынке. Модель 125 AFI Replica 1988 года является тому подтверждением.
Еще одной гранью успеха компании можно считать проведение общеевропейских чемпионатов одной модели: обычно RS125 или RS250.
Что касается дорожных моделей, в 1990 году компания выпустила новый скутер Atico с двигателем объемом 50 см3. Опять же модель мгновенно стала пользоваться огромным успехом, и послужила отправным моментом компании в поразивший Италию мотороллерный бум.
Другими важными моделями компании этого времени были Extrema Red Rose (мотоцикл на заказ с двигателями объемом 50 и 125 см3) и Pegaso с пятиклапанным двигателем объемом 652 см3.
В течение многих лег компания выпускала также индивидуальные мотоциклы. На снимке модель Red Rose Classic 1992 года, способная удовлетворить самого разнообразного покупателя.
В 1992 году было основано совместное с компаниями Rotax и BMW предприятие по выпуску четырехклапанной одноцилиндровой модели F650 Funduro под маркой BMW. В 1992-99 годах по всему миру было продано порядка 60 тысяч этих машин.
Модель Tuareg Wind 1989 года оснащалась 600-кубовым четырехклапанным двигагелем австрийской компании Rotax. Эта модель была предшественницей модели Pegaso (справа).
Компания наняла голландского специалиста в области доводки двухтактных двигателей Яна Виттерена для работы над уже существующими гоночными моторами объемом 125 и 250 см3. В 1994 году появился V-twin двигатель для Гран При модели RS400V. К середине 90-х годов появился мотор Suzuki RGV для модели RS250 и скутер Leonardo с двигателями объемом 124, 150 и 250 см3.
RS250 1994 года на вираже. Управляемость и тормоза машины были на уровне лучших гоночных машин. Поэтому у нее было множество поклонников.
В 1996 году объем ежегодного производства превысил 100 тысяч мотоциклов. Aprilia стала одним из крупнейших европейских мотопроизводителей. В 1997 году с появлением супербайка RSV Hille диапазон моторов машин компании расширился: от 50 до 1000 см3. После приобретения в 2000 году компании Moto Guzzi Aprilia стала крупнейшим в Европе производителем мототехники.
Aprilia 650 Pegaso (1991-1995)
Официальный дебют пятиклапанной модели Pegaso состоялся на миланской выставке 1991 года. Вместе с несколькими четырехцилиндровыми моделями от Yamaha это был один из первых современных серийных мотоциклов, на которых была применена пятиклапанная технология.
Как и разработчики Honda Dominator, конструкторы компании Aprilia стремились создать мотоцикл, похожий на «грязевой», но все-таки сохранявший свои дорожные качества. И в этом был свой коммерческий смысл: вам часто приходится видеть перепачканные грязью мотоциклы?
Объем усовершенствованного двигателя увеличился по сравнению с моторами моделей Tuareg и первого варианта Pegaso с 562 до 652 см3 (100x83 мм). И диаметр цилиндра, и ход поршня были изменены, а вместо системы с одним верхним распредвалом была применена система с двумя верхними распредвалами, приводимыми цепью, а не ремнем как на предыдущем моторе. В результате резко увеличилась мощность и максимальный крутящий момент. Клапаны (три впускных и два выпускных) отличались радиальным расположением. Другим важным усовершенствованием была замена стальной рамы на легкосплавную.
На модели образца 1995 года устанавливалась более мощная фара, подверглись модификации рама, подвеска, цвет обода колеса изменился с серебряного на бронзовый. В 1996 году появилась новая выхлопная труба из нержавеющей стали. К концу того же года Aprilia выпустила модификацию Pegaso 3 с новым дизайном, полностью обновленной рамой, усовершенствованным седлом, распредвалами, системой выхлопа и литьем двигателя. Несмотря на увеличившуюся массу, новый Pegaso превзошел своего предшественника.
В результате этих улучшений он стал серьезным туристическим мотоциклом. Aprilia предложила широкий ряд аксессуаров: кофры, верхняя багажная емкость, центральная стойка и даже задний амортизатор с независимой индивидуальной регулировкой.
Наконец в 1999 году появилась модель Pegaso Cube. За исключением некоторых косметических изменений машина осталась почти прежней. Разве что чуть более совершенной.
Отличительной чертой дебютировавшего на миланской выставке 1991 года 652-кубового Pegaso была пятиклапанная система газораспределения. Эта модель была просто шедевром.
Двигатель: 652 см3, вертикальный одноцилиндровый с двумя верхними распредвалами, 100x83 мм, пять клапанов, жидкостное охлаждение
Мощность: 55 л.с. при 8000 об/мин.
Коробка передач: пятиступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 155 кг
Максимальная скорость: 177 км/ч
Aprilia RS250 (1995)
Одна из лучших моделей компании великолепная RS250 представляла собой 250-кубовый мотоцикл с V-twin двигателем. Эта модель обеспечила компании огромный коммерческий успех.
Панель управления Aprilia RS250 1999 года. В центре находится тахометр
Двухтактная модель с усовершенствованным V-twin двигателем RGV Suzuki с углом развала 90° дебютировала в 1994 году. Пресса и покупатели полюбили ее с момента появления. Результаты дорожных испытаний гласили, что на серийном RS250 можно практически догнать мотоцикл, подготовленный для участия в гонках Гран При.
RS250 был совершенен с момента своего появления, а незначительные изменения вносились лишь для того, чтобы держать машину в ногу со временем.
Так, например в 1996 году была установлена система конденсаторного зажигания, появились новые жиклеры двойных карбюраторов Mikuni (34 мм). Все это несколько улучшило ездовые характеристики модели.
Как только двигатель нагревался до 45 градусов Цельсия, он был готов к действию. Он «рвал» с 6000 об./мин., при 8000 об./мин. его мощность резко возрастала, а при 9000 об./мин. он «летел». Этот неистовый рывок продолжался вплоть до предельной отметки в 12000 об./мин., когда мощность просто исчезала. Звук выхлопа изменялся от цивилизованного треска до глубокого гоночного скрежета, обозначая приемистость двигателя, способного оторвать переднее колесо от земли уже на первой передаче. При всем при этом совершенно необязательно было выкручивать ручку сцепления.
Классическая конструкция спортивного мотоцикла — модель RS250 — шедевр инженерной мысли компании Aprilia.
Двигатель: 249 см3, V-twin, угол развала цилиндров 90°, 56x50 мм, жидкостное охлаждение
Мощность: 60 л.с. при 12000 об/мин.
Коробка передач: шестиступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 140 кг
Максимальная скорость: 220 км/ч
Превосходная алюминиевая диагональная рама гоночного типа обеспечивает достаточные управляемость и сцепление с дорогой, чтобы большие спортивные мотоциклы казались медленными и чрезмерно тяжелыми по сравнению с RS250. 40-миллиметровая передняя вилка перевернутого типа и задний моноамортизатор с прогрессивной характеристикой обеспечивают машине гибкость, превосходную управляемость и реакцию. Лишь отдельные незначительные детали, например, не лучшим образом расположенные зеркала, матовая декоративная графика и узкая горловина бака несколько портят общее впечатление. Однако эта двухтактная машина с V-twin двигателем является классическим образцом конструкции спортивного мотоцикла.
Aprilia Moto 6.5 (1995)
Множество различных специалистов занималось конструированием мотоциклов. Но среди них никогда не было дизайнера мебели, пока Aprilia не наняла француза Филиппе Старка.
Созданная им модель Moto 6,5 появилась на рынке в 1995 году и привлекла к себе большое внимание. Ее стиль не вписывался в привычные представления о дизайне мотоцикла и подчеркивал, что не всем нравилось, все особенности новой конструкции. Радиатор пятиклапанного одноцилиндрового двигателя с двумя верхними распредвалами не выступает за линии машины, а «обернут» вокруг нее, подчеркивая формы овальной рамы и глубокого бензобака. Заднее колесо было «обуто» в 17-дюймовую диагональную шину, а не низкопрофильную спортивную радиальную по моде 90-х годов.
Удивительно, но такая компания как Aprilia, с богатым опытом соревнований и применения передовых технологий на двухтактных машинах, должна была просчитать последствия производства довольно радикально выглядящего мотоцикла. Однако в то время как концепты многих конструкторов не доходят до серийного производства в оригинальном виде, серийный вариант Moto 6,5 сохранил большую часть первоначальной конструкции, как и задумывалось Старком. Что еще более удивительно, в ходе гоночных испытаний машины показала превосходную управляемость.
Несмотря на то, что машина не так хорошо продавалась, как ожидалось, Moto 6,5 была и есть одна из ключевых конструкций компании.
Двигатель: 649 см3, вертикальный одноцилиндровый с двумя верхними распредвалами. 100x82,5 мм, жидкостное охлаждение, 4 Вольт
Мощность: 45 л.с. при 8000 об./мин.
Коробка передач: пятиступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 150 кг
Максимальная скорость: 164 км/ч
Aprilia RSV Mille (1998)
Модель супербайка RSV Mille появилась в лучах славы компании на миланской выставке в конце 1997 года. Ее появление позволило Aprilia стать единственным европейским производителем с полным рядом двигателей: от 50 до 1000 см3.
Долгожданный супербайк RSV Mille с литровым V-twin двигателем и углом развала 60° впервые был представлен на миланской выставке 1997 года.
Машина обязана своим появлением поразительному развитию компании. В конце 1996 года ее годовой оборот достиг 800 миллиардов лир (32-процентный прирост по сравнению с 1995 годом), объем продаж составил 231 тысячу единиц мототехники, 45 процентов ушло на экспорт. Машины компании завоевали восемь мировых чемпионских титулов (на конец 1997 года), что помогло компании освоиться на мировых рынках. В начале 60-х годов нечто подобное удалось компании Honda.
Богатый опыт соревнований позволил применить ряд узко специальных технологий на серийных моделях. Шасси новой модели было великолепным, но сюрприз заключался не в нем, а в двигателе. Для компании, привыкшей иметь дело с гораздо меньшими моторами, 1000-кубовый двигатель повел себя также превосходно, как и его меньшие «собратья». К тому он имел свою «изюминку»: у многих производителей, например, Ducati, Honda и Suzuki, угол развала цилиндров составлял 90°, Aprilia сократила этот угол до 60°, что позволило создать компактную легкую конструкцию. Чтобы избавиться от чрезмерной вибрации, неизбежной при столь малом угле, на машине появился двойной вал системы уравновешивания.
На модели применялась система смазки при сухом картере, что позволило значительно сократить пространство под картером, предназначенное для масляного бачка. При этом удалось поместить двигатель ниже. Как следствие снизился центр тяжести, и получилась высокоскоростная машина с превосходной управляемостью.
Модель RSV Mille довольно успешно проявила себя как на дороге, так и на гоночной трассе. Она развивала скорость 264 км/ч.
Двигатель: 997 см3, V-twin с двумя верхними распредвалами, угол развала цилиндров 60°, 97x67,5 мм, жидкостное охлаждение
Мощность: 128 л.с. при 9500 об/мин.
Коробка передач: шеститиступенчатая педальная
Главная передача: цепью
Масса: 189 кг
Максимальная скорость: 266 км/ч