Однако на его вкус мотоциклы его отца были недостаточно роскошны и быстры. Поэтому в 1919 году в Ноттингеме он основал собственную компанию, а в 1921 году выпустил свою первую модель под названием Brough Superior. Это имя предложил его друг, чтобы отличать новую марку от марки отца.
Помимо широко известных моделей с V-twin двигателями Джордж Браф выпускал широкий ряд других машин, особенно четырехцилиндровых с водяным охлаждением.
Несмотря на окружающую это имя мистику, Brough Superior во многом не отличался от большинства других производителей, использующих двигатели и другие узлы производства других компаний. Однако по двум причинам новая компания действительно отличалась от всех остальных. Во-первых, Джордж Браф всегда стремился выпускать свои мотоциклы в ограниченных количествах, но по самым высоким механическим и косметическим стандартам, и продавать их по соответствующей высокой цене. Хотя он и закупал двигатели для своих мотоциклов, он доплачивал за дополнительную отделку и контроль качества наиболее мощных силовых агрегатов фирм JAP, MAG, Matchless и др.
Во-вторых, он был виртуозный шоумен, подтверждением чему служит выбор имени своей компании (Superior— с англ, превосходный). Это проявлялось как во внешнем облике его машин, так и в том, как он продвигал их на рынок.
Несмотря на «бессмертие» 1000-кубовых моделей Браф применял также двигатели других объемов. На снимке 750-кубовый двигатель модели Mk II образца 1920 года.
Стандарты отделки были очень высоки. Даже в Rolls-Royce согласились, что модели компании Brough Superior были «Роллс-ройсами среди мотоциклов». Этот лозунг появился в одной из статей в журнале Motor Cycle. Позднее посетившая производство компании в Ноттингеме пара представителей компании Rolls-Royce была приятно удивлена, увидев рабочего в белых перчатках, работавшего над топливным баком. Им пришлось согласиться, что мотоциклы Brough создавались по таким же, как и автомобили Rolls-Royce стандартам. Правда, им не сказали, что этот бак был предназначен для выставочной модели.
Помимо внешнего вида и качества отделки мотоциклы Brough были популярными и успешными гоночными машинами в умелых руках самого Джорджа Брафа и таких гонщиков как Эрик Фернихаф, Фредди Диксон, Барагванат, Берт Ле Вак и многих других. Более того, машинами зтой марки владели знаменитые персоналии того времени. Например, Лоуренс Аравийский в течение шести лет приобрел семь мотоциклов марки Brough Superior (шесть из них были модели SS100). На одном из них он и разбился насмерть, сделав заказ на приобретение восьмого.
Несмотря на то, что V-twin двигатель создал долгосрочную репутацию машинам компании, Джордж Браф постоянно находился в центре внимания благодаря своим прототипам и выставочным специальным мотоциклам, очень часто с экзотическими моторами, например, четырехцилиндровым воздушного охлаждения.
В действительности единственной произведенной четырехцилиндровой моделью компании стал Brough-Austin с водяным охлаждением.
Самые первые машины компании оснащались 986-кубовыми двигателями JAP. Однако, т.к. машины Brough изготавливались на заказ, то по специальному заказу или через каталог можно было заказать двигатель по желанию: с боковыми клапанами,с толкателями клапанов и верхними распредвалами (даже четырьмя) и восемью клапанами.
Через несколько лет появились двигатели объемом 680, 750 см3. Одно время применялся и 500-кубовый силовой агрегат. Также использовался большой 1096-кубовый двигатель с боковыми клапанами, предназначенный для неспешных путешествий с коляской. Объем вышеупомянутого четырехцилиндрового двигателя Austin составлял 800 см3.
Степень, в которой двигатели и другие узлы (коробки передач Sturmey-Archer, вилки Castle, упругие амортизаторы Enfield и рамы Draper) модернизировались или специально изготовлялись исключительно по требованиям Джорджа Брафа, довольно спорна. Большинство производителей выпускали двигатели и другие узлы для специальных и гоночных мотоциклов. А требуемая Брафом работа, кроме металлической гравировки названия его марки на деталях, в большинстве случаев была для них вполне обычной.
К 1923 году, когда компания имела лишь двухлетний опыт мотопроизводства, Браф выпустил модель SS80 с письменной гарантией того, что эта машина развила 129 км/ч на дистанции в 400 метров. В 1924 году появилась модель SS100. Она развила уже 161 км/ч на той же дистанции. По заявлениям самой компании испытания проводились на частной дороге длиной 2,8 километра, а не на автодроме Брукленде, как часто считается. SS100 была флагманской моделью компании. С еще более мощными двигателями и еще большими усовершенствованиями она выпускалась вплоть до 1940 года, когда с началом 2-й мировой войны пришлось прекратить мотопроизводство. В годы войны компания была занята на выполнении различных военных заказов. По окончании боевых действий производство так и не было возобновлено. Возможно,это произошло потому, что Джордж Браф не был уверен, что сможет приобрести двигатели требуемого качества. Пока история компании соответствует легенде, трудно найти в ней изъяны. Он должен был осознать, что дни компаний-сборщиков были сочтены, за исключением специальных ниш рынка.
Модель SS80 не была так дорога и не пользовалась таким успехом как SS100. Однако эта, без всякого сомнения, превосходная машина была поразительно легка в управлении.
Такие конструкции, собранные из деталей собственного изготовления, как, например модель Rapide серии А компании Vincent-HRD, были более многообещающими, чем собранные из компонентов различных компаний, независимо от их стоимости и впечатления от собранной таким образом модели.
К моменту появления в 1934 году этой машины мотоциклы Brough Superior были уже широко известны как самые превосходные и быстрые мотоциклы в мире.
Модель Rapide серии А во время проведенных в 1939 году журналом Motor Cycling дорожных испытаний развила 177 км/ч. Ее современница — модель SS100 с двигателем Matchless — с трудом могла ее догнать.
Существует довольно распространенное мнение, что 2-я мировая война «убила» модель двигателя Brough Superior Dream (или Golden Dream — «Золотая Мечта»). Он походил на два плоских двухцилиндровых мотора BMW, уложенных один на другой, с приводимыми шестернями коленчатыми валами как и в модели Square Four.
Это правда, что было выпущено всего несколько единиц (возможно, пять). Но их надежность не выдерживала никакой критики.
К тому же было подозрение, что это был всего лишь один из множества выставочных образцов компании, не предназначавшихся для серийного производства.
Возможно, самой приятной вещью в Brough Superior является то, что выпускавшаяся в строго ограниченных количествах на протяжении всего 18 лет модель до сих пор является настоящей легендой.
Качество отделки всех без исключения мотоциклов Brough Superior было превосходным. Примером тому служит этот безупречный топливный бак с машины 1927 года.
Всего было произведено порядка 4000 мотоциклов марки Brough Superior, из них примерно 10 процентов составляют SS100. И если вы спросите среднестатистического почитателя мотостарины, какими тремя мотоциклами он больше всего хотел бы владеть, SS100 в этом списке почти наверняка будет назван первым.
Brough Superior (1921)
Считается, что конструкция «седло-бак» на модели Brough Superior была первой на серийно выпускавшейся модели. Но это спорно. Безукоризненная окраска бака и двойной ломовидный наполнитель (один для подачи масла, другой — для бензина) первыми бросаются в глаза на этой модели после того, как вы слегка отойдете от всего ее внешнего великолепия.
Сейчас 35 лошадиных сил кажется маловато. Но ведь это в четыре раза больше, чем мощность первой модели BMW с плоским двухцилиндровым двигателем, и гораздо больше, чем мощность небольших автомобилей того времени.
Двигатель: 986 см3, верхнеклапанный рядный V-twin, 90x77,5 мм, воздушное охлаждение
Мощность: порядка 35 л.с.
Коробка передач: трехступенчатая ручная
Главная передача: цепь
Масса: 190 кг
Максимальная скорость: около 121 км/ч
В качестве силового агрегата применялся двигатель JAP с 90-миллиметровыми цилиндрами. Он отличался проточной системой смазки, осуществляемой при помощи как ручного, так и ножного насоса (обоими оснащались все машины), одним распредвалом и одиночными пружинами клапанов. Поршни были изготовлены из легкого сплава и оснащались двумя компрессионными кольцами и одним маслосъемным. Впоследствии на базе этой машины была создана модель SS80 с двойным распредвалом и двойными пружинами клапанов.
К 1927 году стандартная модификация SS80 развивала мощность 25 л.с., а специальная — 30 л.с. Помимо верхнеклапанного силового агрегата на SS100 также устанавливался двигатель JAP с боковыми клапанами (988 см3, 85,5x85 мм). Выпускалась также модель Mark II с двигателем MAG системы «впуск-выпуск» (72x90 мм). Выбор двигателей был достаточен, особенно после появления 999-кубового (86x86 мм) двигателя Barr & Stroud с золотниковым клапаном.
Original SS100 (1924)
Модель SS100 представляла собой усовершенствованный вариант модели SS80 с двойным распредвалом и двойными пружинами клапанов. Впервые она была представлена в конце 1924 года как модель сезона 1925 года. Все узлы и агрегаты были как обычно безупречны. Однако облегченное клапанное газораспределение добавило двигателю оборотов, а следовательно и скорости мотоциклу. Вполне неожиданно появившийся механический маслонасос отбирал некоторое количество мощности.
Лоурепс, Шоу, Росс, Оуренс... Что до Лоуренса Аравийского, то вся его жизнь связана с самой романтической машиной — SS100. На снимке тоже его мотоцикл.
Двигатель: 988 см3, верхнеклапанный рядный V-twin, 85,5x86 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 45 л.с. при 5000 об./мин.
Коробка передач: трехступенчатая ручная
Главная передача: цепь
Масса: 180 кг
Максимальная скорость: 160 км/ч
Расход масла был довольно велик: литр на 500 километров. Вот где пригодилась большая крышка маслозаливной горловины!
Расход топлива колебался от 4 л/100 км (при быстрой езде) до 5,6л/100 км (в обычном режиме езды). Сейчас, когда для повышения коэффициента «мощность-вес» в большинстве случаев повышают мощность, эти цифры говорят о том, что массой машины также не стоит пренебрегать. Легковесность модели SS100 была приятной неожиданностью.
Модель SS100 захватила воображение мотолюбителей и продолжала совершенствоваться. В 1926 году компания представила модификацию Alpine GS с 995-кубовым (80x99 мм) двигателем 3АР с тройными пружинами клапана и большей по сравнению с основной моделью мощностью. Появилась также модификация Pendine, которая на испытаниях развила 177 км/ч. Это имя произошло от песков Pendine — популярного в Англии места для установления новых скоростных рекордов. Затем с развитием транспорта подобные испытания стали проводиться в США, в соляных равнинах Бонневилль.
Brough Superior 500 (1931)
Двигатель: 498 см3, верхнеклапанный рядный V-twin, 62,5x80 мм, воздушное охлаждение
Мощность: от 19 до 31 л.с.
Коробка передач: четырехступенчатая
Главная передача: цепь
Масса: нет данных
Максимальная скорость: 145 км/ч
Мощность: от 19 до 31 л.с.
Коробка передач: четырехступенчатая
Главная передача: цепь
Масса: нет данных
Максимальная скорость: 145 км/ч
Самую маленькую модель Brough часто считают попыткой компании сделать уменьшенную, более дешевую машину в условиях экономической депрессии. Если это было так, то компания выбрала для этого более чем странный способ. Нижеописанная модель с 680-кубовым двигателем с боковыми клапанами более соответствовала понятию машины Brough Superior для небогатых потребителей.
Эта 500-кубовая модель продавалась как быстрый, но послушный 19-сильный туристский мотоцикл. Если убрать фары и расположенные под цилиндрами компрессионные прокладки, он был способен быстро превратиться в гоночную машину. В таком виде машина была способна развить скорость более 147 км/ч. Если вернуть фары и компрессирующие пластинки обратно, то скорость тут же упадет до 137 км/ч, но машина станет более тяговитой и полностью дорожной. Другим аргументом против этой модели было наличие четырехступенчатой коробки передач, хотя в условиях тотальной экономии ее трехступенчатый вариант был бы более уместен.
До этой модели, выпускалась представленная в 1926 году модель Overhead 680. В то время именно эта 674-кубовая (70x88 мм) 25-сильная машина была самой маленькой в модельном ряду компании. Благодаря своей относительно небольшой массе она достаточно легко развивала 128 км/ч. На ее основе появилась модель Black Alpine 680 с матовой черной окраской и подпружиненной рамой Draper — очень хороший средний турер.
Успех этой модели привел к появлению в 1927 году на некоторое время модификаций с 680-кубовым двигателем JAP с боковыми клапанами и его экономичным вариантом 5-15.
Несмотря на то, двигатель с боковыми клапанами выдавал только 17,5 л.с., это было вполне достаточно для развития скорости в 128 км/ч. Примерно такой же мощностью обладала ее 350-кубовая «современница» — модель Enfield Bullet. Компанией выпускалась также модификация с 750-кубовым двигателем с боковыми клапанами. Этот двигатель характеризовался более мягким отбором мощности.
Brough-Austin (1932)
Скромная компания Austin Seven поставляла двигатели для модели Brough-Austin. Это были 750-кубовые моторы водяного охлаждения, увеличенные в объеме до 800 см3. Кто-то может подумать, что это произошло во избежание ассоциаций с их пролетарским происхождением.
Самой выдающейся особенностью модели стал незначительно выдающийся вперед радиатор, а слишком неправдоподобное двойное заднее колесо с приводом по центру. Излишне говорить о том, что эта модель предназначалась для транспортировки коляски, хотя известен как минимум один весьма интересный соло-экземпляр. Интересно, что всего было выпущено около десяти машин этой модели, половина которых сохранилась до настоящего времени.
Несмотря на скоростную репутацию компании всего лишь 23-сильный 800-кубовый Brough-Austin снаряженной массой 356 кг был очень медленным мотоциклом.
Двигатель: 800 см3, прямой рядный четырехцилиндровый, 57,9x76 мм, жидкостное охлаждение
Мощность: 23 л.с. при 4600 об./мин.
Коробка передач: трехступенчатая плюс задняя передача
Главная передача: вал
Снаряженная масса: 356 кг
Максимальная скорость: около 97 км/ч
New SS100 (1933)
С 1925 года вплоть до закрытия компании в 1940 году модель SS100 подвергалась постоянной модернизации. Предназначенная для сезона 1934 года модификация New SS100 1933 года была невероятной. Даже заявленных 74 лошадиных сил V-twin двигателя JAP с углом развала цилиндров в 50° было более чем достаточно. Спустя 50 лет этот показатель тоже считался выдающимся.
Двигатель оснащался двумя карбюраторами, двумя магнето (один из них был магдино для работы фар). В народе эту машину прозвали «всего по два». Коэффициент сжатия составлял 8:1 при стандарте в 6:1. На гоночных машинах его значение, вероятно, доходило до 12:1. В том году было выпущено всего восемь машин.
New S100 1933 года был очень похож на модель 1932 года. Однако его 74 л.с. позволяли развить скорость, характерную не для 1933, а для 1973 года.
Двигатель: 996 см3, верхнеклапанный рядный V-twin, 80x99 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 74 л.с. при 6200 об./мин.
Коробка передач: трехступенчатая ручная
Главная передача: цепь
Масса: нет данных
Максимальная скорость: около 200 км/ч
На более ранней модификации SS100 1928 года задняя подвеска уже предлагалась в качестве дополнительного оборудования. Однако приверженцы традиций предпочитали жесткий задний мост из-за его простоты, легкости и лучшего контроля заднего колеса. Через год после появления New SS100 ручной тормоз был заменен на педальный. Еще через год вместо трехступенчатой коробки передач Sturmey-Archer появилась четырехступенчатая производства компании Norton.
С 1935 года (сезон-1936) порядка ста машин было оснащено 990-кубовым (85x85 мм) двигателем Matchless с углом развала цилиндров в 50°. В отличие от силового агрегата JAP на этом двигателе применялись не цилиндрические, а шпильчатые пружины клапанов.
Двигатели Matchless были более надежны, но проигрывали в мощности и разгоняли машину всего до 161 км/ч.
Последний мотоцикл модели SS100 был выпущен около 1940 года. Правда, в 1944 году появился прототип с V-twin двигателем с углом развала цилиндров в 90°. Его мотор размещался в раме в традиционной манере — симметрично вертикальной оси. При этом достигалась более низкая посадка водителя без удлинения колесной базы.