В годы 1-й мировой войны компания быстро развивалась и продолжала, хотя и уже под новым именем (Aeronautiса Macchi, позднее просто Macchi), выпускать самолеты.
Компания стала одним из основных участников легендарной серии гонок гидросамолетов Шнайдер Трофи. В 1934 году самолет компании МС72 установил новый рекорд скорости — 708 км/ч.
Из-за невозможности возобновить авиапроизводство после окончания боевых действий Aermacchi приступила к производству трехколесных грузовиков. Затем появилось решение о начале выпуска мотоциклов ввиду поразившего Италию в конце 40-х мотоциклетного бума.
В компании ясно осознавали, что для создания привлекательного, качественного легкого мотоцикла необходим опытный конструктор. Выбор пал на Лино Тонти, имевшего опыт работы в компании Benelli и создания авиационных двигателей в годы войны.
Первой моделью Тонти был оригинальный легкий бескорпусный мотоцикл, оснащенный двухтактным двигателем блочной конструкции объемом 123 см3 (52x58 мм).
В апреле 1956 года Массимо Пазолини на этой 75-кубовой машине побил несколько мировых рекордов скорости. За первенство в этом классе машин сражались несколько производителей.
Двигатель был соединен с задней подвеской. Модель продавалась в умеренных количествах и достигла определенных успехов в длительных гонках, например ISDT. Затем выпускался еще ряд моделей и в 1955 году Тонти создал пару полностью обтекаемых 48 и 74-кубовых скоростных мотоциклов, способных на новые рекорды. Отличительной чертой обоих двигателей был верхний распределительный вал с цепным приводом. Обе машины побили ряд рекордов скорости. Однако вскоре после этого Тонти перешел на работу в FB Mondial.
На его место пришел Альфредо Бьянки, ранее работавший в компаниях Alfa-Romeo и Parilla. Помимо этого в 30-х годах Бьянки занимался выпуском собственных двигателей Astoria и машин.
Его основной задачей было создание новой серийной модели. Новая модель Chimera была продемонстрирована в конце 1956 года на миланской выставке. Эта машина сформировала основу для последующих поколений мотоциклов Aermacchi на двадцать с лишним лет вперед. К особенностям машины следует отнести клапана с толкателями и горизонтальное расположение цилиндра.
Помимо этого модель отличалась большим количеством декоративных панелей, закрывавших большинство механизмов. Представленная в Милане модель оснащалась двигателем объемом 175 см3, но задолго до этого существовала машина с двигателем еще большего (246,2 см3, 66x72 мм) объема. Несмотря на футуристический стиль обтекателей и декоративных панелей модель не пользовалась коммерческим успехом, что привело к появлению ее «голой» версии.
В 1958 году специально подготовленная Chimera (175 см3) участвовала в итальянских гонках. На следующий год появилась сугубо гоночная модель Ala d'Oro («Золотое крыло»). 20 лошадиных сил двигателя было вполне достаточно для развития 161 км/ч. Модель стала основным соперником Morini Setebello в национальных гонках младшей категории.
250-кубовая гоночная версия модели дебютировала в следующем году. Альберто Пагани участвовал на ней в голландской гонке серии ТТ 1960 года. Под впечатлением развиваемой мотоциклом скорости руководство компании — сейчас компания находится под совместным управлением итальянцев и американцев из Harley-Davidson — решило выпустить их небольшое количество для частной продажи в сезоне 1961 года. Помимо гонщика Пагани компания наняла Гилберто Милани в качестве официально гонщика для участия в национальных итальянских и отдельных гонках серии Гран При.
В 1960 году компания выпустила всего восемь дорожных серийных моделей: дорожные Chimera 175 и 250, Ala Bianca 175, Ala Azzura 250, спортивные Ala Rossa 175 и Ala Verde, и, наконец, Zeffiro 125 и 150 — большеколесные скутера. Модель Ala Verde была самой совершенной из них. По официальным данным Ala Verde был способен развить 138 км/ч с полным дорожным оборудованием и стандартным глушителем из силентиума.
Мотодром Вандвурт. Модель Ala Verde 250 под управлением голландца Яна Де Йонга.
Начало 60-х годов ознаменовалось стремительным ростом производства и увеличением экспорта в США. Тем временем гоночная Ala d'Oro (вместе с 350-кубовой моделью 1963 года) понемногу совершенствовалась после серьезных проблем с надежностью, появившихся в 1962 году.
Via d'Oro в действии на одной из классических гонок 90-х годов.
Несмотря на то, что мотоцикл от Aermacchi с плоским одноцилиндровым двигателем с толкателями клапанов ни разу не выигрывал Гран При, модель послужила важным связующим звеном между исчезновением традиционно тяжелых британских одноцилиндровых гоночных машин, таких как Norton, AJS и Matchless, и появлением высокоско-ростн ых в пол не современных двухтактных моделей 70-х годов.
До того как компания переключилась на производство двухтактных мотоциклов ее одноцилиндровые моторы постепенно, с 1968 по 1971 год, выросли в объеме с 382 до 402 см3.
Модель Ala d’Oro оснащалась двигателями объемом от 246 до 402 см3.
Первый из нового ряда двухтактных мотоциклов компании появился в 1967 году. Это был М125 Rapido.
Его гоночная версия, оснащенная специально разработанным немецким инженером Петером Дурром двигателем, дебютировала в июле того же года.
Эта модель легла в основу ряда двухтактных гоночных мотоциклов Aermacchi.
Впервые мир смог познакомится с новой двухцилиндровой моделью в феврале 1971 года, когда заводской гонщик компании Ренцо Пазолини продемонстрировал прототип в действии на автодроме в Модене. Ни Бьянки, ни Дурр не приложили руку к новой модели — ее создал их правопреемник на посту главного инженера Уильям Сонцини. Впервые он стал известен в 1969 году, когда руководство компании Harley-Davidson решило создать гоночную модель с двигателем объемом 250 см3 для успешной конкуренции с моделью TD2 от Yamaha. С 1972 года вплоть до своего закрытия в 1978 году компания работала под маркой AMF Harley-Davidson.
Логотип компании Aermacchi, горизонтальный цилиндр с верхним клапаном и головка. На снимке фрагмент модели Ala Verde.
Aermacchi Chimera (1956)
Основной задачей сменившего Лино Тонти на посту главного конструктора Альфредо Бьянки был выпуск серийной заводской машины. Наделенная ультрасовременным обликом Chimera («Мечта») была звездой миланской выставки 1956 года. Но она не оправдала возлагаемых на нее надежд и стала примером серьезного коммерческого провала. Однако, столкнувшись с этой проблемой в выставочном зале, Бьянки «раздел» мотоцикл и тем самым положил начало серии таких известных итальянских спортивных и гоночных моделей как Ala Verde и Ala d'Oro. Если бы не этот шаг, модель Chimera, могла бы и не стать поворотной моделью в истории компании.
Применение легко демонтируемых стальных и алюминиевых панелей было отличительной чертой модели. Другим ярким отличием был задний почти горизонтально расположенный амортизатор. Правда, он не применялся на последующих спортивных и гоночных моделях.
Ультрасовременные панели закрывали собой довольно обыкновенную внутреннюю конструкцию. Отличительными чертами верхнеклапанного двигателя были горизонтальное расположение цилиндра, роликовый подшипник нижней головки шатуна, батарейное зажигание, смазка картера, многодисковое сцепление, первичная зубчатая передача и четырехступенчатая коробка передач. При коэффициенте сжатия 7:1 максимальная мощность двигателя достигала 13 л.с.. а скорость — 105 км/ч. Несмотря на то, что многие итальянские конструкторы считали верхний распределительный вал совершенно необходимым элементом, Бьянки оснастил свою «Мечту» клапанами с толкателями. Он исходил из их более простой эксплуатации и свято верил в то, что его модель просто не нуждалась в верхнеклапанной компоновке. В последующие 15 лет одноцилиндровая верхнеклапанная «Мечта» от Aermacchi была также быстра, как и более сложные и дорогие мотоциклы.
Модель Chimera («Мечта») была звездой миланской выставки, но так и не оправдала возлагаемых на нее надежд.
Двигатель: 172 см3, верхнеклапанный горизонтальный одноцилиндровый (60x61мм), воздушное охлаждение
Мощность: 13 л.с. при 7000 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 122 кг
Максимальная скорость: 110 км/ч
Aermacchi Ala d’Oro (1968)
Компания Aermacchi сделала себе имя благодаря дорожным и гоночным моделям с одноцилиндровыми верхнеклапанными горизонтально расположенными двигателями. При этом она выпускала определенное количество и двухтактных моделей.
Одной из самых успешных моделей была М125 Rapido 1967 года. Ее отличительной чертой был доработанный вариант двигателя с золотниковым газораспределением немецкого инженера Петера Дурра объемом 123 см3 (56x50 мм). Первоначальный гоночный прототип достигал мощности 20 л.с., что почти в два раза больше, чем дорожная модификация. Проведенные в июне 1967 года на автодроме в Монце (Италия) интенсивные испытания показали, что прототип, по-прежнему оснащенный четырехступенчатой коробкой передач, был быстрее, чем модели компаний Honda и Bultaco.
В результате уже в следующем месяце состоялся его гоночный дебют на автодроме Зингония неподалеку от Бергамо. Альберто Пагани финишировал третьим после двух специально подготовленных заводских мотоциклов. При этом он оставил далеко позади не только гоночные модели Honda и Bultaco, но и Motobi и Morini.
К следующему гоночному сезону мотоцикл был основательно доработан и оснащен специально сконструированной спортивной двойной трубчатой рамой. Помимо этого машина получила новые головки и блок цилиндров, пятиступенчатую трансмиссию. Переименованная в Ala d'Oro (в честь заводских четырехтактных гоночных машин) модель была более конкурентоспособна на трассе благодаря увеличившейся до 22 л.с. мощности.
Компания также экспериментировала с системой повышающей передачи (аналогичной установленной на гоночной 50-кубовой модели фирмы Kreidler) с десятью передаточными числами. Пять, управлялись педалью, а остальные пять — поворотной рукояткой.
В сезоне 1969 года Ala d'Oro показал ряд превосходных результатов в соревнованиях самого высоко уровня: гонщики как Кел Каррузерс, Джонни Доддс, Евгенио Лаззарини и Сильвано Бертарелли набрали очки в зачет чемпионата мира. Модель даже победила на одном из Гран При (до тех пор ни один мотоцикл с горизонтально расположенным одноцилиндровым двигателем не смог это сделать). Это Джонни Доддс в ужасную погоду блестяще провел западногерманскую гонку на не самом удобном автодроме в Нюрбуринге.
Компания Aermacchi выпускала также и двухтактные модели. Одна из наиболее известных — легкая гоночная Ala d’Oro 1968-70 годов.
Двигатель: 123 см3, двухтактный одноцилиндровый (56x50 мм) с золотниковым газораспределением, воздушное охлаждение
Мощность: 22 л.с. при 8000 об/мин.
Коробка передач: пятиступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 80 кг
Максимальная скорость: 201 км/ч
Aermacchi 350TV (1971)
Появившаяся в 1971 году спортивная модель 350 TV — завершающая разработка компании — оснащалась верхнеклапанным одноцилиндровым горизонтально расположенным двигателем.
Несмотря на то, что модель была не самой новой в своем классе, она была самой лучшей. Полное поглощение компанией Harley-Davidson в 1972 году означало конец эры легкого спортивного мотоцикла, т.к. новые американские владельцы предпочитали более тяжелые машины — 350SS (класс «Туризм») и SX (модель для триала).
Без всякого сомнения, модель TV только выиграла от участия компании в гонках, т.к. зто привело к постепенному усовершенствованию многих агрегатов. Так, например, появилось высокоточное рулевое управление и эффективная тормозная система, подвеска фирмы Ceriani, пятиступенчатая коробка передач, сухое сцепление и, наконец, сам 344-кубовый двигатель. При коэффициенте сжатия 9:1 он развивал 29 л.с. при 7500 об/мин.
Карбюрация осуществлялась прибором VHB 30А компании Dell'Orto с открытым блестящим раструбом в лучших итальянских спортивных традициях. К другим особенностям модели можно отнести электрооборудование на 6 вольт (это был самый большой недочет мотоцикла), генератор переменного тока (60 ватт), 14-зубчатую звездочку коробки передач, 32-зубчатую звездочку заднего колеса, одинарный распределительный патрубок, в головке цилиндра разделяющийся на два канала, пару глушителей Lafranconi, правую подножку, цельные рукоятки руля (как на моделях компании Асе) и набор инструментов Veglia.
Бак, панели и крылья были окрашены в оранжевый, зеленый или синий цвет.
Вне дороги 350 TV был типично итальянским легким спортивным мотоциклом: изящные линии, легкое переключение передач, полноразмерные барабанные тормоза (с двусторонними передними тормозными колодками), алюминиевые обода, емкий бак и гоночное седло. Традиционная для моделей компании Aermacchi открытая рама позволяла отчетливо рассмотреть аккуратный, компактный двигатель блочной конструкции, а ездоку получить от машины максимум мощности.
В основном модель продавалась в Европе, поэтому после поглощения в 1972 году компанией Harley-Davidson производство было прекращено.
Дебютировавшая в 1971 году модель 350 TV — завершающая разработка Aermacchi — была спортивным верхнеклапанным мотоциклом. На модели были применены все усовершенствованные в рамках гоночной программы компании узлы и агрегаты.
Двигатель: 344 см3, верхнеклапанный горизонтальный одноцилиндровый (74x80 мм), воздушное охлаждение
Мощность: 29 л.с. при 7500 об/мин.
Коробка передач: пятиступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 140 кг
Максимальная скорость: 160 км/ч