Для такой легендарной компании, как Rudge, она производила на удивление мало моделей, и даже машины, на производстве которых компания создала свое имя, отличались всего одним-двумя новшествами, а в остальном оставались консервативными, если не сказать старомодными. Первые мотоциклы Rudge, сконструированные Джоном Пью (John Pugh), были добротно изготовленными и скоростными, но не особо оригинальными. Первые мотоциклы класса 500 см3 имели механизм газораспределения со смешанным расположением клапанов (впуск-над-выпуском), который вполне соответствовал техническому прогрессу того времени, но новшеством уже не являлся. Диаметр цилиндра был чуть меньше длины хода поршня (85х88 мм), в результате рабочий объем цилиндра равнялся 499 см3. Подпружиненные вилки также были современными, но небезызвестными. Новшеством являлся только механизм запуска двигателя, для чего использовались соединенные цепью с двигателем педали, которые затем складывались и служили подножками.
Эта модель Rapid марки Rudge была выпущена в 1937 г. — в дни упадка и заката некогда великой компании, однако она, тем не менее, имела привлекательный вид и была довольно быстрой.
Мотоциклы марки Rudge привлекли внимание общественности после драматической гонки 25 мая 1911 г., когда Виктор Сзрридж (Victor Surridge) установил на гонке в Брукландс рекорд скорости прохождения круга — 107 км/ч и впервые на мотоцикле класса 500 см3 проехал за один час 97,5 км. В том же году несколько машин было выставлено для участия в трековых гонках на острове Мэн в старшей (до 500 см3) категории Senior, но до финиша (на 21-м и 22-м местах) дошли всего две машины. Тем не менее, участие в гонке стимулировало появление первого легендарного мотоцикла марки Rudge под названием Multi с ее бесступенчатыми передачами (благодаря установленным на двигателе и заднем колесе шкивам различного диаметра). По существу, и эта идея была не такой уж новой, так как нечто подобное применялось с 1908 г. в прозванной «кофемолкой» знаменитой модели Gradual компании Zenith.
В течение более десяти лет после выпуска модели Multi в производстве не было почти никаких изменений, что частично объяснялось деструктивным влиянием 1-й мировой войны, а также (как и у многих других великих мотоциклетных компаний) шатким финансовым положением, при котором не хватало средств для внедрения новшеств. Немного выручило компанию второе место в трековых гонках категории Senior в 1913 г., но даже победа Сирила Пуллина (Cyril Pullin) в аналогичных гонках в 1914 г. лишь в небольшой степени способствовала увеличению объема продаж, что определялось общим состоянием дел в мотопромышленности в течение последовавших пяти лет. В самом конце войны появилась модель с V-образным двухцилиндровым двигателем, но оказалась неудачной, а после провозглашения мира компания продолжала выпуск одноцилиндровых мотоциклов Малти со смешанным расположением клапанов при размерах двигателей 499 и 750 см3.
В мотоциклах Multi использовался ременной привод а такое техническое решение к началу 1920-х гг. выглядело явно устаревшим, так что компания Rudge совершила очередной скачок вперед, выпустив в 1924 г. модель Four. Слово Four относилось как к четырехклапанной головке цилиндра, так и к четырехступенчатой коробке передач, и это сочетание давало модели значительное преимущество перед двухклапанными трехскоростными конкурентами. На самом деле, четырехступенчатая коробка передач появилась годом раньше на мотоцикле с V-образным двухцилиндровым двигателем объемом 998 см3, но компания Rudge всегда славилась своими одноцилиндровыми моделями, а в данном случае этой одноцилиндровой машиной с диаметром цилиндра и длиной хода поршня 85х88 мм.
В первых мотоциклах Four клапаны располагались параллельно, однако к 1927 г. гоночные машины уже отличались радиально расположенными выпускными клапанами, что обеспечивало лучший приток газов и позволяло увеличить рабочую площадь клапанов. Кроме того, на этих мотоциклах устанавливались седлообразные сидения, что придавало им намного более современный вид. Версия этой модели 1928 г. стала победительницей Ольстерского этапа Гран При 1928 г. с 183-метровым отрывом от преследователей с рекордной скоростью 128,87 км/ч (это была первая победа в международной гонке со скоростью выше 128,75 км/ч), что привело к появлению самого знаменитого названия модели марки Rudge-Ulster.
Компанией были разработаны модификации этого двигателя размерами от 250 до 500 см3, и это, вне всякого сомнения, стало самым большим успехом марки. На мотоциклах марки Rudge класса 250 см3 с полусферическими головками с радиально расположенными клапанами были заняты первое и второе места в трековой гонке на острове Мэн в категории Lightweight в 1931 г.
При этом следует отметить, что могло быть занято также и третье место, если бы у лидера гонки Эрни Нотта (Erni Nott) шедшего с четырехминутным отрывом от преследовавшего его товарища по команде Грэма Уокера (Graham Walker), на последнем круге не ослабла стопорная гайка кулачкового замка. Не имея возможности подтянуть гайку без инструмента, Нотту пришлось пройти оставшуюся часть круга, удерживая ее на месте пальцами, и, тем не менее, ему удалось закончить гонку четвертым.
По-настоящему радиальная конструкция клапанного механизма (с целым лесом коромысел) использовалась только в машинах класса 250 и 350 см3, а в машинах класса 500 см3 по-прежнему применялся гибрид из параллельных впускных и расположенных под скосом выпускных клапанов. Выпускалась также модель с двухклапанным двигателем объемом 250 см3 с расположенными в блоке клапанами, в рекламном материале о которой в 1929 г. заявлялось, что машина может развивать скорость 80 км/ч и бесконечно долго поддерживать скорость 64 км/ч, что напоминает рекламный стиль модели Alster. Помимо производства собственных великолепных мотоциклов, компания Rudge поставляла также другим британским и зарубежным мотопромышленникам свои четырехклапанные двигатели под названием Python.
Снимок дает достаточно ясное представление о конструкции головки модели Special 1930-х гг. Отличные эксплуатационные характеристики мотоцикла дополнялись хорошими тормозами и системой охлаждения.
К сожалению, участие в гонках требовало очень больших затрат, и, хотя компания Rudge находилась на пике популярности, руководство предпочло продать свои активы граммофонной и радио фирме His Master's Voice/HMV. К чести компании HMV следует отметить, что под ее руководством было продолжено производство отличных мотоциклов, которые к этому времени отличались принудительной смазкой и полностью закрытым клапанным механизмом, однако после 1932 г. компания отказалась от официального участия в гонках. Образованная в частном порядке команда гонщиков под названием Синдикат Грэма Уокера, в лице самого Грэма Уокера,Эрни Нотта и Тирелла Смита (Tyrell Smith), выступала на мотоциклах Rudge в 1933 и 1934 гг., а Тирелл Смит продолжил успешное выступление и в 1935 г. Однако закат дней славы марки Rudge наступил с кончиной в 1936 г. Джона Пью, который с тех пор, как компания начала производить мотоциклы, все время был ее движущей силой.
Явно гоночный вид этой модели 1930 г. выпуска подчеркивается размерами тормозов, которые в представлении современного мотоциклиста выглядят определенно маленькими.
Тем не менее, даже в отсутствие Пью велась разработка новых моделей: мотоцикла класса 350 см3 с расположенным в головке распредвалом и верхнеклапанного мотоцикла для армии класса 250 см3 с двухклапанной головкой. Был разработан также автоцикл (предшественник мопеда) с двухтактным двигателем Villiers объемом 98 см3, но он впоследствии был выпущен под маркой Norman.
Несмотря на реальную возможность производства армейского мотоцикла класса 250 см3, из-за 2-й мировой войны производство мотоциклов марки Rudge было прекращено. Во время войны компания перешла на выпуск радиоприемников и впоследствии уже никогда не возобновляла производство мотоциклов. Тем не менее, производившиеся в течение 28 лет мотоциклы марки Rudge пользовались репутацией одних из лучших машин своего времени.
Rudge Multi (1911)
Передаточный механизм модели Multi работал просто и остроумно. Как шкив двигателя, так и шкив заднего колеса, представлял собой два V-образно пересекающихся фланца с ременным приводом. При сближении фланцев рабочий диаметр шкива увеличивался, а если они раздвигались, рабочий диаметр, наоборот, уменьшался. Рабочий диаметр двух шкивов мог разниться в пределах, обеспечивавших постоянное натяжение ремня: один из шкивов должен был быть с раздвинутыми, а другой со сдвинутыми фланцами, в результате чего получались различные передаточные числа.
Модель Multi впервые появилась в 1911 г., но находилась в производстве вплоть до 1922 г. Общее число передач, фиксировавшихся установленным на топливном баке рычагом, было не так уж велико.
Двигатель: 499 см3, смешанное расположение клапанов (впускной-над-выпускным), одноцилиндровый, 85х88 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: не указана
Коробка передач: бесступенчато регулируемая
Главный привод: ремень
Вес: не указан
Максимальная скорость: не указана
Переключение передач осуществлялось с помощью ручного рычага с очень длинным переводным шагом. Хотя теоретически передаточные числа могут бесконечно разниться в пределах,установленных максимальным и минимальным диаметрами двух шкивов, рычаг переключения передач фиксировался в той или иной прорези «рамки», удерживая таким образом определенную передачу, что позволяло мотоциклисту убирать руку с рычага.
Некоторые историки задались неблагодарной целью определить точное число прорезей, но дело в том, что «рамка» могла содержать любое число прорезей от 19 до 23, и никто не знает, объяснялось ли это личными предпочтениями владельца, использованием разных двигателей или просто случайностью. Наиболее правдоподобным выглядит последнее предположение, поскольку разницы между использованием 19 и 23 передач практически нет.
Rudge Four (1924)
После долголетнего (с 1911 по 1923 гг.) производства мотоциклов Multi общественная реакция на выпуск модели Four с полным цепным приводом была впечатляющей. Первые машины были оборудованы все еще плоскими баками, что придавало им старомодный вид. Этим машинам были также присущи многие другие устаревшие технические решения, в частности: отдельная от двигателя коробка передач, воздействующий на обод тормоз заднего колеса, жесткая задняя часть машины (эта черта сохранилась во всех мотоциклах марки Rudge), проточное смазывание и открытый клапанный механизм (этот недостаток был исправлен в 1930 г.). Однако в глаза бросались две выхлопные трубы большого диаметра, тянущиеся назад от вертикально установленного цилиндра, а также отлитые из алюминия глушители с надписью RUDGE FOUR.
Название Four, несомненно, означало число передач, что само по себе было необычным для того времени, когда даже для спортивных машин нормой считалось наличие всего грех скоростей.
Двигатель: 499 см3, верхнеклапанный одноцилиндровый, 85х88 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 25 л.с., приблизительно
Коробка передач: четырехступенчатая с ручным переключением
Главный привод: цепь
Вес: не указан
Максимальная скорость: 150 км/ч, приблизительно
Модель Four выпускалась в двух версиях: с двигателями размерами 350 и 500 см3. На машине класса 350 см3 Кол Стюарт (Col Stewart) с супругой проехали за 24 часа 2093,98 км со средней скоростью 87,24 км/ч, установив при этом ряд рекордов. Тем не менее, в следующем году выпуск машин класса 350 см3 был прекращен, и в производстве остались только машины класса 500 см3.
Rudge Ulster (1928)
С1927 г. в модели Four стали использовать седлообразный топливный бак и большие (для своего времени) тормоза, а именно: 203-миллиметровый барабан спереди. Название Ulster появилось после победы в 1928 г. на Ольстерском этапе Гран При, но величайший успех модели Ulster (и вообще марки Rudge) пришел в 1930 г., когда на таких машинах были выиграны трековая гонка в Ольстере (Грэм Уокер), трековая гонка в Голландии (Эрни Нотт), германский этап Гран При (Тирелл Смит), чехословацкий Гран При (снова Тирелл Смит) и 200-мильная одиночная (без колясок) гонка в Бруклэндсе (Эрни Нотт). Это была единственная 200-мильная одиночная гонка в Бруклэндсе, которая была выиграна со средней скоростью выше 160 км/ч,хотя это превышение и оказалось минимальным — 161,05 км/ч.
Величайшая из всех моделей марки Rudge, бессмертная одноцилиндровая машина Ulster (хотя приверженцы модели Multi могут не согласиться) выглядела так в 1936 г.
Двигатель: 499 см3, верхнеклапанный одноцилиндровый, 85х88 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 33 л.с., приблизительно
Коробка передач: четырехступенчатая с ручным переключением
Главный привод: цепь
Вес: не указан
Максимальная скорость: 170 км/ч, приблизительно
Помимо всех этих побед, мотоциклы марки Rudge занимали вторые и третьи места по всей Европе. При этом, не подвергая даже малейшему сомнению мастерство трех гонщиков, выигрывавших гонки в 1930 г. на мотоциклах марки Rudge, следует отметить, что эти победы оказались разделенными практически поровну между ними, а это наводит на мысль, что машины, на которых они добивались успеха, играли в этом далеко не второстепенную роль.
Хотя руководству компании Rudge хватало здравого смысла продавать подготовленные к гонкам реплики модели Ulster, компания также продолжала выпускать не гоночную модель 500 Special, которая, на самом деле, являлась чем-то вроде версии модели Ulster с ухудшенными техническими характеристиками. Тем не менее, по меркам того времени 500 Special была очень быстрой машиной. Производство мотоциклов Ulster было прекращено в 1933 г.