В 1896 году компания объединилась с Westwood Manufacturing Company для производства узлов мотоциклов. Это производство было налажено в местечке Сели Оак в окрестностях Бирмингема, где позднее был возведен огромный производственный комплекс компании. Через два года появилось первое моторное детище Ariel — квадроцикл. Это четырехколесное транспортное средство оснащалось расположенным над задней осью двигателем компании De Dion Bouton. На смену этой довольно неустойчивой машине пришла трехколесная модель с двигателем, размещенным внутри колесной базы.
Одной из первых механизированных моделей компании Ariel был четырехколесный «квадроцикл» 1898 года, оснащенный двигателем фирмы De Dion Bouton. Вскоре он был заменен более устойчивой трехколесной моделью.
В 1902 году это совместное предприятие было приобретено компанией Components Ltd, принадлежавшей братьям Сангстер. Их компания была амбициозна и обладала большими возможностями. Имея за плечами опыт производства автомобилей, братья Сангстер стали ключевыми фигурами в британской мотопромышленности. Первый мотоцикл, оснащенный двигателем Kerry, показал свою надежность и был выбран британским автомотосоюзом для участия в гонках на кубок Британии 1905 года. Победитель соревнований Дж. Кэмпбелл на 6-сильной машине развил среднюю скорость 66 км/ч. В последствии компания стала применять 4-сильный мотор фирмы White & Poppe с боковыми клапанами. В конце концов, Ariel стала производить их по лицензии самостоятельно.
Чарльз Сангстер сконструировал модель Arielette — изощренную трехскоростную двухтактную машину, оснащенную сцеплением и кикстартером. Но планам ее серийного производства помешала 2-я мировая война.
За первые двадцать лет своей деятельности компания выпустила ряд почти ничем не примечательных машин, за исключением одноцилиндровой (498 см3) модели, а также моделей с V-twin двигателями MAG объемом 669 см3 и 998-кубовыми V-twin двигателями системы «впуск-выпуск».
В начале 20-х годов модельный ряд компании расширился от одноцилиндровой модели с 586-кубовым двигателем Blackburne до V-twin модели с двигателем MAG объемом 992 см3. Однако по сравнению с наиболее сильными конкурентами качество машин начало падать.
Именно в это время Джек Сангстер наглядно продемонстрировал не только свою деловую хватку, но и способность ценить таланты. В течение нескольких лет он нанял трех выдающихся британских мотоконструкторов своего времени: главного конструктора Валентина Пейджа, Берта Хопвуда и, в 1927 году, самого великого Эдварда Тернера.
Отказавшись от моторов JAP, Пейдж для начала создал две одноцилиндровые модели, с двигателями, оснащенными верхними (500 см3) и боковыми (557 см3) клапанами.
Несмотря на применение обычной инженерии и укрепление надежности, «новички» добавили спортивного характера в глянцевую машину в гоночном стиле. Вскоре это стало нормой.
В годы 2-й мировой войны Ariel поставила в войска тысячи военных 350-кубовых моделей W-NG. По се завершении большинство этих машин продавалось как излишки военного производства по пене около 100 фунтов (160 долларов).
Самым значительным вкладом Тернера в развитие компании стала бессмертная модель Square Four. Будучи еще независимым инженером механической мастерской в Далвиче (Южный Лондон) приверженец идеи многоцилиндровых машин Тернер создал оригинальную конструкцию двигателя с верхним расположением распредвала объемом 497 см3. Он безуспешно предлагал ее многим производителям, пока Джек Сангстер не оценил его идею. В 1930 году конечный прототип 500-кубовой модели с наклонной рамой стал сенсацией мотосалона в Олимпии. Несмотря на коммерческий неуспех модели Square Four Тернер сменил Пейджа на посту главного инженера, где он занялся усовершенствованием модельного ряда компании. Ему особенно удалась серия одноцилиндровых моделей Red Hunter с двигателями объемом 500, а затем и 350 и 250 см3.
После 2-й мировой войны Ariel была поглощена группой BSA. Валентин Пейдж снова занял кресло главного инженера, и появилось последнее поколение моделей марки. Как и ожидалось, они оснащались верхнеклапанными параллельно расположенными двухцилиндровыми двигателями.
В конце 50-х годов двухцилиндровые мотоциклы Ariel представляли собой практически полную копию моделей компании BSA. Этот 650-кубовый Huntmaster образца 1958 года — лишь слегка «переодетая» модель Golden Plash от BSA.
Первой появилась солидная, но ничем не примечательная 500-кубовая модель КН. Она почти не пользовалась спросом и поэтому в 1957 году была снята с производства. Затем надежды компании были связаны с серией 650-кубовых моделей Huntmaster, представлявших собой по сути переработанную модель BSA А10.
Марка Ariel сохраняла свое своеобразие только в области триала, где Самми Мюллер на 500-кубовой одноцилиндровой машине (номер GOV 132) стал легендой мотоспорта.
Пейдж создал также «четырехтрубную» версию четырехтактного Square Four, хотя его двухтактные модели запомнились больше. Появление в 1958 году двухцилиндровых моделей Leader и Arrow с двигателями объемом 250 см3 представляло собой отчаянную попытку изменить сложившийся утилитарный имидж двухтактных мотоциклов. Это было последнее, что удалось сделать компании: в 1960 году завод в Селли Оак был закрыт, а самобытность марки Ariel растворилась в недрах «империи» BSA.
Ariel Red Hunter (1932-1959)
Широко известный как один из лучших универсальных мотоциклов 500-кубовый одноцилиндровый (существовал также двухцилиндровый вариант) Red Hunter появился на свет в 1932 году. Модель оснащалась производным от одноцилиндрового двигателя с верхним расположением распредвала конструкции Пейджа мотором, устанавливаемым на элегантное шасси. Контрольные приборы аккуратно монтировались на бензобаке — почти как на современных мотоциклах Harley-Davidson.
К началу 2-й мировой войны (1939 год) машина была доработана: появилась уникальная задняя пружинная подвеска Ariel. Это позволило модели просуществовать с относительно небольшими изменениями вплоть до замены в 1954 году на модели с маятниковой подвеской. На разбитых дорогах того времени любая задняя подвеска расценивалась как существенное благо.
Появившаяся в 1932 году 500-кубовая модель Red Hunter выпускалась вплоть до 50-х годов. После войны на ней появилась телескопическая вилка. На снимке 350-кубовая модификация модели, считавшаяся недостаточно мощной.
Двигатель: 497 см3, верхнеклапанный одноцилиндровый, 81,8x95 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 26 л.с. при 5000 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 165 кг
Максимальная скорость: 135 км/ч
Сердцем модели был солидный двигатель с верхним расположением распредвала конструкции Пейджа. В 1939 году он получил полностью закрытые клапана, что помогло избавиться от подтеков масла, вызывавших нарекание на ранних образцах. Благодаря большому маховику машина легко развивала мощность, да и время рабочего такта сократилось. Большой маховик легко извлекал из двигателя мощность, ходя длина хода поршня была не вполне достаточной, чтобы остановить его свободное вращение.
После 2-й мировой войны Red Hunter практически не подвергался изменениям, за исключением появившейся передней телескопической вилки. 350-кубовый вариант модели с идентичной трансмиссией оказался недостаточно мощным.
Оригинальный довоенный Red Hunter образца 1937 года с 497-кубовым двигателем. Полностью закрытые клапана двигателя появились двумя годами позже.
Ariel КН Twin (1948)
В первые послевоенные годы, находясь под впечатлением успеха модели Triumph Speed Twin, сконструированной Эдвардом Тернером, каждый более-менее серьезный британский производитель мотоциклов считал своим долгом создать собственную модель с параллельно расположенным двухцилиндровым двигателем.
Модель КН от Ariel представляла собой 498-кубовую машину, мало чем отличавшуюся от моделей других компаний: четырехступенчатая коробка передач, воздушное охлаждение, верхние клапана, два клапана на цилиндр. На первых образцах цилиндры и головки выполнялись из чугуна, но в 1954 году они стали изготавливаться из легкого сплава. В том же году двойная рама с шарнирной вилкой в качестве задней подвески заменила более раннюю пружинную конструкцию.
Модель сконструировал Валентин Пейдж, по иронии судьбы, в 1933 году он же создал и первую модель компании Triumph с параллельно расположенным двухцилиндровым двигателем — неудачную 650-кубовую модель 6/1. А так как Speed Twin Тернера превзошла ее по всем показателям, то и модель КН не могла на равных соперничать с двухцилиндровыми машинами от Triumph, BSA и их ближайших конкурентов. Несмотря на свою солидность и надежность модель КН была не только неброской, но и достаточно медленной. До 16 км/ч она разгонялась дольше, чем ее современник Triumph Т100. В 1957 году модель была снята с производства.
Сконструированная Валентином Пейджем 498-кубовая модель КН стала ответом компании Ariel на спрос двухцилиндровых мотоциклов. Модель выпускалась с 1948 но 1957 год. На снимке модель образца 1952 года с чугунной головкой.
Двигатель: 498 см3, верхнеклапанный параллельный двухцилиндровый, 63x80 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 25 л.с. при 5750 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 188 кг
Максимальная скорость: 132 км/ч
Ariel Square Four (1954)
Четырехцилиндровый многолетний мотоцикл Эдварда Тернера был без всякого сомнения одной из самых впечатляющих машин когда-либо производившихся в Англии. По существу, разместив два вертикальных двухцилиндровых двигателя на общем картере. Square Four использовал парные поперечные коленвалы, сочлененные шестернями по их центрам. Единственный приводимый цепью распредвал управлял работой клапанов и наполненных маслом разделенных в горизонтальной плоскости картеров. В настоящее время эта довольно изощренная конструкция стала обычным явлением, но в то время Тернеру вскоре пришлось отказаться от нее. 497-кубовый двигатель представлял собой чрезвычайно легкую и компактную силовую установку. Правда, с появлением 596 и 996-кубовых модификаций ее характер полностью изменился.
Однако получивший меткое название «Squariel» мотоцикл имел один серьезный недостаток. Головка блока цилиндров была подвержена тепловой деформации из-за того, что задние цилиндры находились в зоне теплового воздействия передних. Поэтому первые попытки разогнать машину, даже оснащенную наддувом, приводили к ее деформированию. Хотя машине со сбалансированным охлаждением удалось выиграть престижное ралли Maudes Trophy, покрыв 1126 километров за одиннадцать с небольшим часов, перегрев и неэффективная конструкция впускного канала постоянно негативно сказывались на работе двигателя.
В 1937 году был представлен переработанный модельный ряд четырехцилиндровых машин. На 597 и 997-кубовых модификациях (4F и 4G соответственно) вместо верхнего распредвала клапана стали приводиться толкателями, появились вертикально разделенные картеры, и более тяжелые маховики для возможности транспортировки коляски.
Модель 4G (997 см3) развивала 38 л.с. при 5500 об./мин. В 1939 году на моделях появилась задняя плунжерная подвеска. После войны модель 4F была снята с производства, а в 1948 году 4G получила телескопическую вилку и благодаря легкосплавным головке цилиндров и блоку «полегчала» на целых 15 килограммов.
В 1954 году появилась последняя модификация Square Four — «четырехтрубный» МКП конструкции Пейджа. К этому времени мощность машины возросла до 45 л.с., но это означало, что двигатель перегружен. С годами плунжерная подвеска тоже была заменена, когда маятниковая вилка стала обычной на машинах такой же стоимости.
Последний Square Four сошел с конвейера в Селли Оак в 1958 году. Однако его более совершенная модификация Healy 1000 выпускалась компанией Redditch еще в середине 70-х годов. В 1962 году компания BSA разработала прототип, призванный заменить знаменитый «Squariel». Внешне похожий на модель Leader, оснащенный 696-кубовым верхнеклапанным четырехцилиндровым двигателем, расположенным сбоку рамы, он так и не пошел в серийное производство.
Оригинальная конструкция легкосплавного 500-кубового двигателя с верхним распредвалом, созданная Эдвардом Тернером для модели Square Four 1932 года, была отголоском 1000-кубовых «слонов» предыдущих лет.
Двигатель: 997 см3, верхнеклапанный квадратный четырехцилиндровый, 65x75 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 45 л.с. при 5500 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 220 кг
Максимальная скорость: 166 км/ч
Ariel Leader and Arrow (1958)
Сконструированная опять же Валентином Пейджем в 1958 году модель Leader («Лидер») оснащалась двухтактным двухцилиндровым двигателем блочной конструкции, установленным на диагональную раму из прессованной стали.
Внешне она значительно отличалась от всех выпускавшихся до нее мотоциклов. Полностью закрытый кузов скрывал четкие линии, которые легко можно было держать в чистоте и без кузова. Легкий и подвижный, обладающий превосходными скоростными характеристиками он был аккуратным, тихим и функциональным, хотя и довольно радикальным мотоциклом. Двигатель, взявший за основу немецкий двухцилиндровый силовой агрегат, был соединен с четырехступенчатой коробкой передач, приводящей цепью заднее колесо. Отбор мощности происходил плавно и чутко, хотя бензино-масляная смазка оставалась необходимой.
Помимо стандартного набора оборудования был доступен широкий ряд дополнительных аксессуаров и дополнительного оборудования.
В 1959 году появилась более быстрая и привычная спортивная модификация модели, получившая название Arrow («Стрела»). Рама осталась прежней, а бензобак был смонтирован под сиденьем, как на модели Gold Wing компании Honda.
«Стрела» была легче «Лидера» на 27 килограммов, а ее более поздний совсем уж спортивный вариант Golden Arrow («Золотая стрела») развивал на 4 л.с. больше при максимальной скорости около 126 км/ч. Выпускался также и более легкий вариант модели с двигателем объемом 197 см3. Эти машины ничего серьезного в гонках не добились.
Модель Leader (на снимке образец 1962 года) и ее спортивный вариант Arrow представляли собой инновационную конструкцию двухтактного мотоцикла.
Двигатель: 249 см3, параллельный двухтактный двухцилиндровый, 54x54 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 16 л.с. при 6400 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая педальная
Главная передача: цепь
Масса: 163 кг
Максимальная скорость: 113 км/ч