Несмотря на постоянно преследовавшие его беды. Рем Фаулер выиграл первые трековые соревнования на острове Мэн в 1907 г. именно па этом мотоцикле, оснащенном V-образным двухцилиндровым двигателем Peugeot объемом 690 см3, мощностью 6 л.с.
Несколько месяцев спустя, у Norton появились двигатели собственного производства: V-образный двухцилиндровый, представлявший собой, по существу,усовершенствованный двигатель Peugeot и одноцилиндровый объемом 475 см3 (82х90 мм), которые были запущены в производство в 1908 г. В 1909 г. размеры одноцилиндрового двигателя были увеличены до 660 см3 (82х125 мм), и появился легендарный мотоцикл Big Four («Большая Четверка»), при этом под «Четверкой» подразумевался показатель мощности в лошадиных силах по относительному мощностному коду RAC. Папаша Нортон был убежденным сторонником длинного хода поршня. При длинном ходе уменьшалась нагрузка на нижнюю головку шатуна, однако, с другой стороны, повышалась частота работы поршня при заданной скорости двигателя. В течение следующих нескольких лет были созданы различные двигатели с длинным ходом поршня размерами 496 см3 (82х94 мм), 633 см3 (82х120 мм) и 490 см3 (79х100 мм). Самый маленький из довоенных двигателей — двухтактный объемом 154 см3 (55х75 мм) — выпускался в ограниченных количествах.
В период между 1911 и 1912 гг. компания испытала первый финансовый кризис, и накануне 1-й мировой войны мотоциклы Norton, не имея передач, если только дополнительно не заказывалась трехскоростная втулка Armstrong, и с прямым ременным приводом выглядели весьма старомодными. На этих мотоциклах в Бруклэндсе было установлено на удивление много рекордов скорости, однако все эти рекорды устанавливались в одном классе. Например, в апреле 1914 г. Дэниэл О'Донован (Daniel O'Donovan) стал первым гонщиком, превысившим скорость 129 км/ч — на мотоцикле класса 500 см3, на отрезке в один километр с хода он показал скорость 130 км/ч. Компания объявила о предстоящем выпуске машин со сцеплениями, коробками передач и полным цепным приводом только в 1914 г.
Хотя никто толком не знает, каковы были объемы производства компании во время 1-й мировой войны, доподлинно известно, что Norton, в отличие от более крупных производителей, не получал военных заказов, но какое-то количество машин было продано России накануне революции. В 1916 г. широкой публике был представлен прародитель производившегося в течение очень долгого времени мотоцикла 16Н, который являлся, в сущности, моделью для трековых гонок с двигателем объемом 490 см3 с трехступенчатой коробкой передач Sturmey Archer и полным цепным или ременно-цепным (на выбор) приводом. Двумя годами позже мотоцикл Brooklands Special продавался с сертификатом, в котором утверждалось, что мотоцикл на отрезке в один километр показал скорость 121 км/ч. (Интересно, откуда Джордж Броу (George Brough) черпал свои идеи?)
После войны основу производства компании составляли машины Big Four и 16 Н. Хотя Кубок трековых гонок в 1920 г. выиграла марка Sunbeam, не специальные гоночные, а стандартные спортивные модели Norton выиграли девять из 14 первых мест. И в этом, и в следующем году были одержаны победы на треке в Бруклэндс и на других треках.
К сезону 1923 г. (в конце 1922 г.) была разработана Model 18 с верхнеклапанной версией двигателя модели 16Н, и вновь последовала череда устанавливаемых маркой Norton мировых рекордов. Однако наибольшего успеха компания добилась в 1924 г. перед смертью Папаши от рака, одержав безоговорочную победу в соревнованиях «старшей» категории Senior. В 1926 г. произошла очередная финансовая реорганизация компании.
Одноцилиндровый двигатель объемом 500 см3 с вертикально расположенным цилиндром всегда ассоциировался с маркой Norton — будь то модель 1927 i (представленная справа), 1938 г. (внизу справа) или предназначенная для многодневных или многочасовых гонок модель 1950 г. (в самом низу).
В 1927 г. появилась гоночная модель CS1 с расположенным в головке распредвалом, а в 1928 г. была выпущена ее суперспортивная версия. Машина была оснащена все гем же двигателем объемом 490 см3 с диаметром цилиндра и ходом поршня 79 х 100 мм Этого двигателя в двух модификациях (с одним и двумя распредвалами в головке) вполне хватало для финансового обеспечения компании Norton на протяжении 1930-х гг., т.е. в годы выпуска модели Inter или International. В 1940-х гг. машины Big Four и 16Н выпускались в армейской версии (как и прежде с открытым механизмом клапанного газораспределения), но апофеозом одноцилиндровых Norton стала появившаяся в 1950 г. бессмертная модель Manx марки Norton с двигателем объемом 498 см3. Эту машину могли бы превзойти соревновавшиеся с ней двух-, четырехцилиндровые машины и даже V-образные восьмерки, но она продолжала выигрывать гонки и в 1960-х гг.
Очень трудно решить, в какое из десятилетий был выпущен величайший из мотоциклов марки Norton, по многие назовут 1930-е гг. Здесь представлена модель класса 500 см3 с расположенным в головке распредвалом 1938 г. выпуска, прозванная «Cammy» (or camshaft — «распредвал»).
С 1949 г. у этой машины был соперник внутри собственной компании — такой же бессмертный двухцилиндровый мотоцикл Dominator. В первые после начала производства годы эти мотоциклы, прозванные «Dommie», класса 500 см3 при мощности 29 л.с. отличались посредственной и тяжелой рамой, но в 1952 г. появилась новая версия Dommie 88 с рамой Featherbed, идеально подходившей для управления машины со скромным выходом мощности. Даже при этом, многие люди устанавливали в эти же рамы более мощные двигатели Triumph, в результате чего получались мотоциклы Triton. Примерно в это же самое время компания Нортон стала частью концерна АМС, что является еще одним подтверждением ее не совсем здорового финансового состояния Тем не менее слияние с АМС было отнюдь не плохим выходом, и, возможна, самым лучшим мотоциклом из серии Dommie была выпущенная в 1962 г. модель 650SS с более крупным двигателем мощностью 49 л.с., представлявшая собой великолепное сочетание мощи, «резвости» и умеренной плавности.
В течение многих лет в мотокроссе и многодневных или многочасовых гонках юркие двухтактные мотоциклы затмевали большие, тяжелые четырехтактные одноцилиндровые машины класса 500 см3, однако в таких машинах, как эта модель 500Т 1950 г., есть свое очарование.
Дальнейшее развитие эта конструкция получила в выпущенной в 1964 г. модели класса 750 см3 Atlas — в том году компания наконец отказалась от создания одноцилиндровых машин, — а выпущенная в 1968 г. модель Commando отличалась улучшенной рамой и, по существу, тем же, что и в модели Atlas двигателем, смонтированным по принципу Isolastic для изоляции водителя от вибрации. Смонтированные по принципу Isolastic двигатели нуждались в постоянном уходе, но в случае поддержания в хорошем состоянии они действительно работали очень хорошо.
Красивая модель 650SS 1966 г. К сожалению, этот период был отмечен крутым поворотом в судьбе компании Norton, от которого она так никогда и не оправилась.
Были также менее крупные модели — это модель Jubilee класса 250 см3 (1958 г.), различные машины класса 350 см3, версии для многодневных и многочасовых гонок и т.п., но самой запомнившейся была версия одноцилиндровой модели класса 500 см3 ES2 с толкателем, производство которой прекратилось в 1974 г. Еще многим запомнилось, что после распада АМС в 1966 г. Деннис Пуэр (Dennis Poore) выкупил все, что от нее осталось, для создания компании Norton Villiers Triumph/NVT. В течение нескольких лет он продолжал выпускать мотоциклы Commando, включая модель класса 850 см3, что было уже чересчур для двигателя, сконструированного в оригинале под объем 500 см3, и в результате вибрация была под стать двигателям Harley-Davidson. Кроме того, выпускалась также заведомо обреченная, сильно перегруженная версия того же двигателя — Combat.
Моде ль Rotary, предо явленная здесь в предназначенной для шоссейно-кольцевых гонок 1990 г. версии, зарекомендовала себя хорошо (на ее счел у победа на треке острова Мэн в 1992 г. в «старшей» категории Senior), но оказалась не настолько хорошей, чтобы обеспечить длительное существование марки Norton.
V-образная восьмицилиндровая модель Nemesis класса 1500 см3 была одной из величайших «упущенных возможностей» в мотопромышленности, которая, к сожалению, славится своими упущенными возможностями.
Когда в 1978 г. был прекращен выпуск моделей этого поколения, только роторно-поршневой двигатель удерживал марку на плаву на протяжении следующих 15 лет. Сначала был выпущен полицейский мотоцикл Interpol 2, обожаемый теми, кто на нем ездит, за которым последовали такие дорожные версии, как Classic и Commander, и, наконец, реплика гоночного мотоцикла F1. Проблема заключалась в том, что эти модели производились в недостаточном количестве или реализовались по таким высоким ценам, которые обеспечивали бы достаточную прибыль. Таким образом почти через 100 лет после возникновения марка Norton потерпела неудачу.
Хотя марка Norton всегда ассоциируется с одноцилиндровыми машинами класса 500 см3, все двухцилиндровые модели с параллельно расположенными цилиндрами были также довольно внушительными машинами, начиная с начала 1950-х гг и кончая демонстрацией представленной здесь последней моделью Commando.
Norton International (1936)
Генеалогия мотоцикла Inter прослеживается до выпущенной в 1927 г. модели CS1, которая была существенно реконструирована в 1929 г., когда Уолтер Мур (Walter Moore) перешел в компанию NSU. Созданный в этом году двигатель Кэррол (Carrol) развивал скорость 160 км/ч. Закрытый клапанный механизм стали применять с 1930 г., и была создана модель Norton, прозванная «Cammy», с сухим картером и расположенным в головке распредвалом, которая доминировала в гонках на протяжении следующих десятилетий.
Модель Inter находилась в постоянном развитии, и поскольку это была популярная машина для клубных гонок, ее часто модернизировали. Здесь представлен образен 1952 г.
Двигатель: 490 см3, с расположенным в головке одним распредвалом, 79х100 мм, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением
Мощность: 40 л.с. при 6000 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: не указан
Максимальная скорость: 175 км/ч
Название International, которое почти всегда сокращали до Inter, относилось к двум моделям: Model 30 класса 500 см3 и Model 40 класса 350 см3 (с рабочим объемом 348 см3, 71х88 мм), представленные в сентябре 1931 г. как модели сезона 1932 г.
На протяжении 1930-х гг. машина подвергалась постоянным усовершенствованиям с применением проверенных в гонках технологий как только они адаптировались для дорожных мотоциклов. Например, в 1936 г. на заводских гоночных мотоциклах была впервые опробована плунжерная задняя подвеска, а после 1938 г. она уже использовалась как стандартная на машинах Inter.
Norton 16Н (1942)
Название 16Н (или Model 16, Home) впервые появилось в 1921 г. для машины следующего, 1922 модельного года, и было выбрано в противовес названию 17С (или Model 17, Colonial). Использовавшийся в этой модели двигатель был сконструирован еще во время 1-й мировой войны и был настолько примитивным, что вплоть до 1922 г. для измерения зазоров клапанов владельцам приходилось зачищать надфилем их штоки.
Модель 16H (что означает Model 16, Home) представляла собой просуществовавшую очень долгое время примитивную конструкцию, которая впервые появилась в 1921 г., прослужила всю 2-ю мировую войну и была снята с производства только в 1954 г.
Двигатель: 490 см3, с расположенным в блоке клапанами, одноцилиндровый, 79х100 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 12,5 л.с.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 177 кг
Максимальная скорость: 110 км/ч
В 1929 г. старый плоский топливный бак модели 16Н был заменен на седлообразный, в 1932 г. система выпуска была перенесена на другую сторону, в 1935 г. появилась четырехступенчатая коробка передач, а в 1938 г. машина была оборудована выхлопной трубой «Коровье Вымя» (Cow's Udder), причем многие считали, что еще ни один мотоцикл не оснащался более уродливым на вид глушителем.
В довоенной версии клапанный механизм все еще был открытым (его закроют после войны, хотя производство машины будет прервано до 1954 г.), и, несмотря на исключительную примитивность, — или, возможно, именно в силу своей исключительной примитивности — у этой машины была репутация «солдатостойкой» (т.е. выдерживающей даже обращение рядовых).
Можно только представить себе, сколько таких машин было перекрашено в гражданские цвета после войны, а вид людей, старательно восстанавливающих отслужившие версии, достоин умиления. В вооруженные силы было поставлено более 100 тысяч этих прочных мотоциклов.
Norton Manx (1950)
Расхождения в рабочих характеристиках модели объясняются двумя причинами. Во-первых, выход мощности двигателей, работающих на пределе своих возможностей в заданное время, всегда разный. Во-вторых, двигатели мотоциклов Manx всегда регулировались и настраивались для получения большей мощности, а их шасси облегчалось посредством сверления рам и демонтажа всех лишних деталей. Следует также добавить, что эти мотоциклы производились в течение очень долгого времени. Джон Тикл (John Tickle) купил права на производство в 1964 г. и выпустил несколько машин, затем у Джона Тикла права на производство купили компания Unit Equipe, а в 1994 г. компания Molnar Manx. Хотя эта компания большей частью продавала двигатели, она также выпускала машины Manx с рамами собственного производства.
Manx, считающийся, хотя и нс бесспорно, самым лучшим из всех мотоциклов марки Norton, в инженерном отношении был создан на базе модели International. Здесь представлен образец 1957 г. с двигателем объемом 348 см3.
Двигатель: 498 см3, с расположенным в головке распредвалом, одноцилиндровый, 82х94,3 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 45-50 л.с. при 6500-7000 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: не указан
Максимальная скорость: 200 км/ч и более
Таким образом эти легендарные мотоциклы на протяжении более 50 лет радовали гонщиков и зрителей сначала в настоящих шоссейно-кольцевых гонках — последняя убедительная победа, вероятно, была одержана на югославском этапе Гран При в 1969 г., — а затем в гонках классических машин. Хорошо настроенная поздняя версия мотоцикла Manx выжимала максимум 217 км/ч.
Двигатель, по существу, представлял собой усовершенствованную версию двигателя модели Inter с укороченным ходом поршня, принятый на вооружение в 1938 г., но что действительно делало эту машину особенной, так это рама Featherbed («перина»), сконструированная братьями Маккэндлесс (McCandless). После ее выпуска машина стала эталоном, с которым сравнивали другие модели. В 1953 г. компания Нортон благодаря раме завоевала оба трековых Кубка: Junior (младшая категория) и Senior (старшая категория), заняв первое, второе и третье места в обеих категориях. Немаловажную роль сыграли также великолепное искусство вождения пилотов и немалый вклад в конструкцию двигателя, внесенный Лео Кузмицким (Leo Kuzmicki). Работавший подметальщиком на заводе Norton Кузмицкий раньше был летчиком истребительной авиации, а затем вел курс лекций о двигателях внутреннего сгорания в Варшавском Университете.
Norton Dominator (1949)
Первые мотоциклы Dommie выпуска-лись с рамами довоенного образца, стя-желой и топорной задней подвеской и плохими тормозами. Выход мощности двигателя был не особенно впечатляющим, потому что конструировался для работы на бензиновой смеси, а степень сжатия была всего 6,75:1.
Первые мотоциклы Dommie были «слабыми» и невыразительными, а славу машине принесла версия Dommie 88 1952 г. с рамой Featherbed.
Двигатель: 497 см3, верхнеклапанный, двухцилиндровый с параллельным расположением цилиндров, 66х72,6 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 29 л.с. при 6000 об/мин.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 186 кг
Максимальная скорость: 145 км/ч
Тем не менее весьма умеренно отрегулированные клапаны наводят на мысль, что в резерве у компании Norton был еще немалый запас мощности.
С другой стороны, если говорить о плавности работы двигателя, то самый плавный режим работы двигателя был у этих первых моделей Dommie. Почти по любой дороге можно было передвигаться со скоростью 104-113 км/ч, а для езды с максимальной скоростью 145 км/ч необходимо было немного сосредоточиться.
Norton Commando (1968)
Объем двигателя Dommie увеличивали с 500 до 600 см3 (Dommie 99), а затем до 750 см3 в модели Atlas, и с каждым разом все более возрастала вибрация.
Это модель Commando 750 S 1969 г. выпуска. В компании Norton считали, что для завоевания американского рынка желательны высоко поднятые руль и выхлопные грубы.
Двигатель: 745 см3, верхнеклапанный, двухцилиндровый с параллельным расположением цилиндров, 73х89 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 49 л.с.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: не указан
Максимальная скорость: 185 км/ч
Было принято решение использовать компоновку Isolastic, предусматривавшую сборку в одном блоке двигателя, коробки передач и кулисы вместе с выхлопной системой и задним колесом, которые монтировались в новой раме с одной верхней трубой с использованием резиновых подставок Isolastic для изоляции рамы (и ездока) от вибрации, сопутствующей работе параллельного двухцилиндрового двигателя с завышенным рабочим объемом.
В результате получилась на удивление привлекательная машина, которая отличалась достойными показателями ускорения и максимальной скорости, а при хорошем состоянии подставок Isolastic также и отличной управляемостью. Вскоре она заменила модель Атлас, и стали появляться различные версии: Commando S для американского рынка с рулем большего размера, уменьшенным топливным баком и высоко поднятыми выхлопными трубами (1969 г.) и Roadster (дорожный мотоцикл), представлявший собой модификацию мотоцикла 5 с обычно расположенными выхлопными трубами (1970 г.). Исходная же модель называлась Fastback.
В том же 1970 г. появились гоночные варианты мотоцикла мощностью 68 л.с. В 1971 г. были выпущены ужасного вида модель Hi-Rider, которую очень портил несуразный руль, и модель Fastback LR с 25-литровым баком, которая, вероятно, была наиболее востребованной из всей серии мотоциклов Commando. Появившийся в 1971 г. двигатель Combat мощностью 65 л.с. был менее удачным новшеством: при больших нагрузках он имел обыкновение выходить из строя. В 1973 г. появился двигатель 850 мощностью 60 л.с. с уменьшенной степенью сжатия, который представлял собой рассверленный до 829 см3 (77х89 мм) двигатель 750. Оснащенная этим двигателем модель Interstate в дорожных испытаниях показала скорость 194 км/ч, однако проблема заключалась в часто возникавшей вибрации. После 1974 г. все мотоциклы Commando оснащались двигателями 850.
Norton Commander Rotary (1988)
История создания последнего мотоцикла Norton (одного из самых знаменитых) была полна неожиданностей. Исследования были инициированы руководством компании BSA в 1969 г., а с 1973 г. были продолжены купившей BSA компанией NVT. К 1983 г. почти непредумышленно была разработана реальная модель полицейского мотоцикла Interpol II с воздушным охлаждением. Затем в 1987 г. руководство опять перешло к новой компании Филипа Ле Ру (Philliре Le Roux), благодаря которому к весне 1988 г. была разработана версия с жидкостным охлаждением — Commander.
Модель Rotary Classic выглядит как настоящий мотоцикл (для роторной машины задача не из легких), по для очень консервативного моторынка все же слишком радикальный.
Двигатель: 588 см3, двухроторный Ванкеля, с жидкостным охлаждением
Мощность: 85 л.с. при 9000 об/мин.
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: не указан
Максимальная скорость: 200 км/ч, расчетная
Дальнейшая разработка привела к созданию гоночной версии, обладавшей мощностью 145 л.с. при 10000 об./мин. и максимальной скоростью 304 км/ч. Проект наконец был закрыт вскоре после последней победы в гонках старшей категории Senior в 1992 г. Мотоциклы марки Norton останутся в нашей памяти как чемпионы первых в истории трековых соревнований на острове Мэн в 1907 г., как победители в категории Senior в 1924, 1926, 1927, 1931, 1932, 1933, 1934, 1936, 1937, 1938, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1961 гг. и наконец в 1992 г., когда победу компании принес последний в их истории гоночный мотоцикл. При этом мы не учитываем победы в гонках младшей категории Junior, в гонках мотоциклов с колясками. Гран При и Формулы 750, и это только в Великобритании. В целом получается довольно внушительный список.