Зигфрид Беттманн прибыл в Ковентри из Нюрнберга (Германия) в 1883 г. Вместе с партнером Маурицем Шульте (Mauritz Schulte) он вскоре приобрел заводское помещение на Мач Парк-стрит, где стал производить велосипеды Triumph. Первый мотоцикл марки Triumph, представлявшим собой усиленную велосипедную раму, оснащенную бельгийским двигателем Minerva объемом 239 см3, завод выпустил в 1902 г. Этот двигатель мощностью две с четвертью лошадиные силы при 1500 об/мин позволял развивать максимальную скорость 40 км/ч. Компания Triumph использовала также двигатели JAP и Fafnir английского производства.
Представленная здесь машина марки Triumph 1903 г., как все другие первые машины пионеров мотоцикле того производства, имела усиленную велосипедную раму.
В 1906 г. завод Triumph был переведен на Прайори-стрит. В машинах той поры все еще использовались усовершенствованные велосипедные рамы с прямым ременным приводом от обладавшего мощностью 3 л.с. одноцилиндрового агрегата объемом 363 см3 с расположенными в блоке клапанами. На состоявшихся впервые на острове Мэн гонках в 1907 г. Джек Маршалл (Jack Marshall) на своем мотоцикле Triumph мощностью 3,5 л.с. занял второе место в классе одноцилиндровых машин, пропустив вперед Чарли Кольера (Charlie Collier) на машине Matchless. В следующем 1908 году Маршалл одержал победу в этом классе, показав при этом самую высокую скорость на круге — 68,36 км/ч. Другие гонщики на мотоциклах Triumph заняли третье, четвертое, пятое, седьмое и десятое места в гонках, что побудило компанию включить модель ТТ Racer в каталог своей продукции на 1911 г. В этом же году появилась модель с втулкой сцепления Hub Clutch с двигателем объемом 499 см3, в результате чего отпала необходимость в старте с толчка. Передние вилки были оснащены фирменной уникальной системой качающихся пружин, расположенных вровень с вилкой поворотного кулака подвески и контролировавшихся сверху установленной на стойке руля горизонтальной пружиной.
В 1914 г. с началом 1-й мировой войны Военное министерство заказало для армии 100 мотоциклов марки Triumph, а всего за время войны компания поставила для армии 30000 мотоциклов. Большей частью это были ременно-приводные машины мощностью 4 л.с. Туре Н, известные под названием Trusty Triumph. Они были оснащены стандартным двигателем с расположенными в блоке клапанами объемом 550 см3 с трехступенчатой коробкой передач Sturmey-Archer и первичным цепным приводом.
Обладавшая мощностью пять с половиной лошадиных сил послевоенная модель Type SD марки Triumph не очень отличалась от модели Н с двигателем объемом 550 см3, хотя ременная передача была в ней заменена полным цепным приводом, дополненным пружинным приводом SD (spring drive — пружинный привод). Этот трансмиссионный амортизатор находился во втулке сцепления и обеспечивал плавное переключение передач. К этому времени на мотоцикле уже был установлен кик-стартер, а педалей не было.
В 1922 г. завод Triumph выпустил скоростной дорожный мотоцикл Туре IR Fast Roadster или Riccy с двигателем объемом 499 см3, который был сконструирован специалистами по двигателям компании Ricardo & Со. Из передовых технических характеристик двигателя следует выделить четырехклапанную головку цилиндра и алюминиевый поршень. Мощность двигателя составляла 20 л.с., что позволяло развивать максимальную скорость 121 км/ч. В 1923 г. после продажи велосипедного производства компании Coventry Cycles компания Triumph занялась производством автомобилей. Это были легкие автомашины Super Seven мощностью 10/20 л.с., которые были явными конкурентами автомашин Austin 7. К 1927 г. объем производства вырос и составлял около 1000 мотоциклов в неделю. Во главе модельного ряда выпускался совершенно новый мотоцикл класса 500 см3 Туре ТТ, двигатель которого был сконструирован гонщиком из Бруклэндса и дилером марки Triumph Виктором Хорсмэном (Victor Horsman). Теперь мотоцикл выглядел как вполне современная машина, а не велосипед с мотором.
В то время как в результате охватившего весь мир экономического кризиса 1930-х гг. повсеместно снизился уровень продаж, компания Triumph переманила из компании Ariel Вэлентайна Вэла Пэйджа (Valentine Vai Page), поручив ему сконструировать совершенно новую серию моделей. Эта серия включала верхнеклапанные одноцилиндровые мотоциклы классов 250, 350 и 500 см3, одноцилиндровые мотоциклы с расположенными в блоке клапанами классов 350 и 550 см3, верхнеклапанный двухцилиндровый мотоцикл с вертикально установленными цилиндрами класса 650 см3 и легкий мотоцикл с верхнеклапанным двигателем объемом 147 см3. Все мотоциклы серии были оснащены четырехступенчатыми коробками передач. Модель класса 500 см3 выпускалась в трех гоночных модификациях, обозначавшихся, как 5/2, 5/5 и 5/10. Модель 6/1 представляла собой прочную конструкцию, состоявшую из вертикального двухцилиндрового двигателя с толкателями объемом 650 см3, прочного шасси на базе дуплексной консольной рамы, раскосных передних вилок и пары внушительных крыльев. В 1933 г. такая машина с коляской победила в престижной гонке Кубка Мод, которые входил и в программу Международных шестидневных соревнований.
Сменивший на посту исполнительного директора Зигфрида Беттмана полковник КлодХолбрук (Claude Holbrook) организовал совместное предприятие с компанией Alfa Romeo для производства в Ковентри спортивной автомашины Triumph Gloria Dolomite, которая представляла собой английскую версию модели 8С 2300 Monza марки Aira Romeo. Компания Alfa Romeo взамен получила права на производство модели Triumph 6/1 с вертикальным двухцилиндровым двигателем. В результате компания Triumph выпустила всего три автомобиля Gloria Dolomite, в то время как в течение семи лет было произведено 17000 автомашин Super Seven. Однако теперь автомобильное производство отделилось от мотоциклетного, поскольку 22 января 1936 г. мотопроизводство было продано всего за 41 тысячу фунтов стерлингов Джону Янгу Сангстеру (John Young Sangster) из Эриел Моторсайклс. Тогда 70-летний Беттманн подал в отставку, но Сангстер назначил его председателем совета директоров новой компании Triumph Engineering, предупредив недовольство поставлявших детали смежников. Беттманн умер в 1951 г. в возрасте 88 лет.
В выпущенной в 1939 г. модели Tiger 100 использовалась рама Speed Twin, оснащенная параллельным двухцилиндровым двигателем, который был настроен и отрегулирован для обеспечения плавного набора скорости и хороших эксплуатационных качеств.
Вэла Пэйджа на посту главного конструктора в 1932 г. в составе Ariel сменил Эдвард Тэрнер, а в 1936 г. Сангстер назначил Тэрнера генеральным управляющим. Тэрнер родился в 1901г., после 1-й мировой войны он стал дилером марки Velosette. Сангстер принял его на работу в Эриел рисовальщиком, и Тэрнер способствовал росту популярности созданной Вэлом Пэйджем серии моделей Red Hunter, придав яркую окраску топливным бакам и покрыв хромом выхлопные трубы. Тэрнеру было ясно, что сработавшие в случае с мотоциклами Red Hunter косметические изменения точно так же могут оказать положительный эффект и в случае с одноцилиндровыми моделями 2/1, 3/2 и 5/5 марки Triumph, и они были переименованы, в частности: мотоцикл класса 250 см3 стал называться Tiger 70, класса 350 см3 — Tiger 80 и класса 500 см3 — Tiger 90. При посредничестве базировавшейся в Пасадене дилерской компании Билла Джонсона (Bill Johnson) Johnson Motors Inc. была организована продажа мотоциклов в США.
Шедевром Эдварда Тэрнера стала выпущенная в июле 1937 г. модель Speed Twin. Обладая мощностью 27 л.с. при 6300 об./мин., машина развивала скорость 150 км/ч и стоила 75 фунтов стерлингов. В стандартной отделке модель с хромированными баком, выхлопными трубами, фарой и обедами колес была окрашена в амарантовый цвете густым красно-коричневым оттенком с золотым окаймлением. При этом по бокам топливного бака имелись выкрашенные в амарантовый же цвет панели. Обода переднего (483 мм) и заднего (508 мм) колес были одинаково декорированы по центру, общее же впечатление от машины немного проигрывало от недостатка шикарности. Вскоре пришел и спортивный успех, а именно: победа в гонке Кубка Мод — рассчитайный по времени пробег по большей части Британии от юго-западного мыса Лэнд'с Энд до северо-восточного Джон оТроутс.
В 1939 г. было объявлено о выпуске спортивной версии модели Speed Twin — серебристой Tiger 100. Ее ускорение и спокойный ход, наряду с надежностью, делали ее весьма востребованной машиной. Она была отобрана лондонской полицией для ее мотоподразделения и стала прецедентом для производства британских параллельных двухцилиндровых машин в послевоенный период. К тому же, этот мотоцикл на протяжении более 40 лет был базовым для моделей марки Triumph. Формат Speed Twin использовался в двигателях классов 250, 350 (3Т), 500 (5Т), 650 (6Т) и 750 см3. Конкурентам понадобились годы для выхода на уровень этих машин.
К 1939 г. раскосные вилки моделей Speed Twin были заменены телескопическими. Для спортивной модификации Tiger 100 также были характерны полированные выхлопные трубы, кованые поршни тормозных колодок и более высокая степень сжатия (8:1). В модельном ряду марки Triumph она сменила модель Tiger 90 и с парой рупорообразных глушителей была столь же привлекательна, как и модель Speed Twin. В 1939 г. руководитель группы по доводке двигателей Triumph Фредди Кларк (Freddie Clarke) на мотоцикле Tiger 100 повторил рекорд Бруклэндса для машин класса 750 см3. Его скорость на треке — 189,93 км/ч осталась лучшей, поскольку позже выступления на кольце прекратились.
Во время войны компания Triumph постепенно переориентировала свое производство на военное оборудование, включая оснащенные двигателем Speed Twin объемом 500 см3 лебедки для буксирующих цели самолетов. К маю 1940 г. завод Триумф запустил в производство мотоциклы 3TW для армейских курьеров. В неделю завод выпускал 300 таких мотоциклов.
В ночь на 14 ноября 1940 г. центральная часть Ковентри подверглась массированной бомбардировке германской авиацией. Не избежал бомбового удара и расположенный на улице Прайори-стрит завод Triumph. Все пригодное для работы заводское оборудование временно было перемещено на литейный завод в город Уорвик, и к июню 1941 г. компания возобновила производство мотоциклов. В течение 1941-42 гг. в местечке Мериден в окрестностях Ковентри был построен новый завод, на котором к 1944 г. объем производства уже составлял 11000 мотоциклов. В послевоенный период компания Triumph возобновила выпуск довоенных моделей ЗТ, 5Т, Speed Twin и Tiger 100, в которых многие узлы и детали были взаимозаменяемыми. Первой совершенно новой послевоенной моделью стал мотоцикл Trophy класса 500 см3, вслед за которым в 1950 г. была выпущена модель 6Т Thunderbird. Это был первый мотоцикл, отличавшийся современным дизайном. В 1951 г. Сангстер продал завод Triumph компании BSA почти за два с половиной миллиона фунтов. Тэрнер, которому принадлежало 10 процентов акций завода, остался на своем посту, так что обе компании продолжали конкурировать между собой.
Во время воины основной продукцией марки Triumph были машины 3TW с двигателями объемом 350 см3 с расположенными в блоке клапанами, как представленные здесь мотоциклы для военных курьеров. Завод выпускал 300 таких машин в неделю.
Послевоенные мотоциклы марки Triumph, включая Т100 Tiger и ранние модели Thunderbird, которые выпускались с 1946 по 1962 г., классифицируются как мотоциклы с двухцилиндровыми доблочными двигателями. Когда в 1957 г. на вооружение были приняты унифицированные силовые агрегаты, состоявшие из объединенных в едином блоке двигателя и коробки передач, в производстве вплоть до 1974 г. находились мотоциклы с небольшими двухцилиндровыми двигателями блочной конструкции, типа Т100А Tiger и Daytona. Такие же машины с крупными двухцилиндровыми двигателями блочной конструкции, как Thunderbird и Bonneville выпускались с 1963 по 1975 гг. Трехцилиндровые модели Т160 Trident и Hurricane выпускались с 1968 по 1976 гг. С 1953 по 1974 гг. производились также небольшие одноцилиндровые мотоциклы Terrier и Tiger Cub. Что касается крупных двухцилиндровых машин, выпускавшихся Мериденским Кооперативом и заводом в Девоне, то это были, в основном, мотоциклы Bonneville, которые находились в производстве 1976 по 1988 гг. Затем наступила эпоха современных трех- и четырехцилиндровых мотоциклов, которые выпускаются заводом в Хинкли с 1991 г. вплоть до наших дней.
Модель Terrier с двигателем объемом 149 см3 1952 г. выпуска сохранила присущий последним более крупным машинам облик, но с таким малообъемным двигателем она намного экономичнее расходовала топливо.
Первой моделью марки Triumph с двигателем блочной конструкции стала двухцилиндровая машина 3ТА класса 350 см3, известная также под названием Twenty-One. В результате отделки двигатель выглядел, будто отлитым из сплава с тем, чтобы не выделялась совмещенная с ним коробка передач. Следует также отметить, что это был первый серийный мотоцикл марки Triumph с закрытым панелями корпусом. Все пространство под двойным сидением до заднего колеса было закрыто изогнутым обтекателем, а мощное переднее колесо, как и обтекатель, формой напоминало корыто. Первый мотоцикл серии Tiger с двигателем блочной конструкции — модель Т100А — был выпущен в 1961 г. и имел уже привычный закрытый панелями корпус. Правда, к 1964 г. модель 3ТА лишилась значительной части металлической обшивки, которая полностью исчезла к 1966 г.
Выпущенный в 1950 г. мотоцикл Т6 Thunderbird приобрел популярность за счет нового послевоенного дизайна, утопленной фары и часов. Здесь представлена модель 1956 г.
Наряду с выпуском мотоциклов с обтекателями компания Triumph, в 1959 г. вышла на рынок мотороллеров, выпустив одноцилиндровую и двухцилиндровую модели Tigress.
Модель Tigress TS1 была оснащена позаимствованным у мотоцикла Bantham марки BSA двухтактным двигателем с воздушным охлаждением объемом 172 см3, а в мотороллерах TW2 и TW2S использовались верхнеклапанные двухцилиндровые двигатели объемом 249 см3. Это были те же двигатели, что использовались в современных им мотоциклах Sunbeam марки BSA. Как бы то ни было, мотороллеры Triumph никогда не были столь популярными, как мотороллеры их итальянских конкурентов. Модель TW2 оставалась в производстве до 1964 г., а модель TS1 был снята с производства годом раньше. В 1962 г. компания Triumph выпустила мотороллер Tina класса 100 см3. Эта машина была меньше мотороллеров Tigress и имела автоматическую трансмиссию. В 1955 г. техасец Джонни Аллен (Johnny Allen) на мотоцикле Cigar длиной 4,27 м, оснащенным специально созданным компанией Triumph двигателем объемом 650 см3, на соленой равнине Бонневиль (штат Юта) установил рекорд скорости 311 км/ч. В следующем году на мотоцикле NSU рекорд был доведен до 340 км/ч, и Аллен через несколько месяцев предпринял еще одну попытку и вернул себе рекорд, повысив планку до 344 км/ч. Еще один рекорд скорости на равнине Bonneville — 361,41 км/ч был установлен в 1962 г. Биллом Джонсоном (Bill Johnson) на оснащенном двигателем Triumph болиде. Все эти рекорды были весьма значимыми, поэтому, когда компания создала новый мощный мотоцикл класса 650 см3 с двумя карбюраторами, она не долго искала для него название, ибо выбор был очевидным — Bonneville.
Самая малогабаритная из моделей Triumph — T20S Tiger Cub находилась в производстве с 1954 но 1974 гг. Выпускалась также се модификация для внедорожной езды T20C/S.
В 1959 г. на лондонской выставке Эрлз Корт была представлена модель Т120 Bonneville, ставшая сенсацией дня. Покупатели быстро осознали преимущества ее мощностного потенциала. Модель Т120 была не только хорошей двухместной туристской машиной, но и в течение многих лет была ведущей в гонках серийных мотоциклов. Мальколм Апхилл (Malcolm Uphill) выиграл гонки на острове Мэн 1959 г. среди серийных мотоциклов со скоростью 160,92 км/ч, при этом он впервые проехал круг трека острова Мэн со скоростью 161 км/ч (100 миль в час). В 1965 г. Апхилл и Перси Тэйт (Percy Tait) вдвоем на мотоцикле Bonnie (уменьшительное от Bonneville ) выиграли 500-мильную гонку в Тракстоне. Этот успех побудил компанию начать ограниченное производство уникальной модификации Traxton Bonneville с заводскими регулировками и настройками, которая регулярно побеждала в гонках. Машина обладала мощностью 54 л.с. при 6500 об./мин. и могла развивать скорость 225 км/ч.
Одним из наиболее известных и популярных мотоциклов марки Triumph была эта серийная гоночная трехцилиндровая модель Trident класса 750 см3.
В начале 1960 гг. для спортсменов и туристов под маркой Triumph выпускались три модели: 6Т Thunderbird, TR6 Trophy и Т120 Bonneville, которые в 1963 г. стали оснащаться двигателями блочной конструкции. Тремя годами позже стали использовать 12-вольтовое электрооборудование, а в 1968 г. модель Bonneville оснастили передними тормозами с двумя прижимными колодками, которые в 1973 г. были заменены передними дисковыми тормозами.
В конце 1960-х гг. завод начал выпускать внедорожные модификации моделей Trophy и Bonneville для американского рынка, отличавшиеся поднятыми вверх выхлопными трубами и мощными покрышками. Предназначенный для Соединенных Штатов Bonnie (Т120ТТ) был внедорожным мотоциклом, совершенно не приспособленным для езды по дорогам. Точно так же и североамериканская версия Trophy (TR6C) была создана как внедорожный мотоцикл и даже выпускалась с разными для восточных и западных штатов спецификациями.
Вслед за уходом Сангстера с поста председателя совета директоров компании BSA в 1961 г. на пост генерального управляющего завода в Мериден после 14 лет работы в компании Norton вернулся Берт Хопвуд (Bert Hopwood). Между тем в компании Triumph осознавали угрозу со стороны ворвавшихся на рынок японских производителей с высоким уровнем качества их продукции, передовыми техническими характеристиками, большими объемами производства и критически низкими выставочными ценами. В 1960 г. Эдвард Тэрнер предпринял поездку в Японию с тем, чтобы посетить заводы Honda, Yamaha и Suzuki, и был поражен уровнем механизации, оснащением и использованием бегущих дорожек для проведения испытаний.
Завод Triumph никогда не производил 1000 мотоциклов одной и той же модели в неделю, а японцы выпускали по 1000 малообъемных мотоциклов в день.
В противовес мотоциклу Honda СВ750 Берт Хопвуд и Дуг Хил (Doug Hele) в 1965 г. сконструировали трехцилиндровый двигатель для новой модели Triumph, бак и раскраска которой были выполнены британской дизайнерской компанией Ogle. По форме топливный бак модели напоминал хлебную буханку, а три выхлопные трубы с расширяющимися глушителями были прозваны «лучевыми пушками» (Ray Guns). Масляный охладитель был смонтирован сверху в передней части, и, несмотря на больший, чем у двухцилиндровой модели класса 650 см3 вес, новый трехцилиндровый двигатель аккуратно размещался в обычной раме. В машине использовались те же тормоза, что и в модели Bonneville, что совсем не подходило для столь тяжелой машины, но двигатель был удачным и надежно работал на скорости 193 км/ч. Завод Triumph нанес компании Honda удар ниже пояса, выпустив трехцилиндровую модель Trident Triple в сентябре 1968 г. за месяц до появления модели Honda СВ750. Trident превосходил крупные японские машины благодаря лучшей управляемости и был столь же скоростным на прямой. Мотоциклы Trident были двукратными победителями соревнований Формулы 750 на острове Мэн. В 1970 г. во время гонки Больд'Ор на кольце Поль Рикар стремившийся к победе мотоцикл Trident получил прозвище «Липкий Сэм» после того, как окатил всех присутствующих маслом. Тем не менее, «Липкий Сэм» продолжил победную серию, выиграв также трековые гонки для серийных машин в 1971 и 1972 гг. На базе модели Trident были созданы двухцилиндровые мотоциклы. В результате последовавшей модернизации в 1971 г. появилась новая рама с увеличенными верхней трубой и трубой сидения, которые служили в качестве масляного бака. Кроме того, появились пятиступенчатая коробка передач и в 1973 г. передние дисковые тормоза.
В июле 1973 г. завод Triumph перешел во владение компании BSA, где вместе с группой Norton-Villiers образовал объединение NVT. Группа Norton-Villiers раньше входила в состав корпорации Associated Motor Cycles, которая обанкротилась в 1966 г., потянув ко дну такие известные марки, как AJS, Francis Barnett James, Matchless и Norton. Руководство NVT выступило с инициативой закрыть завод Triumph в Меридене и перевести производство оставшихся моделей марки Triumph — T100R, TR5T, T120V и T140V — на завод Смол Хит компании BSA в Бирмингеме. К этому времени компания BSA перестала производить собственные мотоциклы и вместо своей модели Rocket 3 выпускала мотоциклы Triumph Trident — сначала модель T150V, а затем T160V. Эти оснащенные дисковым задним тормозом, левосторонним переключением передач и электрическим стартером мотоциклы пользовались популярностью у полицейских, причем модель T160V оставалась в производстве вплоть до развала объединения NVT в 1977 г.
Работники завода Triumph, столкнувшись с угрозой увольнения и передачи производственной линии конкурирующей фирме, понятным образом разъярились и взяли дело в свои руки. Вместо закрытия завода в Меридене рабочие в сентябре 1973 г. заперли ворота завода изнутри и начали беспрецедентную 18-месячную забастовку. За это время территорию завода покидал только тонкий ручеек выпущенных мотоциклов, преимущественно T120V Bonneville. Лейбористское правительство оказалось восприимчивым в отношении идеи рабочих кооперативов, и она была реализована в виде кооператива «Мериденские мотоциклы». В марте 1975 г., когда правительство предоставило кооперативу заем в размере 4,2 миллиона фунтов, ворота завода были вновь открыты.
Обе новые модели Мериденского завода TR7V Tiger и T140V Bonneville 1976 г. были выполнены в соответствии с жесткими требованиями Национального Агентства Защиты Окружающей Среды США. Оба мотоцикла были оснащены уже знакомым двигателем объемом 744 см3 (Bonneville — с двумя карбюраторами. Tiger — с одним), но с перемешенным на левую сторону переключателем передач, кроме того, на них были установлены задние дисковые тормоза. В 1977 г. правительство выделило для компании Triumph дополнительно 1 миллион фунтов стерлингов и освободило ее от уплаты налогов до конца 1981 г., когда лейбористское правительство ликвидировало долги кооператива. Это позволило предприятию приобрести статус компании с ограниченной ответственностью, в которой ее работники являлись держателями акций.
На Парижской выставке 1981 г. была представлена новая внедорожная модель TR7T Tiger Trail все с теми же старой рамой и двигателем объемом 744 см3, но с высоко поднятыми выхлопными трубами и шишковатыми покрышками. Вновь была представлена и базовая модель Thunderbird, оснащенная одно-карбюраторным мотором с коротким ходом поршня объемом 649 см3 и задним барабанным тормозом. Тем не менее, к середине 1983 г. выделенные заводу в Меридене деньги закончились, и ликвидационная комиссия продала с аукциона завод и оборудование. В конце концов, завод был снесен, а освободившаяся площадь была использована под жилую застройку. Права на торговую марку Triumph были куплены прозорливым предпринимателем по имени Джон Блур. Новый завод Triumph был построен на участке площадью 4 гектара в местечке Хинкли, расположенном между Ковентри и Лейстером, и была сконструирована новая серия мотоциклов на блочной основе.
В сентябре 1990 г. на Кёльнской выставке была представлена серия новых моделей Triumph во главе с мотоциклом Trophy 1200. В серии было три пары моделей — Trophy, Daytona и Trident. К сентябрю 1991 г. все эти шесть моделей находились в производстве. Это были мотоциклы Trident без обтекателей с трехцилиндровым двигателем объемом 750 см3 и трехцилиндровым — объемом 900 см3, спортивные Daytona с полными обтекателями в 750-трехцилиндровом и 1000-четырехцилин-дровом форматах, а также турист-ские Trophy с полными обтекателями с трехцилиндровым двигателем объемом 900 см3 и четырехцилиндровым — объемом 1200 см3. Сначала производство осуществлялосьоченьмедленнымитем-пами, так как производилось не более восьми мотоциклов в неделю. Для сравнения можно привести 1996 г., когда объем производства составлял 15000 мотоциклов, и каждые 6 минут с конвейера сходила новая машина. Во всех шести моделях серии использовалось значительное количество общих узлов и деталей, включая рамы, топливные баки, компоненты двигателя и ходовой части. Другое название из прошлого было возрождено в 1993 г. с запуском в производство модели Tiger 900. Она была выполнена в стиле машины для эндуро, и ее пластмассовый бак и обтекатель были разрисованы авангардистской графикой. За ней последовала модель Trident Sprint, которая, по сути, представляла собой тот же Trident 900, украшенный прикрывающими бока и низ мотоцикла элегантными панелями и обтекателем кокпита с двумя круглыми фарами в стиле модели Daytona. Позже модель Sprint, как и все мотоциклы Trident, была оснащена регулируемой под предстоящую нагрузку алюминиевой задней подвеской и восстанавливающимся при перегрузке амортизатором. Дизайн модели Trophy подвергся модернизации в 1995 г., когда ее оснастили округлыми корпусными панелями и двумя фарами. Среди других крупных туристских мотоциклов Trophy заметно выделялись формой своих обтекателей, сконструированных Джоном Мокеттом (John Mockett) в результате проведенных в аэродинамической трубе экспериментов.
Модель Tiger 1994 г. выпуска в виде мощного внедорожного мотоцикла под возрожденным старым названием была оснащена созданным на заводе в Хинкли трехцилиндровым двигателем объемом 900 см3. Высокий и тяжелый мотоцикл был не очень удобным при езде но бездорожью.
В 1994 г. завод Triumph воспроизвел ретро-модель Thunderbird. Она оказалась достаточно популярной, и компания запустила в производство похожую машину Adventurer, которая имела, по существу, такую же раму, но была выполнена в стиле одноместного крейсерского мотоцикла с задранным вверх в виде утиного хвоста задним крылом, еще более высоким рулем, рупорообразными выхлопами и избытком хромированных частей.
Серийный гоиочиый мотоцикл небольшого завода Taylormade Racing выпуска 1995 г. был создан на базе модели Daytona 900. Завод выпускал также серию собственных трехцилиндровых моделей Speed Triple Challenge.
С 1996 г. компания начала выпускать небольшими партиями более скоростную и легкую версию модели Daytona 900, известную под названием Super III. Она была оснащена отлитой на заводе Cosworth головкой цилиндра ручной доводки с продутыми выпускными отверстиями и кулачками с высоким профилем. Кроме того, в машине использовались алюминиевые передние тормоза с шестипоршневым суппортом, воздействующим на два плавающих диска. Было выпущено всего 805 таких мотоциклов, цена которых была дороже стандартной модели Daytona на целых 5500 фунтов. В 1995 г. появилась полуспортивная модель Speed Triple, оснащенная трехцилиндровым двигателем объемом 900 см3 и рамой Daytona с усеченным хвостовым обтекателем. Ее появление послужило поводом для организации серии очень популярных в Великобритании гонок, известных под названием Спид Трайпл Челлендж. Этапы этих гонок проводились на основных кольцевых трассах и часто предваряли крупные международные соревнования, например, британский этап Гран При.
Первый мотоцикл Т150 Trident был выпущен в 1968 г. Ои был оснащен трехцилиндровым двигателем мощностью 58 л.с. и отличался примечательным топливным баком и выхлопными трубами.
В октябре 1996 г. на Кёльнской выставке компания Triumph представила две новых модели с передовыми техническими характеристиками. Одна из них — новая суперспортивная машина Т595 Daytona была оснащена новым трехцилиндровым двигателем объемом 955 см3, смонтированным в великолепной причудливо изогнутой раме с овальными алюминиевыми трубами. Другая модель с такой же рамой, но без переднего обтекателя называлась Т509 Speed Triple и имела вид уличного забияки. Новый трехцилиндровый инжекторный двигатель объемом 955 см3 обладал мощностью 128 л.с. при 10200 об./мин. с большим крутящим моментом 48,6 м/кг, так что Daytona теперь встала в один ряд с самыми современными культовыми мотоциклами Honda 900 FireBlade и Ducati 916. Трехцилиндровый двигатель модели Т509 с рабочим объемом 915 см3 отличался от двигателя Daytona на 3 мм меньшим диаметром цилиндров. В обеих моделях использовались шестиступенчатые коробки передач и сложная система впрыска топлива, которая была совершеннее системы впрыска любого другого серийного мотоцикла.
Происходило последовательное обновление модельного ряда с кардинальной модернизацией некоторых моделей, например, мотоцикла для эндуро Tiger, который к 1999 г. был полностью переоснащен.
Выпущенная в 1999 г. и получившая великолепные отзывы модель ТТ600 вознесла марку Triumph на самый верх рынка спортивных мотоциклов с жесточайшей конкуренцией, где она с переменным успехом делила нишу с эталонным мотоциклом Honda CBR600.
Из совершенно новых моделей следует выделить Sprint ST — достаточно хороший мотоцикл, который на равных соперничал с моделью Honda VFR750 за звание эталонной спортивно-туристской машины, а также четырехцилиндровый мотоцикл Т600, о выпуске которого было объявлено в ноябре 1999 г. Этот мотоцикл был создан как прямой вызов модели Honda CBR600, которая лидировала в популярном спортивном классе 600 см3.
Первые созданные на заводе в Хинкли мотоциклы Trophy были спортивными, но к середине 1990-х гг. модель превратилась в превосходную туристскую машину с любым из двигателей: трехцилиндровым объемом 900 см3 или четырехцилиндровым объемом 1200 см3.
К 2000 г. под маркой Triumph было выпущено более 90000 мотоциклов при производительности порядка 100 мотоциклов в день, и зто была максимальная производительность первого завода в Хинкли.
В 1996 г. в модели Т595 Daytona и представленной здесь трехцилиндровой машине Т509 Speed Triple завод Triumph выставил на всеобщее обозрение штампованное алюминиевое шасси, заменившее стальную хребетную раму.
В мае 1999 г. в близлежащей промышленной зоне началось строительство нового завода, открытие которого намечено на середину 2002 г. Этот завод, площадь которого составляет 46452 кв. м, ежегодно сможет производить около 50000 мотоциклов.
Выпущенная в 1973 г. модель Х75 Hurricane имела вид типичного для начала 1970-х гг. крейсерского мотоцикла. Она была оснащена рупорообразными трубами, широко расставленным рулем и двигателем Rocket марки BSA.
Triumph Fast Roadster (1922)
Компания Triumph выпустила скоростной дорожный мотоцикл Fast Roadster Type IR в 1922 г. Головка цилиндра была сконструирована специализировавшейся на поршнях и камерах сгорания компанией Ricardo&Со. Конфигурация ее характеризовалась четырьмя приводимыми в действие толкателями клапанами, располагавшимися попарно под углом 90°, и расположенной по центру свечой зажигания. Поршень был алюминиевым, а цилиндр— выточен из стальной заготовки. От карбюратора шел один разветвлявшийся на впуске трубопровод, в то же время выпуск отработанных газов осуществлялся через две отдельные трубы. Рама и ходовая часть версии IR были взяты от мотоцикла Model Н, хотя раскосные вилки были несколько усовершенствованы. Выходная мощность составляла 20 л.с., что позволяло развивать максимальную скорость 121 км/ч. Оснащенный совершенно новым двигателем объемом 500 см3 мотоцикл Type IR называли уменьшительным именем Riccy в честь знаменитого инженера-кудесника Гарри Рикардо, который впоследствии стал сэром Гарри.
Модель Fast Roadster Type IR марки Triumph была создана на базе обычного шасси, использовавшегося и в представленной здесь модели SD, но ее двигатель был сконструирован специалистами по доводке двигателей под руководством Рикардо.
Двигатель: (Type R) 499 см3, с четырьмя расположенными в головке клапанами, одноцилиндровый, четырехтактный, с воздушным охлаждением
Мощность: 20 л.с.
Коробка передач: трехступенчатая
Главный привод: цепь
Вес: 109 кг
Максимальная скорость: 121 км/ч
В 1927 г. в модельном ряду марки Triumph произошли изменения, и Туре IR был заменен мотоциклом Туре ТТ. Двухклапанный двигатель модели ТТ был сконструирован гонщиком из Бруклэндса Виктором Хорсманом (Victor Horsman). Этот двигатель отличался верхнеклапанной головкой с двумя выпускными отверстиями, закрытым клапанным механизмом со смазкой, коромыслами с роликоподшипниками и трехступенчатой коробкой передач с традиционной перекидной передачей. В передних и задних колесах использовались тормоза с колодками внутри ступиц, а в новых передних вилках использовался амортизатор руля.
Двигатель мотоцикла Riccy был оснащен четырьмя приводившимися в действие толкателями клапанами, размешенной по центру свечой зажигания, алюминиевым поршнем, одним разветвляющимся впускным трубопроводом и двумя выпускными отводами.
Triumph Speed Twin (1937)
Появившаяся в июле 1937 г. модель Speed Twin была лучшим детищем Эдварда Тэрнера (Edward Turner). Неоспоримым ее достоинством была легкость, поскольку она весила на 2,3 кг меньше одноцилиндровой модели Tiger 90 с такой же рамой и при цене 75 фунтов стерлингов стоила всего на 5 фунтов дороже. Обе выхлопные трубы модели были аккуратно упрятаны под двигателем, что делало ее чуть уже и позволяло осуществлять повороты с большим наклоном корпуса машины.
После покупки Сангстером компании Triumph в 1936 г. всей технической программой работ руководил Эдвард Тэрнер, а в центре этой программы находилась модель Speed Twin класса 500 см3. Здесь представлена модель 1938 г.
Двигатель: 498 см3, параллельный двухцилиндровый, 63х80 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 27 л.с. при 6300 об/мин. Коробка передач: четырехступенчатая Triumph, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 171 кг
Максимальная скорость: 150 км/ч
Головка и блок цилиндров были отлиты из чугуна, а одноколенный коленчатый вал был оснащен размещенным по центру маховиком, изготовленными из сплава шатунами и покрытыми белым металлом нижними головками шатунов. В передней и задней частях блока размещались два распредвала, а клапанный механизм был смонтирован в отдельной прикрепленной к головке болтами коробке из сплава. Клапаны приводились в действие толкателями, расположенными внутри протянутых между цилиндрами хромированных трубок.
Поршни двигались вверх и вниз вместе. Тэрнер считал, что такой механизм обеспечивает лучший крутящий момент и более эффективное смесеобразование, чем двухколенный коленчатый вал, и лучшую сбалансированность работы, чем одноцилиндровый двигатель такого же объема. От шестерни впускного распредвала имелся привод к системе освещения Лукаса Магдино (Lucas Magdyno) и к двухплунжерному масляному насосу. Приборная панель из бакелита находилась в верхней части топливного бака. На ней были расположены трехпозиционный переключатель света, амперметр и указатель давления масла.
Окрашенная в амарантовый цвет с золотым окаймлением модель Speed Twin с хромированными, баком, выхлопной трубой, фарой и обедами колес была привлекательной в стандартной отделке. На этом мотоцикле была одержана победа в гонке Кубка Моуда 1938 г. — рассчитанном по времени пробеге по большей части Британии. Модель оказалась настолько удачной, что на протяжении более 40 лет доминировала в модельном ряду марки Triumph и выпускалась в различных модификациях с двигателями размерами 250,350 (3Т), 500 (5Т), 650 (6Т) и 750 см3.
Первые машины Speed Twin называли моделями на шести болтах, подразумевая болты крепления блока цилиндра к картеру. При езде на максимальной скорости это крепление имело обыкновение ослабевать, но к 1939 г. эта проблема была решена. В это же время раскосные вилки были заменены телескопическими. В 1939 г. было также объявлено о выпуске спортивной версии Tiger 100 с более высокой, чем у Speed Twin степенью сжатия (8:1). На этой модели был установлен рекорд скорости в классе 750 см3 в Бруклэндсе — 189,93 км/ч.
Triumph Bonneville (1959)
Впервые представленная в 1959 г. на Лондонской выставке Эрлз Корт мощная модель Т120 Bonneville была оснащена двухцилиндровым двигателем объемом 650 см3 с двумя карбюраторами. Эта модель в течение многих лет доминировала в гонках серийных машин. Первые машины Bonnie (уменьшительно-ласкательное от Bonneville) были оборудованы фарами гондольного типа (с обтекателем), но вскоре компания заменила их обычными фарами без обтекателя, для того, чтобы их можно было легко демонтировать перед участием в соревнованиях.
Модель Т120 Bonneville должна была сыграть важную роль в увеличении объема продаж мотоциклов марки Triumph, особенно в Америке. Машина постепенно совершенствовалась: в 1971 г. появилась новая рама, а в 1973 г. — новый двигатель.
Двигатель: (Т120) 650 см3, параллельный двухцилиндровый, 71х82 мм, с воздушным охлаждением
Мощность: 46 л.с.
Коробка передач: четырехступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 183 кг
Максимальная скорость: 177 км/ч
В 1963 г. двигатели и коробки передач для этой модели стали объединять в одном блоке. При этом внутреннее устройство механизмов, в основном, осталось неизменным, а единственным существенным отличием, как и в малообъемных машинах, было увеличение задней части картера для размещения коробки передач. В 1966 г. модель Т120 была переоснащена 12-вольтовым электрооборудованием и новой эмблемой на баке. Двумя годами позже для повышения тормозной эффективности на модели были установлены передние тормоза с двумя прижимными колодками, а в 1973 г. на смену им пришли дисковые передние тормоза. Предназначенная для американского рынка модификация Bonnie — Т120ТТ представляла собой самый настоящий кроссовый мотоцикл, совершенно не приспособленный для дорожной езды. В 1970 г. для участия в этапах проводившихся в США соревнований АМА была выпущена небольшая партия серийных гоночных мотоциклов T120RT с рассверленными до объема 744 см3 двигателями. На одном из таких мотоциклов Джин Ромеро (Gene Romero) одержал победу в 1970 г., а в следующем 1971 году был вторым. В 1971 г. была выпущена новая партия двухцилиндровых машин Bonneville TR120R с совершенно новой рамой. Увеличенные в размерах верхняя труба и труба сидения служили емкостями для масла и, как ни странно, вызывали нежелательный эффект тем, что при этом почему-то приподнималось сидение и, соответственно, центр тяжести. Машина была оборудована новыми изящными вилками и коническими ступицами, а также мигающими указателями поворотов. Из косметических новшеств следует отметить новые боковые панели и рупорообразные глушители.
Мотоциклы Bonneville составляли основу спортивной продукции марки Triumph с 1960 по 1983 гг., а к 2000 г. название было возрождено благодаря выпуску ретро-версии.
В 1973 г. была создана новая модификация Bonneville Т140 с новым двигателем объемом 725 см3, а позже 744 см3, как у американской гоночной версии T120RT. Значительным изменениям подверглась также головка цилиндров. Все модели марки Triumph теперь также в качестве опциона оснащались пятиступенчатыми коробками передач. В этом случае в кодовом обозначении мотоцикла использовалась римская цифра V, как в модели T140V. Тем не менее, в модели сохранились старые шасси и ходовая часть от Bonneville Т120. В тот период компания изо всех сил старалась поставить Bonneville в один ряд с новой группой больших четырехцилиндровых японских машин, типа Honda СВ750 и Suzuki GT750, которые подкупали доступной ценой и надежной эксплуатацией.
Во время 18-месячного протеста заводских рабочих посредством их затворничества, которое началось в сентябре 1973 г., завод поставил лишь небольшое количество мотоциклов. В основном, это были модели T140V, большая же часть произведенных во время протеста машин Bonneville попала на рынок лишь в последние месяцы вынужденного затворничества — в период с марта по май 1975 г.
В новых машинах T140V Bonneville 1976 г. использовался тот же двухкарбюраторный двигатель объемом 744 см3, но рычаг переключения скоростей был перемещен на левую сторону, и был установлен задний дисковый тормоз. В следующем году в ознаменование серебряного юбилея королевы (25 лет на троне) компания Triumph экстренно выпустила ровно 2400 уникальных мотоциклов Bonneville, окрашенных в цвета национального флага. В 1978 г. для Соединенных Штатов Америки была создана усовершенствованная модель Т140Е. Она была оснащена новой головкой цилиндров и системой смесеобразования, более отвечавшей американским требованиям к составу вредных выбросов в атмосферу. После установки электронного зажигания эта модель в 1979 г. сменила T140V на рынке Великобритании. Модель T140ES с 1981 г. стали оснащать электрическим стартером, а в 1980 г. появилась модель Executive с обтекателем Sabre и с багажником Sigma. Компания Triumph предприняла еще один экстренный выпуск ограниченного числа уникальных моделей по случаю бракосочетания принца Чарльза и леди Дианы Спенсер под названием Т140 Royal с колесами из сплава и карбюраторами Bing. Испытанная на предназначенных для полиции мотоциклах Bonneville обрезиненная антивибрационная подвеска двигателя с 1982 г. стала применяться в серийных машинах Т140 TSS Bonneville в сочетании с отлитым из сплава восьмиклапанным двигателем с двумя карбюраторами Amal. При этом на заказ завод выпускал также окрашенную в более яркие цвета модификацию Т140 TSX с двухуровневым сидением и высоко поднятым рулем.
В начале 1983 г. было объявлено о создании другой совершенно новой восьмиклапанной двухцилиндровой с водяным охлаждением модели с размещенными в головке распредвалами с цепным приводом. Эта машина получила название Phoenix 900. Получивший кодовое название Diana двигатель выступал как напряженный элемент рамы. Шасси дополняли задняя подвеска с моно-амортизатором, колеса из сплава, дисковые тормоза и телескопические передние вилки.
Последнюю версию модели Bonneville производила компания Racing Spares Леса Хэрриса (Les Harris) из Ньютон-Эббота, который получил пятилетнюю лицензию на производство этих мотоциклов. В этих мотоциклах использовались те же рама и ходовая часть, что и прежде, а детали двигателя для достижения большей точности вытачивались на станках с компьютерным числовым программным управлением типа CNC. В них вновь использовались кик-стартеры и карбюраторы Amal а из нового оборудования были привнесены только итальянские вилки Paioli, приборы Veglia и тормоза Brembo. Последний мотоцикл Devon Bonneville был выпущен в 1988 г.
Triumph Trident (1990)
Возрождение компании началось в сентябре 1990 г., когда на Кёльнской выставке был представлен новый модельный ряд марки Triumph. Модель Trident с минимальной (базовой) конфигурацией был представлена мотоциклом без обтекателя с двумя вариантами двигателя — 750 (Т375) и 900 см3 (Т309). Во всех шести моделях серии использовалось много общих узлов, включая собственно рамы, топливные баки, детали двигателя и ходовую часть. Трехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением с двумя распредвалами представлял собой силовой агрегат с картером с продольным швом и отлитой верхней частью, состоящей из блока цилиндров с мокрыми гильзами. Цельнолитая головка содержала по четыре клапана на цилиндр с размещенным в туннеле литья цепным приводом от правого конца оси коленчатого вала. Электронное зажигание инициировалось на том же конце оси коленчатого вала, а элемент масляного фильтра располагался под картером. Цельный коленчатый вал был соединен с расположенным перед ним гасящим вибрацию валом системы уравновешивания. Что касается компрессии, то в двигателях с коротким ходом поршня степень сжатия равнялась 11:1, а в двигателях с длинным ходом — 10,6:1. Следует также отметить 36-миллиметровые карбюраторы Mikuni для не содержащего тетраэтилсвинец топлива, дисковые тормоза Nissin с двумя дисками размером 296 мм и двухпоршневыми суппортами спереди и одним диском размером 255 мм сзади. Кроме того, спереди мотоциклы были оснащены 43-миллиметровыми телескопическими вилками Kayaba, а сзади одним амортизатором Kayaba.
Мотоцикл Trident без обтекателя был одним из первых мотоциклов марки Triumph, созданных на заводе в Хинкли. Мотоцикл оснащался стальной хребетной рамой и трехцилиндровыми двигателями размерами 750 и 900 см3. Он стал базовым в серии мотоциклов модульного производства.
Двигатель: (Т375) 750 см3, верхнеклапанный, 12 клапанов, трехцилиндровый, с водяным охлаждением
Мощность: 90 л.с.
Коробка передач: пятиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 209 кг
Максимальная скорость: 201 км/ч
К октябрю 1994 г. мотоциклы Trident занимали второе место по объему продаж среди машин марки Triumph после модели Trophy. Выпущенный в этом году мотоцикл Trident Sprint по сути, представлял собой тот же Trident 900, украшенный прикрывающими бока и низ мотоцикла элегантными панелями и обтекателем кокпита с двумя круглыми фарами в стиле модели Daytona.
Позже модель Sprint как и другие мотоциклы Trident была оснащена регулируемой под предстоящую нагрузку алюминиевой задней подвеской и восстанавливающимся при перегрузке амортизатором.
Мотоцикл Sprint также выпускался в модификациях Executive и Sports. Обе эти модели выпускались также в вариантах с низко посаженным рулем и выхлопными трубами с имитацией нагара.
Triumph Т595 Daytona (1997)
Представленная в 1997 г. потрясающая модель Т595 Daytona помогла марке Triumph вернуться в элиту мировых мотопроизводителей. Она отличалась от своих предшественниц — производившихся по модульному принципу машин Daytona Т309 и Т400 тем, что ее основу составляла причудливо изогнутая алюминиевая рама из овальных труб, сконструированная Крисом Хеннеганом (Chris Hennegun). Столь же радикальным был и созданный для модели Т595 на заводе в Хинкли новый вариант трехцилиндрового двигателя объемом 955 см3, который развивал мощность 128 л.с. при 10200 об./мин. с большим крутящим моментом 48,6 м/кг. Для уменьшения веса мотоцикла Т595 корпус его двигателя был отлит из магниевого сплава, коленчатый вал, коробка передач и муфта сцепления были также облегчены. Крышка шестеренчатого механизма коробки передач была пластмассовой, а внутренняя футеровка цилиндров обеспечивала лучшее скольжение алюминиевых поршней. В модели Daytona использовалась шестиступенчатая коробка передач и сложная система впрыска топлива, которая была совершеннее системы впрыска любого другого серийного мотоцикла. Располагавшийся слева односторонний качающийся рычаг задней подвески позволял прижать ближе к корпусу расположенную с правой стороны выхлопную систему, которая состояла из сведенных в один глушитель трех выпускных труб. Благодаря этому в выгодном свете смотрелся колесный диск Brembo с тремя спицами, обутый в покрышку Bridgestone ВТ56. В мотоцикле использовались передняя и задняя подвески производства японской фирмы Showa, т.е. регулируемые 45-миллиметровые передние вилки и задний амортизатор. Тормоза японской же марки Nissin были представлены передним с четырехпоршневым суппортом и задним — с двухпоршневым.
В 1996 г. компания Triumph повысила свой престиж благодаря выпуску модели Т595 Daytona, которая зарекомендовала себя достойной соперницей лидировавших моделей Honda FireBlade и Ducati 916.
Двигатель: 955 см3, с топливным впрыском, верхнеклапанный, трехцилиндровый, 79х65 мм, с водяным охлаждением
Мощность: 128 л.с.
Коробка передач: шестиступенчатая, с ножным переключением передач
Главный привод: цепь
Вес: 198 кг
Максимальная скорость: 257 км/ч
Модель Т595 стали тут же сравнивать с самыми современными культовыми мотоциклами Honda 900 FireBlade и Ducati 916. Она продавалась по цене 9800 фунтов стерлингов, что было всего на 500 фунтов дороже модели FireBlade и на целых 3000 фунтов дешевле, чем Ducati. В 1999 г. она была заменена новой моделью 955i. Это был суперспортивный мотоцикл, оснащенный охлаждаемым жидкостью рядным трехцилиндровым силовым агрегатом объемом 955см3 с двумя расположенными в головке распредвалами. Такие параметры двигателя, как диаметр цилиндра и длина хода поршня составляли 79 х 65 мм, а степень сжатия — 11,2:1. Подача топлива осуществлялась при помощи многоточечного последовательного электронного впрыска, при этом диаметр корпуса дросселей равнялся 41 мм. Что касается трансмиссии, то она представляла собой шестиступенчатую коробку передач с мокрым многодисковым сцеплением.
В перечень усовершенствований входили модифицированный выпускной распредвал, модернизированные корпусы дросселей, новая система обвода воздуха, модернизированные настройки и регулировки управления двигателем, новые выхлопные трубы, задняя подвеска, модернизированные провода и шланги, а также новая окраска.