Снятие
Шатуны можно снять с двигателя, предварительно сняв его с рамы. Головку блока цилиндров необходимо снять и разделить половинки картера.
1. Пометьте каждую крышку шатуна и шатун, чтобы идентифицировать обе детали как согласованную пару и определить правильную ориентацию крышки подшипника относительно шатуна.
2. Ослабьте болты шатуна и снимите крышку большой головки. Убедитесь, что вкладыш подшипника остается на месте в крышке.
1. Большая торцевая крышка; 2. Шатунный болт
Примечание. Чтобы освободить крышку, возможно, придется аккуратно постучать по большой торцевой крышке резиновым молотком.
3. Протолкните шатун вверх через картер и соберите поршень и шатун сверху.
4. Промаркируйте узел, чтобы указать цилиндр, из которого он был снят.
Внимание: Никогда не используйте повторно болты шатуна. Если крышка шатуна повреждена, всегда замените болты. Использование оригинальных болтов может привести к серьезному повреждению двигателя.
5. Снимите гильзу с помощью инструмента T3880101 (см. страницу 5-17).
6. Отсоедините поршень от шатуна (см. страницу 5-13).
Установка
Примечание:
- Шатунные болты обработаны антикоррозийным раствором, который нельзя удалять.
- Очистите шатун растворителем с высокой температурой воспламенения.
- Снимите все подшипники и осмотрите их на наличие повреждений, износа и признаков износа, при необходимости замените.
Предупреждение: Шатунные болты ДОЛЖНЫ использоваться только один раз. Если болты по какой-либо причине сняты или отвинчены, всегда ДОЛЖНО использоваться новые болты. Повторное использование болтов может привести к отсоединению шатунов и их крышек от коленчатого вала, что приведет к серьезному повреждению двигателя, потере управления мотоциклом и аварии.
Примечание:
- Убедитесь, что поршень правильно установлен на шатуне.
- При восстановлении ранее работавшего двигателя всегда проверяйте, чтобы поршень и шатун были собраны в той же ориентации и в том же цилиндре, что и до разборки.
1. Установите поршень на шатун (см. страницу 5-15).
2. Нанесите силиконовый герметик на сопрягаемую поверхность гильзы с картером (На заводе используется Three Bond 1215).
1. Лайнер; 2. Зона герметика
3. Установите поршень и шатун в сборе во вкладыш снизу.
4. Установите гильзу в картер так, чтобы стрелка на поршне была направлена вперед.
5. Вкладыши должны быть расположены так, чтобы они не касались друг друга – между центральным вкладышем и прилегающим к нему вкладышем с обеих сторон должна быть обеспечена возможность прохождения щупа толщиной 0,1 мм. Если вкладыши соприкасаются в какой-либо точке, поверните вкладыши до тех пор, пока не останется зазор минимум 0,1 мм.
1. Вкладыши
Примечание. Убедитесь, что узел поршень/вкладыш/шатун правильно совмещен с шейкой коленчатого вала во время сборки в картер.
6. Выберите вкладыши подшипников шатунов (см. страницу 5-10).
7. Установите вкладыши подшипников на шатун и крышку шатуна и смажьте их раствором моторного масла и консистентной смазки с дисульфидом молибдена в соотношении 50/50.
8. Совместите шатун с коленчатым валом и установите большую торцевую крышку.
1. Большая торцевая крышка; 2. Шатунный болт
Внимание: Характеристики крутящего момента шатунных болтов зависят от правильности применения смазки. Если резьба и области под головкой не смазаны смазкой на основе дисульфида молибдена, болты могут растянуться и ослабнуть во время эксплуатации, что приведет к дорогостоящему выходу двигателя из строя.
9. Смажьте резьбу и область под головкой новых болтов смазкой на основе дисульфида молибдена. Затягивайте болты равномерно и постепенно в пять этапов следующим образом:
Внимание: Момент затяжки болтов шатуна зависит от скорости их затяжки. Если весь крутящий момент будет приложен за одно действие, болт может растянуться и ослабнуть во время эксплуатации, что приведет к дорогостоящему отказу двигателя.
- а) затянуть моментом 22 Нм;
- б) отпустить 120°;
- с) затянуть моментом 10 Нм;
- д) затянуть моментом 14 Нм;
- е) затяните болт на поворот на 120°, измеренный с помощью динамометра Triumph 3880105-T0301.
Сервисный инструмент 3880105-T0301