1915-1929 гг.
На фронтах 1-й мировой войны надежность техники в буквальном смысле слова была вопросом жизни и смерти. Поэтому самые успешные и надежные компоненты — сцепление, коробка передач, зажигание от высокочастотного магнето — были молниеносно внедрены в производство подавляющим большинством компаний. На основательную переработку конструкций уделялось не так уж много сил и средств, хотя Harley-Davidson и Indian внесли значительные изменения в свои модели данного периода.
По окончании войны в 1918 году был накоплен определенный опыт по применению и использованию мотоциклов. Как результат, все больше и больше моделей оснащались цепным приводом, 3-х и даже 4-х ступенчатой коробкой передач, кикстартером и педальным тормозом, представленным в 1925 году компанией Velocette. В течение последующего десятилетия все эти устройства стали стандартными на всех более простых моделях.
Постепенно американские компании влились в ряды производителей простых мотоциклов. Причиной этому послужил резко возросший спрос на автомобили. Поэтому, если в 1920-е годы американские модели отличались наиболее передовой конструкцией, то затем их продукция все более устаревала.
Модель Brough Superior, выпускавшаяся между двумя мировыми войнами, была лучшей маркой своего времени и в наши дни является легендой.
Одноцилиндровые мотоциклы оставались обычным делом для большинства производителей, хотя уже появились новые, быстрые и мощные модели с V-twin двигателями, такие как Brough Superior образца 1921 года. Большие V-twin двигатели с боковыми клапанами применялись на колясочных мотоциклах. В 1923 году BMW представила серию своих знаменитых поперечных двигателей, более чем просто похожих на моторы ДВС, производившиеся британской фирмой Sopwith с 1918 по 1921 годы. Кроме США четырехцилиндровые мотоциклы встречались довольно редко. Только в Америке существовал устойчивый спрос на большие тяжелые машины для дальних путешествий, и люди могли себе позволить подобную роскошь.
1929-1949 гг.
В годы великой экономической депрессии на вершине мотоциклетной промышленности было больше места, чем на ее дне. Миллионы людей остались без работы, но средний класс пострадал гораздо меньше. Среди его преуспевающих представителей-любителей мотоциклов сохранялся постоянный спрос на модели компании Brough Superior и другие мотоциклы «для джентльменов».
Этим, по-видимому, и объясняется появление таких оригинальных моделей как Ariel Square hour (1929 год) с объемом двигателя 597 см3, Matchless Silver Arrow (400 см3) и Silver Hawk (593 см3). Однако даже компании BMW, по праву относящейся к производителям роскошных машин, пришлось сокращать производство. Появившаяся в 1929 году рама типа «Звезда» из штампованной стали была настолько практичной, что могла бы гораздо быстрее заменить старую при наличии необходимых средств.
Однако значительные средства вкладывались в участие в мотогонках. Это был вопрос как национальной, так и корпоративной гордости: гонщик на своем «отбойном молотке» ассоциировался с победами, одержанными на мотоцикле родной компании и страны
Помимо мотоциклов BMW с наддувом, предназначенных для участия в гонках и установления новых скоростных рекордов, возможно, самые интересные гоночные модели появились в Италии. Первая — модель фирмы Moto Guzzi с 499-кубовым V-twin двигателем с углом развала цилиндров 120й, выигравшая гонки серии Sen от ТТ в 1935 году со средней скоростью 136.6 км/ч. Вторая — четырех-цилиндровая модель фирмы Gilera с поперечно расположенным двигателем объемом 494 см3, покрывшая в 1938 году 195 км за один час. Если бы не 2-я мировая война, четырехцилиндровый поперечный двигатель мог бы получить широкое распространение гораздо раньше.
Однако массовый рынок ориентировался на более простые модели. В начале 30-х были популярны ультра-легкие мотоциклы с двухтактным двигателем, а примерно с 1936 года был даже предпринят ряд шагов по возврату к «автоциклу»: без шестерен, но с педалями вместо них.
Среди стандартных четырехтактных двигателей одноцилиндровые занимали ведущие позиции. Но съемные головки становились все более привычными, как верхние клапана и даже верхние кулачки. Боковые клапана сохраняли свою популярность благодаря простоте и улучшенному крутящему моменту, но при этом теряли в мощности.
В результате постоянного усовершенствования одноцилиндровые двигатели смогли достичь потрясающих показателей: 500-кубовые кулачковые моторы Norton образца 1939 года развивали мощность в 48 л.с. при 6500 об/ мин. с коэффициентом сжатия 7,5:1 на низкооктановом топливе.
Что касается двухцилиндровы