Несмотря на установление ряда новых рекордов скорости в 1930-х годах и победы в гонках дорожные машины BMW никогда не считались самыми быстрыми в мире, хотя ее самые быстрые мотоциклы также нельзя назвать нескладными. Мотоциклы BMW не самые легкие и идеальные на дороге. Но опять же, их управляемость часто приятно удивляла тех, кто считал их машинами только для степенных пожилых ездоков. Как туристический транспорт они способны преодолевать большие расстояния на приличной скорости по любым прямым и извилистым дорогам.
За исключением туреров модели RT, ориентированных на американский рынок, мотоциклы BMW нельзя назвать огромными, тяжелыми, громоздкими и простоватыми. С инженерной точки зрения они и не замысловатые, но и не такие уж простые как трактора.
Конечно BMW по большей части ассоциируется с поперечным плоским двухцилиндровым двигателем.
Он стал первой действительно успешной конструкцией компании, отказаться от которой впоследствии ей уже не дали покупатели. Компания BMW появилась в 1918 году после слияния фирм Bayerische Flugzeugwerke (выпуск аэроплане в) и GusTav Otto Flug-Taschiesfabrik (летательные аппараты). Когда после 1-й мировой войны спрос на их основную продукцию резко упал, производство мотоциклов представлялось наиболее разумным решением. Первые два опыта оказались неудачными: двухтактная одноцилиндровая модель FlinK и модель М2В15 с плоским двухцилиндровым двигателем, монтируемым в линию с рамой, оказались провальными. После этого Макс Фриц — один из основателей фирмы Flugzeugwerke — сконструировал модель R32 с поперечным плоским двухцилиндровым двигателем.
Несмотря на то, что в 1924 году ограничения на производство авиадвигателей были существенно смягчены, коммерческий успех модели R32 убедил компанию в необходимости дальнейших разработок. Прогресс был необычайно быстр. Сначала двигатель получил верхние клапана. В результате появилась модель R37 с увеличенной почти в два раза мощностью от прежнего объема — 16 л.с. при 4000 об/мин.
До того, как в 1926 году ее и R32 заменили модели R42 и R47, было произведено всего 175 единиц этой быстрой двухцилиндровой модели массой 134 кг. Длина хода поршня и диаметр цилиндров двигателей этих моделей остались прежними — 68 мм Двигатель R42 мощностью 12 л.с. оснащался боковыми клапанами, верхнеклапанный мотор модели R47 развивал мощность 18 л.с.
Модель R42 1926 года была более чем на 40 процентов мощнее своей «предшественницы» R32, несмотря на двигатель с боковыми клапанами такого же объема.
Затем появились двигатели большего объема и еще большей мощности. В 1930-х годах началась эра рекордов скорости и гоночных побед BMW. Так например, в 1932 году Эрнст Хенне установил новый мировой рекорд скорости для двухколесных машин — 244,4 км/ч, а 139-килограммовые гоночные модели 1939 года развивали мощность почти 70 л.с. Мощность появившейся через 27 лет модели R100RS была такой же.
Модель R12 1935 года представляла собой слегка доработанную модель Rile тем же 745-кубовым двигателем мощностью 18 л.с. В 1936 году ей на смену пришла модель R6 с 600-кубовым двигателем такой же мощности.
В годы 2-й мировой войны компания переключилась на производство авиадвигателей для Люфтваффе и военной модели мотоцикла R75 для армии. Послевоенные ограничения означали, что на некоторое время основу производства компании должны составить одноцилиндровые мотоциклы (впервые они появились в 1925 году). В результате образовался довольно длительный период бездействия, когда казалось, что BMW прекратила производство мотоциклов.
Однако с появлением новой «тактной» серии моделей к компании вернулся успех.
В рамках этой серии в быстрой последовательности появились модели R90S и R100RS с двигателями полностью обновленной конструкции Затем появился так называемый «кирпич» — однорядный продольно монтируемый прямой четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. Предполагалось, что он заменит бессмертный «боксер».
Появившаяся в 1973 году модель R90S (на снимке модификация 1975 года) стала первым супербайком BMW, мощным и стильным с уникальной аэрографической окраской.
Выпускалась также модель К75 с двигателем в три четверти «кирпича». На самом деле это был 1000-кубовый мотор с одним удаленным цилиндром: в итоге получился объем в 750 см3.
Впервые моторы BMW достигли объема в 1000 см3 (точнее говоря 980 см3) в 1976 году. На снимке гоночная модель R90S 1978 года со старомодными коромыслами и обтекателем типа «бикини».
Но «боксер» не исчез. В 1992 году появилось новое поколение мотоциклов с верхнеклапанными двигателями (четыре клапана на цилиндр). Вскоре модификации этих мотоциклов стали более интересны, нежели модели «кирпичной» серии, несмотря на увеличение рабочего объема последних для сохранения преимущества в мощности.
Подобно многим другим производителям компании BMW пришлось приспосабливаться к рынку «мотоциклов-игрушек». Примером служит этот круизер 1997 года.
Для расширения модельного ряда BMW выпустила 650-кубовую модель Funduro и 125-кубовый скутер С1. Но эти модели были просто проигнорированы ревностными поклонниками мотоциклов компании Первый не понравился якобы из-за цепного привода, хотя это была совместная модель BMW и компании Aprilia с двигателем Rotax. Скутер вообще не рассматривался в качестве серьезной машины.
Оснащенная одноцилиндровым двигателем Rotax модель F650 (на снимке модификация 1994 года) выпускалась совместно с Aprilia. Использование иностранного двигателя приводило истинных почитателей BMW в настоящий шок.
Однако пока ничего другого компания не представила. Неважно, кто и как критикует машины BMW, так или иначе компании удается успешно реализовывать свои вполне конкурентоспособные мотоциклы.
125-кубовый С1 — это видение скутера компанией BMW. Он появился именно тогда, когда скутера марок Vespa и Lambretta снова вошли в моду.
BMW R32 (1923)
Одна старая пословица гласит: «То, что выглядит здорово, то правильно». BMW доказала это своей моделью-красавицей R32. Тормоза, конечно, были довольно примитивны, а все узлы и агрегаты, например, карданный вал и привод спидометра, легко проглядывалась, что не совсем естественно для современных мотоциклов. К тому времени узел «седло-бак»уже вошел в повседневное применение, но на этой модели присутствовала один из самых ярких плоских баков. Безукоризненное качество сборки и отделки модели уходили корнями в предысторию BMW — производство авиационных двигателей.
Предшественник: 494-кубовая (68x68 мм) модель с плоским двухцилиндровым двигателем мощностью всего 8,5 л.с. при 3200 об./мин., но с карданным валом — все тот же узнаваемый BMW.
Двигатель: 494 см3, поперечный плоский двухцилиндровый с боковыми клапанами, 68x68 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 8,5 л.с. при 3300 об./мин.
Коробка передач: трехступенчатая ручная
Главная передача: карданный вал
Масса: 120 кг
Максимальная скорость: 90 км/ч
Вскоре модель R32 эволюционировала в R37, затем на свет появились модели R42 и R47. Вплоть до появления в 1969 году «тактной» серии нумерация моделей осуществлялась совершенно непонятным способом. В 1925 году на базе одноцилиндровой модели R39 были сконструированы и двухцилиндровые мотоциклы. Двигатель от R39 представлял собой половину «боксера» (68x68 мм) с верхними клапанами. По пути к моделям с рамой типа «звезда», описанной ниже, в 1927 году компания представила модели R52 и R57 и существенно доработала модели R42 и R47. Затем появилась модификация модели R52 с боковыми клапанами. Это был первый BMW с различными диаметром цилиндра и длиной хода поршня двигателя — 63x78 мм. Более гибкий мотор этой модели обладал мощностью 12 л.с., a R57 оснащалась 18-сильным мотором.
В 1928 году BMW выпустила еще две модели с двигателями большого объема. 745-кубовый двигатель модели R62 с боковыми клапанами (78x78 мм) развивал мощность в 18 л.с. при 3400 об./мин. Спортивная модель R63 с 734-кубовым верхнеклапанным двигателем со стандартным ходом поршня (68 мм) и увеличенным диаметром цилиндра (83 мм) развивала мощность в 24 л.с. при 4000 об./мин.
Всего за пять лет BMW выпустила огромное количество модификаций модели. Самая мощная была в три раза мощнее первоначальной R32, а одноцилиндровая модель благодаря своей небольшой массе развивала почти такую же скорость, что и двухцилиндровая R32.
BMW R17 (1935)
Модель R17 была самой совершенной из ряда немного странных моделей BMW с рамой типа «звезда». Она оснащалась телескопическими вилками,четырехступенчатой коробкой передач и значительно более мощной модификацией двигателя R63 (83x68 мм). Двойные карбюраторы Amal помогли увеличить мощность до 33 л.с.
33-сильная модель R17 была самом быстрой машиной BMW с рамой типа «звезда», хотя масса этой рамы говорит об обратном.
Двигатель: 494 см3, поперечный плоский двухцилиндровый с боковыми клапанами, 83x68 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 33 л.с. при 5000 об./мин.
Коробка передач: четырехступенчатая ручная
Главная передача: карданный вал
Масса: 183 кг
Максимальная скорость: 140 км/ч
Телескопические вилка позволяла применять взаимозаменяемые переднее и заднее колесо единого размера. Эта особенность моделей BMW сохранилась до 1969 года.
Выполненная из штампованной стали рама типа «звезда» впервые появилась в 1929 году на моделях R11 и R16. R11 оснащалась по-прежнему 18-сильным 745-кубовым двигателем с боковыми клапанами. 734-кубовый верхнеклапанный мотор R16 вырабатывал 25 л.с. Модели R17 и R12 пришли на смену соответственно R16 и R11. Двигатель R12 представлял собой все тот же старый добрый 18-сильный агрегат с боковыми клапанами и одним карбюратором.
Модель R11 (1929-33 гг.) оснащалась изготовленной из штампованной стали рамой и 745-кубовым двигателем мощностью 18 л.с., что более чем в два раза больше мощности модели R32.
Возвратившись в 1936 году к применению традиционных рам начиная с модели R5 компания также пересмотрела и конструкцию двигателя. Он получил двойной распредвал, что позволило применить более короткие, жесткие и легкие толкатели клапанов. При этом выросло число оборотов двигателя: 24 л.с. при 5800 об./мин.
165-килограммовая оснащенная новой трубчатой рамой модель R5 была на 18 кг легче модели R17 с рамой из штампованной стали.
При этом R17 была лишь чуть медленнее, но на дороге она выглядела привлекательней. Установка педального тормоза облегчила скоростную езду по сравнению с R5.
Двигатель с боковыми клапанами (70x78 мм) модели R6 1937 года был создан на базе мотора R5. Он вырабатывал все те же 18 л.с., что и R11 и R12, правда, всего от 600, а не от 734 см3 объема.
Модели R51 и R61 1938 года, в сущности, были все теми же R5 и R6, но с задней подвеской. R61 была немного медленнее своей «предшественницы» из-за меньшего коэффициента сжатия и «лишних» 11 килограммов массы.
В том же 1938 году поклонники спортивных моделей одобрительно встретили появление модели R66. Ее 597-кубовый (69,8x78 мм) двигатель мощностью 30 л.с. при 5300 об./мин разгонял 187-килограммовый мотоцикл до 145 км/ч. В том же году появилась модель R71. Ее 745-кубовый двигатель с боковыми клапанами вырабатывал уже 22 л.с. при 4600 об./мин. Благодаря двойным распредвалу и карбюратору. Это был первый 745-кубовый агрегат с боковыми клапанами такой конструкции.
BMW R75 (1941)
Модель R75 является одним из самых широко известных невероятных мотоциклов всех времен. С самого начала она была сконструирована с отбором мощности (через блокируемый дифференциал) для привода колеса коляски с монтируемым на ней пулеметом. Несмотря на то, что войска Вермахта нуждались в добротной тяговитой машине для действий, как в североафриканской пустыне, так и в снегах Восточного фронта, двигатель модели оснащался верхними, а не боковыми клапанами. Фактически оказалось, что после модели R71 (1938 год) BMW больше не производила модели с боковыми клапанами двигателя. Снижение коэффициента сжатия до 5,6-5,8:1 привело к уменьшению мощности до 26 л.с. Правда, при этом двигатель стал необычайно тяговит, несмотря на четырехступенчатую коробку передач плюс реверс и раздаточную коробку с двумя передаточными числами. То есть в итоге на модели было восемь передних и две задних передачи.
Модель R75 no сравнению с американским «Джипом» была совершенно непрактична. Однако взявшие ее за основу русские и украинские мотоциклы выпускаются и но настоящее время.
Двигатель: 745 см3, верхнеклапанный поперечный плоский двухцилиндровый, 78x78 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 26 л.с. при 4000 об./мин.
Коробка передач: восьмискоростная ручная
Главная передача: карданный вал
Масса: 420 кг
Максимальная скорость: 95 км/ч
К сожалению, этим мотоциклом было необычайно трудно управлять. Многоопытный водитель мог (да и сейчас может) пересечь на нем самые трудные и необычные участи местности. Но для того, чтобы выжать из машины все возможное, пассажир в коляске просто обязан помогать водителю переключать передачи. 420-килограммовая машина была довольно тяжелой, и даже гидравлические тормоза с трудом останавливали ее. Почитаемый союзниками «Джип» с практической точки зрения превосходил R75. Хотя не стоит забывать, что легендарная модель ХА от Harley-Davidson с плоским двухцилиндровым двигателем появилась в результате восхищения американцев именно моделью R75.
BMW R24 (1949)
Когда после 2-й мировой войны BMW вернулась к мотопроизводству по первому времени максимальный объем двигателя был ограничен до 250 см3. Поэтому компании пришлось положиться на одноцилиндровую модель R24. Несмотря на то, что одноцилиндровые модели не так широко известны и быстры как двухцилиндровые, у них тоже есть преданные сторонники. Все они отличались высоким уровнем изящества и отделки, характерной для двухцилиндровых машин того времени. До некоторой степени их двигатели представляли собой «половинки» двухцилиндровых моторов, повернутые на 90° и дополненные карданными валами.
Традиционные одноцилиндровые модели BMW строились по гем же стандартам, что и двухцилиндровые. Когда в 1990-х годах компания вернулась на рынок одноцилиндровых машин, ей удалось создать более дешевые модели.
Двигатель: 247 см3, верхнеклапанный вертикальный одноцилиндровый, 68x68 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 12 л.с. при 5600 об./мин.
Коробка передач: четырехступенчатая педальная
Главная передача: карданный вал
Масса: 130 кг
Максимальная скорость: 95 км/ч
Первая одноцилиндровая модель BMW — R39 — выпускалась с 1925 по 1927 годы. 6,5-сильный двигатель этой модели объемом 247 см3 отличался такой же, как и у двухцилиндрового двигателя, длиной хода поршня и диаметром цилиндра — 68x68 мм. Как и все остальные одноцилиндровые моторы BMW он оснащался верхними клапанами. Затем последовала серия моделей с двигателями различного объема и непостижимой нумерацией: R2 (198 см3, 6 л.с., 63x64 мм, 1931-36 гг.), R4 (398 см3, 12 л.с., 78x84 мм, 1932-38 гг.), R3 (305 см3, 11л.с., 68x84 мм, 1936 г.), R35 (340 см3, 14 л.с., 72x84 мм, 1937-40 гг.) и R20 (192 см3, 8 л.с., 60x68 мм, 1937-38 гг.).
Модель R20 была самой маленькой одноцилиндровой машиной компании — объем ее двигателя составлял всего 192 см3. Но при этом она развивала почти такую же мощности, что и модель 1924 года с плоским двухцилиндровым двигателем — 8 против 8,5 л.с.
Последующие одноцилиндровые двигатели вернулись к «квадратной» формуле — 68x68 мм, система нумерации моделей была приведена в порядок: R23 (10 л.с., 1938-41 гг.), R24 (12 л.с., 1949 г.), R25 (12-13 л.с., три модификации, 1950-55 гг.), R26 (15 л.с., 1955-60 гг.) и, наконец, R27 (18 л.с., 1960-67 гг.).
BMW R69S (1960)
До появления машин «тактной» серии модель BMW R69S была самой быстрой серийной дорожной моделью. Консервативные поклонники компании считали ее последним настоящим BMW. Без всякого сомнения, это был красивый мотоцикл,отделанный значительно лучше последующих моделей. Однако некоторые его конструктивные особенности вызывали нарекания.
Модель R69S (на снимке модификация 1960 года) с вилками Eagle рассматривается многими как апофеоз классического мотоцикла BMW.
Двигатель: 590 см3, верхнеклапанный поперечный плоский двухцилиндровый, 72x73 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 42 л.с. при 7000 об./мин.
Коробка передач: четырехступенчатая педальная
Главная передача: карданный вал
Масса: 202 кг
Максимальная скорость: 175 км/ч
В сущности, эта машина напоминала о BMW — производителе быстроходных туреров и предвосхитила появление моделей R90S и R100RS.
Она представляет окончательный вариант машины, разработка которой началась еще в 1951 году, когда BMW возобновила производство своих двухцилиндровых мотоциклов.
Сначала появилась модель R51/2 с верхнеклапанным (68x68 мм) двигателем мощностью 24 л.с. при 5800 об./мин. Тогда же появились очень похожий двигатель R51/3 и 590-кубовый R67 (72x73 мм) мощностью 26 л. с. несмотря на пониженный до 5,6:1 коэффициент сжатия.
Двигатель R67/2 (1952-54 гг.) был мощнее (28 л.с.), R67/3 был таким же, а спортивный R68 (1952-54 гг.) мощностью 35 л.с. при 7000 об./мин. был способен разогнать мотоцикл до 161 км/ч.
В 1955 году BMW применила вилки Eagles, до сих пор привлекающие поклонников среди современных владельцев мотоциклов с коляской. Другие же ездоки испытывают к ним смешанные чувства. Так или иначе, многолетний 494-кубовый двигатель R50 по большей части представлял собой мотор R51/2 с парой дополнительных лошадиных сил. Он выпускался вплоть до 1969 года. 590-кубовый двигатель модели R60 вырабатывал 28 л.с. Под индексом же R69 скрывается спортивная модель с двигателем R67/3 (35 л.с. при 6800 об./мин.) и вилками Eagles.
В 1960-62 годах R69 трансформировалась в R69S, a R50 в R50S. Тогда 35-сильный (68x68 см3) двигатель разгонял машину до 160 км/ч. Модель R50 продолжала выпускаться и даже пережила R50S.
BMW R90S (1973)
R90S была суперспортивной версией модели 6-го поколения и одновременно первым высокоскоростным супербайком BMW. Форсакинг Бинг из компании Del'Orto помог «выжать» еще немного мощности из двигателя с большими цилиндрами и высоким коэффициентом сжатия. Согнувшемуся за не более чем декоративным обтекателем типа «бикини» ездоку 67 лошадиных сил было вполне достаточно для разгона до 200 км/ч.
Модель R90S (на снимке модификация 1975 года) была особо популярна в желто-оранжевой цветовой гамме. В настоящее время мотоциклы данной окраски стоят гораздо дороже машин в серых тонах.
Двигатель: 898 см3, плоский верхнеклапанный поперечный двухцилиндровый, 90x70,6 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 67 л.с. при 7000 об./мин.
Коробка передач: пятиступенчатая педальная
Главная передача: карданный вал
Масса: 205 кг
Максимальная скорость: 200 км/ч
Однако, высокая скорость была лишь половиной дела. Что действительно привлекало в машине, так это ее внешний вид. Изумительная аэрографическая окраска бака и обтекателя придавали машине стремительный облик даже на стоянке.
В действительности скоростные характеристики были обманчивы. На максимальной скорости машина подвергалась раскачке, что характерно для машин не только 6-го, но и 5-го поколения. В Америке, на очень важном рынке лишь немногие ездоки регулярно превышали 161 км/ч. Поэтому этот недостаток не имел практически никакого значения. С определенным успехом эту проблему удалось решить на машинах 7-го поколения.
Другими моделями 6-го поколения были R90/6, R75/6 и R60/6. Серьезным просчетом модели R90/6 оказался единственный передний дисковый тормоз, хотя второй был бы весьма кстати. По правде говоря, он не помешал бы и на модели R75/6. Машины 6-го поколения стали логичными правопреемниками «тактной» серии 1969 года — моделей 5-го поколения с четырехступенчатой трансмиссией и барабанными тормозами.
Пылевидные коляски фирмы Stein были классическим сопровождением мотоциклов BMW. А вилки фирмы Eagle, как на представленной на снимке модели R60, были, в свою очередь, классическим сопровождением этих колясок.
От них они наследовали новый двигатель с цельным, а не сборным коленчатым валом, 70,6-миллиметровыми цилиндрами и единственным распредвалом, размещенным над коленчатым валом.
Диаметры цилиндров 32-сильного R50/5 (498 см3), 40-сильного R60/5 (599 см3) и 50-сильного R75/5 (745 см3) двигателей составляли 67, 73,5 и 82 миллиметра соответственно. А максимальные скорости — 157 (R50/5), 167 (R60/5) и 175 (R75/5) км/ч.
С появлением моделей 7-го поколения дефицит машин с двигателями малого объема был восполнен моделями R45 и R65, не относящимися к «тактной» серии. Модель R45 была интересна тем, что оснащалась двигателем объемом 473 см3 и могла вполне называться R50. Это был нетипичный случай умышленного занижения объема двигателя производителем во избежание путаницы. Эта модель выпускалась с двигателями различной мощности: 27 и 35 л.с. Отчасти это было связано с системой налогообложения транспортных средств и необходимостью их страховки. А отчасти с тем, что некоторые потребители вовсе не нуждались в мотоциклах с избыточной мощностью. Небольшие мотоциклы R45 и R65 так и не стали широко популярны среди частных покупателей.
BMW R100S (1976)
Многие считали модель R100RS первой серии последним «боксером» и вероятно величайшим из когда-либо производившихся туристических мотоциклов. Были, конечно, и более быстрые спорт-туреры, но ни один из них не был способен ездить так же далеко, как и быстро.
24-литровый бак позволял преодолеть до 280 км по пересеченной местности двум пассажирам и свыше 440 км в обычном режиме.
Модель R100RS (на снимке образец 1977 года) была бессмертным «боксером». Снятая с производства с появлением «кирпича» серия возродилась по требованию потребителей.
Двигатель: 980 см3, плоский верхиеилапанный поперечный двухцилиндровый, 94x70,6 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 70 л.с. при 7250 об./мин.
Коробка передач: пятиступенчатая педальная
Главная передача: карданный вал
Масса: 210 кг
Максимальная скорость: 200 км/ч
Оптимальная крейсерская скорость машины составляла как минимум 185 км/ч. А при спортивной посадке ездока машина развивала все 209 км/ч. Двигатель представлял собой самый мощный плоский двухцилиндровый силовой агрегат с толкателями клапанов «тактной» серии, устанавливаемый на дорожный мотоцикл.
Когда появилась 2-я серия модели, мощность ее двигателя была снижена до 60 л.с., а аэродинамический обтекатель был призван обеспечить высокую скорость, защиту от непогоды и встречных потоков воздуха. Конечно, машина выглядела (да и сейчас выглядит) сногсшибательно.
В этом же 7-м поколении мотоциклов BMW выпускались модели R100 («голая» версия), R100S («правопреемница» R90S), R100RT (со шторчатым обтекателем для езды по широким дорогам) и R75 (позднее R80), предназначенная для тех, кто мог спокойно обойтись без дополнительной мощности. Так выпускалась модификация R80RT.
Еще позднее появились мощные внедорожные модели R80GS и R100GS (см. ниже).
BMW R80GS (1980)
Никто не сможет забыть свои первые впечатления от модели R80GS. Не говоря уже о габаритах и огромном топливном баке, самым большим сюрпризом стала односторонняя задняя подвеска.
Внедорожный мотоцикл такого размера, казалось бы, должен обладать ограниченной привлекательностью: в конце концов, он очень большой и тяжелый, да и мощности в нем явно больше, чем требуется на «земле». Несмотря на это R80GS и более поздний R100GS стали превосходными машинами для гонок по пескам. Они доказали это своими успешными выступлениями в ралли Париж-Дакар.
Несравненная модель R80GS выглядела довольно скромно. Только оседлав машину можно было ощутить ее большие размеры.
Двигатель: 798 см3, плоский верхнеклапанный поперечный двухцилиндровый, 85x70,6 мм, воздушное охлаждение
Мощность: 50 л.с. при 6500 об./мин.
Коробка передач: пятиступенчатая педальная
Главная передача: карданный вал
Масса: нет данных
Максимальная скорость: 185 км/ч
Однако гораздо важнее то, что они превосходно зарекомендовали себя и как отличные городские мотоциклы. Достаточно мощные машины обладали хорошей подвеской и вполне заметными размерами. По этим причинам модели GS значительное время были довольно престижны для езды. Их единственный серьезный недостаток заключался в том, что только высокорослый человек чувствовал себя в седле комфортно. Примечательно, что даже среди возродившихся «боксеров» были машины в комплектации GS.
Модель 1100 GS развивала мощность в 80 л.с., что на 60% больше чем R80GS и на 10 л.с. чем R100RS.
BMW K1 (1989)
Серия К1 настолько отличалась от моделей BMW 1960-х годов, насколько можно себе представить. Это были очень быстрые машины, привлекавшие взгляд синей окраской и ярко-желтой графикой.
Некоторые считали их слишком большими и тяжелыми для настоящего спортбайка. Сомнительно, правда, что эти критики смогли бы выжать из них максимум возможностей.
Эта серия произошла от первого «кирпича» 1983 года с 90-сильным двигателем.
В серии мотелей К1 1989 года выпускались скоростные версии «кирпича» 1983 года с добровольным ограничением мощности до 100 л.с. Яркая окраска машин подчеркивала угловатые линии.
Двигатель: 987 см3,16-клапанный продольный однорядный четырехцилиндровый с двойным верхним распредвалом, 67x70 мм, жидкостное охлаждение
Мощность: 100 л.с. при 8000 об./мин.
Коробка передач: пятиступенчатая педальная
Главная передача: карданный вал
Масса: 234 кг
Максимальная скорость: 233 км/ч
Продольно расположенный прямой четырехцилиндровый двигатель выглядел довольно необычно. Конструкторы разместили его сбоку рамы. С одной стороны двигателя располагался коленчатый вал, с другой — верхние распредвалы. Это был изящный ход компании. Решение о создании данной конструкции больше объяснялось желанием BMW применить уникальную компоновку, нежели какими-то практическими соображениями.
«Кирпич» выпускался в трех модификациях: простой, лишенной обтекателей (К100), с туристическим обтекателем (K100RT) и со спортивным обтекателем (K100RS). K100RS развивала скорость в 225 км/ч. К100 была почти такой же быстрой.
В 1985 году появилась 741-кубовая трехцилиндровая модель, выпускавшаяся в двух модификациях: лишенной обтекателя К75 и K75S с миниатюрным обтекателем. Эти 74-сильные машины, оснащенные валами системы уравновешивания для снижения уровня неизбежной в отсутствие четвертого цилиндра вибрации, были довольно удачны. Но, в конце концов, из-за отсутствия должного спроса их сняли с производства.
Полноразмерный «кирпич» по мере необходимости неуклонно совершенствовался. Первые машины отличались повышенной дымностью выхлопа при старте, а топливный бак часто сильно перегревался из-за несовершенной системы охлаждения. Выхлопная система «четыре-в-один» подвергалась справедливой критике за неопрятный вид и законченность.
Однако были и положительные особенности. Например, измеритель уровня масла.
Модель K100LT представляла собой «заряженный» туристический мотоцикле АБС. В 1992 году была представлена 1092-кубовая модель К1100, выпускавшаяся в модификациях RT и RS.
Появившаяся в 1997 году модель K1200RS (471 см3, 70,5x75 мм) превысила добровольное ограничение мощности до 100 л.с. Правда, остальные производители его также игнорировали. Эта 130-сильная машина с шестиступенчатой коробкой передач развивала такую скорость, что у большинства не хватало самообладания.
Во многих отношениях K1200RS была самой практичной моделью серии К1. Хотя, как это часто происходит с BMW, на дороге можно было встретить и более скоростные мотоциклы.
Модель K1200LT представляла собой 98-сильный турер с пятиступенчатой коробкой передач.
BMW R1100S (1998)
Модель R1100S представляла собой суперспортивную версию появившегося в 1992 году «боксера» с впрыском топлива и четырьмя клапанами на цилиндр. Несмотря на то, что фирма Krauser выпускала четырехклапанные головки и для более ранних «боксеров», им не уделялось должное внимание. Двигатели новых машин оснащались не только четырехклапанными головками, но и верхними распредвалами каждого цилиндра с цепным приводом. Как и большинство других производителей больших двухцилиндровых мотоциклов, BMW решила не применять традиционную систему жидкостного охлаждения, а использовать преимущества охлаждающих свойств смазочного масла.
Несмотря на большой двигатель, со стороны модель R1100S выглядит аккуратной компактной машиной. Только подойдя к машине спереди можно увидеть, как далеко вынесены цилиндры ее двигателя.
Двигатель: 1085 см3, верхнеклапанный четырехтактный поперечный плоский двухцилиндровый, 8 вольт, 99x70,5 мм, воздушное/масляное охлаждение
Мощность: 98 л.с. при 7500 об./мин.
Коробка передач: пятиступенчатая педальная
Главная передача: карданный вал
Масса: 229 кг
Максимальная скорость: 225 км/ч
Тогда как на ранних «боксерах» масляные радиаторы (и глубокие емкие картеры),активно использовались для охлаждения двигателя на высоких оборотах в жаркую погоду, на новом «боксере» система масляного охлаждения использовалась изначально.
Однако самой радикальной особенностью модели была не конструкция двигателя, а запатентованная передняя подвеска — так называемый «телерычаг», уменьшающий «ныряние» машины при торможении и кручение в различных условиях. Его можно очень хорошо рассмотреть на лишенной обтекателей машине. На первый взгляд «телерычаг» похож на крыло, непостижимым образом простирающееся назад к двигателю. Размещенный за передней стойкой моноамортизатор обеспечивает пружинистость и амортизацию машины. Конечно, эта система работает превосходно, но что более важно для довольно консервативного рынка, она и выглядит вполне привычно.
Только расположенные гораздо выше, чем обычно цилиндры выглядят немного странно по сравнению с классической компоновкой BMW. Возможно, это было призвано успокоить водителей-новичков, боящихся их контакта с землей при поворотах. Хотя, по правде говоря, на более ранних мотоциклах этой участи не удавалось избежать и гораздо выше расположенным деталям. Что касается противоударных стоек, то они всегда вызывали сомнения, т.к. ассоциировались даже с более чем спокойным стилем вождения.
Вскоре в серии новых «боксеров» появилось больше модификаций (и более привлекательных), чем в серии «кирпичей». В 1994 году появился внедорожный R1100GS («всего» 80 л.с.) и R850R (69 л.с.). В 1995 году появились R1100R и турер R1100RT. Затем в 1996 году появился круизер R1200C с 1170-кубовым двигателем мощностью всего 61 л.с. со слабым отбором мощности. Даже консервативные мотоциклисты находили его весьма странным.
Несмотря на впечатляющие скоростные характеристики модели R1100S, ее 18-литровый бак был самым маленьким из моделей серии R: самый большой 26-литровый бак принадлежал модели R1100RT. Даже среди больших двухцилиндровых BMW прочно укоренилась концепция «мотоцикла-игрушки».
Как и Harley-Davidson BMW придерживалась определенного формата двигателя. В отличие от V-twin моделей Harley-Davidson немецкая компания сделала реальную попытку пересмотреть конструкцию своею двухцилиндрового двигателя.